Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №2» г. Лесосибирска




Методические рекомендации к уроку-экскурсии (виртуальной) по литературе в 5 классе на тему «Знакомство с биографией

И. С. Тургенева в московский период»

Смирнова Г. В.,

учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №2» г. Лесосибирска

Уроки литературы с использованием информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ)позволяют более интересно и эффективно преподнести материал, сделать урок более содержательным, динамичным, сделать учебный процесс более привлекательным и современным для школьников, повысить качество обучения, а также помогают развивать самостоятельность обучающихся, их умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку.

В данной работе рассматривается один из вариантов применения новых ИКТ на уроках литературы – виртуальная экскурсия. Выбор данной темы обусловлен тем, что виртуальная экскурсия позволяет учителю расширить и эффективно преподнести изучаемый материал, пробудить желание глубже изучить личность писателя или поэта и его творческий путь. Позволит почувствовать быт и обстановку эпохи, в которой создавал свои произведения И. С. Тургенев.

Известный литературовед XX века, академик Д. С. Лихачев писал, что «понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена» [2, с. 52–59].

Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством И. С. Тургенева в московский период.

На уроке развиваются познавательные и коммуникативные УУД: построение логически обоснованных суждений, способность находить нужную информацию в интернет-ресурсах, формирование умения анализировать и оценивать прочитанное, а также излагать своё мнение в учебном диалоге, аргументируя его, подтверждая текстовыми фактами.

На уроке развиваются личностные и регулятивные УУД:

формирование интереса к биографии и творчеству И. С. Тургенева и ответственного отношения к учению, а также формирование умения работать по предложенному учителем плану, формулируя вопросы по учебному материалу, виду деятельности, в которых возникли затруднения.

По итогу урока будут реализованы задачи:

– образовательные: знакомство обучающихся с памятными для

И. С. Тургенева местами Москвы и творчеством писателя, с историей создания рассказа «Муму»; обучающиеся смогут ориентироваться в литературных местах Москвы, связанных с жизнью писателя и его рассказом «Муму»;

– развивающие: обучающиеся смогут понять принцип работы с интернет - ресурсами, развивать навыки отбора материала и систематизации отобранного;

– воспитательные: обзорно познакомятся с личностью писателя и его произведением «Муму»; продолжат формирование навыков контроля и самоконтроля.

К уроку следует подготовить необходимое оборудование: презентацию, мультимедийный проектор, доску, учебник, вырезки смайликов, интернет-ресурсы, компьютеры.

Методические приемы, используемые учителем: лекция с элементами беседы, виртуальная экскурсия.

Данные методы позволят глубже изучить биографический, исторический и литературный материал, связанный с биографией и творчеством И. С. Тургенева. Используемые методы изучения позволяют лучше раскрыть содержание текста и биографию самого автора, развить читательский и познавательный интерес учеников, расширить читательский кругозор.

На доске записан эпиграф: «Тургенев – один из русских писателей, умевший спускаться в самые недра обыденности затем, чтобы подымать ее за собой». (В. Г. Короленко. Из речи 10 ноября 1918 г).

 

Ход урока:

1. Организационный момент

(Мотивация к деятельности. Эмоциональная, психологическая подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала).

Учитель приветствует обучающихся. У каждого из учеников на столах лежат смайлики. Дается задание нарисовать ротики у смайликов, по которым учитель увидит с каким настроением сегодня пришли ребята на урок. (Проходя между столами, учитель отмечает, что дети настроены по-разному).

2. Основная часть (введение в тему)

Учитель акцентирует внимание на экране с презентацией. Слайд 1:

– Что вы видите? (Предполагаемые ответы: на слайде аллея парка; дорога, уходящая вдаль).

– А как вы считаете, почему я выбрала такое оформление начала нашего урока? Какие у вас возникают ассоциации? (Ответ: по этой аллее любил гулять И. С. Тургенев, размышлять о своих произведениях.)

– Вы правы. А еще дорога – это наш с вами путь, как читателей, по которому нам предстоит пройти вместе с автором и его героями. Путь непростой, но очень интересный. В конце этого пути нам откроется много тайн. Пока мы с вами стоим в начале этой дороги.

Слайд 2. Первый шаг – познакомиться с биографией Тургенева и историей создания рассказа «Муму». Второй шаг - домашнее задание.

Обучающиеся записывают число, тему урока, эпиграф.

3. Основная часть (Путешествие по виртуальному маршруту

И. С. Тургенева в Москве).

Обучающиеся слушают учителя и выполняют заданные действия:

– Мы начинаем путешествие по виртуальному маршруту

«И. С. Тургенева в Москве».

В жизни Ивана Тургенева многое было связано с Москвой, и описание разнообразных мест города мы постоянно находим на страницах его книг. Перед Вами открыты Google Карты и отправная точка нашего путешествия – частный пансион Вейденгаммера.

Слайд 3. Осенью 1827 года братья Николай и Иван Тургеневы были помещены в пансион Вейденгаммера, располагавшийся в Москве на углу Гагаринского и Староконюшенного переулков. Это был частный пансион домашнего характера для детей из состоятельных и знатных семей. К сожалению, здание пансиона было уничтожено пожаром в конце 1970-х годов, но мы можем посмотреть окружение.

Слайд 4. Позже Тургенев будет принят в Московский университет, откуда вскоре перейдет в Петербургский. В 1838 году Тургенев продолжает обучение в Германии. В мае 1841 года он возвращается на родину и едет в Москву, чтобы повидаться с матерью Варварой Петровной, которая жила в одноэтажном доме с шестью парными колоннами, треугольным фронтом, антресолями со стороны двора и большим вязом в саду. Дом сохранился по сей день по адресу Остоженка, д. 37 (Работа с Google Картой). В этом доме Тургенев жил и работал с 1839 по 1851 гг. (Ребята находят дом, смотрят окрестности).

Сейчас в этом здании находится Дом-музей И. С. Тургенева.

– Ребята, благодаря компьютерным технологиям, «посетить» музей можно не выходя из школы. На сайте Государственного музея имени А. С. Пушкина размещены виртуальные музейные туры по самым известным музеям Москвы, с которым каждый желающий может ознакомиться.

4. Основная часть. Посещение виртуального музея И. С. Тургенева.

– Откройте, пожалуйста, на сайте музея имени А. С. Пушкина, вкладку «Виртуальный музей». Обратимся к Виртуальному туру по Музею И. С. Тургенева на Остоженке 37. (Изучают экспозицию музея).

Знакомство с музеем начинается со скульптуры «И. С. Тургенев с собакой» А. И. Посядо. На противоположной стороне от скульптуры представлена картина «Летняя ночь на Остоженке» Е. И. Куманькова.

Далее ученики обращают внимание на работу неизвестного художника с оригинала А. Баумана по наброску И. С. Богомолова и фотографии П. М. Настюкова.

«Открытие памятника А. С. Пушкина» – обучающиеся узнают, что Тургенев принимал активное участие в организации и проведении пушкинских торжеств.

Зал № 1 (парадная зала)

Учитель проводит обзор представленных экспонатов, связанных с детскими и юношескими годами Тургенева. Учитель останавливает внимание учеников на обучении Тургенева в Московском университете.

Основную информацию записывают в тетрадь, составляя при этом кластер «Музей И. С. Тургенева».

Особое внимание учитель обращает на Императорский университет. Вопрос учителя:

– В чем особенность обучения Тургенева в Императорском Университете?

(Верный ответ: он учился здесь лишь один год. Поступил вопреки правилам поступления того времени (в 15 лет).

Обзорное ознакомление с важными знакомствами периода обучения в Императорском Университете: Грановский Т. Н., Полина Виардо, Плетнев П. А., Белинский В. Г.

Зал № 2 (гостиная)

Переходим в гостиную. В центре расположена витрина, в которой представлены автографы писателя, прижизненные издания его произведений. Ученики осматривают Центральную витрину, читают информацию о каждом экспонате.

Учитель акцентирует внимание на письме И. С. Тургенева к А. Доде:

– Чем значима переписка И. С. Тургенева с А. Доде?

(Верный ответ: Частые переписки. И. С. Тургенев отсылает ему свой роман «Елена» («Накануне») и благодарит за его роман, которым он проникся).

Обучающиеся знакомятся с историей первого издания «Записки охотника» и отвечают на вопрос:

– Какая история связана с изданием?

(Верный ответ: арест И. С. Тургенева, позже мировая слава).

Зал № 3 (зал посвящен матери Тургенева)

Здесь ученики видят уникальное изображение Варвары Петровны неизвестного художника в виде медальона на кости. Осматривают интерьеры XIX века.

Ученик рассказывает, какое влияние мать оказала на И. С. Тургенева. «Мать Тургенева родилась в 1787 году. Своего отца она не знала, так как тот умер от неизвестной болезни еще до ее рождения. С матерью были натянутые отношения, из-за чего первые годы жизни маленькая Варвара провела в имении у своих теток. Когда же матушка женилась второй раз, Варвара переехала к ним. Подвергалась каждодневным побоям и всевозможным наказаниям. Ее мать имела суровый и деспотичный характер.
В возрасте 16-ти лет молодая девушка сбегает из семейного гнезда. Какое-то время живет с дядей Иваном Лутовином. Этот человек любил и жалел маленькую девочку. Он понимал, что она сильно настрадалась за эти годы. Именно поэтому завещал все свое состояние ей. Таким образом, с 1813 года, она становится одной из самых знатных дам того времени.
В 1816 году в Спасское (место проживания Варвары) приезжает Сергей Тургенев. В 1816 году сыграли свадьбу. Как вспоминает Варвара: «Все было по любви. Особенно запомнились первые годы брака, которые вполне можно считать счастливыми». К сожалению, в дальнейшем начался большой разлад. Варвара была очень ревнивой и деспотичной (материнские гены), что не нравилось молодому военному. Отец уходит из семьи.

Всего в семье было трое детей: Николай, Иван и Сергей. Сергей скончался ещё в детстве от эпилепсии. Остальные двое прижили долгую жизнь.
Отношения с родителями у маленького Вани сложились необычные. Их он в дальнейшем опишет в рассказе «Первая любовь». Отца будущий писатель безумно уважал и любил. Несмотря на все его недостатки, он казался мальчику статным, умным и смелым.
Детей Варвара часто наказывала, заставляла делать то, чего им не хотелось. Однако Ивана она любила. Он был её фаворитом. Все благодаря незаурядному уму и любви к литературе.
Именно мать является прототипом барыни из рассказа «Муму».

В доме царила необычная атмосфера. Все говорили только на французском языке. Мать часто писала ему письма, цитировала великих классиков, таких как Пушкин, Лермонтов, Гоголь».

Зал № 4 (кабинет И. С. Тургенева)

Здесь ученики видят портреты французских писателей, с которыми Тургенев был дружен, рукописи пьес и первое издание «Стихотворений в прозе».

Учитель проверяет внимательность обучающихся:

– Нашли ли вы здесь еще одно яркое увлечение Тургенева?

(Верный ответ: с детства увлекался шахматами.)

Зал № 5 («Муму»)

Последний зал посвящен рассказу «Муму». Акцент необходимо сделать на то, что основой для создания рассказа стали воспоминания о событиях, произошедшие в остоженском доме. Здесь также ученики видят прижизненную публикацию «Муму» (1874 г.). Зал украшают изображения собак и иллюстрации к рассказу.

Конец экспозиции. Выходим из виртуального музея. Заключительные слова по музею учителя.

5. Основная часть. Заключение путешествия.

Обращение учителя:

– Давайте проследим движение по карте главного героя рассказа «Муму» Герасима. Возвращаемся в Google Карту. Попробуем посмотреть на современную Москву глазами Герасима, который с тяжелым сердцем шел к реке. Из дома на Остоженке 37 по Google Карте движемся в сторону Крымского моста (в то время Крымский Брод).

Ученик читает фрагмент рассказа:

«Герасим шел не торопясь и не спускал Муму с веревочки. Дойдя до угла улицы, он остановился, как бы в раздумье, и вдруг быстрыми шагами отправился прямо к Крымскому броду. На дороге он зашел на двор дома, к которому пристраивался флигель, и вынес оттуда два кирпича под мышкой. От Крымского брода он повернул по берегу, дошел до одного места, где стояли две лодочки с веслами, привязанными к колышкам (он уже заметил их прежде), и вскочил в одну из них вместе с Муму. Хромой старичишка вышел из-за шалаша, поставленного в углу огорода, и закричал на него. Но Герасим только закивал головой и так сильно принялся грести, хотя и против теченья реки, что в одно мгновенье умчался саженей на сто. Старик постоял, постоял, почесал себе спину сперва левой, потом правой рукой и вернулся, хромая, в шалаш».

Дойдя до Москвы-реки, понимаем, что это не так далеко от дома барыни. Учитель:

– А куда же устремился на лодке Герасим?

(Предполагаемый ответ: «А Герасим всё греб да греб. Вот уже Москва осталась позади. Вот уже потянулись по берегам луга, огороды, поля, рощи, показались избы. Повеяло деревней»).

Обучающиеся сравнивают описание Тургенева с изображением современной Москвы.

6. Итоги урока. Рефлексия деятельности. Повторение домашней работы.

Обращение учителя к обучающимся:

– Мы с Вами совершили небольшую прогулку по тургеневской Москве, познакомились с несколькими местами, связанными с биографией писателя, посетили виртуальный музей.

– Какие места вам понравились больше всего?

– Интересна ли форма виртуального урока?

Совместная работа над эпиграфом урока, выявление смысла и высказывание своей точки зрения по поводу него.

Повторение заданного в начале урока домашнего задания (составление толстых и тонких вопросов по содержанию урока, «Муму», составление словарика непонятных слов по произведению «Муму»).

Таким образом, с помощью подобных виртуальных экскурсий, обучающиеся узнают не только новые сведения, но и приобретают навыки самостоятельной работы: приучаются собирать материал, классифицировать его, а также развивать свою речь.

Перспективу работы по теме «Проектирование виртуальных экскурсий на уроках литературы» я вижу в разработке новых форм и приемов проведения подобных уроков. Работа с Google Картой поможет создать литературный маршрут по биографии писателя (поэта) и их произведениям. Такие виртуальные экскурсии могут быть как частью конспекта урока, так и основной работой обучающихся.

Благодаря подобной работе на уроках литературы, восприятие текста обучающимися происходит на качественно новом уровне, у учеников складывается более целостный взгляд на художественное произведение. Происходит приобщение к развитию художественной мысли автора. Школьник, изучающий литературу, усваивает не только где, когда и как возникло произведение, но вместе с тем ощущает себя со-творцом, со-участником творческого процесса.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: