Проблемы внедрения инклюзивного образования в России




Инклюзивное образование требует системного подхода при решении проблем интеграции, т.е. принятие во внимание и приведение в соответствие на государственном, региональном и муниципальном уровнях всех подсистем (образовательных, социальных, нормативно-правовых, экономических), прямо или косвенно связанных с интеграционными процессами. Попытки объединения двух длительное время изолированно развивавшихся систем - специального образования на основе традиционных медицинских классификаций и с вытекающими из них видами дефектов, с одной стороны, и, с другой – массового образования с его консервативной концепцией в виде сравнительно однородных по успешности учебных классов, традиционно ориентированного на успешность, с мотивацией учения на основе нормативного оценивания и межличностного сравнения, создают в реальности значительные трудности для реализации идеи инклюзивного образования.

Вместе с тем специальное образование, охватывающее учащихся с особыми потребностями - инвалидов, испытывает серьезные потрясения ввиду сокращения финансирования и структурных преобразований.

Внедрение инклюзивного образования сталкивается не только с трудностями организации так называемой "безбарьерной среды" (пандусов, одноэтажного дизайна школы, введения в штаты сурдопереводчиков, переоборудования мест общего пользования и т.п.), но и с препятствиями социального свойства, заключающимися в распространенных стереотипах и предрассудках, в том числе, в готовности или отказе учителей, школьников и их родителей принять рассматриваемую форму образования.

Особую актуальность сегодня приобретают исследования общественного мнения о проблемах доступности высшего образования и способах их решения. Исследователи ставят задачу выяснить, каковы представления школьников, студентов, их родителей, учителей, работодателей, руководителей и преподавателей государственных и негосударственных вузов, работников государственных и негосударственных служб по трудоустройству о различиях в качестве высшего образования (в том числе бакалавриата, магистратуры, аспирантуры в государственных и негосударственных вузах) и в возможностях получения разного по качеству образования.

С 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В результате в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов. По результатам эксперимента были проведены две международные конференции – 1995 г., и 1998 г. 31 января 2001 года участники Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения приняли Концепцию интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, которая была направлена в органы управления образования субъектов РФ Министерством образования РФ 16 апреля 2001 года. С целью подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья коллегия Министерства образования РФ приняла решение о вводе в учебные планы педагогических вузов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья». Сразу же появились рекомендации учреждениям дополнительного профобразования педагогов ввести эти курсы в планы повышения квалификации учителей общеобразовательных школ.

По данным Министерства образования и науки РФ, в 2008 - 2009 гг. модель инклюзивного образования внедрялась в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектов Федерации: Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской и других областях.

Однако на данный момент является очевидным, что большинство школ и вузов не готовы к встрече с абитуриентами-инвалидам, так как у них нет ни обустроенной среды, ни специальных программ, рассчитанных на такое обучение. Ведь равные возможности образования совсем не исключают, а, наоборот, предполагают создание специальной образовательной среды для инвалидов (персональный наставник-помощник, специальные лифты и транспортеры во всех учебных учреждениях, специализированные клавиатуры для людей с нарушениями зрения или ограниченными возможностями физического здоровья). Лишь в некоторых вузах существуют центры по обучению студентов-инвалидов.

Заключение

В процессе выполнения данной контрольной работы, я познакомился с историей обучения и воспитания детей с ОВЗ в России, а именно с этапами становления практики и проблемами внедрения инклюзивного образования в России.

Хотелось бы подчеркнуть, что благодаря активному обсуждению проблемы обучения детей-инвалидов в России правительство РФ приняло ряд законов, положений о защите прав инвалидов и по улучшению их жизни, подписало Конвенцию ООН «О правах инвалидов», т.е. государство стало формировать законодательно-нормативную базу об улучшении жизни людей с ограниченными возможностями, в том числе и о специальном инклюзивном образовании, которое направленно на помощь детям-инвалидам адаптироваться в современных условиях жизни, кроме того введение данной формы образования должно изменить общественное мнение восприятия инвалидов как опасных, ограниченных, «лишних» людей. Но чтобы Россия стала цивилизованной страной с цивилизованным образованием, нужно не только принять закон о специальном образовании, или об образовании лиц с ограниченными возможностями, но и иметь благоприятное общественное мнение по данному вопросу, а также создать условия для реализации прав инвалидов.

Система образования в современной России переживает глубокие изменения, различные учебные заведения трансформируются в результате правительственных реформ и под влиянием рыночной экономики. Положительным моментом является то, что с 1 сентября 2016 года в школах начал действовать образовательный стандарт по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. На сегод­няшний день в Федеральном перечне учебников содержится 80 пособий для детей с ОВЗ.

Итак, за последнее десятилетие в системе образования детей с ограниченными возможностями здоровья обозначились следующие тенденции, связанные как с внешними, так и с внутренними факторами влияния:

- общий рост количества детей с отклонениями в развитии;

- увеличение общего количества образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья;

- сокращение контингента обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях;

- рост доли обучающихся по интегрированной форме;

- увеличение количества обучающихся в специальных (коррекционных) классах общеобразовательных школ для детей с нарушениями физического и умственного развития, с одновременным сокращением классов для детей с ЗПР.

Основными же проблемами интеграции детей с ОВЗ в России следует считать:

- спад в экономике и нехватка финансовых средств;

- инертность государственных учреждений, заинтересованность администрации этих учреждений в сохранении сложившегося положения, унаследованного от прежних времен;

- общая и профессиональная интолерантность.

Таким образом, переход к инклюзивному образованию в России неизбежен. Следовательно, все трудности, стоящие на пути реализации педагогической инклюзии, нам предстоит преодолевать. Если мы хотим жить в цивилизованной стране с цивилизованным образованием, необходимо понимание того, что ценность человека не зависит от его способностей и достижений, а социализация ребёнка, вне зависимости от уровня его физического развития, — одна из главных задач современной школы. Поэтому проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья государству следует уделять больше внимания, т.к. эти дети должны иметь равные права со здоровыми детьми, ведь среди них так же есть способные, талантливые, одаренные дети. И одна из важных задач государства в целом и общества в частности помочь им «влиться» в общественную жизнь.

 

Литература

 

1. Выготский Л. С. Основы дефектологии /. – Учебники для вузов. Специальная литература. – СПб.: Лань, 2003. – 654 с.

2. Ермаков,, обучение и воспитание детей с нарушением зрения /. – М.: 2000. – 240 с.

3. Замский Х. С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины 20 века. – М.: НПО "Образование", 1995. – 400 с.

4.Зарецкий В.К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей – десять шагов от инновации к норме // Психологическая наука и образование. М., 2005.

5.Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике. ИКЦ "МарТ" М., 2005 - 448 с.

6. Концепция социального экономического развития 2020, Приложение к

письму от 8.05.08 № 03-946. Комплексный план формирования и реализации современной модели образования в Российской Федерации на 2009 – 2012 годы и на плановый период до 2020 года (извлечение).

 

7.Лазуренко С.Б., Простова М.В. Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. VII междунар. науч.-практ. конф. Часть III. – Новосибирск: СибАК, 2011.

8. Ляпидиевская Г.В. О создании в России сети реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями. Вестник психо-социальной и коррекционно-реабилитационной работы. М., 1997 - 42 - 48 с.

9.Малофеев Н.Н. Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями в России // В матер. Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья: Актуальные проблемы интегрированного обучения.— М.: Права человека, 2001. — С. 30-46.

10.Малофеев Н.Н. Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы// интернет ресурс технологическая школа № 1299/

11. Ратнер Ф.Л.,.Юсупов А.Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей // М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 175 с.

12. Руководство по инклюзии: обеспечение доступа к образованию для всех / перевод и издание на русском языкеРООИ «Перспектива» С. Котовой. – Владимир, - ИКС». – 62 с.

13. Сабельникова C. И. Развитие инклюзивного образования. Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2009. -№ 1. - С.42-54.

14. Семейный кодекс РФ. СК РФ. № 223-ФЗ от 29.12.1995 г.

15.Сунцова А.С. Теории и технологии инклюзивного образования: учебное пособие. − Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. − 110 с.

16. Указ Президента РФ от 25 марта 1993 года N 394 "О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов"

17. Уфимцева, Л. П. Психологические проблемы интегрированного обучения де тей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе / Уфимцева Л. П. // Вос питание и обучения детей с нарушениями развития. – №6. – 2005. – С. 65 – 70.

18.Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;

19.Федеральный закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации (1995 г.);

20. Шипицына Л. М. Актуальные аспекты интегрированного обучения детей с проблемами развития в России // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы.Материалы 2-ой всероссийской научной конференции.Ч.1. М.: 1996. С. 19-30.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: