ИЗ ЗАПИСКИ К.П.ПОБЕДОНОСЦЕВА АЛЕКСАНДРУ III О КОРРЕКТИРОВКЕ СУДЕБНЫХ УСТАВОВ 1864 г. НОЯБРЬ 1885 г.
Опыт достаточно доказал несоответствие нынешних судебных учреждений и судебных порядков с потребностями народа и условиями его быта, равно как и с общим строем государственных учреждений в России. Эти недостатки должны быть исправлены с удержанием по возможности того, что составляет существенное улучшение в новом судебном учреждении сравнительно с прежним. Очевидно, что все эти исправления не могут быть совершены разом и вдруг, но должны быть совершаемы постепенно, по плану, заранее обдуманному.
1. Необходимо ввести судебные установления в общий строй государственных учреждений, от коего ныне представляются они как бы отрезанными, в виде самостоятельной и независимой власти. В Российском государстве не может быть отдельных властей, независимых от центральной власти государственной…
2. Необходимо, и как можно скорей, пресечь деморализацию, которую распространяет в обществе публичность всех судебных заседаний, возведенная в абсолютный догмат поборниками отвлеченных начал судебной реформы… Необходимо дать председателю безусловное право устранять публичность по некоторым делам и умножить разряды дел, по закону производимых в закрытом заседании.
3. Необходимо принять решительную меру к обузданию и ограничению адвокатского произвола, поставив поверенных в строгую дисциплину перед судом… Давно уже пора принять меры против этого сословия, которое всюду, где ни распространялось, представляло величайшую опасность для государственного порядка. И меры эти должны быть на первое время крутые и решительные, дабы можно было разом остановить развитие этого опасного элемента в государстве.
|
4. В делах гражданских судебные уставы ввели строгое начало личной явки сторон, совсем несообразное, в безусловном своем значении с условиями нашего быта, с огромными пространствами, с затруднением сообщения, с дороговизной судебной проволочки… Необходимо ослабить это начало, допустив свободу письменных сообщений между судом и тяжущимися…
6. Учреждение присяжных в уголовном суде оказалось для России совершенно ложным, совсем несообразным с условиями нашего быта и с устройством наших судов и, как ложное в существе своем и в условиях, послужило и служит к гибельной деморализации общественной совести и к извращению существенных целей правосудия… От этого учреждения необходимо нам отделиться, дабы восстановить значение суда в России. Трудно достигнуть этого разом, но можно достигнуть постепенно, изъемля один за другим разряды уголовных дел из ведения присяжных…
Хрестоматия по истории России. С.307.
Ø Используя документ 7.6., ответьте на вопросы:
1. Чем К.П.Победоносцев объясняет необходимость создания и реализации комплекса мероприятий, корректирующих судебные установления 1864 года, а по сути, сводящих их на нет?
2. Какие принципы организации суда предлагал отменить К.П.Победоносцев?
3. Какие изменения, по предложению К.П.Победоносцева, должны были коснуться суда присяжных?
ИЗ ПИСЬМА К.П.ПОБЕДОНОСЦЕВА АЛЕКСАНДРУ III О НАЦИОНАЛЬНОМ ВОПРОСЕ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. 20 ИЮНЯ 1886 г.
Здесь, в Кисловодске… немало разговоров о здешних делах, которые не представляют утешительного вида. Повторяется и здесь горький опыт, который приходится России выносить со всеми спасенными и облагодетельствованными инородческими национальностями. Выходит, что грузины едва не молились на нас, кода грозила еще опасность от персов. Когда гроза стала проходить, еще при Ермолове, уже появились признаки отчуждения. Потом, когда появился Шамиль, все опять притихло. Прошла и эта опасность, - грузины снова стали безумствовать, по мере того, как мы с ними благодушествовали, баловали их и приучили к щедрым милостям на счет казны и казенных имуществ. Эта система ухаживания за инородцами и довела до нынешнего состояния. Всякая попытка привесть их к порядку возбуждает нелепые страсти и претензии.
|
Хрестоматия по истории России. С.314.
ИЗ ПИСЬМА К.П.ПОБЕДОНОСЦЕВА АЛЕКСАНДРУ III О НЕОБХОДИМОСТИ УЖЕСТОЧЕНИЯ КОНТРОЛЯ НАД ЗЕМСТВАМИ.
АПРЕЛЯ 1886 г.
…Предполагается учредить в уезде по участкам единоличные власти, в виде земских начальников, не по выбору, а по назначению, нечто вроде прежних мировых посредников. Они соединяют в себе и административную власть над волостями, и власть судебную, вместо нынешних мировых судей, не по всем делам, но лишь до 300 рублей, а остальные дела остаются в ведомстве одного городского мирового судьи. Жалобы на земского начальника приносятся съезду этих начальников. Далее, изменяется система выборов в гласные земского собрания, и вместо нынешней земской управы предполагается для распоряжения по земским делам присутствие, составленное из лиц местной администрации, с участием 2 гласных от земства.
|
..Необходимо устроить в уезде для надзора за волостными делами единоличную власть. Необходимо изменить нынешний характер земских учреждений, безответственных, отрешенных от центральной администрации и предоставленных всем случайностям выбора.
Хрестоматия по истории России. С.309.
Ø Используя документ 7.9., ответьте на вопросы:
1. Какие меры предлагал К.П.Победоносцев, чтобы ужесточить контроль над земствами?
2. С какой целью предлагалось ввести с действие данные изменения?
ПОЛОЖЕНИЕ О ЗЕМСКИХ УЧАСТКОВЫХ НАЧАЛЬНИКАХ
ИЮНЯ 1889 г.
1. Каждый уезд разделяется на земские участки.
5. В каждом земском участке состоит Земский Участковый Начальник.
6. На должности Земских Участковых Начальников могут быть назначаемы:
1) Лица, прослужившие в губернии, не менее трех лет, в должности Предводителя дворянства.
2) Местные потомственные дворяне, которые имеют не менее двадцати пяти лет от роду и окончили курс в одном из высших учебных заведений Империи или выдержали соответственное испытание или же прослужили в губернии не менее трех лет в одной из следующих должностей: Мирового Посредника, Мирового Судьи, Непременного Члена Присутствия по крестьянским делам или Земского Начальника, если притом они сами, жены или родители их владеют, в пределах уезда, на праве собственности: пространством земли не менее половины того, которое определено для непосредственного участия в избрании гласных в уездное земское собрание, или другим недвижимым имуществом, оцененным для взимания земских сборов не ниже семи тысяч пятисот рублей.
7. При недостатке лиц, удовлетворяющих означенным в статье 6 условиям, на должность Земских Начальников могут быть назначаемы:
1) Местные потомственные дворяне, в возрасте не менее двадцати пяти лет, которые окончили курс в одном из средних учебных заведений Империи или выдержали соответственное испытание и состоят в военных или гражданских классных чинах, если притом они сами, жены или родители их владеют, в пределах уезда, на праве собственности, пространством земли, вдвое большим против указанного в пункте 2 статьи 6, или другим недвижимым имуществом, оцененным, для взимания земских сборов, не ниже пятнадцати тысяч рублей.
2) Местные потомственные дворяне, окончившие курс в одном из высших учебных заведений Империи или выдержавшие соответственное испытание, либо прослужившие в губернии не менее трех лет в одной из поименованных в пункте 2 статьи 6 должностей, если лица сии хотя и не владеют пространством земли, указанным в этом пункте, но сохранили свою усадьбу в пределах подлежащего уезда.
13. На каждую вакантную должность Земского Начальника Губернатор, по совещании с Губернским и местным Уездными Предводителями дворянства, избирает по одному кандидату из списка подлежащего уезда…
14. Министр Внутренних Дел утверждает в должностях… избранных Губернатором или предложенных Предводителями кандидатов…
23. Земскому Начальнику принадлежит надзор за всеми установлениями крестьянского общественного управления, а равно производство ревизий означенных установлений как по непосредственному его усмотрению, так и по Поручению Губернатора или Губернского Присутствия.
24. Во время отсутствия на месте Уездного Исправника или Станового Пристава, на Земского Начальника возлагается надзор за действиями волостных старшин и сельских старост по охранению благочиния, безопасности и общественного порядка, равно как по предупреждению и пресечению преступлений и проступков. До прибытия означенных полицейских чинов Земскому Начальнику предоставляется также руководство в сих отношениях как волостных старшин и сельских старост, так и нижних чинов уездной полиции (полицейских урядников, сотских и десятских) на пространстве всего участка, не исключая и земель владельческих.
25. Земский Начальник имеет право дополнять представляемые ему списки дел, назначенных к рассмотрению на волостном сходе, теми из числа подлежащих ведению оного предметов, которые начальник признает нужным подвергнуть обсуждению на этом сходе.
29. Земскому Начальнику принадлежит право удалять от должностей неблагонадежных волостных и сельских писарей.
30. Земский Начальник имеет право рассматривать все приговоры, постановляемые волостными и сельскими сходами в пределах вверенного ему участка.
31. Если Земский Начальник удостоверится, что приговор волостного или сельского схода постановлен несогласно с законами либо клонится к явному ущербу сельского общества, либо нарушает законные права отдельных его членов или приписанных к волости лиц, то он, остановив исполнение сего приговора, представляет его, вместе со своим заключением на рассмотрение Уездного Съезда.
35. Земский Начальник, если признает необходимым, делает распоряжения о заключении под стражу, в городской тюрьме крестьян, подлежащих удалению из обществ по состоявшимся о том приговоров сельских и волостных сходов.
39. На Земского Начальника возлагается попечение о хозяйственном благоустройстве и нравственном преуспеянии крестьян вверенного ему участка, по предметам ведомства сельских и волостных сходов…
47. Земские Начальники исполняют обязанности Мировых Судей.
48. Ведомству Земских Начальников в порядке гражданского судопроизводства подлежат:
1) Дела по спорам и искам на сумму не свыше пятисот рублей, возникающим: а) по найму земельных угодий, а также находящихся при таких угодьях оброчных и доходных статей, и б) по личному найму на сельские работы, в сельскохозяйственные должности и в услужение.
2) Дела о восстановлении нарушенного владения, когда со времени нарушения прошло не более шести месяцев.
3) Дела о потравах и о других повреждениях полей, лугов и иных угодий…
4) Все прочие иски на сумму не свыше трехсот рублей…
49. Ведомству Земских Начальников в порядке уголовного судопроизводства, подлежат:
1) проступки, предусмотренные в Уставе о наказаниях, налагаемых Мировыми Судьями…,
2) беспатентная продажа питей и табачных изделий…
61. В случае неисполнения законных распоряжений или требований Земского Начальника лицами, подведомственными крестьянскому общественному управлению, он имеет право подвергать виновного, без всякого формального производства, аресту на время не свыше трех дней или денежному взысканию не свыше шест рублей…
62. Земский Начальник, вследствие рассмотрения жалоб, принесенных ему на действия должностных лиц сельского и волостного управлений, а также в случае непосредственно усмотренных им самим маловажных проступков означенных лиц по должности, имеет право подвергать их, без формального производства, одному из следующих взысканий: замечанию, выговору, денежному взысканию не свыше пяти рублей или аресту на время не свыше семи дней. За более важные нарушения Земскому Начальнику предоставляется: временно устранять всех означенных лиц (в том числе и волостных судей) от должностей и входить с представлениями в Уездный Съезд о совершенном увольнении их от службы или о предании их суду.
66. Земские Начальники подчиняются надзору и руководительству местных Губернатора и Губернского Присутствия…
Хрестоматия по истории государства и права России. М., 2005. С.249-251.
Ø Используя документ 7.10., ответьте на вопросы:
1. Кто и при каких условиях мог быть назначен на должность Земского участкового начальника?
2. Кто избирал Земского участкового начальника из списка представленных к избранию кандидатур?
3. Кто утверждал в должности Земского участкового начальника?
4. Что входило в круг обязанностей Земского участкового начальника?
5. Какие права получил Земский участковый начальник?
6. Кто исполняет обязанности Мировых Судей?
7. Какие дела подлежали ведомству Земского участкового начальника в порядке гражданского судопроизводства?
8. Какие дела подлежали ведомству Земского участкового начальника в порядке уголовного судопроизводства?
9. Какие меры административного воздействия мог применять Земский участковый начальник по отношению к лицам, не исполнившим его законные распоряжения? Требовалось ли при этом формальное производство?
10. Какие меры административного воздействия мог применять Земский участковый начальник вследствие рассмотрения жалоб, принесенных ему на действия должностных лиц сельского и волостного управлений, либо других проступков, совершенных ими по должности?
11. Под чьим надзором и подчинением находились Земские участковые начальники?