Категория вежливости в глагольных формах




1-Что такое этикетные нормы?

Этикет – это совокупность норм и правил поведения, обычно это неписаный кодекс, который каждый человек усваивает вместе с культурой. Соблюдение правил речевого этикета обычно никто не требует исполнять в приказной или письменной форме, но они обязательны для каждого, кто хочет наладить отношения с другими людьми. Речевой этикет предписывает желаемое вербальное оформление типичных ситуаций общения. Эти правила никто не придумывал намеренно, они сформировались в ходе человеческого общения за тысячелетия. У каждой этикетной формулы есть свои корни, функции и варианты. Речевой этикет, правила этикета являются приметой воспитанного и вежливого человека и подсознательно настраивают на положительное восприятие персоны, их использующей.

2-Этикетная функция речи

1. Контактная (фатична) функция - установления, сохранения или закрепления, поддерживаемых связей и отношений, индивидуальных или социально массовых. Понятие «контактная функция» одинаково касается всех тематических групп единиц речевого этикета, потому что даже прощаясь, мы устанавливаем возможность последующего контакта

2. Функция вежливости (конотативна) - связанная с проявлениями вежливого поведения членов коллектива друг с другом

3. Регулирующая функция (регулятивная) - тоже касается всех проявлений речевого этикета, потому что выбор определенной формы при установлении контакта регулирует характер отношений адресата и адресанта

4. Функция влияния (императивная, волюнтативная) - предусматривает реакцию собеседника - вербальную, жестовую

5. Функция апелятивная- тесно связанная с императивной, потому что привлечь внимание, значит осуществить влияние на собеседника

6. Эмоционально экспрессивная функция - является факультативной функцией, поскольку она свойственна не всем единицам речевого этикета

 

 

3-Этикетные глагольные формы

Во-первых, принято употреблять этикетную форму, если собеседник значительно старше говорящего. Во-вторых, на выбор формы единственного или множественного числа влияет распределение социальных ролей говорящего и собеседника: начальника и подчинённого, ученика и учителя, продавца и покупателя и проч. В-третьих, выбор формы определяется тем, насколько близки отношения между говорящими, т.е. степенью знакомства. В разговоре с незнакомым человеком принято обращение на «вы» и, соответственно, употребление формы множественного числа. Употребление в этих случаях формы 2-го лица единственного числа оценивается как грубость. Однако возраст и социальный статус не мешают человеку, обладающему высокой культурой общения, обратиться к младшему на «вы».

Отдельно следует рассмотреть формы 3-го лица множественного числа, употребляемые в значении единственного в подобной этикетной функции. Например, фраза: «юлия Алексеевна придут позже», – может расцениваться как устаревшая. Нормативным и современным считается использование формы единственного числа: Юлия Алексеевна придёт позже. То же самое относится и к формам прошедшего времени: Иван Николаевич уже пришёл, а не – Иван Николаевич уже пришли.

Форма 3-го лица единственного числа, используемая в диалогической речи, тоже считается этикетной.

 

4-Какие этикетные нормы считаются устаревшими?

Обращение к родителям на вы, Сударь-сударыня, барин-боярыня

5-Что такое нарушение этикета?

Недопустимое, употребление глагольной формы может выражаться в том, что говорящий вместо глагола в форме множественного числа использует единственное (при обращении к старшему незнакомому человеку – дай сдачу, положи книгу)

6-Что такое Фамильярность и как она проявляется в разговорной речи?

Фамильярность в разговорной речи это: использование кличек, уменьшительно ласкательных прозвищ и прилагательных в ситуациях, когда это не уместно, обращение к начальнику по имени при коллегах.

7-Образование форм глагола

а) повелительных наклонений.

Образуется от основы настоящего будущего времени + суффикс, действие которое кто-то просит или требует выполнить

 

Б) Изъявительных наклонений.

Глаголы в форме настоящего прошедшего или будущего времени, специальных морф. признаков нет, настоящее время образуется с помощью личных окончаний, прошедшее с помощью суффикса Л, будущее время, буду+ глагол несовершенного вида

В) Сослагательных наклонений.

Глагол в форме прошедшего времени + бы, пришел бы увидел бы, условное или желаемое действие

8- Что такое побудительная интонация?

Это интонация содержащая побуждение к действию: подай мне соль, сходи за книгой и т.д.

9- что такое видовая форма глагола?

Глаголы в русском языке относятся к одному из двух видов: несовершенному или к совершенному.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и обозначают действие, ограниченное в своей дли­тельности, имеющее внутренний предел, законченность. Глаголы совершенного вида могут обозначать действие, ко­торое закончилось (или закончится), достигнув результата (выучить, нарисовать), действие, которое началось (или начнётся), причём само это начало действия понимается как его граница, предел (заиграть, запеть), однократное действие (толкнуть, крикнуть, прыгнуть — глаголы с суффиксом -ну).

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и обозначают действие без указания на его предел, без ограничения протекания его во времени, действие длительное или повторяющееся (учить, рисовать, играть, кричать).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: