1-Что такое этикетные нормы?
Этикет – это совокупность норм и правил поведения, обычно это неписаный кодекс, который каждый человек усваивает вместе с культурой. Соблюдение правил речевого этикета обычно никто не требует исполнять в приказной или письменной форме, но они обязательны для каждого, кто хочет наладить отношения с другими людьми. Речевой этикет предписывает желаемое вербальное оформление типичных ситуаций общения. Эти правила никто не придумывал намеренно, они сформировались в ходе человеческого общения за тысячелетия. У каждой этикетной формулы есть свои корни, функции и варианты. Речевой этикет, правила этикета являются приметой воспитанного и вежливого человека и подсознательно настраивают на положительное восприятие персоны, их использующей.
2-Этикетная функция речи
1. Контактная (фатична) функция - установления, сохранения или закрепления, поддерживаемых связей и отношений, индивидуальных или социально массовых. Понятие «контактная функция» одинаково касается всех тематических групп единиц речевого этикета, потому что даже прощаясь, мы устанавливаем возможность последующего контакта
2. Функция вежливости (конотативна) - связанная с проявлениями вежливого поведения членов коллектива друг с другом
3. Регулирующая функция (регулятивная) - тоже касается всех проявлений речевого этикета, потому что выбор определенной формы при установлении контакта регулирует характер отношений адресата и адресанта
4. Функция влияния (императивная, волюнтативная) - предусматривает реакцию собеседника - вербальную, жестовую
5. Функция апелятивная- тесно связанная с императивной, потому что привлечь внимание, значит осуществить влияние на собеседника
6. Эмоционально экспрессивная функция - является факультативной функцией, поскольку она свойственна не всем единицам речевого этикета
3-Этикетные глагольные формы
Во-первых, принято употреблять этикетную форму, если собеседник значительно старше говорящего. Во-вторых, на выбор формы единственного или множественного числа влияет распределение социальных ролей говорящего и собеседника: начальника и подчинённого, ученика и учителя, продавца и покупателя и проч. В-третьих, выбор формы определяется тем, насколько близки отношения между говорящими, т.е. степенью знакомства. В разговоре с незнакомым человеком принято обращение на «вы» и, соответственно, употребление формы множественного числа. Употребление в этих случаях формы 2-го лица единственного числа оценивается как грубость. Однако возраст и социальный статус не мешают человеку, обладающему высокой культурой общения, обратиться к младшему на «вы».
Отдельно следует рассмотреть формы 3-го лица множественного числа, употребляемые в значении единственного в подобной этикетной функции. Например, фраза: «юлия Алексеевна придут позже», – может расцениваться как устаревшая. Нормативным и современным считается использование формы единственного числа: Юлия Алексеевна придёт позже. То же самое относится и к формам прошедшего времени: Иван Николаевич уже пришёл, а не – Иван Николаевич уже пришли.
Форма 3-го лица единственного числа, используемая в диалогической речи, тоже считается этикетной.
4-Какие этикетные нормы считаются устаревшими?
Обращение к родителям на вы, Сударь-сударыня, барин-боярыня
5-Что такое нарушение этикета?
Недопустимое, употребление глагольной формы может выражаться в том, что говорящий вместо глагола в форме множественного числа использует единственное (при обращении к старшему незнакомому человеку – дай сдачу, положи книгу)
6-Что такое Фамильярность и как она проявляется в разговорной речи?
Фамильярность в разговорной речи это: использование кличек, уменьшительно ласкательных прозвищ и прилагательных в ситуациях, когда это не уместно, обращение к начальнику по имени при коллегах.
7-Образование форм глагола
а) повелительных наклонений.
Образуется от основы настоящего будущего времени + суффикс, действие которое кто-то просит или требует выполнить
Б) Изъявительных наклонений.
Глаголы в форме настоящего прошедшего или будущего времени, специальных морф. признаков нет, настоящее время образуется с помощью личных окончаний, прошедшее с помощью суффикса Л, будущее время, буду+ глагол несовершенного вида
В) Сослагательных наклонений.
Глагол в форме прошедшего времени + бы, пришел бы увидел бы, условное или желаемое действие
8- Что такое побудительная интонация?
Это интонация содержащая побуждение к действию: подай мне соль, сходи за книгой и т.д.
9- что такое видовая форма глагола?
Глаголы в русском языке относятся к одному из двух видов: несовершенному или к совершенному.
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и обозначают действие, ограниченное в своей длительности, имеющее внутренний предел, законченность. Глаголы совершенного вида могут обозначать действие, которое закончилось (или закончится), достигнув результата (выучить, нарисовать), действие, которое началось (или начнётся), причём само это начало действия понимается как его граница, предел (заиграть, запеть), однократное действие (толкнуть, крикнуть, прыгнуть — глаголы с суффиксом -ну).
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и обозначают действие без указания на его предел, без ограничения протекания его во времени, действие длительное или повторяющееся (учить, рисовать, играть, кричать).