Начало поисков. Экспедиция Х. Уиллоуби и Р. Ченслора




Содержание

Введение с. 2

Обзор источников с. 4

Обзор литературы с. 7

1. Возникновение идеи с. 10

2. Начало поисков. Экспедиция Х. Уиллоуби и Р. Ченслора с. 13

3.1. Экспедиция С. Бэрроу с. 17

3.2. Экспедиция А. Пета и Ч. Джекмена с. 18

Заключение с. 19


 

Введение

Поиски северо-восточного прохода в Индию неразрывно связаны со всей эпохой Великих географических открытий. Именно в это время начинают возникать в разных европейских странах смелые проекты морских экспедиций, само появление которых уже означало изменение сознания средневекового человека. Основываясь на гелиоцентрической системе Коперника, в конце XV в. итальянский учёный Паоло Тосканелли составил карту мира, на которой берега Азии были расположены на месте берегов Америки: он считал, что Индии можно достичь, плывя на запад от Европы. Впоследствии это заблуждение стало основанием для мечты Колумба и привело к великим открытиям. Но в целом географические представления европейцев о мире начали меняться очень сильно начиная с плавания Бартоломеу Диаша, который в 1486 г. дошёл до южной оконечности Африки и впервые опровергнул миф о том, что Индийский океан окантовывает с юга неведомая "южная земля", доказав тем самым возможность достижения Индии морским путём. С мая 1498 г., когда в индийский порт Каликут (Калькутта) прибыла экспедиция португальцев под предводительством Васко да Гамы, этот путь закрывается для мореплавателей остальных стран, и португальцы начинают получать баснословные прибыли от торговли с Индией, а с начала XVI века и от торговли с Малаккой и Молуккскими островами. С другой стороны Испания, для которой уже был закрыт путь на восток, начинает с конца XV в. организовывать знаменитые экспедиции на запад через Атлантический океан и получать огромные прибыли уже в результате завоевания государств южной Америки, а после этого вывозит оттуда в огромных количествах золото и серебро. В 30х годах XVI века включается в колониальную гонку Франция, оттуда организовываются экспедиции в Канаду, но за весь XVI в. она была освоена очень мало, в основном Франция в это время торгует с Испанией, из которой её товары поступают в колонии. Англия не была в числе первых стран в гонке за колонии. В конце XV века итальянцы Джованни и Себастьяно Каботто под английским флагом исследовали возможность прохода в Индию через северо-запад. Они открыли и изучили Ньюфаундленд, а потом Себастьян Кабот перешёл на службу к португальскому монарху, что не считалось чем-то экстраординарным, поскольку он не был английским подданным. На время поиски новых торговых путей и возможностей приостановились в Англии, потому что монархи сосредоточили свои помыслы и средства на других направлениях: религиозные реформы, обустройство двора, поиск средств для пустеющей казны внутри страны.

И только с середины XVI века англичане начинают одну за другой посылать экспедиции на поиски альтернативного пути в Индию, теперь северо-восточного. В 1553 г. для этой цели создаётся особое общество "для открытия новых земель" и отправляется в путь первая экспедиция под предводительством Хью Уиллоуби и Ричарда Ченслора. На основе изучения материалов этой экспедиции необходимо выяснить, каковы были географические представления отплывающих о тех широтах, которые им необходимо было преодолеть, о тех народах, с которыми они могли бы завязать торговлю. Довольно легко будет выяснить цели этой экспедиции, поскольку они отражены в уставе, сочинённом известным и опытным мореплавателем Себастьяном Каботом, который был приглашён обратно в Англию специально для организации экспедиции на северо-восток. Основываясь на записках из плавания Стифена Бэрроу, который в 1556 г. на небольшом судне-пинассе "Сёрчсрифт" продвинулся гораздо дальше Р. Ченслора и дошёл до Карских ворот (пролив в Карское море между о. Вайгач и Новой Землёй), можно выяснить, были ли учтены новой экспедицией все сведения, собранные предыдущей. Возможно ответить на вопрос, изменилось ли отношение к идее сообщения с Индией и Китаем через северо-восточный путь. Наконец, по материалам третьей экспедиции под руководством Артура Пета и Чарльза Джекмена (1580 г.) проследить развитие и изменения в географических представлениях образованных англичан и европейцев, отметить цели третьей экспедиции, изменились ли они по сравнению с первыми двумя и как. Ответить на вопрос, чего достигли мореплаватели и как это было воспринято на родине.

Однако в первую очередь необходимо рассмотреть условия, в которых могла возникнуть такая фантастическая, на взгляд современного человека, идея обогнуть Сибирь и выйти к Китаю. Для этого надо понять, какие географические произведения признавались наиболее авторитетными и почему, как европейцы могли получать сведения об отдалённом севере Азии, какие хотя бы примерно представления были у них о северо-восточном проходе. Необходимо будет изучить материалы, которыми могли пользоваться экспедиции, посланные разведать этот путь. Далее на основе анализа записок мореплавателей выяснить, почему несмотря на не очень грандиозные результаты экспедиций, эта идея продолжала оставаться актуальной и заставляла купцов и предпринимателей вкладывать деньги в организацию всё новых путешествий в этом направлении. Почему в конечном счёте эту затею посчитали бесперспективной и какие другие решения проблемы нашли англичане в XVI веке.


 

Обзор источников

Самым ранним из моих источников является небольшой труд Павла Иовия "Книга о Московитском посольстве". Павел Иовий жил между 1483 и 1552 годами, родился в городе Комо, учился в Падуанском университете, где занимался философией, а затем переехал в Павию и начал изучать медицину. Но вскоре оставил врачебную практику и стал заниматься историей. Папа Адриан VI сделал Иовия каноником в его родном городе, а Климент VII назначил его епископом г. Ночеры. Умер Иовий во Флоренции, где похоронен в ц. Св. Лаврентия.

Иовий сам не был в России, и его трактат, впервые появившийся в 1525 г., представляет собой воспроизведение того, что рассказывал автору в Риме про свою родину толмач, посланник Василия III Дмитрий Герасимов. Этот человек учился латинскому и немецкому языкам в Ливонии, не раз ездил в другие страны в качестве переводчика и дипломата, и был несомненно одним из образованнейших русских людей своей эпохи. Прибытие его в Рим расценивалось как крупное политическое событие, поэтому ему отвели прекрасное помещение, за ним хорошо ухаживали, папа допустил его к себе на аудиенцию и велел познакомиться с ним поближе Павлу Иовию. И уже в том же 1525 году издаётся его книга, которая До записок С. Герберштейна считалась самой полной книгой о Московии. (с. 91 Сибирь в известиях). Книга Иовия была весьма известной в его время, её часто цитировали и ссылались на неё как на авторитет, у неё было множество изданий (1537, 1545, 1551).

Кроме сообщений Герасимова, Иовий не имел, по-видимому, никаких других источников. В написании своего труда он руководствовался не только желанием сообщить интересный материал о малоизвестном народе, но также подчеркнуть могущество пап в тяжёлую для них эпоху реформации, когда к престолу св. Петра счёл нужным обратиться, хотя и чуждый по вере, могущественный правитель отдалённых северных народов.

Вторая группа источников, которую я буду анализировать в работе, это записки разных экспедиций англичан, отправлявшихся на поиски северо-восточного прохода. От первой экспедиции 1553-1554 гг. остался устав, выработанный известным в то время мореплавателем Себастьяном Каботом, который сам однако не мог отправиться в плавание, поскольку ему к 1553 году было уже 71. Устав представляет собой предписания, которые должны были соблюдать члены длительного рискованного путешествия, объединённые общей задачей. Он предусматривает действия в случае бунта на корабле, в случае смерти какого-либо участника экспедиции, а также указания англичанам, как вести себя в незнакомых странах с другими народами. Но самое важное, на мой взгляд, положение этого документа отражает отношение общества к экспедиции. Устав предписывает участникам послать о себе известие, но только если будут положительные результаты: найден проход, установлена торговля либо другие открытия и успехи. (английские пут-ки с. 48). Записи в самой экспедиции вёл как сам её глава Хью Уиллоуби, так и некий Климент Адамс, записавший все события пути Ричарда Ченслора, главного кормчего экспедиции. В то время как судьба Уиллоуби с его двумя кораблями сложилась весьма печально (они замёрзли на безлюдье Кольского полуострова), Ченслор на корабле "Эдуард - благое предприятие" благополучно доплыл до малоизвестной тогда Московии, вследствие чего было установлено торговое сообщение между этими странами и основана торговая Московская компания. История отношений Англии и Московии равно как и история Московской торговой компании являются смежными и богатыми для изучения темами, однако лишь косвенно соотносятся с темой моей работы.

В источниках отражаются особенно ярко расплывчатые представления европейцев о тех местах, куда они собрались плыть, так в уставе Кабота не называется ни одно из племён, населявших побережье Ледовитого океана, известных хотя бы из "Записок" австрийского посла при дворе Василия Ивановича С. Герберштейна или из труда Павла Иовия. Самое дальнее, куда заплывали англичане, был норвежский порт Вардехус (Вардо), поэтому в записках Уиллоуби мы видим, что капитан идёт по приблизительному курсу, ориентир удясь по ком пасу и учитывая движение льда.

Второй рассматривается экспедиция Стифена Бэрроу, отплывшего в 1556 году из Англии на поиски торгового пути в Индию. Эти записи рассказывают многое о навигации в то время, о деятельности поморов в северных морях (Бэрроу встречает множество русских ладей, на которых охотники ходили на промысел в район Новой Земли). Этот источник отражает политику, которую проводил Бэрроу взаимодействуя с русскими: если их подарки или сведения были ценными, то он приглашал этих людей на обед с ним, либо

Третья - экспедиция А. Пета и Ч. Джекмена в 1580 г. была более успешна, чем вторая, поскольку мореплаватели спустя 27 лет после плавания Уиллоуби прошли в Карское море, но они не в полном составе вернулись домой (корабль Джекмена погиб предположительно в устье Оби). Хоть англичане и оставили свои попытки в этом направлении, но северо-восточный путь ещё долгое время считали перспективным голландцы и пытались разведать его именно в торговых целях в первую очередь, а не в научно-познавательных.

Все эти записки и материалы были собраны в сборнике "Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке", которому предшествует вступительная статья о развитии английской экспансии на восток. Также там содержатся записки путешественников, которые хотели открыть сухопутный маршрут в восточные страны через территорию новооткрытой Московии, но они не относятся к теме данной работы.

Последний источник - это письмо фландрского математика и географа Герарда Меркатора к Ричарду Геклюйту, известному издателю и собирателю рассказов о морских путешествиях второй половины XVI века. Помещено это письмо в сборнике "Сибирь в известиях иностранных путешественников и писателей", в котором собраны разные упоминания об исследовании Сибири, помещены отрывки из источников, а также краткие биографии авторов этих записок или писем и краткая история того или иного памятника. Несмотря на ориентированность на другую тему, нежели поиск пути через северные воды к южным странам, этот сборник стал весьма полезным источником информации обо всех участниках экспедиций, о Павле Иовии, Герарде Меркаторе и Ричарде Геклюйте.


 

Обзор литературы

Из историографии данного вопроса самой полезной работой оказалась книга известного советского историка Е. В. Тарле. Его "Очерки истории колониальной политики западноевропейских государств" представляют собой обзорную работу по истории колониальной политики западноевропейских стран в период с падения морского и торгового преобладания генуэзцев и венецианцев до Венского конгресса 1815 года, который надолго установил перераспределение колоний между европейскими державами (с. 13). Эта книга была задумана как первая часть трёхтомника по истории колониальной политики, в котором вторая и третья части были бы посвящены соответственно "колониальной политике эпохи промышленного капитализма" и "колониальной политике эпохи империализма" (с. 4), вполне ясны методологические установки автора в духе марксизма. Вследствие этого автор сосредотачивает своё внимание больше на анализе экономических предпосылок путешествий англичан в северные моря, сравнивая потенциал Англии в то время с возможностями других стран (Франции и Нидерландов, которые тоже "опоздали" к Великим географическим открытиям), и объясняет то, что "северные" страны включились в колониальную гонку гораздо позже, чем Испания и Португалия, неравномерностью общего, по его мнению, процесса разложения феодализма и формирования капиталистического уклада. Он говорит о слабости Англии и раздробленности Германии до начала открытий, объясняя этим то, что они начали работать в этом направлении гораздо позже, чем Испания и Португалия, но были ли такими уж развитыми и богатыми два названных государства? В первом очерке о причинах поиска морского пути в Индию Тарле пишет только то, что у многих европейских стран возникало в то время желание установить торговые контакты с островами пряностей, Индией и Китаем в обход наживавшихся на этой торговле венецианцев и генуэзцев. (с.24) И мне кажется, что скорее выгодное географическое положение этих стран и внутренняя стабильность, установившаяся после Реконкисты в Испании, были основными причинами, почему именно они начали эти поиски первыми. С другой стороны, в Англии в начале XVI века перед Генрихом VII стояла задача упрочения своей власти и приведение казны королевства в порядок после гражданских войн предыдущего века, а во время правления Генриха VIII и его сына все умы занимала религиозная реформа и благополучие королевства более, чем что-либо другое. История попыток англичан найти северо-восточный путь в Индию описана им довольно бегло, хотя был использован широкий круг источников, среди которых заслуживают упоминания письмо Герарда Меркатора к Ричарду Геклюйту (издателю, собиравшему в XVI веке всякие истории путешественников и географов о новых землях (с. 166 Сибирь в известиях)), записки Сигизмунда Герберштейна, австрийского посла при дворе князя Василия Ивановича, материалы экспедиций Уиллоуби и Ченслора, Пэта и Джекмена, Виллема Баренца. Не всегда ему удаётся последовательно рассказать о представлениях мореплавателей того времени: сначала он заявляет о том, что организаторам первой экспедиции на поиски северо-восточного пути в Индию не было известно опубликованное в 1549 году сочинение Герберштейна, поэтому они имели очень мало сведений о географии тех мест,(с.104) однако буквально вслед за этим пишет, что расчёты "деловых людей из Сити" строились именно на сведениях Герберштейна, который хоть и не говорил прямо о том, что из северных морей можно попасть к Индии, однако упоминал о реке Обь, которая вытекает из какого-то озера, которое почему-то многие сочли Китайским морем.(с.105).

Книга П. Джеймса и Дж. Мартина "Все возможные миры: История географических идей" это самая общая работа по истории географических представлений человечества. В ней исследователи ставят перед собой задачи выяснить, в частности в разделе средневековья, развитие картографии и мореплавания, навигации и историю накопления и упорядочения сведений о земном шаре, его природе и климате. Хотя в книге напрямую не поднимается вопрос о северо-восточном проходе, оттуда можно по черпнуть немало сведений о том, как составлялись карты и каким картам предпочитали верить. Как рассчитывали во времена Колумба расстояние и почему моряки, двигаясь по меридиану, попадали совсем не в то место, в которое стремились.

В книге Штокмар В. В. "Экономическая политика английского абсолютизма в эпоху его расцвета" рассматривается экономическая политика Елизаветы I, в том числе и отношение государства к создававшимся торговым компаниям второй половины XVI века. Работа выдержана в ключе советской историографии, велика проработанность источников, однако всё это лишь косвенно относится к теме моей работы. В основном эта книга послужила тому, чтобы понять общее состояние экономики Англии в середине XVI века, принципы построения акционерных компаний, степень участия в них государства, и сделать вывод о том, что к таким активным поискам северо-восточного пути в Индию и Китай англичан побудило желание торговой наживы. То есть ресурсы в то время для расширения внешней торговли у Англии были, а возможности такого расширения не было из-за политики испанцев в их колониях и из-за закрытости морского пути в Индию огибая Африку из-за господства там голландцев.


 

Возникновение идеи

Имя Христофора Колумба известно практически любому умеющему читать и писать человеку на земном шаре, как и известна хотя бы в общем история его плаваний. А вот имена Ричарда Ченслора, Хью Уиллоуби, Уильяма и Стифена Бэрроу, Артура Пэта и Чарлза Джэкмена знают немногие. На их долю выпали не менее удивительные и значимые открытия, чем на долю Колумба и Васко да Гамы, однако их значение померкло в тени славы открытий поругальцев и испанцев в начале XVI века. Хотя для людей того времени это было не совсем так.

Когда в 1525 году в Рим прибыл посланник московского князя Василия Ивановича Дмитрий Герасимов, это стало событием большой величины. Папа Климент VII с большим почётом принял гостя, с которым и познакомился литератор из города Комо Павел Иовий, изучавший древних авторов и интересовавшийся историей. Вскоре после отъезда Дмитрия обратно на родину выходит труд Иовия "Книга о посольстве Василия, Великого Государя Московского в папе Клименту VII, в которой с особой достоверностью описано положение страны, неизвестное древним, религия и обычаи народа и причины посольства. Кроме того, указывается заблуждение Страбона, Птолемея и других, писавших о географии, там, где они упоминают про Рифейские горы, которые, как положительно известно, нигде не существуют". Здесь впервые и звучит мысль о возможности достичь берегов баснословно богатой Индии, если обогнуть Азию с севера и потом свернуть на юг и плыть до тёплых вод Южного моря. Иовий прямо написал: "достаточно хорошо известно, что Двина, увлекая бесчисленные реки, несётся в стремительном течении к северу, и что море там имеет такое огромное протяжение, что, по весьма вероятному предположению, держась правого берега, оттуда можно добраться на кораблях до страны Китая, если в промежутке не встретится какой-нибудь земли" (с. 262 герберштейн). Так началась история долгих поисков и исследований в Ледовитом океане, закончившаяся только в начале XVIII века, когда Беринг открыл пролив, названный впоследствии его именем.

Исследователи сообщают о том, что во Франции у одного из главных арматоров и купцов города Дьеппа Жана Анго возникла мысль о северо-восточном проходе в Индию, однако, как отмечает Тарле, во Франции в 20х-30х годах XVI века не было такого большого потенциала, как в Англии, в которой этой идее суждено было получить осуществление.(Тарле с. 102). В это время там начала активно развиваться внешняя торговля, англичане начали больше вывозить свои товары, нежели ввозить иностранные, однако торговать с испанскими колониями на новооткрытом континенте они не могли, поскольку такая торговля жёстко ограничивалась самими испанцами, захваленными естественным желанием стать единственным торговым посредником между Старым и Новым Светом, что приносило огромные прибыли. А в Англии после правления Генриха VIII казна остро нуждалась в пополнении, поскольку король, растратив всё, что сумел накопить более экономный его предшественник, на содержание пышного двора, строительство в стиле Ренессанса, покровительство художников, скульпторов и писателей, не придумал никакого иного способа существенно пополнить казну, кроме как отобрать у католических монастырей в ходе церковной реформы все их богатства. И это не сильно помогло, поскольку, продав эти имения по сниженным ценам светским владетелям и уплатив долги, Генрих остался в небольшом выигрыше. Поэтому в середине XVI в. в Англии, как в конце века XV в Португалии и Испании, возникает необходимость торговать с богатыми южно-азиатскими странами без посредников, на этот раз португальцев.

Если бы Колумб знал, что Азия на самом деле находится гораздо дальше, чем он предполагал (с. 113 все возможные миры), счёл ли бы он своё предприятие выполнимым, отправился ли в столь далёкий путь? Нельзя сказать наверняка, однако английские мореплаватели, задавшиеся целью достичь Южной Азии через северо-восток вряд ли отважились бы на это предприятие, если бы реально представляли себе протяжённость этого пути и климат тех мест. Скорее всего Себастьян Кабот, итальянский мореплаватель и путешественник, окончательно перешедший на английскую службу к 1549 году и составивший для первой экспедиции англичан устав, не был знаком с произведением Павла Иовия, хотя Е. В. Тарле и утверждает, что оно было довольно широко распространено по всей Европе (Сибирь, с. 92). Тарле также говорит о том, что англичане могли быть знакомы с "Записками..." Сигизмунда Герберштейна, изданными в 1549 году, однако его заключения вступают в противоречие друг с другом, как я писала выше. Возможно идея пришла к англичанам независимо от других источников, а к началу экспедиции Х. Уиллоуби, первой экспедиции англичан в этом направлении, они могли и поискать сведения о Московии и тех местах, и прочитать произведение Герберштейна, но скорее всего Себастьян Кабот ничего не знал о Московии и Народах, населящих побережье того океана, по которому предстояло плыть путешественникам, иначе он бы написал хоть одно название племени, которых множество приводится и у Иовия и уж тем более у Герберштейна. В любом случае даже если бы эти сведения и были известны участникам экспедиции, то были слишком сильно искажены, как и весьма умозрительным был вывод Иовия о том, что по северному морю можно доплыть до Китая. Точно можно утверждать одно: им передал свой опыт мореплавателя Себастьян Кабот, который сам долго плавал под английским флагом и занимался поисками северо-западного морского пути и пути в Индию в обход Северной Америки с юга, анализ устава, написанного им показывает важность этого предприятия для всего английского общества. Этот проект считался не столь фантастичным в то время, как он представляется нам сейчас, когда мы смотрим на карту мира. Знания европейцев о Сибири в то время были крайне скудны, неточны, смешивались с представлениями древних географов (например в своём труде Павел Иовий опровергает существование в Московии Рифейских гор, которые располагали там древние географы).

Идея появилась, она была заманчива и считалась вполне выполнимой, осталось лишь приступить к действиям.


 

Начало поисков. Экспедиция Х. Уиллоуби и Р. Ченслора

Около 1553 года по инициативе известного мореплавателя Себастиана Кабота ряд лондонских купцов во главе с мэром Лондона Джорджем Барнсом организует "общество купцов-предпринимателей для открытия стран, земель, островов, государств и владений, неведомых и даже доселе морским путём не посещаемых". На сумму в 6 тыс. ф. ст. (В Англии середины XVI в. на 100 ф. ст. богатая семья могла жить год, а купцы вкладывали по 25 ф. ст. и весь капитал составил 6000 (с. 107 тарле).) были снаряжены три корабля "Добрая Надежда", "Благое упование" и "Эдуард - Благое предприятие", во главе всей экспедиции был поставлен сэр Хью Уиллоуби, отставной офицер королевских войск, а в главные кормчие выбрали опытного моряка Ричарда Ченслора, которому и было суждено достичь берегов далёкой Московии. Во второй половине XVI века исследователи отмечают в Англии переход к новым принципам организации торговых компаний. Если в предшествующий период кампании были регулируемыми, то есть каждый купец вёл торговлю на свой собственный капитал, то именно в это время появляются акционерные компании, в которых меняются традиционные правила приёма купцов в компанию, а также капиталы купцов объединяются, компания получает хартию на свою деятельность в том или ином регионе. (штокмар с. 92-93). Объединение капиталов было необходимо для торговли с малоизученными странами или для открытия пока ещё неизвестных, поэтому "общество купцов-предпринимателей" стало одной из первых таких компаний в Англии. Также Штокмар отмечает, что создание компаний было инициативой не государства, а провинциальных или (в основном) лондонских купцов и предпринимателей, однако уже в правление Елизаветы министры и сама королева могли вкладывать небольшие деньги в торговые и корсарские экспедиции, получая впоследствии, если предприятия оканчивалось удачно, большие прибыли (Штокмар с. 95).

Итак, 9 мая 1553 года три корабля выходят из лондонских предместий с товарами для продажи и непоколебимым желанием во что бы то ни стало найти новый путь в Индию, получить огромные прибыли и принести своей стране славу и процветание. Путешественники не знали, какие народы могут встретиться им на пути, в уставе Себастьяна Кабота нет ни одного названия племени или государства, поэтому там содержится множество указаний на то, как вести себя с туземным населением, если бы они встретили людей в звериных шкурах и с дубинками (англ пут-ки с. 47), указание обходить вопросы религии молчанием (с. 46), "не оскорблять народы высокомерием и обходиться с ними учтиво (с.47). Самое главное стремление экспедиции было, естественно, завести торговлю с туземцами, для этого требовалось приобрести хоть какие-нибудь сведения об их образе жизни, правителе и обычаях. Для того, чтобы выведать секреты тех племён, Себастьян Кабот предписывает не скупиться на выпивку, потому что это вернейший способ, но запрещает "вводить в бесчестите женщин" (с. 46). Англичане понимали, что эти народы, которые они могут встретить, необязательно должны быть дружелюбными к пришельцам, поэтому они строго соблюдали устав и не отходили от корабля более, чем на один день пути, не ходили поодиночке и безоружные (с. 46). Для обеспечения успеха экспедиции в устав вписаны статьи о том, чтобы не бросать предприятия, подчиняться главному начальнику и согласовывать курсы со всеми кормчими и главным начальником, который имел два голоса в совещаниях (с.40-41). Самое главный, на мой взгляд, пункт устава гласил о том, что у многих в Лондоне зародилось подозрение, что экспедиция не будет иметь успеха из-за отсутствия морских проходов, близости Северного полюса или ещё каких-нибудь причин (с.47), поэтому многие отказались участвовать и стали отговаривать других. Естественно, люди страшились неизвестности, ведь о тех местах ходили разные слухи, никто из англичан ни разу не был там (англичане не плавали на северо-восток дальше Вардехуса с. 11), но всё же большинство считало, что такое путешествие может принести успех. Поэтому, чтобы не посеять ещё большие сомнения среди тех, кто ждал путешественников домой, они должны были, если представился возможность, послать известие на родину, но только с самыми важными вестями: открытие морского пути в Индию либо другие успехи экспедиции (с. 48). Мореплаватели были просто обязаны показать положительный результат.

Из трёх кораблей в Англию смог вернуться только один: так и не встретившись в Вардехусе с "Эдуардом - благое предприятие", на котором главенствовал Ричард Ченслор, два корабля Хью Уиллоуби, отнесённые ветром к югу, приустали недалеко от реки Кола, где им и пришлось зимовать. На корабле сохранилась собственноручная записка Уиллоуби, в которой с мужественной сдержанностью было описано, как он посылал несколько раз людей на поиски поселений, а они возвращались ни с чем, как им пришлось зазимовать на этой неприветливой земле(с.50), а потом записка обрывается... Судя по завещанию родственника Уиллоуби, также находившегося на одном из злополучных кораблей, зимой 1554 года путешественники ещё были живы.

В то же время в описании путешествия Ричарда Ченслора, продолжавшего свой путь без главы экспедиции после недельного ожидания в Вардехусе, можно заметить, что после этого известного англичанам порта корабль двигался наощупь, держа курс в основном на восток, пока ему не начали встречаться льды. Тогда Ченслор вынужден был всё сильнее и сильнее отклониться к югу, в результате чего он пристал неподалёку от монастыря Св. Николая, в двадцати километрах от того места, где впоследствии будет Архангельск. Он перезимовал в Московии, где встретился с Иваном Грозным, выдав себя за посла Эдуарда VI. Он вернулся домой весной 1554 года с грамотой от русского царя, на пути его корабль ограбили голландцы, но всё равно экспедицию посчитали успешной.

Результаты были таковы: вместо Индии англичане открыли далёкую Московию, с которой тоже можно было торговать, но огромных прибылей эта торговля не приносила. Иногда английские купцы не могли продать своего товара, потому что население было слишком бедно. Всё же это был огромный прорыв, потому что теперь у моряков имелись записи и карты, по которым можно было следовать на северо-восток, а проблема карт в то время стояла очень остро (все миры с. 119). Карта всего мира была сделана фландрским математиком Герардом Меркатором только в 1569 году и далеко не во всём соответствовала действительности (все миры с. 127). На ней не были ещё исправлены все ошибки древних географов, вместо неизвестных мест были нарисованы диковинные существа, а протяжённость побережья Ледовитого океана была значительно укорочена в соответствии с представления ми учёных о том, что в Китай можно поплыть через Обь, которая якобы ведёт в некое Китайское море.

Тем не менее, экспедиция Ченслора положила начало торговым отношениям между Англией и Московией, а "общество купцов-предпринимателей" преобразовалось в 1555 году в Московскую торговую компанию, по инициативе которой и продолжались впоследствии поиски северо-восточного пути в Индию. Идея не была забыта или признана абсурдной. Совсем наоборот.


 

Экспедиция С. Бэрроу

Спустя два года после возвращения Р. Ченслора в 1556 г. эстафету принимает Стифен Бэрроу, опытный мореплаватель, который на своём небольшом судне "Сёрчсрифт" (Search thrift) вновь пытается открыть северо-восточный путь в Индию. Хотя Московская компания и получала большие прибыли от торговли с Московией, англичане не оставляют своих попыток установить сообщение с богатейшими восточными странами. Во-первых, первая экспедиция оказалась успешной, даже несмотря на гибель более половины её участников: установились выгодные торговые отношения, а главное Ченслор практически доказал, что судоходство возможно в тех водах. Плавания 1553 года эта затея считалась очень рискованной и практически невыполнимой, тогда как Ченслор многое разузнал о тех местах и доказал то, что это можно выполнить не только теоретически, но и практически. Торговля с Московией, даже учитывая все прибыли, не могла стать такой же выгодной, как возможная торговля с Индией или Китаем, поэтому экспедиция Бэрроу, организованная на деньги Московской компании, начинает свой путь. Обогнув Кольский полуостров, Бэрроу встречает много русских ладей, которые зачастую помогают ему едой и показывают путь до реки Оби (англ путешественники с. 71). Если их подарки или сведения стоят угощения, он приглашает одного или двоих на обед в капитанскую каюту, либо отдаривает безделки в ответ (с. 74-75). С помощью русского кормчего Гаврилы экспедиция Бэрроу доплывает до Карских ворот, где они внезапно расстаются. Плыть дальше в Карское море на небольшом судне с малым количеством экипажа было бы безумием, даже учитывая, что в августе, когда Бэрроу приплыл туда, лёд не так опасен, как в более позднее время. Поэтому Бэрроу поворачивает назад, останавливается на зимовку в Холмогорах, а на следующий год возвращается в Англию.

В результате этого плавания движение англичан на восток было приостановлено. Во-первых, не вполне удачная экспедиция, доказавшая к тому же высокую трудности прохода через проливы к Карскому морю и через само море, вечно покрытое льдами. Во-вторых, внутренние дела отвлекали англичан в это время в связи с нестабильностью в стране, предшествовавшей восхождению на престол Елизаветы I.

Однако несмотря на все трудности по возвращении в Англию Бэрроу укрепил тамошних учёных и мореплавателей во мнении о том, что северо-восточный проход существует и что Обская губа является началом прохода через большую реку в Китайское море, точно так, как писал С. Герберштейн (Тарле с. 110). Поэтому хоть и с большим перерывом, всё же Московская компания решила продолжать поиски пути, к тому же теперь в свете новых прибылей от торговли у неё не было недостатка в деньгах.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: