Теории «химер» и «антисистем» Гумилёва подвергаются критике в научном сообществе[18][19][20].
В частности, историк и этнограф Виктор Шнирельман обвиняет Гумилёва в антисемитизме. Он указывает:
Хотя примеры «химерных образований» рассыпаны по всему тексту…он выбрал лишь один сюжет, связанный с так называемым «хазарским эпизодом». Однако в силу явной антисемитской направленности публикацию его пришлось отложить, и автор посвятил этому сюжету добрую половину своей выпущенной позднее специальной монографии по истории Древней Руси [21].
Действительно, Л. Н. Гумилёв указывал на «непассионарную» роль еврейского народа, приводя примеры: «Однако характер тюрко-хазарских и иудео-хазарских взаимоотношений был диаметрально противоположен. Тюрки награждали хазарок детьми, которые вырастали хазарами, с повышенной пассионарностью. Евреи же, наоборот, извлекли из хазарского этноса детей … чем обедняли хазарскую этническую систему, а тем самым вели её к упрощению [22]», что и вызвало неоднозначную реакцию его научных оппонентов.
Янов также считает, что Гумилёву не чужды антисемитские взгляды, поскольку о евреях Гумилёв говорит следующее: «Проникая в чуждую им этническую среду, {они} начинают её деформировать. Не имея возможности вести полноценную жизнь в непривычном для них ландшафте, пришельцы начинают относиться к нему потребительски. Проще говоря — жить за его счет. Устанавливая свою систему взаимоотношений, они принудительно навязывают её аборигенам и практически превращают их в угнетаемое большинство». Он также утверждает, что «учение Гумилева может стать идеальным фундаментом российской„ коричневой“ идеологии».
|
Интересные факты
В 2010 и 2011 годах вдохновленные теорией Пассионарности активисты сообщества Забей провели футбольный Турнир Пассионариев среди любительских команд в Минске и др. городах Беларуси. Основная цель мероприятия – активный отдых и донесение до каждого участника, что любая история состоит из Героев и их поступков. Каждый тур соревнований был посвящен историческому персонажу.
См. также
§ Дуалистическая теория этноса
§ Конструктивизм (теория этноса)
§ Инструментализм
Похожие труды
§ «Столкновение цивилизаций» (Хантингтон)
§ «Закат Европы» (Шпенглер)
§ «Византизм и славянство» (Леонтьев)
§ «Постижение истории» (Тойнби)
§ «Психология народов и масс», «История арабской цивилизации» (Лебон)
§ «Ноосфера» (Вернадский)
Источники
§ Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб.: Кристалл, 2001. ISBN 5-306-00157-2
§ Пассионарная энергия и этнос в развитой цивилизации: Материалы Всерос. междисциплин. науч.-практ. конф. -М.: Изд-во СГУ, 2008. С. 5-8.[1]
Примечания
↑ Показывать компактно
1. ↑ Гумилёв Лев Николаевич в энциклопедии «Кругосвет»: "В последние годы существования СССР, когда учение Гумилева об этногенезе впервые стало объектом публичного обсуждения, вокруг нее сложилась парадоксальная атмосфера. … Все учёные отмечали, что, несмотря на глобальность теории и её кажущуюся основательность (Гумилев заявлял, что его гипотеза есть результат обобщения истории более 40 этносов), в ней очень много допущений, никак не подтвержденных фактическими данными".
2. ↑ https://penza-psychology.ru/fileadmin/user_upload/facults/psyhology/documents/%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B51.pdf
|
3. ↑ 12 И. С. Шишкин. Три статьи из газеты «Завтра»
4. ↑ Кралюк П. Болезнь евразийства. Рефлексия русского самосознания в «альтернативной истории». — «День», № 72, 19 апреля 2003 года.
5. ↑ Антонов А. Фольк-хистори. — anton2ov.spb.ru, 2003.
6. ↑ Данилевский И. Читая Л. Н. Гумилёва // Русские земли глазами современников и потомков (XII—XIV вв.). — М. — 2001. — С. 336—345.
7. ↑ Тортика А., Михиев В. Концепция истории Хазарского каганата Л. Н. Гумилёва: опыт критического анализа // Материалы восьмой ежегодной специализированной конференции по иудаике. — Ч. 1. — М. — 2001. — С. 149—178.
8. ↑ Шнирельман В., Панарин С. Лев Николаевич Гумилев: основатель этнологии? — Вестник Евразии, № 3 (10). — 2000. — С. 32-33.
9. ↑ Лев Клейн. Горькие мысли «привередливого рецензента» об учении Л. Н. Гумилёва
10. ↑ О. М. Распопов (ИЗМИРАН), В. А. Дергачев (ФТИ им. Иоффе) ~200-летние вариации космических лучей, модулированных солнечной активностью, и их климатический отклик (презентация). 29-я Всероссийская конференция по космическим лучам (2006). Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 11 мая 2011.
11. ↑ От Руси до России. СПб., 1992. С.335.
12. ↑ Этногенез и этносфера // Природа. 1970. № 1. С.335.
13. ↑ Гумилев Н. «Год рождения 1380» // Декоративное искусство. 1980. № 12. С.37.
14. ↑ Леонтьев К. Собрание сочинений. Т.5. М., 1912. С. 120.
15. ↑ Шпенглер О. Закат Европы. М.; Пг., 1923. С. 54-59.
16. ↑ Яков Лурье Древняя Русь в сочинениях Льва Гумилёва. Опубликовано в журнале «Звезда», 1994 №10. С. 167 – 177. (1994). Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 24 июня 2009.
17. ↑ Янов А. Л. Учение Льва Гумилёва. Опубликовано в журнале «Свободная мысль», 1992, №17. – С. 104-116. (1992). Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 8 сентября 2009.
|
18. ↑ «В том же ряду стоит идея Л. Н. Гумилева, согласно которой при взаимодействии несхожих этносов возникают химерные суперэтносы. При этом заключение межэтнических браков (экзогамия) „оказывается реальным деструктивным фактором при контактах на суперэтническом уровне“» — Ю.Бромлей. По поводу одного «автонекролога»
19. ↑ Л. Гумилёв от «пассионарного напряжения» до «несовместимости культур»
20. ↑ В. А. Тишков. Реквием по этносу
21. ↑ Древняя Русь и Великая Степь Древняя Русь и Великая Степь. Товарищество Клышников, Комаров и К. М.: 1992 стр. 61
22. ↑ Гумилёв. Указ.соч. стр. 92
Литература
Поддержка
§ Труды Л. Н. Гумилёва на Gumilevica.
§ Труды К. П. Иванова (ученик Л. Н. Гумилёва) на Gumilevica.
§ В. Л. Махнач Основы этнологии (лекция).
§ Теория антисистем. Источники и документы.
§ В. В. Гудаков Восприятие идей Л. Н. Гумилева зарубежной наукой
Критика
Дьяконов, И. М. Сборник «История Востока» («Восток в древности») Предисловие к первому тому и в главах I, XIII и XXXIII (критика без явного указания адресата).
§ Лев Клейн. Горькие мысли «привередливого рецензента» об учении Л. Н. Гумилёва
§ Александр Янов. Учение Льва Гумилёва
§ Лорен Грэхем «Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе» Пер. с англ. — М.: Политиздат, 1991. — 480 с.
§ Юлиан Бромлей. «По поводу одного „автонекролога“»
§ Б. Кедров, И. Григулевич, И. Крывелёв. По поводу статьи Ю. М. Бородая «Этнические контакты и окружающая среда»
§ Давыдов Д.Г. Пассионарность – от идеи к эмпирическим исследованиям // Пассионарная энергия и этнос в развитой цивилизации: Материалы Всерос. междисциплин. науч.-практ. конф. –М.: Изд-во СГУ, 2008. С. 24-33.[2]
§ Владимир Кореняко «Этнонационализм, квазиисториография и академическая наука» // «Реальность этнических мифов» Под ред. А. Малашенко и Марты Брилл Олкотт. М.: Московский центр Карнеги, октябрь 2000. — 99 с.