1.«Культура всегда подразумевает сохранение предшествующего опыта» (Ю.Лотман)
2.«Наука необходима народу. страна, которая её не развивает, неизбежно превращается в колонию» (Ф. Жолио-Кюри)
3.«Цель искусства – не греза, а реальная жизнь» (Р.Ролан)
4.«Искусство любят те, кому не удалась жизнь» (В. Ключевский)
По теме «Социальная сфера»:
1. «Даже в процветающем обществе неравное положение людей остается непреходящим явлением» (Р. Дарендорф)
2.«Одна и та же социальная роль по-разному переживается, оценивается и реализуется разными людьми» (И.Кон)
3.«Маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами» (А. Фаржд)
4.«Нация – это сообщество людей, которые через единую судьбу обретает единый характер» (О. Бауэр)
3 .Основные понятия и термины:
Духовные потребности – нужда общества и человека в создании и освоении духовных ценностей. Духовные потребности не заданы биологически, от рождения. Формируются в процессе социализации.
Духовная деятельность (производство) – деятельность людей по созданию духовных ценностей.
Духовные ценности (блага) – то, что создается в процессе духовного производства: произведения искусства, учения, научные открытия и т.д.
Ценность - выражает человеческое измерение культуры, воплощает в себе отношение к формам человеческого существования. ценности – это значимые для человека объекты (материальные и идеальные). ценности есть важнейшие компоненты человеческой культуры наряду с нормами и идеалами.
Культура – творческая деятельность человека, направленная на преобразование действительности; процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются и распределяются духовные ценности.
|
Культура – совокупность всего созданного человечеством на протяжении всей своей истории.
Культура в широком смысле – все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты.
Культура в общем смысле – совокупность достижений людей в материальной и духовной сферах.
Материальная культура – вид культуры, которая связана с производством материальных благ (техника, производство - здания, оборудование, орудия труда).
Духовная культура - совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению (наука, искусство, религия, мораль, политика, право - произведения искусства, научных открытия, религиозные учения).
Высокая (элитарная) культура – это тип культуры, которая создается привилегированной частью общества или по ее заказу профессиональными творцами; рассчитана на узкий круг специалистов;
Народная культура – это тип культуры, которая создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды, эпос, сказки, танцы, песни).
Массовая культура – это современное культурное производство и потребление (концертная и эстрадная музыка, поп-культура) без различия классов, наций, уровня материального состояния, стандартизация культуры.
Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной группе (детская, молодежная, научное сообщество, бизнес, религиозная, этническая, криминальная).
Контркультура – оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (хиппи, панки, андеграунд).
|
Наука – система достоверных знаний о закономерностях развития природы, общества и человека; целью науки является постижение истины и открытие объективных законов, получение научных знаний, которые лежат в основе научной картины мира.
Научная революция – процесс коренного, качественного изменения господствующей системы идей и теорий (парадигмы), которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период.
Образование - результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, условие подготовки человека к жизни (семья, школа СМИ); целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.
Образование (по новому Закону «Об образовании») – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства
Обучение - целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний, умений и навыков и их совершенствованию.
Самообразование – процесс получения знаний самостоятельно.
Атеизм – отрицание существования бога.
Анимизм - вера в духов и души, существующих в предметах или независимо от них.
Конфессиональный – церковный, конфессия – вероисповедание.
Магия - вера в существование сверхъестественных связей и отношений человека с вещами, животными, духами с целью желаемого воздействия на окружающий мир.
Религия – форма общественного сознания и мировоззрение, основанное на вере в существование сверхъестественного начала.
|
Религия – внутренняя убежденность в существовании сверхъестественной высшей силы - в Бога (или богов), который является предметом поклонения.
Тотемизм - поклонение рода или племени какому-либо животному или растению как своему мифическому предку и защитнику.
Фетишизм (идол, амулет, талисман, заколдованная вещь) - религиозное поклонение, предписывание отдельным предметам магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата (поклонение неодушевленным предметам).
Искусство – форма общественного сознания и вид человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.
Мораль – форма общественного сознания, в которой находят отражение представления о добре и зле, справедливости и несправедливости; система ценностей и требований, регулирующих поведение человека; его отношение к другим людям, самому себе и к окружающей среде.
Мораль – специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни (мир должного).
Нравственность – принципы реального практического поведения людей, имеющих более «житейское», «приземленное» значение, в которых строгость высокоморальных норм значительно смягчена (мир сущего).
Этика – это философская наука, предметом изучения которой является мораль, нравственность.
8.Рекомендуемая литература и нормативные акты:
1. Арбузкин А.М. Обществознание. -М.: Зерцало-М, 2011. -[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://book.ru
2. Обществознание. Учебник для 10 класса // под ред.Л.Н. Боголюбова. [Электронный ресурс] –М.: Просвещение. Режим доступа: https://window.edu.ru/resource/833/59833
3. Салыгин Е.Н., Салыгина Е.Г. Обществознание. Учебник для 10-11 классов. Режим доступа: https://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7afd87e0-0a01-000a-0081-4013787b7cfb/?interface=pupil&class[]=53&subject[]=21
4. Сычев А.А. Обществознание. –М.: КноРус, 2016. -[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://book.ru
Нормативные акты:
1. Конституция РФ (официальный текст на 1 августа 2003 г.) Предисловие Председателя Конституционного Суда РФ, д.ю.н., проф. В.Д, Зорькина. Постатейный научно-практический комментарий коллектива ученых-правоведов под рук-м ректора МГЮА, акад. РАН О.Е. Кутафина. –Агентство (ЗАО) «Библиотечка Р.Г.» -2003. –336 с.
Интернет-ресурсы:
1. Обществознание. Единый портал. Режим доступа: https://humanitar.ru/
2. https://fcior.edu.ru/catalog/meta/4/mc/discipline%20OO/mi/8/p/page.html- федеральный центр информационно-образовательных ресурсов об обществознании
3. https://danur-w.narod.ru/- обществознание в интернете
4. www.allpravo.ru/ - электронная библиотека.
5. https://www.gaudeamus.omskcity.com- электронная библиотека.