По теме: «Духовная жизнь общества»




1.«Культура всегда подразумевает сохранение предшествующего опыта» (Ю.Лотман)

2.«Наука необходима народу. страна, которая её не развивает, неизбежно превращается в колонию» (Ф. Жолио-Кюри)

3.«Цель искусства – не греза, а реальная жизнь» (Р.Ролан)

4.«Искусство любят те, кому не удалась жизнь» (В. Ключевский)

По теме «Социальная сфера»:

1. «Даже в процветающем обществе неравное положение людей остается непреходящим явлением» (Р. Дарендорф)

2.«Одна и та же социальная роль по-разному переживается, оценивается и реализуется разными людьми» (И.Кон)

3.«Маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами» (А. Фаржд)

4.«Нация – это сообщество людей, которые через единую судьбу обретает единый характер» (О. Бауэр)

3 .Основные понятия и термины:

Духовные потребности – нужда общества и человека в создании и освоении духовных ценностей. Духовные потребности не заданы биологически, от рождения. Формируются в процессе социализации.

Духовная деятельность (производство) – деятельность людей по созданию духовных ценностей.

Духовные ценности (блага) – то, что создается в процессе духовного производства: произведения искусства, учения, научные открытия и т.д.

Ценность - выражает человеческое измерение культуры, воплощает в себе отношение к формам человеческого существования. ценности – это значимые для человека объекты (материальные и идеальные). ценности есть важнейшие компоненты человеческой культуры наряду с нормами и идеалами.

Культура – творческая деятельность человека, направленная на преобразование действительности; процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются и распределяются духовные ценности.

Культура – совокупность всего созданного человечеством на протяжении всей своей истории.

Культура в широком смысле – все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты.

Культура в общем смысле – совокупность достижений людей в материальной и духовной сферах.

Материальная культура – вид культуры, которая связана с производством материальных благ (техника, производство - здания, оборудование, орудия труда).

Духовная культура - совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению (наука, искусство, религия, мораль, политика, право - произведения искусства, научных открытия, религиозные учения).

Высокая (элитарная) культура – это тип культуры, которая создается привилегированной частью общества или по ее заказу профессиональными творцами; рассчитана на узкий круг специалистов;

Народная культура – это тип культуры, которая создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды, эпос, сказки, танцы, песни).

Массовая культура – это современное культурное производство и потребление (концертная и эстрадная музыка, поп-культура) без различия классов, наций, уровня материального состояния, стандартизация культуры.

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной группе (детская, молодежная, научное сообщество, бизнес, религиозная, этническая, криминальная).

Контркультура – оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (хиппи, панки, андеграунд).

Наука – система достоверных знаний о закономерностях развития природы, общества и человека; целью науки является постижение истины и открытие объективных законов, получение научных знаний, которые лежат в основе научной картины мира.

Научная революция – процесс коренного, качественного изменения господствующей системы идей и теорий (парадигмы), которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период.

Образование - результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, условие подготовки человека к жизни (семья, школа СМИ); целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.

Образование (по новому Закону «Об образовании») – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства

Обучение - целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний, умений и навыков и их совершенствованию.

Самообразование – процесс получения знаний самостоятельно.

Атеизм – отрицание существования бога.

Анимизм - вера в духов и души, существующих в предметах или независимо от них.

Конфессиональный – церковный, конфессия – вероисповедание.

Магия - вера в существование сверхъестественных связей и отношений человека с вещами, животными, духами с целью желаемого воздействия на окружающий мир.

Религия – форма общественного сознания и мировоззрение, основанное на вере в существование сверхъестественного начала.

Религия – внутренняя убежденность в существовании сверхъестественной высшей силы - в Бога (или богов), который является предметом поклонения.

Тотемизм - поклонение рода или племени какому-либо животному или растению как своему мифическому предку и защитнику.

Фетишизм (идол, амулет, талисман, заколдованная вещь) - религиозное поклонение, предписывание отдельным предметам магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата (поклонение неодушевленным предметам).

Искусство – форма общественного сознания и вид человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Мораль – форма общественного сознания, в которой находят отражение представления о добре и зле, справедливости и несправедливости; система ценностей и требований, регулирующих поведение человека; его отношение к другим людям, самому себе и к окружающей среде.

Мораль – специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни (мир должного).

Нравственность – принципы реального практического поведения людей, имеющих более «житейское», «приземленное» значение, в которых строгость высокоморальных норм значительно смягчена (мир сущего).

Этика – это философская наука, предметом изучения которой является мораль, нравственность.

8.Рекомендуемая литература и нормативные акты:

1. Арбузкин А.М. Обществознание. -М.: Зерцало-М, 2011. -[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://book.ru

2. Обществознание. Учебник для 10 класса // под ред.Л.Н. Боголюбова. [Электронный ресурс] –М.: Просвещение. Режим доступа: https://window.edu.ru/resource/833/59833

3. Салыгин Е.Н., Салыгина Е.Г. Обществознание. Учебник для 10-11 классов. Режим доступа: https://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7afd87e0-0a01-000a-0081-4013787b7cfb/?interface=pupil&class[]=53&subject[]=21

4. Сычев А.А. Обществознание. –М.: КноРус, 2016. -[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://book.ru

Нормативные акты:

1. Конституция РФ (официальный текст на 1 августа 2003 г.) Предисловие Председателя Конституционного Суда РФ, д.ю.н., проф. В.Д, Зорькина. Постатейный научно-практический комментарий коллектива ученых-правоведов под рук-м ректора МГЮА, акад. РАН О.Е. Кутафина. –Агентство (ЗАО) «Библиотечка Р.Г.» -2003. –336 с.

Интернет-ресурсы:

1. Обществознание. Единый портал. Режим доступа: https://humanitar.ru/

2. https://fcior.edu.ru/catalog/meta/4/mc/discipline%20OO/mi/8/p/page.html- федеральный центр информационно-образовательных ресурсов об обществознании

3. https://danur-w.narod.ru/- обществознание в интернете

4. www.allpravo.ru/ - электронная библиотека.

5. https://www.gaudeamus.omskcity.com- электронная библиотека.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: