История создания романа «Анна Каренина».




ПЛАН

Урока теоретического обучения №16

По дисциплине ОДБ.02 Литература

Количество часов 2

Дата:08.02.22

Группа: 1

Специальность: ПК

Преподаватель: Демченко Т.О.

Тема: «Анна Каренина». «Мысль семейная» в романе. Нравственный закон в жизни человека и философская проблематика романа.

Цели

• Создать условия для определения «толстовского» идеала семьи

• Содействовать развитию навыка сравнения, сопоставления, обобщения, выделения главного, резюмирования.

• Содействовать формированию устойчивых нравственных и морально – этических норм взаимоотношений в семье; воспитывать толерантность, уважение к чужому мнению при работе в группе

Ход урока

I. Слово учителя.

В 60-е годы, время реформ и социального кризиса, Толстой написал исторический роман-эпопею “Война и мир”, где его “мысль народная” освещала историю и объясняла современность. Роман “Анна Каренина” написан в 70-е годы, и главной мыслью, охватывающей не только современность, но и будущее страны и народа, была “мысль семейная”. Эти идеи высказаны самим писателем в письме к жене, Софье Андреевне, в пору окончания работы над “Анной Карениной”: “Мне теперь так ясна моя мысль. Чтобы произведение было хорошо, надо любить в нем главную, основную мысль. Так в “Анне Карениной” я люблю мысль семейную, в “Войне и мире” любил мысль народную, вследствие войны 12-го года...”. Это высказывание Толстого может служить ключом к пониманию его романа.

Десятилетие, прошедшее со времени крестьянской реформы в России, показали, насколько крепко укоренилось крепостническое сознание в народе. Старый уклад русской жизни уживался с буржуазными преобразованиями, вера в необходимость освобождения от рабства уступила место разочарованиям, неверию, недоверию. Эту коренную черту общественного сознания Толстой уловил и ввел в роман как характерную примету переходного времени.

Роман является как бы художественной формулой эпохи: “У нас теперь, когда все это переворотилось и только укладывается, вопрос о том, как уложатся эти условия, есть только один важный вопрос в России...” Толстой говорит о внутренней сути своего времени, которая заключалась в поисках России своего пути после отмены крепостного права. Такова общая мысль Толстого, которая определяет и замысел романа, и его художественную структуру, и его историческое содержание. Писатель определил этими словами суть исторической эпохи от падения крепостного права до первой русской революции.

- Вспомним, что такое роман, что характерно для этого жанра?

(Роман — эпическое произведение, в котором судьба личности прослеживается в связи с судьбой общества, судьбой эпохи в художественном пространстве и времени.)

У нас есть возможность узнать, как возник замысел этого романа.

Роман Толстого продолжается после свадьбы Левина и Кити, даже после гибели Анны. Творческая концепция автора - воплощение “мысли семейной» - диктует свободное развитие сюжета, делает его жизненным, правдивым, достоверным. Современные критики упрекали Толстого в нестройности сюжета, в том, что сюжетные лини независимы друг от друга, что в романе нет единства. Толстой же подчеркивал, что единство его романа основано не на внешних фабульных построениях, а на “внутренней связи”, определяемой общей идеей. Для Толстого важно внутреннее содержание, ясность и определенность отношения к жизни, которые пропитывают все произведение.

В свободном романе есть не только свобода, но и необходимость, не только широта, но и единство.

История создания романа «Анна Каренина».

Впервые мысль о сюжете романа возникает у Толстого еще в 1870 г. Нам известно об этом из дневника С.А. Толстой: “...ему представился тип женщины, замужней, из высшего общества, но потерявшей себя. Он говорил, что задача его сделать эту женщину только жалкой и не виноватой и что как только ему представился этот тип, так все лица и мужские типы, представлявшиеся прежде, нашли себе место и сгруппировались вокруг этой женщины, “теперь мне все выяснилось”, - говорил он”.

Однако к работе над романом Толстой приступил лишь через несколько лет. Необходим был толчок, случай. И этот случай представился, когда Толстой перечитывал том А.С. Пушкина. Вот как он вспоминал об этом: “...перечел всего, не в силах оторваться, и как будто вновь читал. Но мало того, он как будто разрешил все мои сомнения. Не только Пушкиным прежде, но ничем я, кажется, никогда так не восхищался. Выстрел, Египетские ночи, Капитанская дочка!!! И там есть отрывок Гости собирались на дачу (у Пушкина: “Гости съезжались на дачу...”). Я невольно, нечаянно, сам не зная зачем и что будет, задумал лица и события, стал продолжать, потом, разумеется, изменил, и вдруг завязалось так красиво и круто, что вышел роман... роман очень живой, горячий и законченный, которым я очень доволен...” (т. 62, с. 16).

Работа над “Анной Карениной” продолжалась с перерывами еще около пяти лет, до 1878 года, когда роман вышел отдельным изданием.

В центре романа Л.Н. Толстого - жизнь нескольких семей, их история. Возникает вопрос: почему после эпического романа “Война и мир”, посвященного исследованию истории народа, его борьбе, движению, Толстой обращается к исследованию частной, семейной жизни?“

Заканчивая “Войну и мир”, Толстой привел однажды старую французскую пословицу: “Счастливые народы не имеют истории”. В “Анне Карениной” семейная история, - “то, что произошло после женитьбы”, - наполняется борьбой, движением, драматической напряженностью.

Что касается счастья, то оно, как особое, исключительное состояние, “не имеет истории”. А брак, семья, жизнь, - это не только счастье, но и, как считал Толстой, “мудренейшее дело на свете”, “труднейшее и важнейшее дело жизни”, у которого есть и своя история.

“Мысль семейная” таким образом оказывается связанной у Толстого с “мыслью народной”.

II. Работа с классом.

Учитель. Толстой вспоминал о случае, бывшем с Пушкиным. Однажды он сказал кому-то из своих приятелей: “Представь, какую штуку сотворила со мной моя Татьяна! Она - замуж вышла. Этого я никак не ожидал от нее.” Примерно то же Толстой мог сказать о своей героине: “Вообще герои и героини мои делают иногда такие штуки, каких я не желал бы: они делают то, что должны делать в действительной жизни и как бывает в действительной жизни, а не то, что мне хочется”.

Толстой в своем романе дал полный простор и “поэзии страсти”, и “поэзии брака”, соединив их своей “мыслью семейной”. Он словно задумался над тем, что сталось бы с пушкинской Татьяной, если бы она нарушила свой долг. Осуществление самых страстных желаний, требующих стольких жертв, такого решительного пренебрежения мнением окружающих, не приносят счастья ни Анне, ни Вронскому.

В “Анне Карениной”, в противовес идиллическому представлению о “семейном счастье”, Толстой исследует явление семейного несчастья. В одном из черновых вариантов он писал: “Мы любим себе представлять несчастие чем-то сосредоточенным, фактом совершившимся, тогда как несчастие никогда не бывает событие, а несчастие есть жизнь, длинная жизнь несчастная, то есть такая жизнь, в которой осталась обстановка счастья, а счастье, смысл жизни - потеряны”.

- Как вы понимаете эту мысль Толстого? Согласны ли вы с ней? Какие примеры иллюстрируют мысль Толстого о разладе, о семейном несчастье?

(Мотив всеобщего разлада звучит во всем романе Толстого. Особенно это заметно именно в узком, домашнем, семейном кругу. Роман открывается двумя фразами, которые можно рассматривать как краткие введения. Первая фраза: “ Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» - философское введение, вторая: “Все смешалось в доме Облонских» - событийное.

Несчастье, разлад царит в доме Облонских: “Все члены семьи и домочадцы чувствовали, что нет смысла в их сожительстве и что на каждом постоялом дворе случайно сошедшиеся люди более связаны между собой, чем они, члены семьи и домочадцы Облонских». Несчастлива Анна в доме Каренина, опутавшего ее “паутиной лжи». Не находит она счастья и в жизни с Вронским, поиски счастья, разочарование, отчаяние приводят ее к трагедии, к гибели. Даже в имении Левина, в счастливой, казалось бы, семье, скользит тень непонимания, разлада, сомнений, разъединяя близких людей. “Мысль семейная» приобретает особенную остроту, становится тревожным фактором времени.)

Один из ранних набросков романа назывался “Два брака”. Эта тема осталась в романе.

- Как изображает Толстой семьи Каренина и Левина?

(Кажется, семейные истории Анны и Левина построены по контрасту: несчастный Каренин противопоставлен счастливому в браке Левину. С другой стороны, между этими героями есть общее. Оба они являются сторонниками нерасторжимости брака. Но семья Каренина разрушается, несмотря на его усилия сохранить хотя бы видимость благополучной семьи. Каренин с горечью сознает, что любви больше нет. Толстой пишет о нем даже сочувственно, считая его взгляд на семью верным. Однако Каренин оказывается беспомощным перед новыми веяниями времени, перед живой жизнью.

Для Левина “обязанности к земле, к семье» составляют нечто целое. Но и он чувствует смутную тревогу, мучится сомнениями, сознает, что налаженный ход жизни нарушен. В семейной истории Левина ведущая роль принадлежит Кити. Она понимает Левина, даже угадывает его мысли (вспомним сцену объяснения). Они словно предназначены друг для друга. Но Кити слишком себялюбива, и в соответствии в этим устраивает жизнь в Покровском. Чувства Левина, его внутреннюю жизнь она считает делом его совести и не старается вникать в это. Она по-своему хранит семейное счастье, не замечая, что постепенно оно теряет внутреннее содержание, утрачивается смысл жизни. Левина все больше захватывала идея опрощения, отказа от собственности, разрыва с дворянством, “жизни по совести», и отношения с женой неминуемо усложняются.)

Учитель. Судьбы героев оказываются зависимы от семейных традиций. Каренин, Анна, Вронский, выросшие практически вне семьи (Каренин «рос сиротой», Анна тоже; Вронский воспитывался в Пажеском корпусе), не смогли создать или сохранить настоящую семью. Семья Облонского, хоть и «несчастливая», держится благодаря Долли. Долли, как и ее сестра Кити, выросли в «настоящей», семье, это помогает Кити построить семью с Левиным. Толстой подчеркивает ведущее положение женщины как хранительницы домашнего очага.

Каренин неудачлив в роли главы семьи, Левин - в “науке хозяйства”. Как в семейном укладе Левин искал “опрощения”, так и в делах хозяйства приходит к мысли об отречении: “Это было отречение от своей старой жизни, от своих бесполезных знаний”. Залог и истоки возрождения семейного начала писатель искал в жизни патриархального крестьянства. Левин как бы повторяет путь Толстого. Так “мысль народная” в “Анне Карениной” вырастает из зерна “мысли семейной”.

3.Домашнее задание: написать конспект и составить цитатную характеристику Анны Карениной.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: