Методика анализа рентабельности продукции.




СОДЕРЖАНИЕ

1.Методика анализа рентабельности продукции...............................................

2.Задача 1...........................................................................................................

3.Задача2..................................................................................................................

4.Список использованной литературы..................................................................


 

МЕТОДИКА АНАЛИЗА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОДУКЦИИ.

 

В условиях формирования и развития рыночных отношений эффективность функционирования субъектов предприниматель­ской деятельности во многом зависит от прибыльности их работы, возможности накапливать финансовые ресурсы, обеспечивать интересы инвесторов, конкурировать с другими предприятиями и хозяйственными организациями. В связи с этим значительно возрастает значимость исследования прибыльности (рентабельно­сти) субъектов хозяйствования. Комплексный анализ показателей рентабельности позволяет изучать и оценивать эффективность деятельности предприятий и использования вложенного в них капитала, определять финансовую устойчивость, разрабатывать оптимальные стратегические и тактические управленческие ре­шения.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.[4.cт.408]

Анализ рентабельности реализуемой продукции необходим для правильной оценки эффективности текущей деятельности. Он позволяет понять, сколько копеек прибыли принесет один рубль, вложенный в производство и реализацию продукции. Этот показатель будет выше, чем рентабельность, рассчитанная по полной себестоимости.

Рентабельность продукции - это отношение прибыли к себестоимости, то есть к затратам на производство и реализацию продукции. Она снабжает заинтересованных лиц информацией о том, сколько прибыли дает каждый рубль, затраченный на производство, то есть показывает отдачу от понесенных расходов.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

1)показатели, характеризующие окупаемость издержек производства инвестиционных проектов;

2)показатели, характеризующие прибыльность продаж;

3)показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) Rз исчисляется путем отношения прибыли от реализации (Прп) или чистой прибыли от основной деятельности (ЧП), или суммы чистого денежного притока(ЧДП), включающего чистую прибыль и амортизацию отчётного периода, к сумме затрат по реализованной продукции (З):

 

Rз=Прп/З*100%, (1.1)

Rз=ЧПрп/З*100%, (1.2)

Rз=ЧДП/З*100%, (1.3)

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его сегментам и видам продукции. Последний показатель точнее предыдущих отражает результаты деятельности предприятия, поскольку учитывает не только чистую прибыль, а всю величину собственных заработанных средств, поступающих в свободное распоряжение предприятия из оборота.

Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг, или чистой прибыли, или чистого денежного потока на сумму полученной выручки (В). Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции:

 

Rоб=Прп/В*100%, (1.4)

Rоб=ЧП/В*100%, (1.5)

Rоб=ЧДП/В*100%, (1.6)

Рентабельность (доходность) капитала исчисляется отношением балансовой или чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (КL) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного, операционного капитала и т.д.:

Rkl=БП/KL*100%, (1.7)

Rkl=ЧП/KL*100%, (1.8)

Rkl=ЧДП/KL*100%, (1.9)

В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями – конкурентами.

Анализ рентабельности начинается с сопоставления фактического уровня показателя с плановым, определяется изменение за анализируемый период. Далее изучается динамика изменения показателя за ряд лет, предшествующих анализируемому периоду. В ходе последующего анализа определяют и количественно измеряют влияние факторов изменения рентабельности.

Уровень рентабельности зависит от трёх основных факторов первого уровня:

1) Структуры реализованной продукции;

2) Себестоимости реализованной продукции;

3) Среднего уровня цен реализации.

Факторную модель рентабельности производственной деятельности, рассчитанной в целом по предприятию, можно представить следующим образом:

R = , (1/10)

Расчёт влияния факторов определяется способом цепной подстановки.

Факторный анализ рентабельности продаж (оборота) производится в следующим виде:

Rоб = , (1/11)

 

Расчёт влияния факторов определяется способом цепной подстановки.

Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности совокупного капитала. Балансовая сумма прибыли зависит от объёма реализованной продукции (VРП), её структуры (Удi), себестоимости (Сi), среднего уровня цен (Цi) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР).

Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала (KL) зависит от объёма продаж и коэффициента оборачиваемости капитала (Коб), который определяется отношением выручки к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала. Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объёма продаж. И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объёма производства и реализации продукции. При этом исходят из того, что объём продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, так как с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются, сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.

Факторный анализ рентабельности капитала производится в следующим виде:

R = , (1/12)

 

Известны два подхода к расчёту показателей рентабельности: затратный, ресурсный.

Затратный используется для расчёта показателей рентабельности продукции: произведённой, реализованной, единицы отдельных видов или групп продукции, услуг, работ, товаров. Эти показатели рассчитываются как отношение прибыли и соответствующих затрат. В качестве показателей прибыли могут быть использованы: прибыль общая, чистая, от реализации продукции (товаров, работ, услуг), на единицу продукции (товаров, работ, услуг). В качестве затрат: общая сумма затрат на производство и реализацию продукции (товаров, работ, услуг), осуществление других видов деятельности; полная себестоимость произведённой продукции; полная себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг); полная себестоимость единицы продукции (товаров, работ, услуг). [5.cт 160]

Все показатели рентабельности выражаются в коэффициентах или процентах и отражают долю прибыли с каждой денежной единицы затрат. Если в числителе взята сумма прибыли отчётного периода или чистой прибыли, а в знаменателе – общая сумма затрат по всем видам деятельности, этот показатель рентабельности может использоваться для оценки эффективности деятельности предприятия в целом.

По затратному методу рассчитывается рентабельность инвестиционных проектов как отношение ожидаемой прибыли и суммы инвестиций в данный проект.

Показатели рентабельности использоваться для оценки результатов деятельности предприятия, его структурных подразделений, в ценообразовании, инвестиционной политике, выборе вариантов при формировании ассортимента и структуры продукции и т.п.

Сущность ресурсного подхода к расчету показателей рентабельности заключается в том, что в числителе используются показатели общей, чистой прибыли или прибыли от реализации, а в знаменателе – ресурсы, в качестве которых наиболее часто применяются показатели капитала.

Поскольку в расчёте показателей рентабельности по затратному и ресурсному подходу знаменатели различны, считаем целесообразным отразить это и в названии показателей. Исходя из данной позиции показатели, рассчитываемые как отношение прибыли и затрат, можно называть рентабельностью, а как отношение прибыли и ресурсов – прибыльностью (доходностью).

В процессе анализа рентабельности дается оценка выполне­ния принятых параметров (плана, прогноза, других вариантов), изучается динамика показателей, факторы изменения их уров­ня, осуществляется сравнительный многовариантный анализ, определяются резервы роста рентабельности. Последователь­ность анализа определяется его целью. Например, при выборе вариантов решений изучается рентабельность отдельных изде­лий и факторы ее изменения; при оценке результатов деятель­ности - рентабельность реализованной продукции и т.д.

Целесообразно изучить уровень рентабельности не только в целом по предприятию, но и по его структурным подразделе­ниям, по видам деятельности (основная, финансовая, инвести­ционная и т.п.).

Для оценки выполнения принятых параметров уровня рен­табельности и изучения динамики составляется аналитичес­кая таблица следующей формы:

 

 

    За отчетный период
Показатели рентабель­ности За преды­дущий пе­риод, % предыдущий перрррррррриод   но принятым пара­метрам по отчету
        пропет   темп рос­та, %   процент   выполнение принятых па­раметров, %   темп рос­та, %
             

 

Уровень влияния факторов первого порядка может быть рас­считан способами последовательного изолирования (цепных под­становок) или абсолютных разниц. При расчете способом цепных подстановок условным показателем будет уровень рентабельнос­ти при фактической цене и плановой себестоимости единицы продукции. Влияние изменения средних цен реализации рассчи­тывается путем сравнения условного показателя с плановым, а се­бестоимости единицы продукции - фактического с условным.

Каждому предприятию нужна информация о рентабель­ности не только единицы отдельных видов продукции, но и всей произведенной и реализованной.

На изменение уровня рентабельности произведенной про­дукции оказывают влияние следующие факторы:

- изменение структуры продукции;

- изменение отпускных цен на продукцию;

-изменение уровня затрат на отдельные изделия (себестои­мости отдельных изделий).

Изменение структуры продукции оказывает влияние на уровень ее рентабельности в связи с тем, что, во-первых, раз­личен уровень рентабельности отдельных изделий, во-вторых, средний уровень рентабельности произведенной продукции не совпадает с уровнем рентабельности отдельных изделий. Влияние этого фактора может быть как положительным, так и отрицательным: с увеличением в общем объеме произведен­ной продукции удельного веса высокорентабельной продук­ции рентабельность всей продукции повышается, и наоборот. Расчет уровня влияния факторов целесообразно производить приемом цепных подстановок.

Многообразие показателей рентабельности определяет аль­тернативность поисков путей ее повышения. Каждый из исход­ных показателей рентабельности раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки резервов ее повышения. Количество пока­зателей рентабельности возрастает в геометрической прогрессии при увеличении экономической информации. При этом одним основным показателем рентабельности здесь не обойтись, так как он не может выразить многосторонней сущности изучаемого показателя (в нашем примере — прибыльности, рентабельности).

Следовательно, необходимо использовать систему показателей рентабельности. Это позволяет избежать неполного и односто­роннего изучения и оценки прибыльности. Система показателей рентабельности должна быть жестко заданной. Она должна по­стоянно корректироваться как по форме, так и по существу (с учетом изменений целей и приоритетов проводимого эконо­мического анализа).

Изучение рентабельности, как и других показателей хозяйст­венной деятельности предприятия, желательно проводить за дли­тельный период времени, предпочтительно с момента начала его функционирования. Такой анализ позволяет изучить прибыль­ность субъекта предпринимательской деятельности по совокуп­ности лет, оценить динамику его финансово-хозяйственного развития, определить перспективы экономического и социаль­ного роста. В результате глубина анализа рентабельности значи­тельно увеличивается.

 

ЗАДАЧА 1

Задача 1. Дать оценку выполнения плана и динамики производства продукции на основании следующих данных. Сделать выводы.

Данные для анализа:

Показатели Прошлый год Отчетный год % вып. плана Темп изменения, %
план факт Отклоне-ние (+,-)
Объем произведенной продукции, тыс.руб.       +645 105% 8.66%

 

Решение:

1.Определяем отклонение от выполненного плана:

13045-12400=645тыс.руб.;

2.Определяем %выполнения плана

13045 / 12400 * 100% = 105%

3.Рассчитаем темп изменения

13045 / 12005 * 100% - 100% = 8,66%

Вывод: Предприятие произвело продукции на 645.руб. больше, чем было запланировано, план выполнен на 105%; темп изменения выполнен на 8,66% больше к уровню прошлого года. Объем производства продукции вырос, что является положительным результатом при условии востребованности продукции, иначе может возникнуть риск производства невостребованной продукции.


 

ЗАДАЧА2

Задача 2. Проанализировать влияние факторов на себестоимость выпущенной продукции на основании данных, представленных в таблице.

Таблица

Исходные данные для анализа

Показатели Прошлый год Отчетный год
1. Уровень затрат на один рубль товарной продукции, руб.    
2. Объема выпущенной продукции, шт.    
3. Сумма постоянных расходов, тыс. руб.    
4. Уровень переменных расходов на единицу продукции, тыс. руб. 1,2 1,1
5. Цена единицы изделия, тыс. руб.    

Решение

1. Рассчитаем себестоимость выпущенной продукции:

С = VВП * b + А,

где VВП - объем выпущенной продукции, шт.

b - уровень переменных расходов на единицу продукции, руб.

А - сумма постоянных расходов, руб.

Себестоимость за прошлый год:

Спр = VВПпр * bпр + Апр = 584 * 1,2 + 3900 = 4600,8 тыс. руб.

Себестоимость за отчетный год:

Сф = VВПф * bф + Аф = 654 * 1,1 + 4400 = 5119,4 тыс. руб.

2. Определим товарную продукцию:

ТП = VВП * Ц,

где Ц - цена единицы изделия, руб.

Товарная продукция за прошлый год:

ТПпр = VВПпр * Цпр = 584 * 20 = 11680 тыс. руб.

Товарная продукция за отчетный год:

ТПф = VВПф * Цф = 654 * 22 = 14388 тыс. руб.

3. Обобщающим показателем себестоимости продукции, выражающим ее прямую связь с прибылью, является уровень затрат на рубль товарной продукции. Он исчисляется путем деления общей суммы затрат на производство товарной продукции на ее объем.

З1руб. = С / ТП

Уровень затрат на один рубль товарной продукции прошлый год:

З1руб.пр = Спр / ТПпр = 4600,8 / 11680 = 0,394 руб.

Уровень затрат на один рубль товарной продукции отчетный год:

З1руб.ф = Сф / ТПф = 5119,4 / 14388 = 0,356 руб.

Сведем показатели в таблицу

Показатели Прошлый год Отчетный год Отклонение
1. Уровень затрат на один рубль товарной продукции, руб. 0,394 0,356 -0,038
2. Объема выпущенной продукции, шт.      
3. Сумма постоянных расходов, тыс. руб.      
4. Уровень переменных расходов на единицу продукции, тыс. руб. 1,2 1,1 -0,1
5. Цена единицы изделия, тыс. руб.      
6. Себестоимость выпущенной продукции, тыс. руб. 4600,8 5119,4 518,6

 

Как видно из таблицы, уровень затрат на один рубль товарной продукции в отчетном году по сравнению с прошлым годом снизился на 0,038 рубля, что является положительным моментом и экономией. Снижению способствовал значительный рост выпущенной продукции над ростом затрат на его производство.

Росту товарной продукции способствовали как рост выпуска продукции на 70 штук и рост цены единицы изделия на 2 тыс. руб.

Для более полного анализа изучим влияние факторов на себестоимость выпущенной продукции используя способ цепной подстановки.

Используя факторную модель:

С = VВП * b + А

Спр = VВПпр * bпр + Апр = 584 * 1,2 + 3900 = 4600,8 тыс. руб.

С усл1 = VВПф * bпр + Апр = 654 * 1,2 + 3900 = 4684,8 тыс. руб.

Сусл.2 = VВПф * bф + Апр = 654 * 1,1 + 3900 = 4619,4 тыс. руб.

Сф = VВПф * bф + Аф = 654 * 1,1 + 4400 = 5119,4 тыс. руб.

Себестоимость выпущенной продукции в отчетном году возросла на:

∆С = Сф – Спр = 5119,4 – 4600,8 = 518,6 тыс. руб.

в том числе за счет изменения:

- объема выпущенной продукции:

∆С(VВП) = Сусл1 – Спр = 4684,8 – 4600,8 = 84 тыс. руб.

- уровня переменных расходов на единицу продукции:

∆С(b) = Сусл2 – Сусл1 = 4619,4 – 4684,8 = - 65,4 тыс. руб.

- суммы постоянных расходов:

∆С(А) = Сф - Сусл2 = 5119,4 – 4619,4 = 500 тыс. руб.

Проверка расчетов:

∆С = ∆С(VВП) + ∆С(b) + ∆С(А) = 84 – 65,4 + 500 = 518,6 тыс. руб.

Как видно из расчетов, что на рост себестоимости в отчетном году на 518,6 тыс. руб. повлияли: увеличение объема выпущенной продукции на 84 тыс. руб. и рост суммы постоянных расходов на 500 тыс. руб. А снижение уровня переменных расходов на единицу продукции на 0,1 руб. снизило себестоимость на 65,4 тыс. руб.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ермолович Л.Л. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: учеб.пособ. / Л.Л. Ермолович [и др.]; под общ. ред. Л.Л. Ермолович. – Минск: Современная школа, 2010.- 800с.

2. Ермолович Л.Л., Головач О.В., Сивчик Л.Г., Щитникова И.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие /Под общ. ред. Л.Л.Ермолович, - Мн.: "Современная школа", 2009. –917с.

3. Кудрявцев В.А. Практикум по анализу хозяйственной деятельности: Учебно-методическое пособие. -Мн.: Част. инст. управ. и предпр., 2004.с.

4. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Учеб. пособие / Г.В.Савицкая. – 6-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Новое знание, 2001. – 704с.

5. Стражев В.И. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: учебник/ В.И.Стражев[и др.]; под общ. ред. В.И.Стражева, Л.А. Богдановской. – 7-е изд., испр. – Минск: Выш.шк., 2008. – 527с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: