Было бы большим упрощением рассматривать культуру только как совокупность обычаев и нравственных норм. Она также в виде организованной системы поведения.
Составные части культуры включают различные элементы.
1. Язык – знаковая система для установления коммуникаций. Знаки различают языковые и неязыковые.
В свою очередь языки бывают естественные и искусственные.
Язык рассматривается как смыслы и значения, содержащиеся в языке, которые порождены социальным опытом и многообразными отношениями человека к миру.
Язык является ретранслятором культуры. Очевидно, что культура распространяется и жестом, и мимикой, но язык является наиболее емким, доступным ретранслятором культуры.
2. Ценности – социально одобряемые и разделяемые большинством общества (социальной группой) убеждения относительно целей, к которым следует стремиться, основных средств их достижения.
Ценность – свойство общественного предмета удовлетворять определённые потребности человека, социальной группы, общества.
Социальная ценность – компонент социальной системы, наделяемый особым значением в индивидуальном и общественном сознании.
Виды ценностей:
1) терминальные (ценности цели);
2) инструментальные (ценности средства).
Ценности определяют смысл целенаправленной деятельности, регулируют социальные взаимодействия. Иными словами, ценности ориентируют человека в окружающем мире и мотивируют. В систему ценностей субъекта входят:
1) смысложизненные ценности – представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни;
2) универсальные ценности:
· витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, образование и др.);
· общественного признания (трудолюбие, социальное положение и др.);
|
· межличностного общения (честность, сострадание и др.);
· демократические (свобода слова, суверенитет и др.).
3) партикулярные ценности (частные):
· привязанность к малой родине, семье;
· фетишизм (вера в Бога, стремление к абсолютизму).
В настоящее время происходит серьёзная ломка, трансформация системы ценностей.
Принимаемые личностью социальные ценности представляют собой ценностную ориентацию.
Ценностная ориентация – осознание человеком всей совокупности желаемых материальных и духовных благ, образа жизни, необходимых нравственных норм и выбор из них наиболее предпочитаемых.
3. Нормы допустимых действий (социальные нормы).
Социальные нормы – правила поведения, образцы, стандарты деятельности, выполнение которых ожидается от члена любой социальной группы или общности и поддерживается с помощью санкций.
Различают следующие виды норм:
1) формализованные правила (официальные записи);
2) правила морали, связанные с представлениями людей;
3) образцы поведения (мода)
Возникновение и функционирование социальных норм, их место в социально-политической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении общественных отношений. Нормы, упорядочивая поведение людей, регулируют самые разнообразные виды общественных отношений. Они складываются в определенную иерархию, распределяясь по степени их социальной значимости.
Совокупность социальных норм, регулирующих общественную жизнь, называется нормативной системой.
Основными элементами нормативной системы являются:
|
· обряды – совокупность символических коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы поведения и вызывающие определенные коллективные чувства (например, свадебный обряд). Сила обряда в его эмоционально-психологическом воздействии на людей.
· обычаи – воспринятые из прошлого формы социальной регуляции деятельности и отношений людей, стереотипные способы поведения, которые воспроизводится в определенных общностях и социальных группах и закреплены коллективными привычками (гостеприимство, уважение к старшим, праздники).
Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям. Обычай – неписаные правила поведения. К нарушителям обычаев применяют неформальные санкции (неодобрение, порицание, изоляция).
· традиции – механизм воспроизводства и передачи другим поколениям определённых культурных норм, ценностей, способов поведения, которые принимаются людьми в силу их полезности в прошлом.
Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Пренебрежительное отношение к традициям приводит к нарушению преемственности в развитии культуры, к утрате ценных достижений прошлого. Преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни;
· нравы (нравственные нормы) – система взглядов о правильном и неправильном поведении, основанная на принятых в обществе представлениях о добре и зле, о дозволенном и недозволенном.
В каждом обществе существуют свои нравственные нормы. Однако во всех случаях за нарушение нравственных устоев полагается более суровое наказание, чем за нарушение обычаев.
|
Особой нормой нравов является табу – абсолютный запрет, накладываемый на что-либо. Широко распространённые в традиционных обществах, табу существуют и в наше время (кровосмешение, каннибализм и др.);
· закон – нормативный акт, принятый в особом порядке государством, которым устанавливаются правовые нормы, регулирующие поведение людей.
Правовая норма – стандартизированная норма поведения, требующая неукоснительного выполнения. С помощью законов общество стремится защитить наиболее значимые ценности (человеческая жизнь, государственная тайна, собственность, права и достоинства человека).
В качестве дополнительных элементов нормативной системы рассматриваются манеры, этикет, кодекс.
4. Убеждения и знания.
Важнейшим элементом культуры являются убеждения и знания. Убеждения – это определенное духовное состояние, свойство, в котором соединяются интеллектуальный, чувственный и волевой компоненты. Любые убеждения включают в свою структуру:
– определенные сведения, информацию о данном явлении, норме поведения;
– знания.
Между знаниями и убеждениями связь устанавливается неоднозначно. Причины могут быть различными:
– когда знания противоречат тенденциям развития человека;
– когда знания опережают реальную действительность и т. д.
5. Идеология.
В качестве своей основы убеждения имеют определенную информацию, утверждения, обоснованные на теоретическом уровне. Соответственно, ценности могут быть описаны, аргументированы в виде строгой, логически обоснованной доктрины или в виде стихийно сложившихся представлений, мнений, чувств.
В первом случае мы имеем дело с идеологией, во втором – с обычаями, традициями, обрядами, воздействующими и передающими свое содержание на социально-психологическом уровне.
Идеология предстает как сложное и многоярусное образование:
– идеология всего человечества;
– идеология конкретного общества;
– идеология класса, социальной группы и сословия.
При этом происходит взаимодействие разных идеологий, что обеспечивает, с одной стороны, стабильность общества, а с другой – позволяет выбирать, развивать ценности, выражающие новые тенденции в развитии общества.
Представители разных культур испытывают трудности в налаживании социальных коммуникаций, как правило, в следующих сферах:
1) владение иностранным языком, правильное употребление правил вежливости;
2) знание особенностей различных видов социальных отношений (в национально-этнических общностях, внутри групповой субкультуры и др.);
3) правила поведения в местах общественного пользования (ресторан, театр, стадион и т.д.);
4) использование языка невербального поведения (принятого в конкретной стране «персонального пространства», адекватной мимики, жестикуляции и т.д.)
Таким образом, способы и формы общения между членами различных социальных групп и общностей зависят от тех культурных норм, обычаев и традиций, которые предписывают порядок, правила, механизмы поведения, общения и обращения участников социальной коммуникации.
Культура и система норм
Члены каждого общества так глубоко погружены в собственные верования и обычаи, что не замечают, как сами начинают подчиняться им, считая их единственно правильными и разумными. Тем самым культура является нормативной, – указывает на стандарты поведения.
Для того чтобы существовать в социальном мире, человеку необходимы общение и сотрудничество с другими людьми. Человек, как существо социальное, должен создавать множество общепринятых шаблонов поведения, для того чтобы успешно существовать в обществе, взаимодействуя с другими индивидами. Подобные общие шаблоны поведения людей в обществе, регулирующие это поведение в определенном направлении, называют социальными нормами.
Культурная норма является системой поведенческих ожиданий, культурным образом того, как люди предполагают действовать. С этой точки зрения нормативная культура – это тщательно разработанная система таких норм или стандартизированных, ожидаемых способов чувствования и действия, которым члены общества следуют более или менее точно. Такие нормы, основанные на молчаливом согласии людей, не могут быть достаточно устойчивыми. Изменения, происходящие в обществе, преобразуют условия совместной деятельности людей. Поэтому некоторые нормы перестают соответствовать удовлетворению потребностей членов общества, становятся неудобными или бесполезными. Более того, устаревшие нормы служат тормозом дальнейшего развития человеческих отношений, синонимом рутины и косности.
Если в обществе или в какой-либо группе появляются подобные нормы, люди стремятся их изменить, чтобы привести в соответствие с изменившимися условиями жизни. Преобразование культурных норм происходит по-разному:
– некоторые из них (нормы этикета, повседневного поведения) могут быть преобразованы относительно легко;
– нормы, которые управляют наиболее значимыми для общества сферами человеческой деятельности (государственные законы, религиозные традиции, нормы языкового общения), изменить крайне сложно и принятие их в измененном виде членами общества может протекать крайне болезненно.
Подобное различие требует классификации норм и анализа процесса нормообразования.
Основные типы норм в порядке повышения их общественной значимости:
1) обычаи. В ходе удачных и неудачных попыток различные социальные группы и общество в целом постепенно формируют набор работоспособных образцов поведения, позволяющих их членам наилучшим образом взаимодействовать как с окружающей средой, так и друг с другом. На основе успешного опыта такие варианты поведения становятся способами жизни народа, повседневной обыденной культурой или обычаями.
Обычаи – привычные, нормальные, наиболее удобные и широко распространённые способы групповой деятельности (пожимание руки при приветствии, использование вилки для еды и т.д.).
Новые поколения людей воспринимают эти общественные способы жизни частично путем бессознательного подражания, частично путем сознательного обучения. При этом новое поколение выбирает из этих способов то, что ему представляется необходимым для жизни. Человек, приняв и усвоив обычаи определенного общества или группы людей, при столкновении с обычаями и традициями других групп считает их причудливыми, непрактичными, нереальными способами совершения действий.
Число обычаев в обществе весьма велико. Даже наиболее примитивные общества имеют несколько тысяч обычаев, а в современном индустриальном обществе их число значительно увеличивается.
2) нравственные нормы. Некоторые обычаи, принятые в результате социальной практики в определенной группе или в обществе в целом, оказываются наиболее важными, затрагивающими жизненные интересы во взаимодействиях членов группы, способствующими их безопасности и социальному порядку.
Можно выделить два типа обычаев:
· образцы поведения, которым следуют как предмету хороших манер и вежливости;
· образцы поведения, которым необходимо следовать, так как они считаются существенными для благополучия группы или общества и их нарушение крайне нежелательно. Подобные идеи, соединённые определёнными общественными способами существования индивидов называются нравами.
Под нравственными нормами, следовательно, понимаются идеи о правильном и неправильном поведении, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие. При этом члены той социальной общности, где действуют подобные нравственные нормы, разделяют веру в то, что их нарушение несет бедствие всему обществу. Члены другой социальной общности могут, конечно, считать, что по крайней мере некоторые из нравственных норм данной группы неразумны. Например, может быть непонятно, почему в отдельных социальных группах существуют запреты на употребление в пищу мяса коров или свиней или не разрешается женщинам открывать на людях лицо, лодыжки и запястья. Для многих обществ непонятны языковые запреты, когда не разрешается использование некоторых слов (нецензурная лексика). Такие нравственные нормы могут считаться очень важными для представителей данной группы или общества и быть не известными другим культурам, в которых они не кажутся необходимыми для обеспечения группового благополучия.
При этом не обязательно, чтобы действия, запрещенные нравственными нормами, были действительно вредными для общества. Если общество или группа верит, что какое-то действие наносит вред, это немедленно находит отражение в появлении соответствующих нравственных норм. Нравственные нормы – это вера в правильность или неправильность действий.
Социальный опыт человеческого общества показывает, что нравственные нормы возникают постепенно, из повседневной жизни и групповой практики людей, без сознательного выбора и умственного напряжения. Нравственные нормы возникают из группового решения о том, что отдельное действие вредно и должно быть запрещено (или, наоборот, отдельное действие представляется настолько необходимым, что его выполнение должно быть обязательным). По представлениям членов группы, определенные нравственные нормы должны поощрять или наказывать для достижения группового благополучия.
Нравственные нормы передаются последующим поколениям не как система практических выгод, а как система незыблемых «священных» абсолютов. В результате нравственные нормы твердо устанавливаются и выполняются автоматически. Когда они усваиваются индивидом, вступает в силу нравственный контроль поведения, что делает для этого индивида психологически трудным совершение запрещенных действий. Например, каннибализм вызывает немедленную отрицательную психологическую реакцию. Нравственная норма делает это действие эмоционально невозможным. В обществе с твердо установившимися нравственными нормами, четкой системой передачи этих норм новым поколениям нравственные запреты нарушаются редко.
3) институциональные нормы. Определенные взаимосвязанные системы обычаев и нравственных норм могут служить для регулирования процессов удовлетворения постоянно возникающих, наиболее значимых потребностей (формирование и функционирование семей в обществе, управление государством, обучение школьников и студентов, распределении произведенного обществом продукта и др.). Совокупность обычаев и норм, касающихся таких важных моментов в деятельности общества, воплощается в его социальных институтах.
Отличительные черты институциональных норм:
– институциональные нормы сознательно тщательно разрабатываются и устанавливается формальный или неформальный кодекс следования им;
– возникает круг людей, в котором каждый человек играет определённую роль в поддержании и защите этих норм;
– образцы поведения, ценности, ритуалы и традиции становятся высокостандартизированными и взаимосвязанными.
Такой характер институциональных норм делает их наиболее формальными и непреодолимыми, а сами институты – обладающими большой социальной инерцией, отсутствием склонности к изменениям.
4) законы – усиленные и формализованные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения. Выполнение норм, входящих в законы, обеспечивается специально созданными для этой цели институтами (такими, например, как милиция, суд, колонии для преступников и т.д.). Тот, кто не подчиняется узаконенным нравственным нормам, обычно наказывается, изолируется или даже уничтожается.
Изучение действия законов показывает, что каждый закон может быть эффективен только тогда, когда он стремится поддерживать те нравственные нормы, которые твердо приняты большинством членов общества. Например, сухой закон – это запрет, который был неэффективен в связи с тем, что для многих людей не стал узаконенным продолжением моральных и нравственных норм.
С другой стороны, очень редко бывает так, что закон удовлетворяет все социальные группы общества. В тоже время, неверно говорить, что законы всегда неэффективны, если они находятся в оппозиции к нравственным нормам какой-либо части населения. Очень часто непопулярные первоначально законы затем находили поддержку в обществе. Все дело в том, насколько эти законы соответствовали изменению нравственных норм, были в русле основных направлений этих изменений.
В современном обществе законы становятся средством регулирования многих видов поведения, которые не охватываются системой нравственных норм. Большое число законов создается для регулирования, например, производственных отношений или отношений торговли и обмена.
Функции культуры
Культура выполняет разнообразные функции.
1) функция социализации – приобщение людей, прежде всего подрастающего поколения, к культурному наследию, богатым историческим и духовным традициям своего народа и общечеловеческим ценностям.
Показателем реализации этой функции является уровень культурной социализации личности:
– общекультурная эрудиция, начитанность, владение иностранными языками;
– уровень профессиональной, политической, экологической, семейной культуры, опирающихся на высокую нравственность человека;
2) образовательно-воспитательная, способствующая формированию личности, обеспечивающая познание и самопознание общества, социальной группы или отдельного человека;
3) информационно-коммуникативная функция связана с обеспечением социального общения, накоплением и трансляцией социального опыта (в том числе межпоколенческого), адекватного взаимопонимания. Существование такой функции дает возможность определить культуру как особый способ наследования социальной информации, обеспечивающий связь между прошлым, настоящим и будущим;
4) гуманистическая, ориентированная на развитие творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности;
5) ценностно-ориентационная (оценочная), задающая определённую систему ценностей, в которой существует и на которые ориентируется человек, социальная группа, общество в целом;
6) нормативно-регулятивная функция (социальный контроль) проявляется в создании ориентиров и системе контроля человеческих действий, определение общественно признанных и приемлемых рамок социального взаимодействия.
Выход за пределы социокультурного пространства влечет за собой применение различных санкций официального и неформального характера, которые приводит в исполнение «машина» социального контроля;
7) интегрирующая функция связана с созданием системы значений, ценностей и норм, как важнейшим условием стабильности социальных систем внутри определённого культурного региона.
Культура как система групповых символов и смыслов, действующих, прежде всего, в пределах этнической общности, объединяет ее членов с помощью общего языка, имени, образа жизни, традиций и ценностей. Эта система знаков, отличающая одну культуру от другой, служит самосохранению данной культуры, в том числе противостоянию влиянию другой, господствующей в стране культуры.
Благодаря сплочению членов определенных социальных сообществ, национально-этнических, религиозных, политических структур, подобного рода группы сохраняют свою целостность, самобытность. Однако не следует преувеличивать значение этой функции, так как эти «культурные продукты» могут приводить к чрезмерному обособлению, разъединению и конфликтам с внешними социальными структурами;
8) в условиях неконтролируемого применения силовых средств решения различных социальных, экономических, политических и других сложных проблемных ситуаций возрастает значение миротворческой функции культуры и форм ее существования.
Подлинной культуре, ее носителям и защитникам, принципиально противопоказаны пропаганда культа насилия, подавления прав и свобод человека, жестокости и антигуманности.
9) развивающая функция – развитие самосознания личности. Цельность и ценность человека осуществляется им вместе с обретением им самого себя, в процессе развития своей индивидуальности;
10) функция культурного отбора – отсеивание отживших социальных форм и распространение новых, удовлетворяющих господствующим в данном обществе ценностям.
Культура есть сфера человеческой свободы, степень развития которой можно определять мерой свободного времени. Свободное время как время духовного развития, культурного общения и творчества, является фундаментальным общественным богатством и основным социальным капиталом общества.
Рассмотрение функций культуры позволяет определить культуру как механизм ценностно–нормативной интеграции социальных систем. Это характеристика интегрального свойства социальных систем.
Термины и понятия:
Базовые термины и понятия | |
Специальные термины и понятия |