Социологический подход к изучению культуры.




Тема 11: КУЛЬТУРА КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ

Вопросы для обсуждения:

1. Многообразие определений понятия «культура».

2. Типология культуры.

3. Основные теоретические подходы в изучении культуры.

4. Структурные компоненты культуры.

5. Культура и система норм.

6. Функции культуры.

Литература

Основная литература:

1. Добреньков В.И. Социология / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко; Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – М.::Инфра-М, 2010. – 623 с. [Электронный ресурс]. URL: https://нэб.рф /catalog/000199_000009_007492854/

2. Кравченко А.И. Социология: учебник для бакалавров / А.И. Кравченко; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – М.: Проспект, 2014. - 533 с. (35 экз.).

3. Нартов Н.А. Социология: Учебник для бакалавров: учеб. / Н.А. Нартов, О.А. Рыхлов, В.Н. Нартов. – М.: Дашков и К, 2015. – 544 с. [Электронный ресурс]. URL: https://e.lanbook.com/book/70654.

Дополнительная литература:

1. Борцов Ю.С. Социология / Ю.С. Борцов. – М.: ИНФРА-М, 2013 – 350 с. [Электронный ресурс]. URL: https://нэб.рф/catalog/000199_000009_007492874/

2. Колесникова А.Г. Социология культуры / А.Г. Колесникова, А.В. Матецкая, С.И. Самыгин; под общ. ред. С.Н. Епифанцева. – М.: КноРус, 2017. – 246 с. [Электронный ресурс]. URL: https://нэб.рф/catalog/000199_000009_008530453/

3. Минюшев Ф.И. Социология культуры / Ф.И. Минюшев. – М.: Кн. Дом-Университет, 2009. – 253 с. [Электронный ресурс]. URL: https://нэб.рф/catalog/000199_000009_004342288/

4. Общая социология / Эфендиев А.Г. и др.; под общ. ред. А.Г. Эфендиева. –М.: ИНФРА-М, 2009 – 652, 1 с. [Электронный ресурс]. URL: https://нэб.рф/catalog/000199_000009_004261114/

5. Социология / П.Д. Павленок, ОА. Аникеева, В.С. Боровик и др. – М.: Изд-во книготорговый центр «Маркетинг», 2002. – 1035 с. [Электронный ресурс]. URL: https://нэб.рф/catalog/000199_000009_000744415/

6. Социология. Основы общей теории / А.Ю. Мягков и др.; под общ. ред. А.Ю. Мягкова; Российская акад. образования, НОУ ВПО «Московский психолого-социальный ин-т». – М.: Флинта, НОУ ВПО «МПСИ» – 2011 – 251, 1 с. [Электронный ресурс]. URL: https://нэб.рф/catalog/000199_000009_004748911/

7. Тощенко Ж.Т. Социология / Ж.Т. Тощенко. – М.: ЮНИТИ, 2012. – 607 с. [Электронный ресурс]. URL: https://нэб.рф/catalog/000199_000009_005073985/

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ВОПРОСОВ

Многообразие определений понятия «культура».

Понятие «культура». Происхождение термина «культура». Варианты определения понятия «культура». Культура в широком и узком смысле.

Социологический подход к изучению культуры. Цель социологического изучения культуры. Основные аспекты изучения культуры. Закономерности в развитии культуры. Влияние науки и технологий на развитие культуры. Основные подходы к феномену культуры.

 

Типология культуры

Классификация видов культуры (по характеру деятельности и её результатам; по субъекту; по функциональной роли; по происхождению; по отношению к господствующей в обществе культуры; по целевому назначению; по региональной принадлежности; по регионально-этническим особенностям; по принадлежности к историческому типу общества; в зависимости от хозяйственного уклада; по сферам общественной жизни; по связи с территорией; по способам самоорганизации). Необходимость разработки многоуровневой модели культуры.

 

Основные теоретические подходы в изучении культуры

Многообразие теоретических подходов в исследовании культуры.

 

Структурные компоненты культуры

Понятие культурного элемента. Составные части культуры. Трудности в налаживании социальных коммуникаций со стороны носителей различных культур.

 

Культура и система норм.

Нормативность культуры. Изменения в обществе и культурные нормы. Основные типы культурных норм. Обычаи. Нравственные нормы. Институциональные нормы. Законы.

 

Функции культуры

Разнообразие функций культуры, их взаимосвязь. Культура как сфера человеческой свободы.

 

 

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Лекции

Многообразие определений понятия «культура»

Понятие «культура».

В социологии культура рассматривается как важнейшее общественное явление, имеющее социальное происхождение и выражающееся в социальных отношениях между людьми, направленных на удовлетворение их потребностей в совместной деятельности, общении и взаимопонимании.

Научный термин «культура » появился в Древнем Риме, где слово «cultura » обозначало возделывание земли, воспитание, образование. При частом употреблении это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения и деятельности.

Многозначность понимания культуры с точки зрения здравого смысла породила многочисленные сложности, связанные с научным определением этого сложного понятия. В различных областях научной деятельности было сформулировано более 250 определений культуры, в которых авторы пытаются охватить всю область действия этого социального феномена.

В научной литературе под культурой подразумевается:

· совокупность материальных и духовных достижений в развитии материальной и духовной жизни общества(технологический подход)

· специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений люде к природе, между собой и к самим себе (деятельностный подход);

· практическая реализация ценностей, выражающих определённый уровень исторического развития конкретного общества и человека (ценностный подход);

· явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы, связанные с сознательной преобразующей деятельностью человека;

· особенности поведения, сознания и деятельности людей в определённых сферах деятельности (культура труда, политическая культура, правовая культура и т.д.);

· способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (национальная культура) и всего общества в целом;

· целостный исторический феномен, возникающий на базе языковой, этнической, психологической, территориальной и политической общности соответствующих групп народов (индийская, славянская, китайская и другие великие культуры);

· форма и уровень овладения какой-либо отраслью знания или деятельности (научная, профессиональная, трудовая, экономическая, политическая, организационная, экологическая и другие виды культуры).

На основании многочисленных точек зрения культуру можно рассматривать:

· в широком смысле слова – как исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах жизни общества форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей;

· в узком смысле, – как процесс творческой деятельности, в ходе которого создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Таким образом, культура в социологии представляет собой качественно определенную, социально обусловленную совокупность ценностей, смыслов, образов и форм взаимодействия индивидов, групп, организаций, как между собой, так и с окружающей средой, формируемую посредством совместной жизни, деятельности и общения людей.

Культуры постоянно подвергаются влиянию изменений в социальной, экономической и политической организации общества. Наряду с этим люди культурно трансформируются, совершенствуют свои знания, навыки и умения в сфере познания, социальной деятельности и общения благодаря способности быть рефлективными, что также решающим образом отличает человека от других животных.

Социологический подход к изучению культуры.

Цель социологического исследования культуры – выяснение места и роли культуры в регулировании поведения людей, социальных групп, в развитии и функционировании общества в целом. Социологию культура интересует в трёх аспектах:

· как общепринятая система ценностей, норм, символов, значений;

· как основа социализации личности, – объект усвоения человеком в процессе его жизнедеятельности;

· как наследие, передаваемое из одного поколения в другое.

Социологи выделяют несколько закономерностей в развитии культуры:

1) зависимость типа культуры от природных и искусственных условий жизни общества и её обратное влияние на их изменения;

2) преемственность в развитии культуры как условия существования общества;

3) неравномерность развития культуры, которая выражается в двух аспектах:

– расцвет и упадок культуры могут не совпадать с эпохами расцвета и упадка в других сферах общественной жизни;

– неравномерное развитие отдельных видов культуры;

4) особая роль личности, человеческой индивидуальности в культурном процессе;

5) культурная диффузия, – взаимопроникновение элементов культуры одного общества в другое при культурных контактах, которые могут не оставить никакого следа в обеих культурах, либо могут закончиться равным влиянием их друг на друга.

Большое влияние на развитие и функционирование культуры оказывают качественные изменения в науке и технологии, открывающие новые возможности для производства и распространения культурных ценностей:

– появление письменности, позволившее сохранять произведения культуры и обмениваться ими;

– изобретение книгопечатания, увеличившее объёмы распространения культурной продукции;

– современные СМИ, видео- и звукозапись, обеспечивающие невиданный ранее объём, оперативность, качество передачи культурной продукции.

Социологи подходят к феномену культуры с разных точек зрения:

1) предметной, – рассматривающей культуру как статичное образование;

2) ценностной, уделяющей большое внимание творческому началу;

3) деятельностной, вводящей в динамику культуры;

4) символической, утверждающей, что культура состоит из символов;

5) игровой, где культура – игра, в которой принято играть по определённым правилам;

6) текстовой, где главное внимание уделяется языку как средству передачи культурных символов;

7) коммуникативной, рассматривающей культуру в качестве средства передачи информации.

 

Типология культуры

Виды культуры классифицируются по различным основаниям:

1. По характеру потребностей общества и человека, которые удовлетворяются произведёнными ценностями.

Все социальное наследие можно рассматривать как синтез материальной и нематериальной культур.

1) материальная культура связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека (инструментов, мебели, автомобилей, зданий, коммуникации, производственного опыта, умений, навыков). Её особенности:

· основана на рациональном, репродуктивном типе деятельности;

· выражена в объективно-предметной форме;

· удовлетворяет первичные потребности человека;

2) нематериальная (духовная) культура – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.

Нематериальная культура включает духовную деятельность и ее продукты:

– познание (наука);

– искусство;

– мораль и нравственность;

– воспитание;

– просвещение;

– политика;

– право;

– религию;

– идеи, привычки, обычаи и верования, которые люди создают, а затем поддерживают.

Особенности духовной культуры:

· основана на творческом типе деятельности;

· выражена в субъективной форме;

· удовлетворяет вторичные потребности человека.

Духовная культура также характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.

Материальные и духовные продукты, созданные людьми, становятся частью культуры только в том случае, если они приняты членами общества или его частью и закреплены в общественном сознании. Усвоенный таким образом культурный продукт может передаваться следующим поколениям в качестве ценностей. Часть материальной и духовной культуры, созданная предыдущими поколениями и переданная потомкам в качестве ценностей, принятая, почитаемая и усвоенная ими, представляет собой культурное наследие.

2. По субъекту (носителю культуры):

– общественная культура;

– национальная культура;

– классовая культура;

– культура различных социальных групп (демографических, территориальных и др.);

– культура отдельных личностей.

3. По функциональной роли (специализации):

общая культура, модель которой задана программой общего образования;

профессиональная культура, формируемая в процессе получения профессионального образования, предполагающая осознание мировоззренческих основ профессии, включающая профессиональную этику.

4. По происхождению (уровень мастерства и аудитория):

· элитарная культура, создаваемая привилегированной частью общества или по её заказу профессионалами, – высокая культура, включающая в себя изящное искусство, серьёзную музыку и трудная для понимания неподготовленного человека;

· народная культура, возникающая стихийно, создаваемая анонимными авторами, не имеющими специальной профессиональной подготовки (мифы, сказки, песни, танцы и т.д.);

· массовая культура (поп-культура), создаваемая профессиональными авторами и распространяемая с помощью электронных носителей. Она создаётся для потребления для развлечения самой широкой аудитории и преследует коммерческую выгоду.

В концентрированном виде массовую культуру воплощает китч, возникший в период массовой урбанизации как ответ на запрос деревенского жителя, перебравшегося в город и лишённого своей привычной среды обитания, предназначенный для создания иллюзии счастья.

Предпосылки возникновения массовой культуры:

1) прогрессирующий процесс демократизации (уничтожение сословий);

2) индустриализация и связанная с ней урбанизация (увеличение плотности контактов);

3) прогрессирующее развитие средств коммуникации (потребность совместной деятельности и отдыха).

5. По отношению к господствующей в обществе культуры:

· доминирующая культура (традиционная, официальная, базовая) – совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества;

· субкультура – система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определённой социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней (например, молодёжная субкультура);

· контркультура – вид субкультуры, противостоящей доминирующей культуре, находящийся в конфликте с господствующими ценностями.

6. По целевому назначению:

– религиозная;

– светская.

Учитывая внутреннюю неоднородность культуры, социологи пытаются создать многоуровневую модель, в которой различные культурные подсистемы соотносятся не по принципу субординации, подчинения, а по принципу дополнительности. Человеческая культура складывается из множества различных культур, которые вносят свой вклад в развитие общества. Все культуры необходимы, полноценны и взаимонезаменяемы. В данной модели четко прослеживается взаимосвязь между социальной структурой, социальным заказом на определенный тип поведения и функционированием культурных подсистем.

7. По региональной принадлежности:

– восточная;

– западная;

– средиземноморская;

– латиноамериканская и т.д.

8. По регионально-этническим особенностям (русская, французская, китайская и т.д.).

9. По принадлежности к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального обществ).

10. В зависимости от хозяйственного уклада (охотников, рыболовов, собирателей, земледельцев и т.д.).

11. По сферам общественной жизни (экономическая, политическая, правовая, экологическая, художественная и т.д.).

12. По связи с территорией:

– сельская;

– городская.

13. По способам самоорганизации:

– дописьменная (знаки, рисунки, мифы);

– письменная (письменность, тексты, книги);

– экранная (кино, телевидение, видео, компьютеры).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: