Рыбалка на Салобелякском пруду




Зорин СС

Село Салобеляк

 

Село (имеется церковь во имя Святой Живоначальной Троицы) на берегу реки Ярани. Расположено на живописном высоком холме.

Раньше было районным центром.

Население села 780 чел.(2004), 544(2010).

Центр сельского поселения Яранского района.

Близлежащие города: Киров, Ижевск, Пермь

Координаты: 57°6'20"N 48°3'28"E.

Западнее села расположен огромный Салобелякский пруд на реке Ярань, это место удачной рыбалки для многих местных жителей.

Название села, конечно, не означает слово «Сало», а в переводе с марийского - от двух слов: сола – село, беляк (веляк, вел) – край, земельный надел, то есть дословно: группа селений в данном краю, то есть несколько деревень собранных в одно село.


Троицкий храм в с. Салобеляк

Достопримечательности

Величественный Троицкий храм, который мы можем видеть сегодня, был построен в 1902-м году. Он представлял собой комплекс, включающий теплую и холодную церкви, колокольню и был самым большим в Яранском уезде.

Архитектором храма был протоиерей М.Н. Завойский.

Строительством занимались местные священники, резьбой иконостаса – сельские мастера-умельцы росписью потолка и стен – артель Вятских художников, в которую, предположительно, входили братья Васнецовы.

Статус: село Салобеляк.

Дата основания: 18 век.

Муниципальное образование: сельское поселение Салобелякское (центр муниципального образования)

Входит в: Яранский район

Субъект Федерации: Кировская область

Население: 780.

Код ОКАТО: 33250868001

Почтовые индексы: 612240

Телефонный код: +7 83367


Салобелякское сельское поселение — муниципальное образование в Яранском муниципальном районе Кировской области.

Административный центр — село Салобеляк

Муниципальное образование было образовано из упразднённых административно-территориальных единиц: Салобелякского, Верхоуслинского и других сельских округов.

Согласно официальному сайту Яранского района в состав сельского повеления входят 12 населённых пунктов:

село: Салобеляк.

деревни: Бахтинские, Верхоуслино, Комары, Кушово, Магазейские, Нагиши, Пахтаево, Петухово, Урбеж-Курбатово, Черканер, Шулкомучакш.

Согласно некоторым другим источникам в состав поселения также входит село Энгенер.


село Салобеляк

История

Первые упоминания о селе Салобеляк относятся к 1676 году. Троицкая церковь в центре села Салобеляк, каменная, третья на памяти: две первые сгорели в огне пожаров, произошедших в 1772 и 1866 годах, стоит с 1896 года и является "визитной карточкой села". Первая деревянная церковь стояла за рекой, в районе льнозавода, вторая - на месте нынешнего липового парка.

 

Из воспоминаний старожила села Степана Саввича Наумова, учителя школы, основателя Народного театра в с.Салобеляк в 1912 году, а самое главное, внука протоиерея М.Н.Завойского, архитектора Троицкой церкви с.Салобеляк, которыми он поделился в 1966 году, нам стало известно о пожаре 1772 года.

Он писал: "Мне пришлось ещё в детстве видеть в церкви села Салобеляк тетрадь-летопись, где была запись о том пожаре в селе, во время которого сгорела деревянная церковь. Пожар был настолько большой, что люди спасались от жары, погружаясь по шею в воду".

Именно церковь дала имя селу, по-русски называлось Троицкое, по-марийски - Солабеляк (или Соло-влак).

Судя по-марийскому названию объединяло несколько селений ("сола" означает селение, "влак" - множественное число имен существительных). Этим названием обозначался ряд населенных пунктов, расположенных вокруг одного места, где находилась церковь. Действительно, до революции 1917 года Салобеляком называлось как само село, так и деревня Магазейские.

Строительство Троицкой церкви в селе Салобеляк было начато сразу после пожара 1866 года. В 1866 году был заложен огромный холодный храм. Строили около сорока лет на средства прихожан. Приход состоял из 49 селений, более крупные и богатые деревни имели в церкви именные иконы, которые прописаны на четырех колоннах, поддерживающих главный купол храма.

Даже сейчас можно прочесть "От починка Корченки" икона Пресвятой Троицы деревни Петухово и других деревень.

"Храм возводился под руководством и присмотром протоирея М.Н.Завойского, о чем была мемориальная доска в стене храма. У этой мемориальной доски и похоронена чета Завойских. В 1956 году доска была снята и использовалась как электрощит на электростанции райисполкома. Сейчас она утеряна.Теплую церковь построили в 1896 году, а холодную в 1902 году.

Эта дата отмечена на стене церкви, но она была закрашена при побелке в 1965 году." из рассказа краеведа села Салобеляка - Рыбакова Ивана Семеновича, много сделавшего для восстановления церкви, возглавившего церковный совет в 1992-2002 годах.

Росписью потолка и стен занималась артель Вятских художников, в которую, предположительно, входили братья Васнецовы.


Салобелякская школа

Строительством храма занимались местные попы: отец Николай, отец Пётр, отец Аркадий, отец Савва, 4 псаломщика и дьяконы. Строили без всякой техники, основательно, не на один век.

Опочные камни доставлялись из Кукарки (ныне г.Советск), кирпичи производились на местных кирпичных заводах. Цоколь здания при строительстве был для прочности обложен толстыми плитами, выпиленными из дикого камня. На колоннах церкви написаны наименования приходов. Иконостас был выполнен резьбой по дереву местными умельцами, один из них жил на улице Колхозной (сейчас ул.Свердлова) с.Салобеляк. Деревянный иконостас, отделяющий молитвенный зал от алтаря, пылал золотым покрытием.

В церкви роспись потолка и стен на библейскую тематику выполнена вятскими художниками (предположительно, работы выполняла артель Вятских художников, в которую входили братья Васнецовы) Все картины являются копиями картин великих художников, например, "Снятие с креста Иисуса Христа" Петрова-Водкина. Во всех окнах были установлены витражи - цветные стекла. Территория церкви была огрожена железной оградкой на фигурных стойках. Под церковью находился большой архив и библиотека. В 1935 году все бумаги были сожжены на костре.

Есть описание церкви в "Вятских епархиальных ведомостях" № 14 от 16 июля 1873 года (отделъ духовно-литературный), стр. 469-470:

"Церкви и приходы въ Вятской епархіи

(По клировымъ вѣдомостям 1872 г.)

Въ 3-мъ благочинническомъ округѣ Яранскаго уѣзда

324. Троицкая въ селѣ Салабелякѣ

Церковь, построенная въ 1842 г., по маловмѣстимости перестраивается. Теплый храмъ оконченъ строеніемъ въ 1866 году и освященъ. Въ 1868 г. начата кладка холоднаго храма. Престоловъ въ тепломъ храмѣ 2: во имя Свят. Николая и трехъ Святителей Василія Вел., Григорія Богослова и Іоанна Златоустаго; въ холодномъ храмѣ предположены три престола.

При церкви состоятъ три священника, діаконъ и три дьячка. Всѣ имѣютъ свои дома. Во владѣніи причта 1 дес. усадебной земли и 33 дес. пахатной.

Приходъ простирается на 13 в. отъ церкви; къ нему принадлежатъ 65 селеній; прихожанъ 4304 м.п. и 5109 ж., въ томъ числѣ Черемисъ, въ 10 селеніях, 709 м.п. и 847 ж. (по свѣдѣніямъ 1870 г.)

Село Салабелякъ отъ г. Вятки въ 250 в. Ближайшія села: Красное въ 10 в., Кучкинское въ 15 в. и Шулькинское 17 в."

Прочитать подробнее материал из статистического описания "Вятской Епархии" можно на странице Статистическое описание

Прихожане: русские и марийцы - почитали церковь. Она играла важную роль в просвещении, имея в селе церковно-приходскую школу, да ещё в близлежащих деревнях пять школ, в которых крестьянские дети получали образование.

При строительстве Троицкой церкви остался кирпич, из него решили построить школу: двухэтажную с полуподвальным помещением. Здание было построено в 1905 году, где разместилась церковно-приходская мужская и женская школа. Затем школу реорганизовали в двухклассное церковно-приходское училище, заведующим которого был настоятель Салобелякской церкви. Приписная церковь села Энгенер и несколько часовен в деревнях давали крестьянину духовное обогащение. В 1909 году открылась 3-х классная церквоно-приходская школа с.Энгенер. До 1917 года преподавались следующие предметы:

чтение
арифметика
русский язык
письмо
священная история
церковно-славянский язык
Закон Божий

Из воспоминаний бывшей ученицы Энгенерской церковно-приходской школы Загайновой Александры Афанасьевны:

"Пошла я учиться в 9 лет. Это было в 1909-1910 годах. В большой классной комнате размещалось два класса и давали уроки два учителя. В школе преподавали арифметику, письмо, Закон Божий, который читали на русском языке. Книги: Евангелие, Псалтырь, Библия - читались на старославянском языке. Перед уроками каждое утро пели молитву и читали Евангелие. По праздникам водили нас в церковь. В церкви занимали определенное место для учеников - это правая сторона церкви."

Для охраны благополучия попов, лавочников в селе Салобеляк содержался полицейский стан во главе с приставом, в подчинении которого находились урядники, стражники.

 

Троицкий храм закрыли в 30-е годы.

Сначала его хотели разрушить, когда нужны были стройматериалы на строительство льнозавода, но прихожане с великим трудом отстояли его, но позднее под натиском воинствующих безбожников им пришлось отступить. В 1938 году по стране начались массовые разрушения культовых сооружений. По решению местной власти взорвали часть чудесного памятника культуры - зимнюю церковь и колокольню, сняли колокола и кресты. Звон падающих колоколов был слышен далеко по округе. Иконостас был разворован, церковные ценности уничтожены. Только холодную часть храма удалось сохранить.

В 1991 году сход граждан решил реставрировать церковь. В 1993 году при непосредственном участии главы администрации Салобелякского сельского округа Оносова Юрия Анатольевича на пожертвования селян и организаций перекрыты купола церкви, поставлены кресты, обустроен вход в церковь с маршевой лестницей и площадкой, выстланы плитами подходы к церкви. Верующие провели очистку здания от мусора и цемента. В одном из приделов Рыбаков Иван Семенович восстановил иконостас. Здесь некоторое время проводились богослужения и совершались ритуальные обряды.

Дальше, все складывается очень плохо. Ввиду большого объема работы по восстановлению храма, малочисленности верующих и малого дохода не нашлось священника, который бы за это взялся. К тому же летом 2001 года по этой местности прошел ураган, который нанес большой ущерб храму: были вырваны листы с центрального купола, раскрыта кровля над алтарем, разбито остекление центрального входа, упали ворота запасного входа. Неоднократные обращению в "Вятскую Епархию" и руководству завода ОЦМ г.Кирова результатов не имели. Медных листов для ремонта выделено не было. Позднее Юрий Анатольевич Оносов сумел убедить губернатора Кировской области Сергиенкова В.Н. о необходимости срочной помощи Троицкому храму. Было выделено 10 тысяч, чтобы купить медные листы и залатать некоторые дыры на куполах церкви. Позднее "Вятская Епархия" выделила 14 тысяч на ремонт крыши рубероидом, но все это не спасло положения. Богослужения из-за аварийности здания были прекращены.

День села Салобеляк

Традиционно, в день Святой Троицы в с. Салобеляк проходит день села. И этот год не стал исключением. У села, как и у людей, есть свои истории. Небольшое село Салобеляк для большинства здесь проживающих людей является маленькой Родиной. Им повезло родиться в этом замечательном месте.

Работники Дома культуры подготовили концертную программу «С любовью к Родине моей». Со словами поздравления жителей и гостей села выступил глава сельского поселения Ю. А. Оносов.

В этот день были отмечены и награждены памятными сувенирами лучшие труженики села.

В концертной программе принимали участие: марийский ансамбль «Весёлое настроение», женский ансамбль «Бабье лето», танцевальная группа «Вдохновение», дуэт «Матрёшки» и солисты ДК.

Игровая программа «Отдохнуть настало время» с конкурсами «Родня», «Частушки веселушки», «А вам слабо?», «Эх, топни нога, топни правенькая» очень понравилась и зрителям, и участникам. Беспроигрышная лотерея «Узнавай-ка» тоже имела успех среди населения.

Рыбалка на Салобелякском пруду

На пруду в Салобеляке

Сегодня, учитывая опыт прежних здесь рыбалок, я все же взял с собой две шестиметровых поплавочных удочки, ну, и, понятно, фидер захватил. Пятиметровую «поплавочку» оставил дома. Не оправдала она себя в поиске рыбьей тропы, все никак не дотягивалась до нее…

С самого утра мы с товарищем весело таскали плотненьких карасей на червя да на опарыша и были уверенны, что рыбалка вполне удалась. Караси до двухсот граммов попадались одинаково верно на поплавочные удочки и на фидер.

То ли прикормка «Уникорм» для карася сработала, вместе с чесноком, то ли на уловистую точку вышли? Но чуть позже, когда солнце поднялось достаточно высоко и стало жарить до костей, откуда-то подплыла резиновая лодка.

Отходим метров на тридцать по берегу, выбираем место, напротив которого густо разрослись острова роголистника, и забрасываем фидеры. Через какое-то время – первая поклевка! Да, карась явно крупнее и тяжело упорист на крючке, хотя число поклевок сократилось. Но это была крепкая и красивая рыба. На килограмм нам караси так и не попались, но граммов около шестисот были экземпляры.

Но самое комичное и неожиданное продолжение нас еще ждало впереди… Уже собирая вещи и сматывая снасти, я наудачу и, наверное, от нежелания уезжать, закинул поплавочную удочку за осоку, совсем рядом с берегом. Поклевка! И такой же крупный карась, оказывается, ждал нас у прибрежной полосы осоки. Вот и пойми эту рыбу…

Причем, шестиметровые удилища пришлось даже укорачивать, убрав одно колено. Карась брал за осокой верно и часто. Правда, в этом месте проходила какая-то глубокая борозда, где в тени за осокой, видимо, и отдыхал крупный карась, время от времени лениво заглатывая насадку, на десерт…

Храм в селе Салобеляк

 

Храм во имя Святой Живоначальной Троицы, построенный в 1866 году, - и это вся информация, которую удалось найти о церкви в селе Салобеляк Кировской области. Мы искали вдвоём, на двух языках, но сведения в сети об этом храме очень скудные, что странно для такого старго храма. Хотя, можно предположить, что судьба его мало отличалась от судеб большинства других церквей, но утверждать это я не берусь.

Даже сейчас храм - большой и красивый - впечатляет. Парадный вход явно был разрушен, это видно. Внутри здания сохранились фрески. Какие-то частями, какие-то почти целиком. От витражей остались лишь отдельные цветные стекла под куполом. Храм числится действующим, но вряд ли в нём сейчас ведутся богослужения. Впрочем, судя по всему, ещё недавно велись. В правом дальнем углу храма организована маленькая алтарная часть. Вместо икон - лики святых, нарисованные маслом на картоне. Кто и в каких услових воссоздавал этот алтарь? Что представляла собой большая часть храма? Каково было проводить службы в этом уголке и что чувствовали люди, находясь там? Остаётся только догадываться...

В церкви роспись потолка и стен на библейскую тематику выполнена вятскими художниками (предположительно, работы выполняла артель Вятских художников, в которую входили братья Васнецовы) Все картины являются копиями картин великих художников, например, "Снятие с креста Иисуса Христа" Петрова-Водкина. Во всех окнах были установлены витражи - цветные стекла. Территория церкви была огрожена железной оградкой на фигурных стойках. Под церковью находился большой архив и библиотека. В 1935 году все бумаги были сожжены на костре.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: