Бытовые сатирические драмы.




Зрелищно-игровые формы народной культуры

Формы народной зрелищно-игровой культуры разнообразны: обряды, хороводы, ряженье. Народное драматическое творчество – это синкретичное искусство, которое объединяет игровое действо, музыку, слово, танец, костюм. Невозможно отделить одно от другого – тем самым нарушить цельность театральной формы.

В истории фольклорного театра принято рассматривать два периода: дотеатральный и театральный.

К дотеатральным формам относятся театрализованные элементы в календарных и семейных обрядах. Любя природу и боясь ее, традиционный человек стремился показать ей свое поклонение, вымолить у нее помощь (мифопоэтическое мышление). Чем больше на празднике еды, веселья, шума и питья, тем больше надежды, что довольное божество отблагодарит обильным урожаем, приплодом скота, удачной охотой. «Ешь до икоты, пей до перхоты, пой до надсады, пляши до упаду»! Это призыв к праздничному неистовству наполнял древние земледельческие обряды. В календарных обрядах – символическая фигура Масленицы, Русалки, Березы, Костромы, Купалы и др. разыгрывание с ними сценок, ряжение. Например, на Святки «посевали» в избе зерном, на Масленицу по деревне ритуально тянули плуг, пахали, боронили. С потерей магического значения обряд превращался в игру.

Свадебный обряд также представлял собой театрализованную игру. Это красочный спектакль, народная опера, со строго распределенными ролями. Выражение «сыграть свадьбу» сохранилось до наших дней. Свадьба имеет единую структуру по всей России, но отличается своими типами и вариантами: на юге это свадьба-веселье, на Русском Севере – свадьба - похороны. Современная свадьба имеет много отголосков от традиционной игры, где на смену обрядовой символики пришла игровая.

Помимо обрядов, театрализованные элементы сопровождали исполнение многих фольклорных жанров: сказок, хороводных и шуточных песен. Важную роль здесь играли мимика, жест, движение. Например, сказочник не просто рассказывал сказку, а в той или иной манере разыгрывал ее: изменял голос, жестикулировал, менял выражение лица, показывал как герой сказки шел, нес ведро или мешок и т.д. Фактически это была игра одного актера.

Театральные формы драматического народного творчества приходятся на 17 век. Однако задолго до этого времени на Руси были комедианты, музыканты, плясуны, дрессировщики, которых называли скоморохами. Они объединялись в бродячие группы и до середины 17 века принимали участие в народных обрядах и праздниках. Об искусстве скоморохов сложены пословицы: «Всяк спляшет, да не как скоморох». В 17 веке скоморошество было запрещено специальными указами.

В зарождении и распространении всех видов фольклорного театра важную роль играли города. В городах излюбленным местом народных зрелищных представлений были ярмарки, на которых собиралось много людей, где не только торговали, но и развлекались. Именно в городах зародился ярмарочный или площадной театр.

Спецификой фольклорного театра является отсутствие сцены, где зрители одновременно являются и участниками театрально-игрового действия.

Виды площадного театра:

Балаган

Во время ярмарок строились балаганы. Балаган, это временное сооружение для театральных представлений. Перед балаганом сооружался балкон (раус), с которого балаганный дед зазывал публику на представление (импровизировал на любые темы). Деды-зазывалы выработали свою манеру одевания и обращения к зрителям. «Дед» это не возраст, а персонаж с запоминающейся внешностью, голосом.

Театр передвижных картинок (Раек)

Раек – вид представлений на ярмарках, распространенный в России в 18-19 веках. Свое название он получил от содержания картинок на библейские темы (Адам и Ева в раю).

Раек – это не большой во все стороны ящик, с двумя увеличительными стеклами впереди. Внутри его перематывается с одного катка на другой длинная полоса с доморощенными изображениями на тему рая (раек). Комментирует это представление дед-раешник.

Народный кукольный театр, его виды:

У русских были известны три вида кукольного: театр марионеток (в нем куклы управлялись с помощью ниток), театр Петрушки с перчаточными куклами (куклы надевались на пальцы кукольника), вертеп (в нем куклы неподвижно закреплялись на стержнях и передвигались по прорезям в полу сцены).

Петрушка

Театр Петрушки - русская народная комедия. Главный персонаж – Петрушка, именем которого назван театр. Его герой имел несколько вариантов имен: Иван Иванович Уксусов, Петр Петрович Самоваров. На Юге – Ванька, Ванька Рататуй, Ретутай, Ратюттю.

Театр Петрушки возник под влиянием итальянского кукольного театра Пульчинелло, с которым итальянцы часто выступали в Спб и др. городах. Подобные театры есть в Англии - Панчо, в Средней Азии (Турции) – Карагёз. Отличительная особенность этой куклы - актёр изображал говор Петрушки при помощи пищика. В 19 веке театр Петрушки самый популярный вид кукольного театра. Он состоял из легкой складной ширмы, ящика с несколькими (от 7-20) куклами, из шарманки и мелкого реквизита (палки, дубинки, трещотки). Декораций театр Петрушки не знал. Образ Петрушки олицетворял праздничную свободу. Импровизации Петрушки были всегда злободневны и любимы народом (выпады против местных купцов, помещиков, градоначальников).

Вертеп

Вертеп зародился в Польше, в Россию пришел через Украину и Беларусью.

Вертеп в переводе с древнерусского «пещера». Само строение вертепа было 2, 3 этажное: в верхней части играли драмы религиозного характера, в нижней сценки из бытовой жизни. Вертеп носили по избам на Святки от Рождества до Крещения. Ящик ставили на две табуретки и начинали представление народной драмы «Царь Ирод». Вертеп разыгрывался не только куклами, но и живыми актерами – «живой вертеп».

Народная драма

Народные драмы делиться на два жанра: бытовые сатирические и героико-романтические.

Бытовые сатирические драмы.

В основе сюжета драматические сценки, которые разыгрывались ряжеными. Например,

драма «Маврух» возникла на основе святочной игры «В покойника». В драме Маврух это имя героя, где все построено на игре ряженных.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: