Прочтите текст и выполните задания 26-31.




Часть 2

Для ответов на задания этой части (26-31) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (26 и т. д.), а затем ответ к нему.

 

Прочтите текст и выполните задания 26-31.

«...Религиозные верования зародились у людей ещё в глубокой древности, а религиозные обряды, культы отличались большим разнообразием и играли огромную роль в жизни общества. На определённом этапе развития религии появилась церковь, которая объединяет верующих одного вероисповедания и разрабатывает единые нормы их поведения.

Ядром религии становится вера. Первым и основным её элементом является вера в существование Бога как Творца всего существующего. В древности считалось, что именно высшие силы отвечают за поступки людей. Однако согласно современным религиозным представлениям Бог наделил человека свободой воли и способностью самому отвечать за свои поступки.

Хотя идея существования Бога является центральной темой во всех религиях, но религиозная вера включает в себя также: нормы морали и нравственности, нарушение которых является грехом; веру в то, что священнослужителей и лиц, объявленных святыми и угодниками, вдохновляет на деятельность сам Бог; веру в спасительную силу таких ритуальных обрядов, как крещение, молитва, пост, богослужение.

Религия во все времена оказывала огромное воздействие на духовную жизнь общества.

Величественные храмы, мастерски выполненные фрески и иконы, замечательные литературные и философские произведения религиозного содержания, церковные - обряды значительно обогатили человеческую культуру и стали неотъемлемой ее частью»

(Адаптировано по книге: Тимоненко Ю. Н., Скопинцева Ю. Н., Юкина И. В., Волохова Е.А. Культурология. М.: Издательство «Экзамен», 2007. С. 18-20.).

 

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

 

27. Назовите, используя текст, основные функции церкви.

 

28. Какие элементы, согласно тексту, включает в себя религиозная вера? Какой из них является первым и основным?

 

29. Почему «религия во все времена оказывала огромное воздействие на духовную жизнь общества»? С опорой на текст и обществоведческие знания дайте три объяснения.

30. Рассказывая на уроке о значении религии в жизни общества, ученик отметил её роль в порождении социальных конфликтов и разделении общества, например, Крестовые походы, Варфоломеевская ночь. Не все учащиеся класса согласились с этим мнением. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.

31. Согласны ли вы с тем, что религия, возвышая душу над телом, духовность над материальными интересами, способствовала облагораживанию человеческой души? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Часть 2

Для ответов на задания этой части (26-31) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (26 и т. д.), а затем ответ к нему.

 

Прочтите текст и выполните задания 26-31.

«Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта - эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определённых чувств, рождающихся (у людей по отношению друг к другу...

Естественно, что «набор» этих чувств безграничен, однако все их можно свести в две большие группы: 1) сближающие людей, объединяющие их чувства. В каждом случает такого отношения другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т. д.; 2) разъединяющие людей чувства, когда другая сторона выступает как неприемлемая... по отношению к которой не возникает желания к сотрудничеству и т. д.

Интенсивность того и другого родов чувств может быть весьма различной. Конкретный уровень их развития, естественно, не может быть безразличным для деятельности группы»

(Адаптировано по книге: Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1988. С. 85).

 

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

 

27. Найдите в тексте объяснение того, почему межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы.

 

28. Используя содержание текста, заполните таблицу.

Наименование группы чувств Отношение к другой стороне Последствия для совместной деятельности
     
     

 

29. Почему поведение отдельного человека как личности существенно зависит от его отношений с окружающими его людьми? С опорой на текст и обществоведческие знания дайте три объяснения.

 

30. На уроке ученик утверждал, что деловые отношения свободны от чувств симпатии или антипатии, а, следовательно, чувства никак не скажутся на результатах этих отношений. Деловые отношения зафиксированы в документах, а привязанность, вражда, антипатия, товарищество не повлияют на них. Не все учащиеся класса поддержали данное мнение. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.

 

31. Согласны ли вы с тем, что симпатия или антипатия между людьми зависят от их понимания друг друга? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты: 1)природа межличностных отношений; 2)сущность чувств, сближающих людей; 3)сущность чувств, разъединяющих людей; 4)влияние уровня развития чувств на деятельность группы. Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
27. Найдите в тексте объяснение того, почему межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы.
Согласно тексту, «межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы, потому что их важнейшая специфическая черта - эмоциональная основа». Это означает, что межличностные отношения складываются на основе определённых чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу
28. Используя содержание текста, заполните таблицу.
Наименование группы чувств Отношение к другой стороне Последствия для совместной деятельности
Сближающие, объединяющие людей Желаемая Готовность к сотрудничеству
Разъединяющие людей Неприемлемая Отсутствие желания к сотрудничеству

Могут быть даны в таблице иные, близкие по смыслу формулировки

29. Почему поведение отдельного человека как личности существенно зависит от его отношений с окружающими его людьми? С опорой на текст и обществоведческие знания дайте три объяснения.
В качестве объяснений могут быть даны следующие: в ходе межличностных отношений человек получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать своё поведение, укреплять в своей личности всё положительное, избавляться от недостатков; межличностные отношения (например, дружб а, «любовь) дают человеку уверенность в себе, положительные эмоции, что позитивно сказывается на его поведении; межличностные отношения формируют ценностные ориентиры, которые усваиваются личностью и во многом определяют её поведение. Могут быть даны другие объяснения
30. На уроке ученик утверждал, что деловые отношения свободны от чувств симпатии или антипатии, а, следовательно, чувства никак не скажутся на результатах этих отношений. Деловые отношения зафиксированы в документах, а привязанность, вражда, антипатия, товарищество не повлияют на них. Не все учащиеся класса поддержали данное мнение. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) ответ на вопрос, например: в тексте отражена вторая точка зрения (точка зрения учащихся класса) - деловые отношения принадлежат к межличностным отношениям, следовательно, им свойственны определённые чувства, возникающие у людей по отношению друг к другу. Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке. 2) фрагмент текста, например: - «Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определённых чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу...»; - «Конкретный уровень их (чувств. -Авт.) развития, естественно, не может быть безразличным для деятельности группы»
31. Согласны ли вы с тем, что симпатия или антипатия между людьми зависят от их понимания друг друга? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с приведенной точкой зрения; 2) приведены два аргумента (объяснения) в защиту своего выбора, например: в случае согласия с приведенной точкой зрения может быть указано, что - впечатление друг о друге, сформированное на основе внешнего облика, может оказаться неправильным, поскольку возможны обстоятельства, зависящие от обстановки, настроения, душевного состояния этих людей. Потому необходимо научиться понимать другого человека, чтобы сформировать определённые чувства по отношению к нему; - наличие стереотипов, в соответствии с которыми все люди заранее относятся к определённой категории (например: «Все девчонки не умеют держать язык за зубами», «Все мальчишки грубияны»), могут препятствовать складыванию истинной оценки того или иного человека. Поэтому следует формировать внимание к другим людям; в случае несогласия может быть указано, что - человек воспринимает другого человека прежде всего на основе внешнего облика, что уже может повлиять на симпатию или антипатию, а потом уже складывается впечатление от его слов, черт характера; - на восприятие человека действует эффект новизны: последняя информация, полученная о другом человеке, сильнее влияет на последующее восприятие, чем предыдущая информация. Поэтому соответствующий образ, а следовательно, отношение к нему человека могут быть сформированы на основании последней информации, которая может оказаться неокончательной. Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).
26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты: 1)роль религии и церкви в жизни общества; 2)ядро религии - вера; 3)структура (состав) религиозной веры; 4)влияние религии на духовную жизнь общества. Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
27. Назовите, используя текст, основные функции церкви.
Согласно тексту, основными функциями церкви являются: - объединение верующих одного вероисповедания; - разработка единых норм их поведения
28. Какие элементы, согласно тексту, включает в себя религиозная вера? Какой из них является первым и основным?
Согласно тексту, религиозная вера включает в себя следующие элементы: - веру в существование Бога; - нормы морали и нравственности; - веру в то, что священнослужителей и лиц, объявленных святыми и угодниками, вдохновляет на деятельность сам Бог; - веру в спасительную силу ритуальных обрядов: - крещение, молитва, пост, богослужение. Первым и основным элементом религиозной веры является вера в существование Бога как Творца всего существующего
29. Почему «религия во все времена оказывала огромное воздействие на духовную жизнь общества»? С опорой на текст и обществоведческие знания дайте три объяснения.
В качестве объяснений того, почему «религия во все времена оказывала огромное воздействие на духовную жизнь общества», могут быть даны следующие: - религия является носителем культурных и духовных ценностей, составляющих основу духовной жизни общества; - религия общедоступна, что позволяет каждому независимо от уровня образования через религиозные афоризмы, рассказы, легенды, притчи углубиться в занятия искусством, философией, наукой. Это способствует духовному развитию людей; - религия отрывает человека от повседневности, требует от него обращения к божественному, т. е. вечному, духовному, давая ему пищу для размышлений и для высоких чувств Могут быть даны другие объяснения
30. Рассказывая на уроке о значении религии в жизни общества, ученик отметил её роль в порождении социальных конфликтов и разделении общества, например, Крестовые походы, Варфоломеевская ночь. Не все учащиеся класса согласились с этим мнением. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) ответ на вопрос, например: в тексте отражена вторая точка зрения (точка зрения учащихся класса) - религия способствует сохранению стабильности личности, социальных групп и общества в целом, упорядочиванию определенным образом помыслов, стремлений людей. Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке. 2) фрагмент текста, например: - «...церковь, которая объединяет верующих одного вероисповедания и разрабатывает единые нормы их поведения; - «...религиозная вера включает в себя... нормы морали и нравственности, нарушение которых является грехом»
31. Согласны ли вы с тем, что религия, возвышая душу над телом, духовность над материальными интересами, способствовала облагораживанию человеческой души? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с приведенной точкой зрения; 2) приведены два аргумента (объяснения) в защиту своего выбора, например: в случае согласия с приведенной точкой зрения может быть указано, что - религия напоминает человеку о высших идеалах, заставляет его задуматься о смысле жизни, о «спасении души»; - выполнение людьми требований религиозной морали делает их поведение стабильным и предсказуемым; в случае несогласия может быть указано, что - религия принижает человеческий разум, утверждает недопустимость сомнения в истинах вероучения, провозглашает приоритет веры над разумом и знаниями; - религия сдерживает свободу творчества: научная мысль начинает интенсивно развиваться, когда она освобождается от власти церкви; там где общество находится под властью религии, церковь сужает тематику произведений искусства, а иногда ставит под запрет целые его отрасли.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: