Профессиональные требования
Принципы:
работник аудиторской организации должен придерживаться принципов независимости, честности, объективности, конфиденциальности и норм профессионального поведения.
Основные процедуры:
1. Назначить (приказом или иным документом) работника (работников), осуществляющего(их) проведение контрольных процедур и уполномоченного(ых) решать вопросы, связанные с соблюдением принципов независимости, честности, объективности и конфиденциальности. Определить порядок и объем документирования проведения контрольных процедур и ситуаций, в которых может потребоваться привлечение специалистов для получения профессиональных консультаций в отношении указанных вопросов.
2. Ввести в действие (приказом или иным документом) кодекс аудиторской этики, определяющий нормы профессионального поведения работников аудиторской организации.
3. Составить, вести и своевременно доводить до сведения работников список аудируемых лиц (в том числе аффилированных лиц и лиц, которым оказывались услуги по восстановлению, ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности), по отношению к которым должны выполняться требования независимости.
4. В рамках мониторинга соблюдения общих целей и процедур аудиторской организации в отношении принципов независимости, честности, объективности, конфиденциальности и норм профессионального поведения установить периодичность представления работниками письменных заявлений (не реже чем один раз в год), подтверждающих, что:
они ознакомлены с требованиями и процедурами аудиторской организации в отношении принципов независимости, честности, объективности, конфиденциальности и норм профессионального поведения;
|
у них не существует отношений, нарушающих принцип независимости, и ими не осуществлялись действия, противоречащие принципам профессиональной деятельности аудиторской организации.
5. Обязать работников незамедлительно уведомлять работника(ов), уполномоченного(ых) в соответствии с вышеизложенной (п.1) процедурой, обо всех случаях отношений, которые могут привести к потере независимости.
6. Возложить (приказом или иным документом) на работника с соответствующими полномочиями ответственность за:
получение от работников письменных заявлений и иных документов, подтверждающих соблюдение принципа независимости, и их анализ;
разрешение исключительных ситуаций, связанных с соблюдением принципа независимости;
анализ взаимоотношений аудиторской организации с аудируемыми лицами с целью выявления тех случаев, которые могут нанести ущерб (вред) независимости или содержат признаки нанесения такого ущерба (вреда), для своевременной смены руководителя аудиторской проверки и (или) работников, участвующих в аудиторской проверке, а также уточнения списка аудируемых лиц, по отношению к которым должны выполняться требования независимости;
разрешение конфликтных вопросов, связанных с соблюдением профессиональной этики.
7. Определить (приказом или иным документом) периодичность смены руководителя аудиторской проверки и по возможности ведущих работников, участвующих в аудиторских проверках одного и того же лица (рекомендуется не реже одного раза в 5 лет).
|
Профессиональная компетентность
Принципы:
персонал аудиторской организации должен состоять из работников, знающих требования законодательства Республики Беларусь, а при необходимости и других государств, а также обладающих профессиональной компетентностью, необходимой для выполнения ими своих обязанностей с должной тщательностью. В соответствии с требованиями законодательства следует обеспечить наличие в штате аудиторской организации не менее трех работников, имеющих квалификационные аттестаты аудитора.
Основные процедуры:
1. Установить (приказом или иным документом) работника, ответственного за работу с кадрами в аудиторской организации, возложив на него ответственность за подготовку решений по кадровым вопросам и проведение анализа эффективности реализации кадровой политики.
2. Утвердить должностные инструкции, определяющие квалификационные требования для работников всех уровней.
3. Установить процедуру найма работников, которая предусматривает:
направления поиска потенциальных работников (через организации, специализирующиеся на подборе персонала, соответствующие сайты в Интернете, прессу и др.);
методы привлечения, отбора и оценки потенциальных работников (изучение анкетных данных, запросы на предыдущие места работы, беседы, тестирование и др.).
4. Установить (приказом или иным документом) особенности процедуры приема на работу лиц:
состоящих в родственных отношениях с работниками аудиторской организации и (или) работниками аудируемых лиц;
ранее работавших в данной аудиторской организации;
|
являвшихся работниками аудируемых лиц;
у которых возникает риск нарушения принципа независимости в отношении аудируемых лиц.
5. Определить порядок ознакомления лиц, принятых на работу, с законодательством об аудиторской деятельности, кодексом аудиторской этики аудиторской организации, правилами аудиторской деятельности и иными документами аудиторской организации, описывающими процедуры, применяемые в процессе оказания аудиторских услуг.
6. Утвердить (приказом или иным документом) требования к непрерывному профессиональному образованию аудиторов (работников), в том числе:
обучению аудиторов по программам повышения квалификации аудиторов, согласованным с Министерством финансов Республики Беларусь;
семинарам, проводимым аудиторской организацией для своих работников, в том числе их периодичность, темы, ответственных;
участию в иных семинарах, конференциях, симпозиумах;
самообразованию;
подготовке работниками публикаций, разработке пособий, монографий по вопросам теории и практики аудита, бухгалтерского учета, налогообложения, финансов, права и др., связанным с осуществлением финансово-хозяйственной деятельности и составлением бухгалтерской отчетности;
участию в работе над правилами, методиками, программами учебных курсов по аудиту.
Поручить ответственному лицу вести учет участия работников в системе профессионального образования.
7. Довести до работников установленные в аудиторской организации критерии, на основе которых будет приниматься решение о поощрении, премировании или продвижении работников по службе.
8. Установить процедуру и периодичность рассмотрения совместно с работниками (например, на собрании) результатов оценки их работы (успехи, недостатки, возможности служебного роста, повышения оплаты труда, будущие цели и др.).
9. Назначить работника (работников) с соответствующими полномочиями:
по контролю за профессиональной подготовкой и осуществлению анализа ее эффективности;
по обеспечению создания, пополнения и обновления библиотеки и (или) иных информационных средств, содержащих необходимые нормативные правовые акты и другие материалы по профессиональным вопросам;
для сбора и оценки информации о качестве работы работников. Для этих целей утвердить и внедрить систему оценки качества работы каждого работника, предусматривающую процедуры сбора и обработки информации для оценки, периодичность оценки, документирование процедур оценки (например, специальные оценочные листы);
для подготовки решений о продвижении работников по службе и анализа опыта такого продвижения.
Поручение заданий
Принципы:
работа по оказанию аудиторских услуг должна поручаться специалистам, имеющим уровень профессиональной подготовки и опыт работы, необходимые в данных условиях, а также отвечающим критерию независимости.
Основные процедуры:
1. Возложить (приказом или иным документом) на работника с соответствующими полномочиями ответственность за назначение руководителя аудиторской проверки и работников для ее проведения и оказания сопутствующих аудиту услуг.
При назначении руководителя и работников для проведения аудиторской проверки и оказания сопутствующих аудиту услуг следует учитывать следующие факторы:
необходимые требования к работникам и срокам оказания аудиторских услуг для конкретной аудиторской проверки или иного аудиторского задания;
оценку квалификации работников с точки зрения опыта, занимаемой должности, образования и специальных экспертных знаний;
планируемый уровень контроля и участия работников, выполняющих контрольные функции;
возможность возникновения ситуаций, связанных с нарушением принципа независимости и конфликтом интересов (например, назначение работника на выполнение аудита для заказчика, являющегося его прежним работодателем или работодателем какого-либо родственника сотрудника аудиторской организации);
преемственность и ротацию кадров (возможность привлечения других работников, имеющих различный уровень подготовки и опыт работы) в целях рационального проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг.
2. В небольших аудиторских организациях, где невозможна внутренняя ротация специалистов, особое внимание при поручении заданий должно уделяться соблюдению принципа независимости, в связи с чем должны быть предусмотрены ситуации, при возникновении которых прием и поручение аудиторских заданий невозможны.
Контрольные полномочия
Принципы:
необходимо в достаточной мере направлять работу, осуществлять текущий контроль работы на всех уровнях и этапах аудита, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что работа выполнена качественно.
Основные процедуры:
1. Установить (приказом или иным документом) работника, ответственного за планирование аудиторской проверки (как правило, это руководитель аудиторской проверки), который должен обеспечивать:
сбор исходной информации об объекте аудита и (или) анализ информации, полученной в результате предыдущих аудиторских проверок, анализ текущих экономических условий, влияющих на деятельность аудируемого лица или отрасль, в которой оно действует;
определение круга вопросов, необходимых для включения в общий план и программу аудиторской проверки или иного аудиторского задания, определение потребностей в человеческих ресурсах, определение периода времени, необходимого для проведения аудита или выполнения иного аудиторского задания;
анализ факторов, оказывающих влияние на независимость аудиторской организации и работников, участвующих в проведении аудита.
2. Утвердить процедуры и назначить работника (работников) с соответствующими полномочиями для обеспечения соблюдения принципов и процедур поддержания качества при оказании аудиторских услуг. Процедуры должны предусматривать осуществление последовательного контроля на всех этапах аудиторской проверки или иного аудиторского задания, в том числе контроль руководителем аудиторской проверки или иного аудиторского задания работы аудиторов и контроль аудиторами работы ассистентов аудитора.
Работа, выполняемая каждым аудитором, должна проверяться работником, имеющим уровень профессиональной компетенции не ниже уровня тех, кого он проверяет, на предмет следующего:
была ли работа надлежащим образом спланирована;
была ли работа выполнена в соответствии с программой аудита (иного аудиторского задания);
были ли выполненные работы и полученные результаты надлежащим образом документально оформлены;
были ли все существенные моменты аудита урегулированы и отражены в аудиторских выводах;
были ли достигнуты цели аудиторских процедур;
соответствуют ли сделанные выводы результатам выполненной работы и подтверждают ли они выраженное в аудиторском заключении мнение.
3. Своевременной проверке должны подлежать:
общий план и программа аудита;
оценка внутрихозяйственного риска и риска средств контроля;
документальное отражение аудиторских доказательств, полученных в результате проведения процедур по существу;
финансовая (бухгалтерская) отчетность, предлагаемые к ней поправки и предполагаемая форма аудиторского заключения.
4. Утвердить (приказом или иным документом):
правила аудиторской деятельности аудиторской организации, предусматривающие форму, содержание и систему хранения рабочих документов;
унифицированные формы и вопросники для использования в процессе оказания аудиторских услуг и обеспечения контроля качества.
5. Определить (приказом или иным документом) работников с соответствующими полномочиями, ответственных за:
архивы как на бумажных, так и на электронных носителях. Установить порядок доступа к документам, находящимся в архиве;
принятие решений и методы рассмотрения вопросов, связанных с различиями в профессиональных суждениях работников, привлеченных к оказанию аудиторских услуг. Например, вопросы могут обсуждаться на методсовете аудиторской организации с оформлением принятого решения протоколом.
Консультирование
Принципы:
в необходимых случаях в аудиторской организации либо вне ее следует проводить консультации со специалистами, обладающими соответствующими знаниями.
Основные процедуры:
1. Назначить (приказом или иным документом) работника (работников), ответственного(ых) за организацию и проведение консультаций, в том числе отвечающего(их) за:
проведение консультаций по отраслям, где существуют особые требования к ведению бухгалтерского учета, проведению аудита или составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности;
направление запросов в государственные органы;
ведение информационной базы (библиотеки), имеющей отношение к специализированным отраслям и областям.
2. Определить внутренним документом и довести до сведения работников процедуры проведения консультаций, например, на заседании методсовета аудиторской организации.
3. Заключить договоры с другими организациями о предоставлении различных информационных услуг (баз данных).
4. Определить (например, правилами аудиторской деятельности аудиторской организации) объем документов, составляемых по результатам консультаций, требования к их содержанию, хранению и возможности последующего использования в качестве справочного материала.
Работа с аудируемыми лицами
Принципы:
необходимо постоянно проводить оценку потенциальных аудируемых лиц и лиц, которым могут быть оказаны сопутствующие аудиту услуги, и анализ работы с ними. При решении вопроса о заключении договора или продолжения сотрудничества надо исходить из соображений независимости аудиторской организации и ее способности оказывать аудиторские услуги надлежащим образом.
Основные процедуры:
1. Определить (приказом или иным документом) работника (работников), ответственного(ых) за работу с заказчиками, включая потенциальных.
2. Определить правилами аудиторской деятельности аудиторской организации (или иным документом) методы оценки потенциальных аудируемых лиц и установить:
унифицированные формы документов, используемых при оценке независимости от потенциального аудируемого лица и определении объема необходимой информации для анализа и определения рисков;
формы писем-запросов руководству потенциального аудируемого лица, банкам, обслуживающим аудируемое лицо, предшествующим аудиторским организациям для получения информации, относящейся к потенциальному заказчику аудита, в том числе относительно причин замены аудиторской организации, и другой.
Разработать бланки документов для оформления выводов по результатам проведенной оценки, в том числе включающих следующие вопросы:
наличие (отсутствие) причин отнесения данного аудиторского задания к разряду сопряженных с необычными рисками;
оценку независимости аудиторской организации;
соответствие решения о возможности работы с данным аудируемым лицом кодексу аудиторской этики аудиторской организации;
наличие у аудиторской организации работников, имеющих знания в соответствующей области;
определение типов аудиторских заданий, которые возможно выполнить;
наличие (отсутствие) возможных событий, при наступлении которых может возникнуть угроза независимости или которые могут побудить аудиторскую организацию принять решение об отказе в заключении договора с аудируемым лицом. К таким событиям могут относиться значительные изменения, касающиеся состава руководства, структуры собственности, финансового положения, участия в рассмотрении дел в судах, объема задания, характера деятельности аудируемого лица;
обеспечение необходимого контроля за выполнением работ.
3. Довести до работников результаты оценки и процедуры, направленные на сохранение сотрудничества с аудируемым или иным лицом, которому оказываются аудиторские услуги.
Мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля
качества аудита
Принципы:
необходимо постоянно осуществлять наблюдение за уровнем эффективности принятых аудиторской организацией правил и процедур внутреннего контроля качества аудита.
Основные процедуры:
1. Определить приказом (или иным документом):
периодичность, объем и сроки проведения мероприятий по мониторингу эффективности правил и процедур контроля качества аудита (рекомендовано ежегодно в конце года);
работников, уполномоченных проводить мониторинг и корректировку процедур;
процедуры проведения мониторинга.
2. Процедуры проведения мониторинга должны обеспечивать разумную уверенность в том, что цель и процедуры внутреннего контроля качества в аудиторской организации являются эффективными и для этого в процессе мониторинга осуществляются:
проверка и тестирование соблюдения общих требований и процедур контроля качества аудиторской организации;
выборочная проверка аудиторских процедур на предмет соответствия республиканским правилам аудиторской деятельности, а также правилам и процедурам аудиторской организации по контролю качества;
обсуждение общих выводов мониторинга с работниками;
принятие по результатам обсуждения решений о необходимости корректировок процедур внутреннего контроля качества и о мероприятиях по устранению выявленных в ходе мониторинга недостатков.
3. Определить сроки внесения корректировок и устранения недостатков внутренней системы контроля качества. Как правило, срок не должен составлять более одного месяца со дня принятия решений.".
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 апреля 2005 г.
Министр Н.П.Корбут