Новых тем для родительских собраний в первом полугодии 2018/19 учебного года
Софья Белоусова
педагог-психолог ГБУ ДПО «Региональный социопсихологический центр» на базе МБУ «Школа № 93», г. о. Тольятти
В статье – 12 новых тем для родительских собраний на первое полугодие. Выберите по таблице класс, в котором планируете собрание, найдите тему и подготовьте собрание по готовым вопросам для обсуждения.
Рособрнадзор планирует увеличить количество Всероссийских проверочных работ (ВПР) – впервые их напишут ученики 7-х и 9-х классов. Еще появилась новая обязательная оценочная процедура – итоговое собеседование в 9-х классах, а также новые требования к ЕГЭ (fipi.ru).
Для школьников новые оценочные процедуры – это новые поводы бояться идти в школу. Поэтому обязательно обсудите с родителями, как помочь ребенку пережить ВПР и экзамены. Обратите внимание, что на итоговом собеседовании девятиклассникам придется участвовать в диалоге с экзаменатором. Дети боятся разговаривать: допустить много ошибок, превысить время ответа. Рособрнадзор планирует итоговое собеседование провести в феврале. Поэтому завершите основные мероприятия с девятиклассниками и их родителями до конца декабря.
Также запланируйте родительские собрания по вопросам адаптации школьников на новых уровнях общего образования: в 1, 5, 10-х классах. Расскажите родителями, какие у них есть ресурсы, чтобы помочь детям лучше освоить образовательную программу.
Темы для родительских собраний в первом полугодии 2018/19 учебного года
Тема | Задачи | Содержание | |
1-4-й класс | |||
Как помочь первоклассникам адаптироваться к новым требованиями в школе | Рассмотреть проблемы адаптации, показать и проанализировать пути их преодоления. Сформировать у родителей представление о том, как помочь ребенку преодолеть трудности | Физиологические и психологические трудности ребенка во время адаптации к школе. Особенности взаимоотношений с ребенком и школой у родителей. Действия родителей, чтобы поддержать ребенка | |
Какие психологические особенности младшего школьного возраста мешают детям освоить образовательную программу | Ознакомить родителей с возрастными особенностями младших школьников. Обсудить продуктивные приемы воспитания и обучения младших школьников. Ознакомить родителей с требованиями ФГОС к образовательным результатам. Ознакомить с результатами стартовой диагностики | Физиологические и психологические особенности младшего школьного возраста. Требования ФГОС к личностным, метапредметным и предметным результатам обучения в школе. Рекомендации родителям по взаимодействию с детьми с учетом индивидуально-психологических особенностей | |
Как помочь школьнику повысить свои учебные достижения | Объяснить родителям, что учебная деятельность в младшем школьном возрасте является ведущей. Ознакомить с ошибками, которые понижают мотивацию к учебе | Понятия «мотивация», «мотивация к обучению». Виды учебной мотивации. Результаты диагностики «Мотивация к учебе». Приемы, которые повышают мотивацию ребенка к обучению | |
ВПР – это просто! | Ознакомить с особенностями проведения ВПР. Разъяснить, что ВПР – это не экзамен, поэтому ВПР не влияет на промежуточную аттестацию. Рассказать о системе мероприятий в школе, которые помогут ученикам 4-х классов лучше написать ВПР | Задания и правила проведения ВПР. Контроль времени на ВПР. Приемы, которые помогут преодолеть страх во время выполнения заданий ВПР | |
5-6-й классы | |||
Как преодолеть проблемы адаптации детей к обучению в 5-м классе | Познакомить родителей с физиологическими и психологическими особенностями адаптации подростка к обучению в основной школе. Ознакомить родителей с организацией режима дня пятиклассника и особенностями создания психологического комфорта | Чем отличается адаптация 5-х классов от адаптации к начальной школе. Успешная и неуспешная адаптация. Действия родителей, чтобы помочь ученику справиться с проблемами адаптации | |
Как помочь ребенку качественно подготовить домашнее задание | Обсудить значимость подготовки домашнего задания. Рассказать о проблемах школьников при подготовке домашнего задания. Предложить рекомендации по организации и контролю за выполнением домашнего задания | Как организовать выполнение домашнего задания. Как сформировать позитивное отношение к выполнению домашнего задания. Как развивать самостоятельность ребенка при выполнении домашнего задания. Как проверить качество домашнего задания | |
7-й класс | |||
Что мешает подростку учиться | Ознакомить с закономерностями физиологического и психологического развития в подростковом возрасте. Предложить рекомендации, которые помогут родителям терпимо относиться к проявлениям подросткового возраста | Физиологические и психологические трудности в подростковом возрасте. Ведущая деятельность и особенности общения с подростком. Действия родителей, чтобы помочь ученику справиться с проблемами переходного возраста | |
Как предотвратить самоубийство ребенка | Рассказать, как выявить ребенка с суицидальным поведением. Разъяснить, какие бывают проблемы у подростка, которые провоцируют суицидальное поведение. Предложить перечень действий родителей, чтобы предотвратить риск суицида | На какие симптомы обратить внимание родителей в поведении ребенка. Как родители могут помочь ребенку при суицидальном риске. Куда обратиться родителям за помощью. Рекомендации, как избежать суицидальных рисков у детей | |
8-й класс | |||
Как стать успешным и не нарушить этические требования | Сформировать представления о ценностных ориентациях. Раскрыть особенности ценностных ориентаций современных подростков в условиях информатизации. Ознакомить с результатами исследования ценностных ориентаций подростков | Понятия: «ценности», «ценностные ориентации». Какие ценности формируются под влиянием школы, семьи и сверстников. Как родители могут сформировать и воспитать определенные ценности у ребенка | |
9-й класс | |||
Как преодолеть страх на итоговом собеседовании | Рассказать о требованиях к итоговому собеседованию. Научить упражнениям, которые можно выполнить подростку и преодолеть страх. Смоделировать на практике диалог с экзаменатором во время итогового собеседования | Требования к девятиклассникам на итоговом собеседовании. Психологические проблемы, которые могут помешать получить высокий результат: страх диалога с экзаменатором. Упражнения, которые помогут преодолеть страх | |
10-й класс | |||
Как освоить образовательную программу с профильными предметами и подготовить итоговый проект | Дать представление об адаптации в 10-х классах. Определить уровень адаптации/дезадаптации учащихся. Проанализировать результаты исследования интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы учащихся 10-х классов | Адаптации учеников к обучению на профильном уровне. Новые требования ФГОС к результатам учеников: как их выполнить и предотвратить стресс. Обязательный итоговый индивидуальный проект для старшеклассников: как помочь ребенку | |
11-й класс | |||
Как успешно написать итоговое сочинение | Рассказать о требованиях к итоговому сочинению. Научить: упражнениям, которые можно выполнить подростку и преодолеть страх; приемам контроля времени при подготовке и во время написания сочинения | Требования к выпускникам на итоговом сочинении. Психологические проблемы, которые могут помешать получить высокий результат. Упражнения, которые помогут преодолеть страх |