Контрольное задание №2
Для студентов 1 курса з/о (летняя сессия: Пунктуация и культура речи)
/выполнить до конца марта /
Расставьте знаки препинания (выделите их другим цветом).
Чехов родился в семье лавочника но сумел выработать из себя интеллигента и по сей день остаётся символом интеллигентности на Руси. Когда хотят отметить в человеке какие-либо прекрасные качества вспоминают Чехова он в этом смысле был для многих образцом.
До конца своих дней Чехов отсылал книги в Таганрогскую городскую библиотеку которая существовала благодаря его дарениям до последних дней оставался врачом помогающим больным хотя и оставил уже врачебную практику.
Он не принадлежал ни к каким течениям ни к каким направлениям и ни к каким партиям. Он сам был и направление и течение котороекак оказалось пролегло через фарватер нашей истории оставив в ней заметный след.
2. Даны предложения с речевыми ошибками. Выделите в них желтым слова или словосочетания, неверно употребленные. Рядом запишите исправленный вариант
а) Врач спросил больного, как вы себя чувствуете.
б) В столице туристы ходили в театры, музеи, концерты.
в) Меня спросили, что не знаю ли я, где живет врач.
г) В Донецке в день города на площадях, бульварах и улицах были бесчисленное множество людей.
д) Его первая попытка достичь Северного полюса увенчалась неудачей.
е) Глядя на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается.
ж) Подойдя к дому, ему сказали, что завтрак уже подан.
з) Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.
3. Правильно употреблено числительное в выражениях (далее во всех заданиях выделяйте всю строку желтым, исправлять не нужно):
|
А) находиться в полтора километров;
Б)договорились по четыремстам пятидесяти позициям;
В) прибавить к восемьсот двадцать двум;
Г) обойтись пятистами рублями.
Д) досчитать до четырехсот семидесяти.
4. Запятая перед как ставится:
А) Вы еще не слышали как он поет.
Б) В то время к Тургеневу уже привыкли как к писателю-романисту.
В) Сердце как камень.
Г) Я знаю его как хорошего инженера.
Д) Вы как люди грамотные должны в этом разбираться.
Укажите ошибки в употреблении падежной формы после предлога.
А) Насчет (чего?) экзамена.
Б) Наперекор (чему?) общему мнению.
В) Вопреки (чему?) логике.
Г) Согласно (чего?) закона.
Д) В соответствии (чего?) требования.
6. Выделите нужное окончание причастия:
Благодаря сборнику рассказов о животных, вышедш … в столице, писатель приобрел большую известность.
А) -им;
Б) -ему;
В) -его;
Г) -ем.
7. Дефис следует ставить:
А) как(?)бы;
Б) по(?)вашему;
В) как(?)будто;
Г) потому(?)что;
Д) во(?)первых.
В какой строке значение фразеологизма определено неверно?
А) Проба пера – «первый литературный опыт».
Б) Жить своим умом – «быть хитрым».
В) Ждать у моря погоды – «бездействовать».
Г) Проще пареной репы – «очень просто».
В каком слове неверно указано ударение?
А) ку́хонный;
Б) киломе́тр;
В) алфа́вит;
Г) приня́ть.
Укажите существительное с окончанием –Е.
А) служить в арми…;
Б) говорить о счасть…;
В) отдыхать в санатори…;
Г) сходить к Натали…
11. Запятая на месте всех пропусков ставится в предложениях:
а) Дымком-то пахнет_ и травой_ и дёгтем_ и немного кожей.
|
б) Иволги кричат_ да кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы.
в) Царь завещал свой дворец_ и всё войско старшему сыну_ и стальное кольцо младшему.
г) Зрители или ходят по лестнице_ или осматривают экспонаты_ или сидят на мягких диванах и разговаривают.
12.Укажите существительное женского рода:
А) мозоль;
Б) тюль;
В) шампунь;
Г) рояль.
13.Правильно построено предложение:
А) Бывая в отъезде, мне всегда снится дом.
Б) Туча, набирая силу, медленно поднималась из-за леса.
В) Мне, вспомнив друга, захотелось написать ему.
Г) Отдыхая на даче, у них случилась кража.
14.Укажите ошибку в согласовании:
А) с сотней казаков;
Б) со ста казаками;
В) с обоими сестрами;
Г) по обеим сторонам.
15.Выделите неверно построенное высказывание:
А) Мы наблюдали некоторые интересные аномалии;
Б) Мы наблюдали некоторые странные аномалии;
В) Мы наблюдали ряд интересных аномалий;
Г) Мы наблюдали не зафиксированные специалистами аномалии.
16. Вводные слова нужно выделить в предложениях:
а) Всё произошло как и предполагал Канунников.
б) Существуют однако языки, где число падежей перевалило за дюжину.
в) Не было ничего, что бы не пригодилось по мнению Плюшкина в хозяйстве.
г) Знаете ли вы например какое наслаждение выехать до зари?
17. Ъ пишется в слове:
а) двух…этажный;
б) трех…язычный;
в) четырёх…осный;
в) шести…ярусный.
18. Двоеточие на месте пропуска ставится в предложениях:
а) За лесом стояла старая барская усадьба_ кругом шли рвы с водой, поросшие осокой и тростником.
б) Обе китаянки пришли от птички в восторг_ она после купанья была взъерошенная и напоминала им китайского цыплёнка.
в) Я посмотрел в окно_ идём не над морем, а над сушей, потому и качка.
г) Сорока на крышу села_ придёт в дом весточка с родимой стороны.