Музыкальное занятие «Симфонический оркестр».
Подготовительная группа
Подготовила и провела
музыкальный руководитель:
Ефимова Наталья Алексеевна
Санкт- Петербург 2017
Цель: Используя ИКТ технологии, познакомить детей с музыкальными инструментами симфонического оркестра.
Задачи:
- развивать тембровый слух и общие музыкальные знания детей;
- учить по слуху и зрительно различать основные группы инструментов симфонического оркестра;
- дать представление об основных особенностях строения инструментов, звукоизвлечении и приемах игры.
Технологии, используемые педагогом в мероприятии.
1. Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.
1.1 Педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций.
1.2 Самовыражение ребёнком, присущих ему качеств и способностей.
2. Игровая технология.
2.1 Игры (итоговая викторина).
3. Здоровьесберегающие технологии.
3.1 Технология эстетической направленности
Технология музыкального воздействия
4. Информационно - коммуникационные технологии.
План занятия:
– знакомство с клавишно-духовыми инструментами (гармонь, баян, аккордеон).
– знакомство с клавишно-ударными инструментами (рояль, фортепиано).
– знакомство со струнно-смычковыми инструментами (скрипка, виолончель, контрабас).
– знакомство с ударными инструментами (литавры, тарелки, большой барабан).
– знакомство с медными духовыми инструментами (труба, тромбон, туба).
– знакомство с деревянными духовыми инструментами (флейта, саксофон, фагот).
Результат: у детей улучшается память, мышление, воображение, внимание, развиваются творческие и музыкальные способности, любознательность.
|
Ход НОД:
Муз. рук.:- Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами познакомимся с симфоническим оркестром. Это оркестр, где много музыкальных инструментов и каждой группой руководит дирижер. Почему же он называется симфонический? От слова «симфония»- это музыкальное сочинение для оркестра.
Итак, давайте познакомимся с первой группой инструментов.
Часть 1. Струнно-смычковые инструменты.
Это инструменты имеющие струны и смычок. Первый инструмент- скрипка.(слайд 1)
Прослушивание звучания скрипки.
Инструмент, в три раза больше скрипки, на нем играют сидя на стуле- это виолончель. У нее есть специальная подставка. Звук более низкий, насыщенный.(слайд 2)
Прослушивание звучания виолончели.
Посмотрите, этот инструмент размером с рост человека и на нем играют стоя, без смычка. Это контрабас и он издает очень низкий звук.(слайд 3)
Прослушивание звучания.
Часть 2. Деревянные духовые инструменты.
Это инструменты сделанные из дерева и имеющие отверстия и клапаны.
Первый инструмент- флейта. Она бывает и деревянная и из металла. Деревянная звучит мягким звуком.(слайд 4)
Прослушивание звучания флейты.
Следующий инструмент- гобой. Он имеет трубку конической формы с системой клапанов и двойной тростью (язычком). Инструмент обладает певучим, однако несколько гнусавым.(слайд 5)
Прослушивание звучания гобоя.
Кларнет- язычковый деревянный духовой музыкальный инструментс одинарной тростью. Имеет теплый, мягкий тембр.(слайд 6)
Прослушивание звучания.
А это фагот- деревянный духовой музыкальный инструмент басового, тенорового и частично альтового регистра. Имеет вид согнутой длинной трубки с системой клапанов и двойной (как у гобоя) тростью, которая надевается на металлическую трубку в форме буквы S.(слайд 7)
|
Прослушивание звучания.
Англи́йский рожо́к или альтовый гобой ― деревянный духовой музыкальный инструмент, разновидность гобоя.
Часть 3. Медные духовые инструменты
Так же как деревянные духовые музыкальные инструменты произошли от тростинки, группа медных духовых родилась из раковин, из рогов животных, с их фанфарным призывным звуком. Туда входят валторны, трубы, тромбоны, тубы.
(слайды 8, 9, 10, 11)
Прослушивание звучания.
Часть 4. Ударные инструменты.
К ним относятся ударные инструменты, имеющие звукоряд, из детских инструментов это металлофон и ксилофон. На них можно сыграть мелодию, так как они издают звуки разной высоты.
(слайд 12, 13)
Прослушивание звучания.
Маракасы – это парный инструмент в виде небольших полых шаров, прикрепленных к ручке, по принципу действия аналогичный детской погремушке. Внутри него находится мелкий сыпучий материал. Звук производится потряхиванием маракасов. Маракасы также используют при исполнении некоторых танцев.(слайд 14)
Прослушивание звучания.
Трещотка – русский инструмент, издающий «трещащий» звук. Трещотки имеют разные конструкции в виде нескольких деревянных пластинок на стержне или на шнурке, которые при тряске или вращении соприкасаются друг с другом и издают соответствующий звук.(слайд 15)
Прослушивание звучания.
|
Кастаньеты – вид трещоток, у которого есть рукоятка, на которой сверху расположены парные пластины, ударяющиеся друг о друга при потряхивании инструмента.(слайд 16)
Прослушивание звучания.
Бубен – это деревянный обруч, на котором по окружности закреплены парами маленькие тарелочки. Одна сторона бубна может быть обтянута кожей. Играют на бубне методом потряхивания или удара свободной рукой по мембране, а также ударяя о кисть другой руки или колено. Используется не только в оркестре, но танцорами при исполнении народных танцев.(слайд 17)
Прослушивание звучания.
Бубенцы – инструмент, состоящий из маленьких круглых колокольчиков, прикрепленных к браслету (надевается на руку) или к деревянной рукоятке.(слайд 18)
Прослушивание звучания.
Тарелки – инструмент в виде тонких металлических дисков. Используются в паре или по отдельности. Одинарная тарелка установлена на подставке и звук из нее извлекается с помощью ударов специальной палочкой.(слайд 19)
Прослушивание звучания.
Барабан – инструмент в виде цилиндра, с натянутой на верхнюю и нижнюю поверхности кожей или пластиком. Играют на нем деревянными палочками или руками. Для игры на барабане инструмент вешают на шею на лямке, чтобы он находился на уровне пояса.(слайд 20)
Прослушивание звучания.
Часть 5. Струнно-щипковые инструменты.
Арфа – многострунный щипковый инструмент, один из древнейших в мире. На египетских фресках xv в.до н.э. изображались арфы, напоминающие лук охотника, натянутая тетива которого при выстреле издавала мелодичный звук.