Этап
1. Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
2. Информация родителей о предстоящей деятельности.
3. Подбор литературы о космосе, фотографий, плакатов.
Этап
1. Проведение по разработанной технологии;
2. Работа с родителями по заданной теме
3. Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр.
Этап
1. Организация выставки детского рисунка.
2. Совместный с родителями познавательно-тематический праздник «Загадочный космос»
3. Презентация модели Солнечной системы
4. Коллективная работа
Предварительная работа:
• Подбор наглядного материала и познавательной литературы.
• Составление рекомендаций для родителей «Праздник - День космонавтики», «Что рассказать ребенку о космосе?
• Чтение с детьми Е. П. Левитан "Твоя Вселенная", "Звёздные сказки", К. А. Порцевский “Моя первая книга о Космосе”
• Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме “Космос”
•Домашнее задание: вместе с родителями нарисовать любую понравившуюся планету и найти информацию про нее. Чтобы потом рассказать и показать другим.. Оформить самодельную книгу «Тайны космоса».
Этап
Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
Говоря о развитии познавательной активности детей, Л. С. Выготский отмечал, что при отсутствии знаний вопросы не возникают. Следовательно, вопросы, задаваемые детьми, отражают уровень их осведомленности в той или иной области знаний и позволяют выявить зону ближайшего развития.
А вопросов у нас возникло очень много:
«Почему днем Луна какая-то белая, а ночью она желтая?»
«Почему в космосе темно? Там же солнышко светит?»
«Откуда утром выходит Солнце? Где живет Луна?»
«А Луна далеко или близко? Почему мы Луну видим здесь, а она у бабушки тоже светит?»
«Почему нельзя достать до неба?»
И еще много-много разнообразных вопросов:
«Почему Солнце горячее?»
«Почему Луна идет за нами, когда мы движемся?»
«Почему Луна бывает круглой, а иногда как хлебная краюшка, как в загадке? Почему Луна похожа то на блинчик, то на кусочек сыра?»
«Звезды круглые или квадратные? Почему они ночью видны, а днем нет?»
«Куда деваются звездочки, когда с неба падают?»
«Почему Луна не падает, а звезды падают?»
Кто такие космонавты? Космонавты — это летчики? Почему летают в космос?
Анализ вопросов, которые дети задавали о космосе и космических объектах, позволил сделать ряд важных выводов.
• Познавательные возможности дошкольников в области естествознания очень велики.
• Подавляющее большинство вопросов возникает у детей на основе наблюдений реальных явлений и собственных логических рассуждений.
• Удовлетворять их запросы можно только при условии отказа от «школьных» методов обучения и учете специфики мыслительных процессов детей первых семи лет жизни.
• Дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию.
Как найти ответы на все интересующие вопросы:
- Катя предложила попросить родителей найти фотографии или картинки про космос в Интернете;
- Кирилл сказал, что о космосе можно прочитать в энциклопедии
- Макар решил попросить взрослых рассказать то, что они знают о космосе, планетах и космонавтах.
Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.Также на данном этапе была проведена следующая работа: изучение литературы, обновление содержания предметно-развивающей среды, составление конспектов, картотек игр, опытов, пособий, определение тем консультаций и мероприятий для родителей, тестирование, анкетирование детей и родителей.
Этап - реализация проекта
Решение поставленных задач с детьми:
Нод: аппликация и нетрадиционное рисование в технике мелки + акварель «Полёт в космос»
Решение поставленных задач с родителями:
Организация выставки совместных с детьми рисунков «Наш космос»
План мероприятий:
Физическая культура. Подвижные игры, тематическое физкультурное занятие «Тренировка будущих космонавтов» Развлечение «Дорога в космос». Воспитывать желание совершенствовать свои физические качества, целеустремленность, развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость.
Здоровье. Беседа
«Кого принимают в космонавты?» Закрепить представление о необходимости заботиться о своем здоровье с детства, уточнить, какие физические качества необходимы будущим космонавтам.
Безопасность. Занятие «Поможем жителям грустной планеты»
Беседа. «Что случится с нашей планетой, если…» Приобщение к правилам поведения, безопасного для человека и окружающего мира природы. Обобщить представления детей о планете Земля, об условиях, необходимых для жизни. Воспитывать любовь к своей планете и желание беречь её.
Социализация. Сюжетно-ролевые игры, коммуникативные игры, интеллектуальная игра «Путешествие к далеким планетам» Побуждать детей к развертыванию сюжетно-ролевых игр, дидактических игр. Стимулировать использование предметов-заместителей, атрибутов, изготовленных своими руками. Развивать творческое воображение. Способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Побуждать к проведению режиссерских игр, игр-фантазий
Развивать социально-личностные качества каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Воспитывать умение работать в одной команде, сопереживать и радоваться успеху, решать проблему сообща.
Труд. Конструирование «Космические корабли» Познакомить детей с назначением деталей и способами их соединения в разных конструкциях. Развивать потребность в творческой деятельности при работе с бумагой, картоном, бросовым и природным материалом, различными видами «Конструкторов».
Познание. Рассматривание изображений планет, созвездий, макета Солнечной системы, иллюстраций и книг по теме “Космос”.
Наблюдения на прогулке за небом, звездами в темное время суток,за Луной: новолуние, месяц, половина Луны, полнолуние;
эксперимент с глобусом и лампой «День и ночь»
Дать детям элементарные знания о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о звёздах, созвездиях; их разнообразии.
Познакомить детей с понятием “планета”. Познакомить детей со строением Солнечной системы. Дать представление о нашей Галактике Млечный путь, планетах (Земля, Марс, Венера, Меркурий, Сатурн, Нептун, Уран, Плутон, Юпитер); их особенностях.
Дать элементарные знания о Луне – спутнице Земли.
Дать детям элементарные представления о Земле; о материках, морях и океанах, познакомить с моделью земли – глобусом
Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным.
Рассказать детям о первых живых существах в космическом пространстве, собаках
Развитие речи. Занятие «Встреча с Марсиком», заучивание стихов о космосе, отгадывание загадок, сочинение рассказов на тему «Космические истории» Продолжать развивать речь, как средство общения в повседневной жизни в играх.
Осуществлять словарную работу, Активизировать речь детей словами: космодром, космонавт, скафандр, расширяя и уточняя знания детей об окружающем. Развивать умение связно, последовательно составлять рассказы по мнемотаблицам. Развивать память, мышление, воображение.
Чтение художественной литературы. А. Леонов «Я выхожу в космос», цикл познавательных статей в энциклопедиях Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.
Художественное творчество. Рисование. «Инопланетяне, какие они?», «Космонавты», «Тренировка космонавтов», «Северное сияние»
Аппликация «Звездное небо», «Ракета»,
Развивать потребность в творческой деятельности. Совершенствовать умение изображать «Космос», и передавать характерные особенности средствами рисунка.
Развивать творческие способности детей, желание отражать свои впечатления в рисунках, поделках
Учить детей фантазировать, воплощать в реальности свои фантазии, оценивать свою деятельность.
Закреплять навыки коллективной работы – умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.
Музыка. Праздник «Незнайка летит в космос» слушание музыкальных произведений,
Формирование эстетического отношения к окружающему миру через музыку и движение
Учить слышать и понимать музыкальный образ, характер и настроение, выраженные в музыке
Развивать пластику и выразительность движений
Работа с родителями. Информация в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к участию. Размещение справочной информации по тематике бесед и занятий с детьми. Конкурс семейных рисунков «Наш космос»
Изготовление костюмов для участия в развлечении «Парад планет».
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации,повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.
Мониторинг знаний детей по теме «Мы и космос» проводился в начале проекта и после его завершения. Вопросы детям задавались индивидуально в непринужденной обстановке в утреннее и вечернее время, после небольшой предварительной беседы.Детям предлагалось ответить на следующие вопросы:
• Какие планеты есть в нашей Солнечной системе?
• Кто летает в Космос?
• Кто первый полетел в космос?
• Как звали первого космонавта?
• На чем летают в космос?
• Зачем люди летают в Космос?
Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.
Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проектзаинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.