Артикуляционный навык при пении – важный аспект в развитии




Автор: Селюнина СГ

Распечатать

 

Формирование гласных звуков в пении. Формирование согласных звуков в пении. Значение произношения гласных и согласных звуков в пении для высокой певческой форманты. Культу

Академическое пение - это органичное соединение слова и красивого музыкального певческого тона. Сочетание этих двух качеств -это главный этап в постановке голоса, который называется навыком артикуляции. Вместе с навыком певческого дыхания и звукообразования он является ведущим и включает в себя умение вокально произносить речь.

Обучение академическому пению предполагает овладение учеником собственным певческим голосом, в той мере, когда голос звучит полноценно, то есть каждый звук верно организован. Вокализация и слово влияют друг на друга так как воспроизводятся единым голосовым аппаратом.

Формирование разговорных и вокальных звуков осуществляется артикуляционным аппаратом, состоящего из мышечных органов ротоглоточного канала - губы, твердое и мягкое нёбо, зев, глотка, язык и нижняя челюсть. Язык, из-за свей подвижности - это основной артикуляционный орган.

Есть существенные различия постановки голосового аппарата при пении и разговорной речи. Эти различия связаны с работой артикуляционного аппарата и гортани. В разговорной речи гортань и артикуляционный аппарат работают сообща. В то время как в пении гортань и артикуляционный аппарат работают независимо друг от друга. Гортань постоянна в своем положении и никак не реагирует на изменение в произношении. Во время пения слова, как бы, нанизываются на вокальную линию, то есть гласные и согласные звуки строятся так, что они не нарушают кантиленного звучания.

Преподаватель академического пения должен знать о правильной работе артикуляционного аппарата при вокализации. Следовательно, применяя эти знания сможет добиться у ученика выработки нужных качеств голоса и свободы органов артикуляционного аппарата.

 

II. Формирование гласных звуков в пении.

Пение осуществляется на гласных звуках, поэтому они являются объектом основного внимания преподавателя. Задача преподавателя - сделать все гласные ровными. Для этого сначала на одном, наиболее вокально звучащем гласном звуке выработать лучшие певческие качества, а затем перенести это звучание на все другие гласные. Каждый гласный звук имеет свои особенности при воздействии на голосовой аппарат. Следовательно, для формирования и развития вокальных качеств голоса необходимо найти тот гласный звук, на котором они лучше всего проявляются. Импеданс - это разные гласные звуки создают на голосовых складках неодинаковое надсвязочное давление в силу разных объемов. Дети, имея яркие, звонкие разговорные голоса, при пении звучат тускло и неполётно, это следствие слабого импеданса, когда подсвязочное давление намного выше надсвязочного, возникает дисбаланс в смыкании голосовых связок.

То же можно сказать и о разной громкости гласных. Это явление связано со звукопоглощающей способностью полостей артикуляционного аппарата на тех или иных гласных. Итак, по степени нарастания импеданса, гласные можно разместить в следующей последовательности А-О-Е-У-И, а по степени разной громкости И-У-Е-О-А, т.е. гласная - И - вместе с гласным звуком - У - менее громкие, но обладают наибольшим импедансом.

Разговорная речь осуществляется артикуляционным аппаратом на подвижной гортани, причем она чаще всего находится в повышенном положении, в то время, как при пении гортань находится в пониженном. У детей гортань в силу физиологических особенностей имеет высокое положение, поэтому при переходе от разговорной речи к вокальной, детской гортани перестроиться невозможно, т.е опустить гортань. Отсюда следует, что преподавателю необходимо следить, чтобы во время фонации гортань не становилась, еще выше по положению, иначе обьёмв ротоглоточном канале и без того, небольшой, станет еще меньше. Таким образом, для того, чтобы получить не зажатый гласный звук преподавателю необходимо научить ребенка образовывать определенный объем гортани и ротовой полости, в которых гласный звук приобрел бы певческие обертоны и акустические свойства звука - полётность и звонкость.

Певческие гласные в академическом пении более округлы и менее"чисты" по произношению и звучанию, и поэтому гласные звуки в пении звучат более ровно, чем речевые.

Например:

гласный звук - а - тяготеет к гласному звуку - о -,

гласный звук - у - тяготеет к гласному звуку - о -,

гласный звук - е - тяготеет к гласному звуку - э -,

гласный звук - и - тяготеет к гласному звуку - ы -.

III. Формирование согласных звуков в пении.

Согласные звуки образуются в результате шума, который возникает в ротоглоточном канале из-за сужений и преград, через которые проходит воздушная струя.

Согласные звуки П и К - взрывные. Они образуются при полном смыкании глоточного канала с последующим резким его размыканием.

Согласные звуки С и Ф - образуются в результате сужения глоточного канала до образования голосовой щели.

Согласная Р -согласная-вибрато.

У глухих согласных источником звука является шум, гортань в работу не включена, а голосовая щель раскрыта.

По месту звукового образования согласные также строятся неодинаково.

Одни согласные звуки образуются на губах - Б, П.

Другие согласные - в передней части ротовой полости - С, Т, Л, Д.

Согласные звуки Р, Ш образуются в средней части ротовой полости.

Согласные звуки К, Г, Х - образуются в задней части ротовой полости.

Что делать, если у ребенка нечетная дикция? Для того чтобы это исправить преподаватель должен следить за тем, чтобы ученик четко и кратко произносил согласные буквы и правильно формировал гласные, т.е. следить за произношением. Качество дикции зависит от степени развития певческого дыхания, от степени свободы голосового аппарата во время пения. Артикуляционный навык вырабатывается постепенно, по мере взросления ученика. На первых порах требуется большое внимание со стороны преподавателя на пение каждого звука на дыхании, нанизывая каждый звук на единую вокальную нить.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: