I этап контрольной работы: сбор информации о семье




Студенту необходимо собрать информацию по крайней мере о 3-4 поколениях, включая проблемную, по приведенному ниже плану. Информация собирается у родственников:

1. О составе семьи: кто живет вместе в вашем доме? В каких они родственных отношениях? Были ли у супругов другие браки? Есть ли от них дети? Где живут остальные члены семьи?

2. Демографическую информацию о семье (имена, пол, возраст, стаж брака, род занятий и образование членов семьи и т.д.);

3. О недавних событиях и переходах в жизненном цикле семьи (рождения, смерти, браки, разводы, переезды, проблемы с работой, болезни членов семьи);

4. О настоящем состоянии семьи: кто из членов семьи знает что-либо о проблемах? Как каждый из них видит их и как реагирует на них? Имеет ли кто-нибудь в семье подобные проблемы?

5. О реакциях семьи на важные события семейной истории: какова была реакция семьи, когда родился определенный ребенок? В честь кого он был назван? Когда и почему семья переехала в этот город? Кто пережил тяжелее всего смерть этого члена семьи? Кто перенес легче? Кто организовывал похороны? Оценка прошлых способов адаптации, особенно реорганизаций семьи после потерь и других критических переходов обеспечивает важные гипотезы о семейных правилах, ожиданиях и паттернах организации;

6. О родительских семьях каждого из родителей: Живы ли их родители? Если умерли, то когда и от чего? Если живы, то чем занимаются? На пенсии или работают? Разведены ли они? Были ли у них другие браки? Когда встретились их родители? Когда они поженились? Есть ли у них братья или сестры? Старшие или младшие и на сколько? Чем занимаются, находятся ли в браке и есть ли у них дети? Важной информацией являются сведения о приемных детях, выкидышах, абортах, рано умерших детях.

7. О других значимых дня семьи людях (друзьях, коллегах но работе, учителях, врачах и т.д.);

8. О семейных взаимоотношениях: есть ли в семье какие либо ее члены, которые прервали взаимоотношения друг с другом? Есть ли кто-нибудь, кто находится в серьезном конфликте? Какие члены семьи очень близки друг к другу? Кому в семье этот человек доверяет больше всего? Все супружеские пары имеют некоторые трудности и иногда конфликтуют. Какие типы несогласия есть в вашей паре? У ваших родителей? В браках ваших братьев и сестер? Как каждый из супругов ладит с каждым ребенком?

9. О семейных ролях: кто из членов семьи любит проявлять о других заботу? А кто любит, когда о нем много заботятся? Кто в семье выглядит волевым человеком? Кто самый авторитетный? Кто из детей более послушен родителям? Кому сопутствует успех? Кто терпит постоянно неудачи? Кто кажется теплым? Холодным? Дистанцированным от других? Кто больше всех болеет в семье? — и т.д.).Терапевту важно обращать внимание на ярлыки и клички, которые члены семьи дают друг другу (супермать, железная леди, домашний тиран и т.д.). Они являются важными и ключами к эмоциональным паттернам в семейной системе.

10. Если в семье студента (идентифицированного клиента) есть проблемные ситуации или сложности во взаимоотношениях в его собственной семье, будет также очень полезно собрать информацию об истории возникновения проблемы. Когда проблема возникла? Кто ее заметил первым? Кто думает о ней как о серьезной проблеме, а кто склонен не придавать ей особого значения? Какие попытки решений были предприняты и кем в этих ситуациях? В чем изменились взаимоотношения в семье по сравнению с тем, какими они были до кризиса (возникновения проблемы)? Видят ли члены семьи проблему, как изменяющуюся? В каком направлении? К лучшему или к худшему? Что случится в семье, если неэффективное взаимодействие будет продолжаться? Какими видятся взаимоотношения в будущем? Иногда полезно спрашивать, как были бы Вы охарактеризованы другими членами семьи, например, "Как Ваш отец описал бы Вас, когда Вам было тринадцать лет, что соответствует возрасту Вашего сына сейчас?";

11. О трудных для семьи темах: имеет ли кто-нибудь из членов Вашей семьи серьезные медицинские или психиатрические проблемы? Проблемы с физическим или сексуальным насилием? Употребляют ли наркотики? Много алкоголя? Когда-либо арестовывались? За что? Каков их статус сейчас? — и т.д. Обсуждение этих тем может быть болезненным для членов семьи и, поэтому, вопросы должны задаваться особенно тактично и осторожно. И если семья высказывает сильное сопротивление, то терапевт должен отступить и вернуться к ним позднее.

В то время как основная информация по генограмме может быть собрана за полчаса (без детального опроса по проблеме), всесторонний сбор семейной истории от нескольких членов семьи может потребовать нескольких встреч. Студент может проделать такую работу, предварительно мотивировав на нее свою семью и заключив с родственниками соответствующий контракт. Обычным является первоначальное получение основной информации о семейной истории и возвращение к ней время от времени, когда в разговоре всплывает "исторический материал".

Вопросы по генограмме позволяют проникнуть в сердце семейного опыта (рождения, смерть, интенсивность взаимоотношений) относительно не угрожающим для семьи способом и разблокировать важные темы. Наоборот, такая информация может помочь переопределить события в семье как естественный ход событий. Используя данные гемограммы, студент может помочь членам семьи преодолеть негативное восприятие друг друга.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: