Уровни понимания речи по работе Н.С.Жуковой
Уровень понимания речи | Характеристика | Возраст |
I уровень | Выражено речевое внимание, прислушивается к голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. | 3-6 месяцев |
II уровень | понимает отдельные инструкции в знакомых словосочетаниях, подчиняется некоторым словесным командам: «Поцелуй маму»; «Где папа», «Дай ручку», «Нельзя» и т.д. | 6-10 месяцев |
III уровень | понимает названия отдельных предметов и игрушек: | |
а) понимает только названия предметов и игрушек | 10-12 месяцев | |
б) узнает их на картинках | 12-14 месяцев | |
в) узнает их на сюжетной картинке | 15-18 месяцев | |
IV уровень | понимает названия действий в различных ситуациях: «Покажи, кто сидит», «Кто спит?» и т.д. | |
а) понимает двухступенчатую инструкцию: «Пойди в кухню, принеси чашку», «Возьми платок, вытри нос» и т. д.; | 2 года | |
б) понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации, в привычной ситуации начинает понимать вопросы косвенных падежей: «На чем ты сидишь?», «Во что играешь?» и т.д. | 2 года 6 мес. | |
в) установление первых причинно-следственных связей | 2 года 6 мес. | |
V уровень | понимает прочитанные короткие рассказы, и сказки | 2 года 6 мес. - 3 года |
VI уровень | понимает значение сложноподчиненных предложений, понимает значение предлогов вне привычной конкретной ситуации | к 4 годам |
Вопрос: Психомоторное развитие детей второго и третьего года жизни
Последовательность появления врожденных и условно-рефлекторных движений рук у ребенка:
• В 0-1 мес. Хаотичные. Хватательный рефлекс Робинзона. Пальцы сжаты в кулачок.
• В 2 мес. Вложенный в руку предмет удерживает всей ладонью 2-3 сек. В покое пальцы сжаты в кулачок.
• До 3 мес. Движения рук носят безусловно-рефлекторный характер. После 3-х месяцев наряду с безусловно-рефлекторными движениями появляются и условно-рефлекторные движения.
• В 3 мес. Удерживает вложенный в руку предмет до 10 сек., тянет в рот. Размахивание руками без зрительного контроля.
• В 4 мес. Ладони часто раскрыты - складывает их вместе, переплетает пальцы. Удерживает вложенный в руку предмет до 20 сек. Хлопает руками по воде в ванне. Ощупывает свои руки. Протягивает руки к предмету, цепляется за него. Движения пальцев недифференцированные.
• В 5 мес. Противопоставляет большой палец другим, при схватывании предмета доминирует участие пальцев. Протягивает руки к близкому предмету, но не тянется к удаленному. Протягивает руки к матери.
• В 6-7 мес. Ритмически взмахивает руками. Если вложить в руку игрушку, размахивает ею. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Размахивает руками при виде ванны с водой (как бы хлопает по ней).
• В 8-9 мес. Крепко сжимает отбираемую игрушку. Берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие всей ладонью. Показывает нос, глаза и т. д. у другого человека, куклы. Машет рукой при прощании. Начинает проявляться превалирование функций одной руки.
• После 9 мес. Начинает формироваться манипулятивная деятельность.
• В 10-1 1 мес. Накладывает один предмет на другой. Появление повторных действий - выбрасывание игрушки из кроватки (манежа) на пол, укладывание одного предмета на другой. Подражание предметным действиям взрослого.
• В 12 мес. Охотно играет вкладышами. Держит чашку, когда пьет. Совершенствование действий, выработанных ранее. Отмечается обобщение и перенос действий на новые объекты.
• В 1 год 3 мес. Пользуется ложкой. Чертит карандашом (обычно круги). Зачерпывает песок совочком, насыпает в ведерко. При одевании помогает одевать себя. Показывает глаза, нос и т. д. у себя.
• С 10-11 мес. до 1 года 3 месяцев. Дети целенаправленно используют предметы: из чашки угощают куклу чаем, прокатывают машинку, укачивают куклу, строят дом из кубиков. На протяжении этого периода совершенствуются действия рук: кулачок разжался, пальцы действуют самостоятельно и автономно.
|
|
Е.М. Мастюкова описала возрастные особенности развития тонкой моторики рук и зрительно-моторной координации.