Назначение и классификация международных стандартов аудита, их применение в России




Содержание

 

Введение

. Назначение и классификация международных стандартов аудита, их применение в России

. Порядок рассмотрения случаев мошенничества и ошибок

Заключение

Библиографический список

 


Введение

 

В Российской Федерации финансовый контроль осуществляется в виде государственного финансового контроля и аудиторской деятельности. Одним из видов контроля является аудиторская деятельность.

Аудиторская деятельность (аудит) в России представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой экспертизе бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Аудитор - лицо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период. Аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и, что не менее важно, разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли. Аудиторская деятельность предполагает оказание различного рода услуг: ведение и восстановление учета, консультации по вопросам ведения учета, налогообложения, обучения и другие.

Все, кто сталкиваются с аудитом, нуждаются в понимании методов, которые применяются в аудите, выводов, которые делают аудиторы. Но главное, они должны понимать саму сущность аудита и аудиторской деятельности. Непонимание специфики аудита - основная причина конфликтов, ошибок, неудачных попыток регламентации аудиторской деятельности.

Этими обстоятельствами и обусловлена актуальность тем данной работы - назначения и классификации международных стандартов аудита, их применения в России и порядка рассмотрения случаев мошенничества и ошибок.

Цель реферата: рассмотреть классификацию международных стандартов аудита и случаи мошенничества и ошибок.


Назначение и классификация международных стандартов аудита, их применение в России

 

Назначение международных аудиторских стандартов, как и национальных стандартов, заключается в следующем:

· они обеспечивают определенные гарантии качества подготовки аудиторов, проведения аудита и определенный уровень надежности результатов аудиторской проверки;

· стандарты способствуют внедрению в практику работы аудиторов новых научных достижений и создают достойный общественный имидж профессии аудитора;

· с их помощью обеспечивается связь отдельных элементов процесса аудиторской проверки и создается возможность контроля качества работы аудитора;

· их последовательное применение является решающим доказательством и аргументом в пользу аудитора при возникновении претензионных дел, судебных разбирательств на основе исков клиента.

Первые международные аудиторские стандарты появились в 1937-1939 гг. К 1994 г. было разработано сорок пять стандартов, включая и положения по международной аудиторской практике (ПМАП). К концу XX столетия ряд стандартов был пересмотрен. Одновременно их состав значительно расширился и теперь насчитывает пятьдесят один стандарт.

В самом общем виде международные стандарты аудита можно подразделить на две большие группы: общепринятые аудиторские стандарты и специальные стандарты (этики, прогнозов, аттестационные стандарты). Первая группа самая многочисленная и в свою очередь делится на следующие подгруппы: общие стандарты, рабочие стандарты, стандарты отчетности. В основе построения каждого стандарта лежит концепция и постулат, что отражено в табл. 1.1.

Таблица 1.1 − Основы построения общепринятых аудиторских стандартов

Подгруппы общепринятых МСА Концепция стандартов Постулаты стандартов
Общие стандарты 1.Этика поведения 2. Независимость 3. Профессионализм 1. Вероятное столкновение интересов аудитора и руководства клиента 2. Ограничения на другие виды деятельности, которыми может заниматься аудитор 3. Профессиональные обязательства перед клиентом и третьими лицами
Рабочие стандарты 1.Доказательность 2. Планирование 1. Возможность верификации, т.е. способ проверки на стадиях сбора и оценки информации 2.Внутренний контроль и его эффективность 3. Ценность предыдущей информации
Стандарты отчетности Точность представления Связь учета и аудита в процессе передачи информации

 

В 2002 г. в России впервые опубликован официальный перевод международных стандартов аудита и положений по международной аудиторской практике. Стандарты имеют цифровые коды от 100 до 1000, а положения - от 1000 до 1100. В общем виде структура опубликованных стандартов представлена в табл. 1.2.

Международные стандарты аудита применяются при аудите финансовой отчетности, но их можно адаптировать и для аудита другой финансовой информации.

В помощь странам-членам МФБ, изъявившим желание принять МСА в качестве национальных стандартов, КМАП подготовил текст заявления, который может быть использован для определения юридической силы принимаемых стандартов и возможности их применения в конкретной стране. Если отдельные положения и рекомендации, содержащиеся в МСА, отличаются от нормативных положений, принятых в данной стране, в пояснения к стандарту включаются соответствующие ссылки, согласно которым спорное положение решается в пользу национального законодательства. Кроме того, разрешается разрабатывать дополнительные стандарты по тем аспектам, которые не отражены в МСА.

 

Таблица 1.2 − Структура опубликованных международных стандартов аудита

Код Название группы стандартов
100 - 199 Предисловие, глоссарий, концептуальная основа МСА
200 - 299 Обязанности
300 - 399 Планирование
400 - 499 Система внутреннего контроля
500 - 599 Аудиторские доказательства
600 - 699 Использование результатов работы третьих лиц
700 - 799 Аудиторские выводы и заключения
800 - 899 Специальные области аудита
900 - 999 Сопутствующие услуги
1000-1100 Положения по международной аудиторской практике

 

Однако, несмотря на несомненные достижения в области создания международных стандартов аудита, подлинного единообразия достичь пока не удалось. Поэтому современные МСА можно рассматривать как совокупность национальных и региональных стандартов, оказывающих взаимное влияние, поскольку национальное законодательство в этой области в разных странах значительно различается. Применение МСА может осуществляться в следующих вариантах:

· в качестве национальных аудиторских стандартов (такая практика характерна для Кипра, Малайзии, Нигерии и др.);

· как основа для разработки собственных аудиторских стандартов (Россия, Австралия, Голландия, Бразилия др.);

· принятие к сведению и руководству в странах, имеющих национальные стандарты, при отсутствии регулирования каких-либо аспектов в собственных аудиторских стандартах (США);

• как основа регулирования профессиональной деятельности при проведении аудита транснациональных корпораций (международные аудиторские организации).

В отличие от зарубежных стран, где некоторые стандарты аудиторской деятельности разработаны еще в начале XX в., а комплексные системы стандартов - в 1960-1970 гг., в России подобные наработки появились совсем недавно: по существу с 1993 г.

Анализируя различия между международными и российскими стандартами, следует отметить, что они не являются более значительными, чем различия между международными и национальными стандартами, например, Германии, Франции и других стран.

Различия между российскими и международными стандартами обусловлены в основном тремя причинами:

· наши правила основываются на действующем законодательстве, соответствующем особенностям функционирования российской экономики;

· многие положения МСА основаны на западной «общепринятой системе бухгалтерских принципов», что иногда противоречит действующим российским правилам учета, которые начинают адаптироваться к международным стандартам финансовой отчетности (МСФО);

· отдельные положения МСА основываются на малоизвестных у нас понятиях; например, в нашей стране отсутствуют нормативные документы, регламентирующие требования, предъявляемые к системе внутреннего контроля.

Следуя отечественным стандартам, российские аудиторы имеют возможность приблизиться по качеству и характеру своей работы к международным требованиям.

Современный этап развития аудиторской деятельности в России берет свое начало с августа 2001 г., когда созрели объективные предпосылки для формирования полноценной отечественной аудиторской среды: реализованы основные положения Программы по реформированию бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, созданы основы налоговой системы и сформирован основной пакет законодательно-нормативных актов, регулирующих хозяйственную деятельность различных субъектов в рыночной среде. Принятие Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. №119-ФЗ явилось подтверждением окончательного становления аудита в России. Этот же Закон определил и основные задачи развития аудита на современном этапе. В ст. 9 данного Федерального закона установлена обязательность применения правил (стандартов) аудиторской деятельности (за исключением тех положений, где указано, что они носят рекомендательный характер), повышен их статус в части разработки и утверждения, что позволяет выделить два этапа в использовании отечественных аудиторских стандартов:

· на первом этапе (с 1996 до 2002 г.) применялись российские правила (стандарты), одобренные протоколами Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ;

· на втором этапе (с 2002 г. по настоящее время) используются федеральные правила (стандарты), утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. №696 (в ред. постановлений от 4 июля 2003 г. №405, 7 октября 2004 г. №532, 16 апреля 2005 г. №228). Работа по пересмотру ранее одобренных аудиторских стандартов продолжается и до момента утверждения соответствующего федерального правила, они входят в общий пакет отечественных стандартов.

Федеральные правила (стандарты) отличаются от ранее принятых российских аудиторских стандартов не только по механизму разработки и утверждения, но и по своей сути. Они разработаны с учетом основных положений МСА, имеют сквозную нумерацию, ориентированы на практику аудита в рыночной экономике. В настоящее время в соответствии с принципами МСА разработаны 23 федеральных правила (стандарта) аудита. Приближение национальных стандартов к международным создаст условия нормальной конкуренции на рынке аудиторских услуг российских и международных фирм; поддержит деловую репутацию российских аудиторских фирм; обеспечит рост доверия иностранных инвесторов; позволит применять экономические методы борьбы с недобросовестным («черным») аудитом.

С 17 августа 2010 года утратило силу правило (стандарт) аудиторской деятельности №6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности», соответствующее постановление Правительства РФ №586 подписано 2 августа 2010 года. Изменения внесены в Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности". С даты вступления в силу указанных изменений вступит в силу федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010) "Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности", утвержденный Приказом Минфина РФ от 20.05.2010 N 46н.

23 августа на сайте Минфина России опубликован перечень <https://www1.minfin.ru/ru/accounting/audit/standarts/index.php?id4=2561> действующих аудиторских федеральных стандартов. В перечне приведены оставшиеся 32 стандарта из комплекта стандартов, утвержденных постановлением Правительства №696. Но кроме них еще действуют некоторые старые стандарты (одобренные комиссией по аудиторской деятельности) и четыре новых стандарта, вступивших в действие в 2010 году.

Таким образом, сейчас действует ТРИ комплекта российских аудиторских стандартов:

-й комплект - 3 стандарта:

Из старых стандартов, одобренных комиссией по аудиторской деятельности, сохранили действие только три стандарта. Согласно решению <https://owa.caa.ru/owa/redir.aspx?C=f177a4c2421c4fe5a7e7b6b854823cea&URL=https://www1.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2008/08/perstsm.doc> Совета по аудиторской деятельности при Минфине России (протокол №68 от 25 сентября 2008 г.) аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам рекомендовано руководствоваться в своей деятельности помимо федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации в 1999 году:

) Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям;

) Проверка прогнозной финансовой информации;

) Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций.

-й комплект:

федеральных аудиторских стандарта <https://www1.minfin.ru/ru/accounting/audit/standarts/index.php?id4=2561>, из 34-х, утвержденных Постановлением Правительства №696 от 23 сентября 2002 г.

-й комплект:

новых федеральных стандарта, вступивших в действие 17 августа 2010 года (ФСАД №№1-3 2010 г.) и 9 июля 2010 года (ФСАД 4/2010):

) ФСАД 1/2010 <https://www1.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2010/08/FSAD1.doc>«Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности»;

) ФСАД 2/2010 <https://www1.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2010/08/FSAD2.doc>«Модифицированное мнение в аудиторском заключении»;

) ФСАД 3/201 <https://www1.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2010/08/fsad3.doc>0 «Дополнительная информация в аудиторском заключении»;

) ФСАД 4/2010 <https://www1.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2010/07/Prikaz_MF_16n_ot_24-02-10_FSAD.doc>«Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: