Содержание
Введение
. Назначение и классификация международных стандартов аудита, их применение в России
. Порядок рассмотрения случаев мошенничества и ошибок
Заключение
Библиографический список
Введение
В Российской Федерации финансовый контроль осуществляется в виде государственного финансового контроля и аудиторской деятельности. Одним из видов контроля является аудиторская деятельность.
Аудиторская деятельность (аудит) в России представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой экспертизе бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.
Аудитор - лицо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период. Аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и, что не менее важно, разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли. Аудиторская деятельность предполагает оказание различного рода услуг: ведение и восстановление учета, консультации по вопросам ведения учета, налогообложения, обучения и другие.
Все, кто сталкиваются с аудитом, нуждаются в понимании методов, которые применяются в аудите, выводов, которые делают аудиторы. Но главное, они должны понимать саму сущность аудита и аудиторской деятельности. Непонимание специфики аудита - основная причина конфликтов, ошибок, неудачных попыток регламентации аудиторской деятельности.
Этими обстоятельствами и обусловлена актуальность тем данной работы - назначения и классификации международных стандартов аудита, их применения в России и порядка рассмотрения случаев мошенничества и ошибок.
|
Цель реферата: рассмотреть классификацию международных стандартов аудита и случаи мошенничества и ошибок.
Назначение и классификация международных стандартов аудита, их применение в России
Назначение международных аудиторских стандартов, как и национальных стандартов, заключается в следующем:
· они обеспечивают определенные гарантии качества подготовки аудиторов, проведения аудита и определенный уровень надежности результатов аудиторской проверки;
· стандарты способствуют внедрению в практику работы аудиторов новых научных достижений и создают достойный общественный имидж профессии аудитора;
· с их помощью обеспечивается связь отдельных элементов процесса аудиторской проверки и создается возможность контроля качества работы аудитора;
· их последовательное применение является решающим доказательством и аргументом в пользу аудитора при возникновении претензионных дел, судебных разбирательств на основе исков клиента.
Первые международные аудиторские стандарты появились в 1937-1939 гг. К 1994 г. было разработано сорок пять стандартов, включая и положения по международной аудиторской практике (ПМАП). К концу XX столетия ряд стандартов был пересмотрен. Одновременно их состав значительно расширился и теперь насчитывает пятьдесят один стандарт.
В самом общем виде международные стандарты аудита можно подразделить на две большие группы: общепринятые аудиторские стандарты и специальные стандарты (этики, прогнозов, аттестационные стандарты). Первая группа самая многочисленная и в свою очередь делится на следующие подгруппы: общие стандарты, рабочие стандарты, стандарты отчетности. В основе построения каждого стандарта лежит концепция и постулат, что отражено в табл. 1.1.
|
Таблица 1.1 − Основы построения общепринятых аудиторских стандартов
Подгруппы общепринятых МСА | Концепция стандартов | Постулаты стандартов |
Общие стандарты | 1.Этика поведения 2. Независимость 3. Профессионализм | 1. Вероятное столкновение интересов аудитора и руководства клиента 2. Ограничения на другие виды деятельности, которыми может заниматься аудитор 3. Профессиональные обязательства перед клиентом и третьими лицами |
Рабочие стандарты | 1.Доказательность 2. Планирование | 1. Возможность верификации, т.е. способ проверки на стадиях сбора и оценки информации 2.Внутренний контроль и его эффективность 3. Ценность предыдущей информации |
Стандарты отчетности | Точность представления | Связь учета и аудита в процессе передачи информации |
В 2002 г. в России впервые опубликован официальный перевод международных стандартов аудита и положений по международной аудиторской практике. Стандарты имеют цифровые коды от 100 до 1000, а положения - от 1000 до 1100. В общем виде структура опубликованных стандартов представлена в табл. 1.2.
Международные стандарты аудита применяются при аудите финансовой отчетности, но их можно адаптировать и для аудита другой финансовой информации.
В помощь странам-членам МФБ, изъявившим желание принять МСА в качестве национальных стандартов, КМАП подготовил текст заявления, который может быть использован для определения юридической силы принимаемых стандартов и возможности их применения в конкретной стране. Если отдельные положения и рекомендации, содержащиеся в МСА, отличаются от нормативных положений, принятых в данной стране, в пояснения к стандарту включаются соответствующие ссылки, согласно которым спорное положение решается в пользу национального законодательства. Кроме того, разрешается разрабатывать дополнительные стандарты по тем аспектам, которые не отражены в МСА.
|
Таблица 1.2 − Структура опубликованных международных стандартов аудита
Код | Название группы стандартов |
100 - 199 | Предисловие, глоссарий, концептуальная основа МСА |
200 - 299 | Обязанности |
300 - 399 | Планирование |
400 - 499 | Система внутреннего контроля |
500 - 599 | Аудиторские доказательства |
600 - 699 | Использование результатов работы третьих лиц |
700 - 799 | Аудиторские выводы и заключения |
800 - 899 | Специальные области аудита |
900 - 999 | Сопутствующие услуги |
1000-1100 | Положения по международной аудиторской практике |
Однако, несмотря на несомненные достижения в области создания международных стандартов аудита, подлинного единообразия достичь пока не удалось. Поэтому современные МСА можно рассматривать как совокупность национальных и региональных стандартов, оказывающих взаимное влияние, поскольку национальное законодательство в этой области в разных странах значительно различается. Применение МСА может осуществляться в следующих вариантах:
· в качестве национальных аудиторских стандартов (такая практика характерна для Кипра, Малайзии, Нигерии и др.);
· как основа для разработки собственных аудиторских стандартов (Россия, Австралия, Голландия, Бразилия др.);
· принятие к сведению и руководству в странах, имеющих национальные стандарты, при отсутствии регулирования каких-либо аспектов в собственных аудиторских стандартах (США);
• как основа регулирования профессиональной деятельности при проведении аудита транснациональных корпораций (международные аудиторские организации).
В отличие от зарубежных стран, где некоторые стандарты аудиторской деятельности разработаны еще в начале XX в., а комплексные системы стандартов - в 1960-1970 гг., в России подобные наработки появились совсем недавно: по существу с 1993 г.
Анализируя различия между международными и российскими стандартами, следует отметить, что они не являются более значительными, чем различия между международными и национальными стандартами, например, Германии, Франции и других стран.
Различия между российскими и международными стандартами обусловлены в основном тремя причинами:
· наши правила основываются на действующем законодательстве, соответствующем особенностям функционирования российской экономики;
· многие положения МСА основаны на западной «общепринятой системе бухгалтерских принципов», что иногда противоречит действующим российским правилам учета, которые начинают адаптироваться к международным стандартам финансовой отчетности (МСФО);
· отдельные положения МСА основываются на малоизвестных у нас понятиях; например, в нашей стране отсутствуют нормативные документы, регламентирующие требования, предъявляемые к системе внутреннего контроля.
Следуя отечественным стандартам, российские аудиторы имеют возможность приблизиться по качеству и характеру своей работы к международным требованиям.
Современный этап развития аудиторской деятельности в России берет свое начало с августа 2001 г., когда созрели объективные предпосылки для формирования полноценной отечественной аудиторской среды: реализованы основные положения Программы по реформированию бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, созданы основы налоговой системы и сформирован основной пакет законодательно-нормативных актов, регулирующих хозяйственную деятельность различных субъектов в рыночной среде. Принятие Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. №119-ФЗ явилось подтверждением окончательного становления аудита в России. Этот же Закон определил и основные задачи развития аудита на современном этапе. В ст. 9 данного Федерального закона установлена обязательность применения правил (стандартов) аудиторской деятельности (за исключением тех положений, где указано, что они носят рекомендательный характер), повышен их статус в части разработки и утверждения, что позволяет выделить два этапа в использовании отечественных аудиторских стандартов:
· на первом этапе (с 1996 до 2002 г.) применялись российские правила (стандарты), одобренные протоколами Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ;
· на втором этапе (с 2002 г. по настоящее время) используются федеральные правила (стандарты), утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. №696 (в ред. постановлений от 4 июля 2003 г. №405, 7 октября 2004 г. №532, 16 апреля 2005 г. №228). Работа по пересмотру ранее одобренных аудиторских стандартов продолжается и до момента утверждения соответствующего федерального правила, они входят в общий пакет отечественных стандартов.
Федеральные правила (стандарты) отличаются от ранее принятых российских аудиторских стандартов не только по механизму разработки и утверждения, но и по своей сути. Они разработаны с учетом основных положений МСА, имеют сквозную нумерацию, ориентированы на практику аудита в рыночной экономике. В настоящее время в соответствии с принципами МСА разработаны 23 федеральных правила (стандарта) аудита. Приближение национальных стандартов к международным создаст условия нормальной конкуренции на рынке аудиторских услуг российских и международных фирм; поддержит деловую репутацию российских аудиторских фирм; обеспечит рост доверия иностранных инвесторов; позволит применять экономические методы борьбы с недобросовестным («черным») аудитом.
С 17 августа 2010 года утратило силу правило (стандарт) аудиторской деятельности №6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности», соответствующее постановление Правительства РФ №586 подписано 2 августа 2010 года. Изменения внесены в Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности". С даты вступления в силу указанных изменений вступит в силу федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010) "Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности", утвержденный Приказом Минфина РФ от 20.05.2010 N 46н.
23 августа на сайте Минфина России опубликован перечень <https://www1.minfin.ru/ru/accounting/audit/standarts/index.php?id4=2561> действующих аудиторских федеральных стандартов. В перечне приведены оставшиеся 32 стандарта из комплекта стандартов, утвержденных постановлением Правительства №696. Но кроме них еще действуют некоторые старые стандарты (одобренные комиссией по аудиторской деятельности) и четыре новых стандарта, вступивших в действие в 2010 году.
Таким образом, сейчас действует ТРИ комплекта российских аудиторских стандартов:
-й комплект - 3 стандарта:
Из старых стандартов, одобренных комиссией по аудиторской деятельности, сохранили действие только три стандарта. Согласно решению <https://owa.caa.ru/owa/redir.aspx?C=f177a4c2421c4fe5a7e7b6b854823cea&URL=https://www1.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2008/08/perstsm.doc> Совета по аудиторской деятельности при Минфине России (протокол №68 от 25 сентября 2008 г.) аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам рекомендовано руководствоваться в своей деятельности помимо федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации в 1999 году:
) Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям;
) Проверка прогнозной финансовой информации;
) Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций.
-й комплект:
федеральных аудиторских стандарта <https://www1.minfin.ru/ru/accounting/audit/standarts/index.php?id4=2561>, из 34-х, утвержденных Постановлением Правительства №696 от 23 сентября 2002 г.
-й комплект:
новых федеральных стандарта, вступивших в действие 17 августа 2010 года (ФСАД №№1-3 2010 г.) и 9 июля 2010 года (ФСАД 4/2010):
) ФСАД 1/2010 <https://www1.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2010/08/FSAD1.doc>«Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности»;
) ФСАД 2/2010 <https://www1.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2010/08/FSAD2.doc>«Модифицированное мнение в аудиторском заключении»;
) ФСАД 3/201 <https://www1.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2010/08/fsad3.doc>0 «Дополнительная информация в аудиторском заключении»;
) ФСАД 4/2010 <https://www1.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2010/07/Prikaz_MF_16n_ot_24-02-10_FSAD.doc>«Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля».