Овладение морфологическим строем языка




Материалы лекции

Тема 6. Овладение грамматическими закономерностями языка в онтогенезе

ГСР – грамматический строй речи.

Компоненты грамматического строя речи: словоизменение, словообразование, синтаксический

Структура ГСР

ГСР = морфология (строение слов) + синтаксис (строение предложений)

Морфология = словообразование (приставки +суффиксы) + словоизменение (окончания)

Словообразование – изменяет смысл слова (лес – лесник), словоизменение позволяет слова «подстраивать друг под друга в предложении (бел ые ковр ы, бел ый ковер).

Синтаксис – усвоение структуры предложений

Изучением ГСР занимались – Сохин Ф.А., Серебренникова Н.П., Попова М.И., Захарова А.В., Рыбников Н.А., Гвоздев А.Н., Леушина А.М., Ядешко В.И. и др.

 

Усвоение ГСР возможно только после того, как ребенок становится способен заметить, проанализировать и воспроизвести отдельные явления речи – например, совпадение окончаний и предлогов (в столе / в тумбочке / в кастрюле и т.д.) или суффиксов и одушевленности предметов (лисенок, слоненок, котенок и т.д.). Первоначально эти закономерности ребенок осваивает неосознанно в процессе многократного их прослушивая и воспроизведения, постепенно правильные варианты ГСР усваиваются и эти словоформы начинают употребляться ребенком автоматически, то есть на основе условного рефлекса. Данный вид условного рефлекса является сложным, многоступенчатым и И.П. Павлов назвал его динамическим стереотипом.

При освоении ГСР, ребенок раньше усваивает те, формы, которые очень наглядны и доступны для восприятия, например, число существительных стол-стол ы, кот-кот ы, нос-нос ы; или уменьшительно-ласкательные суффиксы пальчик, стульчик; или повелительное наклонение у глаголов дай, пить, есть.

В каждой части речи русского языка для детей есть свои трудности:

– имена существительные – окончания (нет мяча, лебедя, девочки, часов и др.)

– глаголы – основы слова (бегать, бежать)

– имена прилагательные – словообразование (особенно сравнительная степень – красивее, больше, самый большой).

Исследования Н.П. Серебренниковой доказали, что усвоение ГСР зависит от качества звукопроизношения ребенка и степени развития у него фонематического слуха. Чем лучше сформировано звукопроизношение и фонематический слух, тем лучше усваивается ГСР. Исследования Серебренниковой Н.П. показывают, что для усвоения ребенком какой-либо формы ГСР в пассивном состоянии (просто слушает) требуется от 300 до 500 повторений, в игре же данная словоформа усваивается в пределах 100 повторений.

Ф.А.Сохин изучил взаимосвязь между познавательными психическими процессами и развитием ГСР. Чем лучше у ребенка развиты такие операции мышления как анализ, синтез, обобщение, тем лучше у ребенка развит ГСР.

 

Овладение морфологическим строем языка

А.Н.Гвоздев выявил следующую последовательность усвоения ребенком грамматических форм языка: число имен существительных – уменьшительная форма имен существительных – категория повелительности – падежи – категория времени – лицо глагола.

Усвоение уменьшительно-ласкательными формами имен существительных (Л.Г.Парамонова Как подготовить дошкольника к овладению грамотным письмом. Профилактика дизорфографии. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.- 224 с. )

«В ходе нормального речевого развития из всех имеющихся в языке суффиксов ребенок раньше всего усваивает уменьшительно-ласкательные суффиксы. Это можно объяснить двумя причинами. Первая из них состоит в том, что он очень часто слышит от взрослых слова с этими суффиксами: его просят дать ручку, почистить зубки, помыть личико, лечь в кроватку и т. п. Поэтому ребенок легко запоминает именно такие формы слов. За всю многолетнюю практику моей работы мне встретился только один мальчик старшего дошкольного возраста, который совсем не умел образовывать слова с уменьшительными суффиксами, хотя правильно образовывал их со всеми другими, гораздо более сложными для усвоения детьми, суффиксами. Это настолько противоречило нормальному ходу речевого развития, что я честно сказала маме о своем полном недоумении. И вдруг услышала в ответ: «А я никогда с ним не сюсюкала и разговаривала только как со взрослым». Это полностью подтверждает названную выше первую причину более раннего усвоения детьми уменьшительных суффиксов, которая заключается в подражании детей речи взрослых. Если же образец для подражания отсутствует, как это было в данном случае, то, значит, и соответствующих слов в речи ребенка не появляется.

Вторая причина заключается в том, что добавление к словам уменьшительных суффиксов менее всего изменяет смысловое значение слов. Например, кроватка так и остается кроватью, то есть предметом для сна, и только как бы уменьшается в размерах. Добавление же к словам других суффиксов обычно резко меняет их смысловое значение. Так, подножка - это уже совсем не то, что нога, столовая - совсем не то, что стол и т.д. Поэтому неудивительно, что эти суффиксы ребенок начинает употреблять в своей речи значительно позже и что усвоить их ему гораздо труднее.

Однако при всей сравнительной легкости усвоения общего смыслового значения уменьшительных суффиксов дети в то же время не могут сразу усвоить сами эти многочисленные суффиксы и научиться правильно их употреблять. Это приводит к тому, что на ранних этапах речевого развития они заменяют более редко встречающиеся суффиксы более распространенными. Так, усвоив смысловое значение уменьшительности суффикса -ик-, по аналогии со словом столик они говорят лошадик вместо лошадка, петушик вместо петушок,

лампик вместо лампочка и т. п.

При нормальном ходе речевого развития дети постепенно начинают правильно употреблять в своей речи не только уменьшительные, но и все остальные суффиксы, так что к началу школьного обучения эта проблема обычно бывает уже полностью решена. В случаях же отставания в речевом развитии дети как бы задерживаются на более раннем этапе и продолжают заменять одни уменьшительные суффиксы другими (ключок или ключонок вместо ключик, спиник вместо спинка,телефоник вместо телефончик и пр.). Более того, некоторые из них и в школьном возрасте так и не могут самостоятельно усвоить даже само смысловое значение уменьшительности. Например, один третьеклассник при образовании уменьшительной формы от слова шишка вместо шишечка сказал шишак, а многие другие дети в подобных случаях просто повторяют слово шишка или говорят маленькая шишка.

Все сказанное свидетельствует о том, что очень важно каждому ребенку дошкольного возраста оказать своевременную помощь в более быстром и легком усвоении им как уменьшительных, так и всех других суффиксов, о которых речь пойдет ниже. К наиболее распространенным уменьшительным суффиксам относятся следующие: -ик-, -ок-, -ёк-, -чик-, -к-, -ечк-, -очк-, -ичк-, -ышк(-ишк-), -ушк- (-юшк-). Важно добиться правильного (уместного) употребления ребенком в своей речи каждого названного суффикса.»

 

Периоды формирования грамматического строя речи (по материалам А.Н.Гвоздева).

I период - период предложений, состоящих из аморфных слов-корней (от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес.). Этот период включает в себя два этапа:

· Этап однословного предложения.

· Этап предложений из нескольких слов-корней.

II период - период усвоения грамматической структуры предложения (от 1 года 10 мес. до 3 лет). Этот период включает в себя три этапа:

· Этап формирования первых форм слов: числа, падежа, времени (1 г. 10 мес. -2 г. 1 мес.)

· Этап использования флективной системы языка для выражения синтаксических связей слов (2 г.1 мес. – 2 г. 3 мес.)

· Этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений 2 г. 3 мес. -= 3 г.).

III период - период дальнейшего усвоения морфологической системы (от 3 до 7 лет).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: