ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
4 августа 2000 г. № 81
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
[Изменения и дополнения:
Постановление Министерства финансов от 5 февраля 2003 г.
№ 14 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/9142 от
18.02.2003 г.);
Постановление Министерства финансов от 17 сентября 2003
г. № 128 (зарегистрировано в Национальном реестре - №
8/10039 от 30.09.2003 г.);
Постановление Министерства финансов от 28 сентября 2004
г. № 142 (зарегистрировано в Национальном реестре - №
8/11555 от 08.10.2004 г.);
Постановление Министерства финансов от 30 июня 2005 г. №
84 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/12875 от
14.07.2005 г.);
Постановление Министерства финансов от 24 сентября 2007
г. № 140 (зарегистрировано в Национальном реестре - №
8/17207 от 10.10.2007 г.);
Постановление Министерства финансов от 24 марта 2008 г.
№ 41 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/18547
от 04.04.2008 г.)].
На основании Положения о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1585 "Вопросы Министерства финансов Республики Беларусь", Министерство финансов Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые правила аудиторской деятельности "Планирование аудита".
2. Утвердить прилагаемые правила аудиторской деятельности
"Документирование аудита".
Министр Н.П.КОРБУТ
УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Министерства финансов
Республики Беларусь
04.08.2000 № 81
(в редакции постановления
Министерства финансов
Республики Беларусь
24.03.2008 № 41)
ПРАВИЛА
аудиторской деятельности "Планирование аудита"
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Правила аудиторской деятельности "Планирование аудита" (далее - правила) устанавливают единые требования к действиям аудиторских организаций и аудиторов - индивидуальных предпринимателей (далее - аудиторская организация) по планированию аудита, а также документальному оформлению общей стратегии и плана аудита.
2. Для целей настоящих правил термины имеют следующее значение:
общая стратегия аудита - документально оформленные основные решения аудиторской организации по предполагаемому объему аудита, временным рамкам его проведения и основным направлениям работы;
объем аудита - совокупность аудиторских процедур, которые необходимы для достижения целей аудита при определенных обстоятельствах его проведения;
план аудита - документ, составляемый аудиторской организацией и содержащий описание характера, сроков и объема аудиторских процедур, которые необходимо выполнить для получения достаточных и надлежащих аудиторских доказательств достоверности проверяемой информации, соответствия законодательству финансово-хозяйственных операций, совершаемых аудируемым лицом, а также снижения аудиторского риска до приемлемого уровня;
планирование аудита - разработка общей стратегии и составление детального плана применительно к ожидаемому характеру, срокам и объему аудиторских процедур.
ГЛАВА 2
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРОВАНИЮ АУДИТА
3. Аудиторская организация должна планировать свою работу так, чтобы аудит был проведен наиболее эффективным образом.
Планирование аудита позволяет:
уделить необходимое внимание значимым для аудита областям;
выявить и своевременно решить проблемы, которые могут возникнуть в ходе аудита;
надлежащим образом организовать выполнение аудиторского задания;
распределить обязанности между членами аудиторской группы;
осуществлять руководство и контроль за ходом аудита.
4. Процесс планирования неотделим от процесса проведения аудита и включает в себя:
предварительное планирование;
разработку общей стратегии аудита;
составление плана аудита;
внесение изменений в план в ходе аудита;
осуществление руководства и контроля;
документирование действий, связанных с составлением и изменениями стратегии и плана аудита.
5. Характер и объем мероприятий по планированию аудита зависят от:
целей и задач предстоящего аудита;
размера и особенностей финансовой и хозяйственной деятельности аудируемого лица;
опыта работы аудиторской организации, в том числе с данным аудируемым лицом;
обстоятельств, возникших в ходе проведения аудита.
6. В целях координации действий аудиторской организации и аудируемого лица вопросы планирования могут быть обсуждены с руководством аудируемого лица и (или) другими заказчиками аудита. Как правило, обсуждения требуют вопросы общей стратегии аудита и сроков его проведения. При этом ответственность за общую стратегию и план аудита несет аудиторская организация. Аудируемое лицо получает возможность оказывать содействие в надлежащем проведении аудита.
Аудиторская организация не должна раскрывать аудируемому лицу детального содержания плана аудита, так как в результате чрезмерной предсказуемости аудиторских процедур при обсуждении с аудируемым лицом их характера и сроков появляется вероятность снижения эффективности аудита.
ГЛАВА 3
ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ
И РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ АУДИТА
7. Процесс планирования начинается с подготовительной работы по аудиторскому заданию. До заключения договора оказания аудиторских услуг аудиторская организация должна:
убедиться в том, что сохраняет независимость по отношению к аудируемому лицу и (или) заказчику аудита и способна принять аудиторское задание;
обсудить с заказчиком объект и цель аудита, а также этапы его проведения;
получить с согласия аудируемого лица информацию, которая необходима для понимания его финансовой и хозяйственной деятельности и оказывает влияние на данные его бухгалтерской (финансовой) отчетности;
оценить возможность проведения аудита у данного аудируемого лица и по результатам такой оценки принять решение о его проведении либо обоснованно отказаться.
8. Аудиторская организация должна разработать и документально оформить общую стратегию аудита, которая будет определять его объем, сроки проведения и направления работы, а также содержать указания по разработке детального плана аудита.
9. Разработка общей стратегии аудита на основе результатов предварительного планирования включает:
установление характеристик аудиторского задания, влияющих на его объем (вид аудита; применяемые основы бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежащей аудиту; структура аудируемого лица; требования законодательства к осуществляемым аудируемым лицом видам деятельности, другие);
определение итоговых и промежуточных документов по результатам аудита и сроков их предоставления;
рассмотрение важных факторов, которые оказывают влияние на ход аудита. К таким факторам относятся:
установленный уровень (уровни) существенности;
выявленные на этапе предварительного планирования участки бухгалтерского учета и отчетности, наиболее подверженные риску существенных искажений;
предварительная оценка эффективности системы внутреннего контроля аудируемого лица;
специфические особенности финансовой и хозяйственной деятельности аудируемого лица и его бухгалтерской (финансовой) отчетности.
10. При разработке общей стратегии аудита учитываются:
накопленный опыт работы с данным аудируемым лицом и наличие специалистов, обладающих таким опытом;
характер средств контроля аудируемого лица;
наличие службы внутреннего аудита и возможности использования ее работы;
необходимость использования результатов работы других аудиторских организаций в случае проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, включающей показатели обособленных структурных подразделений;
возможность использования аудиторских доказательств, полученных в ходе предыдущего аудита;
влияние информационных систем учета на аудиторские процедуры, в том числе на доступность баз данных;
соотнесение планируемого объема и сроков проведения аудита со сроками подготовки промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности;
возможность общения с работниками аудируемого лица и доступность информации о деятельности аудируемого лица.
11. Общей стратегией аудита при необходимости определяются:
работники аудиторской организации и эксперты, которые дополнительно будут привлекаться к проведению аудита участков отчетности, подверженных высокому риску искажений;
этапы аудита, на которых наиболее целесообразно привлекать дополнительных специалистов или эксперта;
работники аудиторской организации, которые будут проверять обособленные структурные подразделения аудируемого лица, при их наличии.
12. Для аудита субъектов малого предпринимательства, который проводится на протяжении ряда лет одним и тем же аудитором, определение общей стратегии аудита не должно представлять собой трудоемкую процедуру.
Документ по общей стратегии аудита в данном случае составляется в виде напоминания, подготовленного на основе рассмотрения рабочей документации по ранее проводимым аудитам и дополненного по результатам обсуждения предстоящего аудита с руководством аудируемого лица и (или) иным заказчиком.
ГЛАВА 4
ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ И ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ПЛАНА АУДИТА
13. После определения общей стратегии аудита аудиторская организация должна разработать и документально оформить план аудита.
План аудита базируется на общей стратегии аудита и начинает формироваться в период ее рассмотрения.
14. План аудита должен содержать:
информацию о характере, сроках проведения и объеме процедур оценки рисков существенных искажений, которые выполняются на начальном этапе аудита;
информацию о характере, сроках проведения и объеме аудиторских процедур в отношении проверки каждой существенной группы операций, остатков по счетам, раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
перечень других аудиторских процедур, выполняемых в соответствии с требованиями правил аудиторской деятельности.
15. В план обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности необходимо включать проверку существенных вопросов в объеме, не менее предусмотренного перечнем согласно приложению.
16. Кроме непосредственно аудита аудиторская организация должна планировать процедуры внутреннего контроля качества аудита. Характер, сроки и объем таких процедур зависят от размера и структуры аудируемого лица, вида аудита, уровня риска существенных искажений, опыта и квалификации работников, осуществляющих аудит. При этом в ходе аудита следует тщательно контролировать проведение проверки там, где высокий риск существенного искажения.
Если риск существенных искажений невысокий, контрольные процедуры планируются и проводятся в ограниченном объеме.
Если аудит проводится одним аудитором, кроме контрольных процедур, необходимо планировать обсуждение сложных или редко встречающихся вопросов с другими компетентными работниками аудиторской организации.
17. Планирование в аудите - непрерывный процесс, обновляемый по мере выполнения отдельных пунктов плана (например, после выполнения процедур оценки риска существенных искажений уточняются запланированные к проведению процедуры проверки по существу).
Если по мере получения информации в ходе аудита требуется корректировка характера, сроков и объема намеченных аудиторских процедур, аудиторская организация должна внести изменения в стратегию и план аудита.
Если изменения в общей стратегии и плане аудита касаются значительного увеличения объема и сложности применяемых аудиторских процедур, сроков проведения аудита или количественного состава аудиторской группы, допускается по согласованию с заказчиком внесение изменений в условия договора оказания аудиторских услуг.
ГЛАВА 5
ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПЛАНИРОВАНИЕМ АУДИТА
18. Документирование должно охватывать все процессы планирования аудита (определение общей стратегии и составление плана аудита, внесение в них изменений и дополнений).
Документально оформленная общая стратегия аудита должна отражать основные решения, на основании которых разрабатывался план аудита (общий объем, сроки и порядок проведения аудита).
Документально оформленный план аудита должен раскрывать характер, сроки и объем запланированных процедур оценки рисков, а также объем запланированных на основе оценки рисков аудиторских процедур проверки по существу по каждому существенному классу операций, сальдо счетов и раскрытию информации.
При внесении изменений и дополнений в общую стратегию и (или) план аудита необходимо документировать причины таких изменений и дополнений, а также последующие действия аудиторской организации.
19. Форма документов по общей стратегии и плану аудита разрабатывается аудиторской организацией самостоятельно и должна быть предусмотрена правилами аудиторской деятельности аудиторской организации. Содержание данных документов зависит от подходов аудиторской организации к планированию и проведению аудита с учетом обстоятельств каждого аудиторского задания.
При использовании стандартных бланков плана аудита аудиторская организация обязана адаптировать их применительно к каждому аудиторскому заданию.
20. Объем процедур, связанных с планированием, при проведении первичного аудита увеличивается в связи с тем, что у аудиторской организации отсутствует опыт работы с данным аудируемым лицом.
При составлении общей стратегии и плана первичного аудита аудиторская организация должна также запланировать работу по следующим вопросам:
получение информации в отношении аудита, проводимого предыдущей аудиторской организацией, в том числе изучение письменной информации (отчета) по результатам аудита за предыдущий отчетный год;
обсуждение всех значимых вопросов с руководством аудируемого лица, включая вопросы применяемой учетной политики, условий проведения аудита, возможности общения с руководством и работниками аудируемого лица в ходе аудита, другие;
проведение аудиторских процедур для получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств в отношении начальных данных в соответствии с правилами аудиторской деятельности "Начальные и сопоставимые данные в бухгалтерской (финансовой) отчетности", утвержденными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 5 сентября 2002 г. № 124 "Об утверждении правил аудиторской деятельности" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 107, 8/8554; 2007 г., № 188, 8/16886);
назначение для проведения аудита работников, обладающих соответствующими навыками и знаниями, в связи со значительными рисками, присущими первичному аудиту;
проведение аудиторских процедур, предусмотренных требованиями системы внутреннего контроля качества аудиторской организации для первичного аудита.
Приложение
к правилам аудиторской
деятельности
"Планирование аудита"
ПЕРЕЧЕНЬ
вопросов, подлежащих проверке в ходе обязательного