Методическая разработка серии уроков по предмету «Рисунок» в ДХШ.
Класс
Тема: Натюрморт из предметов быта цилиндрической формы на фоне драпировки со складками.
Техника исполнения: простой карандаш (разной мягкости), ластик.
Формат: А3 или А4
Пояснение.
Объектами рисования в домашних условиях могут служить предметы быта цилиндрической формы: кастрюля, бокал, цилиндрическое ведро, кружка, пенал.
В данном случае, мной составленный натюрморт, состоит из пенала цилиндрической формы с кисточкой, карандашом и баночки гуашевой краски.
Этап.(1 урок-4ч.) Расположение предметов быта в формате листа.
Прежде всего определяется композиционное расположение листа бумаги:
по вертикали или горизонтали. Намечаем линию горизонта (обычно чуть ниже середины листа). Находим местоположение предметов (пенала и баночки с гуашевой краской).
Намечаются короткими штрихами крайние точки предметов по высоте и ширине на плоскости листа бумаги. Обратите внимание, что ближний к нам предмет (баночка) на плоскости листа расположена ниже. А пенал — дальше, соответственно на листе будет расположен выше. Определите примерный масштаб (соотношениепредметов) между собой, т. е. Посмотреть сколько раз высота маленькой баночки укладывается в высоту пенала.
Этап.(2 урок-4ч.) Линейно-конструктивное построение предметов.
Наносится осевая линия(срединная линия) на пенале и баночке и одновременно общее очертание предметов. После этого начинается прорисовка и уточнение отдельных пропорций изображаемых предметов. Смотрим, чтобы основные пропорции соответствовали пропорциям в натуре. Чтобы рисунок предметов не получился кривобоким, косым,на срединной (осевой) линии через засечки проводят горизонтальные линии. На них откладываем равные отрезки.
Далее выстраиваем овалы(элипсы). Пример построения натюрморта.
Этап.(3 урок-4ч.) Распределение светотени. Работа в тоне.
Начинаем легко(твердым карандашом) наносить штрих на собственных тенях предметов(т.е. -на пенале и баночке) по форме предмета. Далее переходим к полутеням. Поработав с полутенями, вновь возвращаемся к теням(усиливаем тон мягким карандашом). Постепенно переходим к окружению(фон, падающие тени). При этом усиливаем тон. Обращаем внимание, что один предмет темнее(баночка), а другой -светлее(пенал). Не забываем, что объем предметов получается при правильном разложении света и тени. Свет, полутень, тень, рефлекс. Рефлекс всегда светлее собственной тени предмета.
Обращайте внимание на культуру штриха в рисунке. Линии штриховки накладываются один к одному разными карандашами в зависимости от тональности предмета. Светлые предметы чаще изображаются твердыми карандашами, а темные - мягкими.
![]() |

![]() | ![]() | ||
Итоговая работа.