Нормативно-правовая основа определения наименований классных чинов, процедуры их присвоения, а также условий сохранения классных чинов




 

Единый подход к определению наименований классных чинов, присваиваемых федеральным государственным гражданским служащим и государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации.

Являясь целостным механизмом, базирующимся на принципе общности правовых и организационных основ федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, гражданская служба немыслима без системного регулирования и согласования статусов ее должностей, классных чинов, последовательности взаимосвязей и процедур функционирования всех элементов гражданской службы.

Разнообразие законодательных моделей регулирования отношений, связанных с определением наименований классных чинов на уровне субъектов Российской Федерации, обусловило необходимость принятия Федерального закона от 17.12.2009 №322-ФЗ «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон №322-ФЗ). В соответствии с положениями данного нормативного правового акта федеральным государственным гражданским служащим, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, классные чины подлежат присвоению в пределах группы должностей федеральной государственной гражданской службы с указанием на их принадлежность Российской Федерации и, соответственно, государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации, замещающим должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, - на субъект Российской Федерации.

Такое установление единых наименований классных чинов, имеющих свой отличительный элемент, позволяющий конкретизировать правовое положение (статус) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации посредством указания на принадлежность Российской Федерации и субъекту Российской Федерации, является, на наш взгляд, достаточно оправданным. Однако этот подход должен предусматривать наличие некоего связующего звена, обеспечивающего единство правовых и организационных основ гражданской службы. Таким компонентом должен выступать нормативно закрепленный механизм соотношения классных чинов, присваиваемых федеральным государственным гражданским служащим и государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации. Вместе с этим Федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон №79-ФЗ) в редакции Закона №322-ФЗ не предусматривает возможности установления подобного соотношения, что, как полагаем, является скорее недостатком этого нормативного правового акта, нежели его достоинством. К тому же документ не учитывает, что в соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее - Закон №58-ФЗ) именно Президент РФ определяет корреляцию классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий.

Хотелось бы также отметить, что Закон №79-ФЗ не закрепляет возможности установления и каких-либо альтернативных наименований классным чинам. Несмотря на это, отдельными Указами Президента РФ предусмотрено присвоение дипломатических рангов и классных чинов юстиции лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, а также установлены самостоятельные оклады за дипломатический ранг и, соответственно, классный чин юстиции;

единые требования, устанавливаемые к процедуре присвоения классных чинов.

Согласно ч. 2 ст. 11 Закона №79-ФЗ гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена. При этом с точки зрения публично-правового регулирования отношений, связанных с прохождением гражданской службы, опирающихся на принцип «разрешено только то, что разрешено законом», гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы с ограниченным сроком полномочий, которые они осуществляют на основании срочного служебного контракта, классные чины с позиции анализируемого законодательства не должны присваиваться.

Данное положение, как полагаем, не соответствует одному из важнейших принципов - принципу профессионализма и компетентности гражданских служащих (п. 4 ст. 4 Закона №79-ФЗ). Гражданский служащий в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18 Закона №79-ФЗ обязан исполнять должностные функции добросовестно, на высоком профессиональном уровне, оценка которого осуществляется при проведении квалификационного экзамена. Экзамен, по нашему мнению, должны сдавать все гражданские служащие, а не только те, которые определены п. 2 Положения о порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня) (утв. Указом Президента РФ от 01.02.2005 №111 (далее - Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена). На возможность присвоения классного чина именно по результатам квалификационного экзамена гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы без ограничения срока полномочий на условиях срочного служебного контракта, указывается и в письме Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 №5068-17 «Разъяснения отдельных вопросов применения законодательства о государственной гражданской службе».

Исключение из общего правила присвоения классных чинов, как полагаем, могут составлять только случаи поощрения гражданских служащих за особые отличия в гражданской службе. Считаем, что именно эта позиция реализована в содержании п. 21 Положения о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим (утв. Указом Президента РФ от 01.02.2005 №113; далее - Положение о порядке присвоения и сохранения классных чинов).

Изучение законодательной практики субъектов Российской Федерации в части рассматриваемого элемента системы присвоения классных чинов позволяет отметить, что в отдельных субъектах Российской Федерации классные чины государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации присваиваются без сдачи квалификационного экзамена:

в случае заключения с государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации срочного служебного контракта в соответствии с ч. 4 ст. 25 Закона №79-ФЗ;

в качестве меры поощрения за особые отличия в государственной гражданской службе субъекта Российской Федерации (абзац третий п. 6 ст. 31.1 Закона Омской области от 22.12.2004 №601-ОЗ «Кодекс о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области»; далее - Закон Омской области №601-ОЗ).

Доля государственных гражданских служащих отдельных субъектов Российской Федерации, которым классные чины присвоены без сдачи квалификационного экзамена, от общего числа государственных гражданских служащих соответствующего субъекта Российской Федерации, которым в отчетном периоде присвоены классные чины, достигает 30%. Этот показатель свидетельствует о том, что присвоение классных чинов значительной части государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации без оценки их профессионального уровня внешне приобретает форму прохождения службы. Однако он, на наш взгляд, не отвечает содержанию государственно-служебных правоотношений. Считаем, что присвоение классных чинов гражданским служащим, с которыми заключен срочный служебный контракт, также должно быть связано с оценкой их профессионального уровня и зависеть от результатов квалификационного экзамена. Данное утверждение имеет и свое нормативное закрепление. Так, абзацем четвертым ч. 4 ст. 3 Закона Хабаровского края от 29.09.2005 №293 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы государственным гражданским служащим Хабаровского края» предусмотрено присвоение государственному гражданскому служащему Хабаровского края, замещающему должность государственной гражданской службы Хабаровского края по срочному служебному контракту, классного чина после сдачи им квалификационного экзамена.

общие условия сохранения классных чинов.

Ограниченный перечень условий сохранения классных чинов, предусмотренный п. 24 Положения о порядке присвоения и сохранения классных чинов, в правоприменительной практике порождает вопрос о возможности сохранения за гражданским служащим классного чина при его назначении на другую должность гражданской службы, в том числе на должность гражданской службы, которая относится к другой группе должностей гражданской службы. Полагаем, что независимо от того, на какую должность гражданской службы назначен гражданский служащий, присвоенный ему классный чин подлежит сохранению за ним, как это, например, предусмотрено п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона Камчатского края от 04.12.2008 №169 «О классных чинах государственной гражданской службы Камчатского края» и п. 1 ч. 15, ч. 16 ст. 7 Закона Амурской области от 13.12.2006 №261-ОЗ «О государственной гражданской службе Амурской области».

Таким образом, предусмотренный Положением о порядке присвоения и сохранения классных чинов перечень условий сохранения классных чинов, на наш взгляд, должен быть расширен. Однако при назначении гражданского служащего на должность гражданской службы, которая относится к более высокой группе должностей гражданской службы, рассматриваемый вопрос может иметь и альтернативный вариант решения (он будет представлен при рассмотрении третьего из элементов системы присвоения и сохранения классных чинов).

Анализируя условия сохранения классных чинов, можно также отметить, что сохранение присвоенного гражданскому служащему классного чина при выходе его на пенсию должно, на наш взгляд, выступать правоустанавливающим фактом, непосредственно влияющим на размер пенсионного обеспечения данного лица, т.е. учитываться при исчислении пенсии за выслугу лет. Вместе с этим максимальный размер пенсии за выслугу лет в соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» ограничивается кратной величиной должностного оклада и не учитывает размер оклада за классный чин. Необходимо также нормативно закрепить правило, в соответствии с которым лицам, лишенным классного чина в установленном законом порядке, назначается пенсия согласно Федеральному закону от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: