Пространство и время в литературе.




Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Самарский государственный университет»

Филологический факультет

Кафедра русской и зарубежной литературы

Специальность «филология»

 

 

Образ города в ранних рассказах Л. Андреева

Курсовая работа

 

Выполнила студентка

Курса 731 группы

Молчанова Людмила Васильевна

Научный руководитель

К.ф.н., доц.

Журчева Т.В.

Работа защищена

«____»_________2007г.

Оценка______________

Зав. кафедрой д.ф.н., проф.

Голубков С.А.

 

Самара 2007

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

 

1. Пространство и время в литературе………………………………….7

2. Пространство города в русской литературе. Образ Петербурга…..10

3. Образ города в ранних рассказах Л.Андреева……………………...13

3.1. «Петька на даче»………………………………………………....15

3.2. «В тумане»………………………………………………………..18

3.3. «Город»…………………………………………………………....21

Заключение…………………………………………………………………...24

Библиографический список…………………………………………………25

 

Введение

Творческое наследие Леонида Николаевича Андреева, формировавшееся в период переломной исторической эпохи рубежа веков, богато и разнообразно. Писатель известен нам как фельетонист, автор рассказов, повестей, романов и один из ведущих драматургов своего времени.

Широкую известность литературная деятельность Андреева получает в начале 1900-х годов, когда был напечатан первый сборник его рассказов. Нужно отметить, что в конце 19 - начале 20 века ведущее положение в русской литературе занял малый эпический жанр, в частности жанр рассказа. Один из факторов, способствовавший распространению жанра рассказа в эпоху «безвременья», заключался в том, что эта эпическая форма с ее лаконичной и емкой структурой, концентрацией изобразительных средств позволяла «исследовать нравственные проблемы философски углубленно и обобщенно и в то же время на уровне почти молекулярном». [1]

На рубеже веков эпические жанры «смешиваются» друг с другом, их границы размываются. Поэтому, как считает И.И.Московкина, чаще всего ученые не разграничивают рассказы и новеллы Андреева, называют рассказами его повести.[2] Эта проблема жанрового своеобразия писателя требует специального рассмотрения.

В ранних произведениях Андреева ощутимо влияние Помяловского, Г.Успенского, Л.Толстого, Чехова, Достоевского, Гаршина, Горького. «Андреев пишет об «униженных и оскорбленных», о засасывающей пошлости и отупляющем воздействии на человека мещанской среды, о детях, задавленных нуждой, лишенных радостей, о тех, кто брошен судьбой на самое «дно» жизни, о мелком чиновном люде, о стандартизации человеческой личности в условиях буржуазного общества». [3]Л.Андреев будит тревогу за людские души. В своих произведениях он пишет о героях, ужаснувшихся абсурдности жизни, находящихся в напряженном, взвинченном состоянии, в состоянии «шока».

Непосредственно ранней художественной прозе писателя посвящена монография Л.Иезуитовой. В этой работе по сумме содержательных и формальных признаков многие рассказы Андреева разделены автором на три группы.

Первую группу составляют рассказы «философского настроения», которые более других близки к событийно-бытовым («У окна», «Петька на даче», «Большой шлем», «Жили-были», «В тумане» и другие). Герой здесь показан в потоке будней. Андреев акцентирует внимание на бессознательно трагическом, на трагическом повседневного в жизни обыкновенного, слабого человека. Автор показывает своего героя как бы со стороны, хотя нередко отдельные стороны жизни персонажа даны сквозь призму его собственных чувственных и душевных реакций.

Ко второй группе рассказов относятся эскизы, этюды, зарисовки («Смех», «Ложь», «Набат», «Бездна»). Их сближает чрезмерно экспрессивная языковая стилистика. Эмпирический элемент полностью подчинен настроению, взрыву чувств (это крик, ритм, звук, крайняя степень чего-то катастрофического).

Наконец, третью группу составляют «исповедально-мировоззренческие» рассказы («Рассказ о Сергее Петровиче», «Мысль»). Герой здесь не просто существует, плывет по течению, а размышляет над собственной жизнью. Он показан в процессе осознания себя, своего места в мире.

Л.Иезуитова выделяет и центральную проблему всего творчества Леонида Андреева. Эта проблема – «человек и рок». «Отношения человека с «роком» - подчинение или неподчинение ему, уяснение того, что выше сил человеческих и что сам человек, каковы границы и возможности его «я» - все это становится предметом художественного анализа Андреева». [4] Отсюда следуют размышления автора о роковом значении смерти в жизни человека, о смысле бытия.

Проблема творческого метода Леонида Андреева вызывает до сих пор спорные суждения. Исследователи причисляют писателя к разным литературным направлениям и течениям от реалистических до декадентских. Некоторые из них полагают, что ведущее начало в творчестве писателя – реалистическое, что его экспрессия не переходит в экспрессионизм, его символ реалистичен. Другие утверждают, что Андреев был наиболее ярким представителем русского экспрессионизма. Третьи видели в нем предтечу экзистенционализма. Действительно, трагедия человека Л.Андреева, «словно навечно заключенного в камеру одиночества»,[5] была близка идее одиночества, отчаяния в экзистенциалистской философии Л.Шестова.

В.Келдыш предложил концепцию, согласно которой художественная система писателя принадлежит к «промежуточным» явлениям «двойственной эстетической природы», сочетающим принципы реализма, символизма и экспрессионизма.[6] Несмотря на то, что ученые так и не пришли к единому мнению о соотношении литературных направлений в разные периоды творчества писателя, в целом говорят о реалистическом характере ранней прозы и драматургии Андреева и о синтезе модернистских течений в его зрелом творчестве.

Главная тема ранних рассказов Андреева – открытие гуманно-человеческого в человеке, протест против подавления личности. Писателя интересовала актуальная для рубежа веков проблема человека и цивилизации. Автор затрагивал вопрос о влиянии города на сознание и душу человека в современном ему обществе.

Цель нашего исследования – раскрыть образ города в ранних рассказах Леонида Андреева. Для достижения поставленной цели мы предлагаем решить следующие задачи:

1 рассмотреть особенности создания образа города в русской литературе;

2 проанализировать образ города в ранних рассказах Л.Андреева на примере нескольких произведений.

Анализ будет проводиться на основе рассказов, написанных Андреевым с 1898 по 1904 год и опубликованных в первом томе собрания сочинений писателя.[7]

В связи с малой изученностью данного аспекта в творчестве Леонида Андреева наша работа представляется актуальной.

 

 

Пространство и время в литературе.

Мир художественного произведения литературы часто воспринимается читателем как реально существующий. Мы анализируем поступки вымышленных героев так, словно они совершались на самом деле. Это объясняется тем, что автор «бессознательно, не придавая этому художественного значения, переносит в создаваемый им мир явления действительности или представления и понятия своей эпохи». [8]

Однако мир художественного произведения является результатом не только отображения, но и активного преобразования действительности, связанного с идеей и целями писателя. Этот внутренний мир представляет собой единое художественной целое, особым образом организованное и обладающее своими собственными законами развития. Восприятие целостной и самобытной «действительности» произведения обеспечивается во многом благодаря таким категориям литературы, как художественное время и художественное пространство.

Следует отметить, что в сфере искусства различают реальное, концептуальное и перцептуальное пространство и время. Концептуальное пространство и время отображают то историческое пространство и время, в котором протекают события, изображенные в книге. Например, в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» основные события разворачиваются в России летом 1859 года. Перцептульное пространство и время – это прежде всего пространство - время представления и воображения.

«…В рамках перцептуального пространства-времени допустимыми являются такие эффекты, как растяжение и сжатие временных интервалов, деформации пространственных отношений, которые недопустимы на уровне физического (реального) пространства-времени». [9] Следовательно, художественный образ может быть реализован только с помощью перцептуального пространства и времени субъекта, создающего или воспринимающего художественного произведение.

В разных жанрах литературы пространство и время воспроизводятся по-разному. Так, в драматических произведениях художественное время обычно совпадает по протяженности с композиционным временем действия. В эпических и лиро-эпических жанрах они не тождественны.

Говоря о времени в литературе, обычно имеют в виду сюжетное время, то есть время, которое является объектом изображения и которое распознается в силу причинно-следственных связей событий. «События в сюжете предшествует друг другу и следуют друг за другом, встраиваются в сложный ряд, и благодаря этому читатель способен замечать время в художественном произведении, даже если о времени в нем ничего специально не говорится». [10] Время может быть динамичным в повествовании о поступках героев, передаче диалогов и статичным в пейзажных, портретных характеристиках, в философских отступлениях автора. Время может течь хронологически безостановочным путем (от начала к концу), а может прерываться, развертываться в обратном направлении в «припоминаниях» героя. Время может определяться краткостью, когда описывается один день из жизни героя, или длительностью, когда оно растягивается на много лет.

В художественном произведении изображается не только сюжетное время, но и собственно авторское время (и пространство). Об этом подробно говорится в монографии Б.Успенского «Поэтика композиции».[11] Автор может не участвовать в действии, и тогда авторское время сосредотачивается в какой-то определенной точке, из которой он ведет повествование (внутренней или внешней). Но авторское время в произведении может развиваться самостоятельно и иметь свою сюжетную линию, как, например, в «Евгении Онегине» А.С.Пушкина.

Писатель создает и определенное пространство, в котором локализовано действие произведения. Это пространство может быть замкнутым, ограниченным рамками одной комнаты (например, в рассказе Л.Андреева «Большой шлем»), и охватывать огромные территория (почти вся Европа в «Войне и мире» Л.Н.Толстого). Пространство может быть топографически конкретным и абстрактным, выходящим за пределы земной планеты; реальным (как в летописи или историческом романе) или воображаемым (как в сказке).[12]

Важно отметить, что рассматриваемые категории литературы тесно связаны друг с другом. На эту связь еще в 30-е годы 20 века указал М.М.Бахтин. В работе «Эпос и роман» Бахтин называет взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе, специальным термином – хронотопом (который буквально означает «времяпространство»). Литературовед подчеркивает неразрывность пространства и времени и определяет время как четвертое измерение пространства. В хронотопе «время…сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории». [13]По словам Бахтина, именно хронотоп определяет жанровую разновидность и образ человека в литературе.

Необходимо помнить, что изображение и осмысление пространства и времени менялось, как менялись и сами жанры в разные исторические эпохи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: