ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
«БОЛЬНИЦА СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ»
ПРИКАЗ
от «24» ноября 2014г. № 430
Об утверждении Положения о наставничестве в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Республики Карелия «Больница скорой медицинской помощи» (ГБУЗ «БСМП»)
С целью практической подготовки студентов образовательных учреждений медицинского профиля
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Положение о наставничестве в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Республики Карелия «Больница скорой медицинской помощи» (ГБУЗ «БСМП») (Приложение).
2. Заместителям главного врача по медицинской части (Ю.М. Ильина, С.Е. Чернецов), главной медицинской сестре (Т.В. Вирки) в срок до 01.12.2014г.
2.1.представить на утверждение главному врачу кандидатуры наставников и ответственных за прохождение практики студентами (Ф.И.О.);
2.2.направить в отдел правовой и кадровой работы утвержденные списки наставников и ответственных за прохождение практики студентами (Ф.И.О.).
3. Отделу правовой и кадровой работы (О.С. Евдокимова) обеспечить ознакомление работников с настоящим приказом.
4. Начальнику отдела информатизации (А.А. Мячин) разместить настоящий приказ, Положение о наставничестве в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Республики Карелия «Больница скорой медицинской помощи» (ГБУЗ «БСМП»), утвержденные списки кандидатур наставников и ответственных за прохождение практики студентами в локальной сети ГБУЗ «БСМП», а также на сайте ГБУЗ «БСМП».
Главный врач А.И. Хейфец
Мотивированное мнение Профсоюзного комитета
Первичной профсоюзной организации ГБУЗ «БСМП»
(протокол № ___ от ____.___.2014г.) учтено
Председатель ПК БСМП Н.В. Шестаков
_______________________________________________
Рассылка: В дело, ОПКР, Ю.М. Ильина, С.Е. Чернецов, Т.В. Вирки, заведующие клиническими отделениями, старшие медицинские сестры, наставники.
Приложение к приказу ГБУЗ «БСМП» от 24.11.2014г. № 430 |
ПОЛОЖЕНИЕ
О НАСТАВНИЧЕСТВЕ В ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
«БОЛЬНИЦА СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ» (ГБУЗ «БСМП»).
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Наставничество - общественное явление, направленное на совершенствование качества индивидуального обучения молодых специалистов, студентов образовательных учреждений медицинского профиля (далее по тексту - молодых специалистов). Наставничество представляет собой школу профессионального воспитания, являющегося одним из основных разделов воспитательной деятельности трудового коллектива. Наставничество является неотъемлемым элементом кадровой политики, средством воспитания и обучения медицинских работников, впервые принятых на работу в МО после окончания образовательного учреждения, так и в период обучения в образовательном учреждении при прохождении производственной практики в МО.
2. Целью наставничества является приобретение молодыми специалистами необходимых профессиональных навыков и опыта работы, а также воспитание у них требовательности к себе и заинтересованности в результатах труда, приобретение профессионального мастерства и уровня компетенции молодых специалистов (врачей, медицинских сестер) в медицинской организации (далее - МО), овладение нормами медицинской этики и деонтологии, повышение культурного уровня, привлечение к участию в общественной жизни МО.
3. Наставником может быть специалист, имеющий стаж работы по данной специальности не менее 7 лет, первую или высшую квалификационную категорию, пользующийся уважением в коллективе.
4. Кандидатуры наставников предлагаются заместителями главного врача, главной медицинской сестрой по согласованию с заведующими отделений, старшими медицинскими сестрами в соответствии со следующими личностными качествами: позитивный стиль общения и мировосприятия, педагогические навыки, умение решать проблемы, способность выделять приоритеты, особенности личного влияния и авторитет среди коллег.
5. Списочный состав наставников утверждаются главным врачом МО.
6. Наставник назначается приказом главного врача МО и на основании добровольного согласия сторон, вследствие доверия руководства. Сроки наставничества устанавливаются индивидуально до 6 месяцев. При необходимости сроки наставничества могут быть продлены до 2 лет.
7. За наставником закрепляется не более двух молодых специалистов, в отношении которых осуществляется наставническая работа.
8. Критериями соответствия роли наставника следует считать: умение выявить и оценить качества личности наставляемого, которые нуждаются в развитии; готовность оказать помощь и поддержку в адаптации к производственной среде; способность применять современные подходы к обучению; служить положительной моделью в профессии и общении.
Сотрудники, имеющие дисциплинарные взыскания, к наставнической работе на период действия данного взыскания не привлекаются.
9. Критериями работы наставника являются: владение технологией воспитательного процесса, умение осуществлять функции управления в виде целеполагания наставляемого, мотивации и планирования его обучения и достижение цели в запланированные сроки.
10. Утверждение кандидатуры наставника производится приказом главного врача МО не позднее двух недель со дня направления молодого специалиста в МО. Основанием для издания приказа является служебная записка заведующего структурным подразделением, главной медицинской сестры, заместителя главного врача, при обоюдном согласии наставника и молодого специалиста, в отношении которого будет осуществляться наставническая работа.
11. Замена наставника производится в соответствии с приказом главного врача МО:
- при прекращении наставником трудовых отношений;
- при переводе (назначении) наставника, в отношении которого осуществляется наставническая работа, в другое отделение медицинской организации или на иную должность;
- при привлечении наставника к дисциплинарной ответственности;
- по иным основаниям при наличии обстоятельств, препятствующих осуществлению процесса профессионального становления молодого специалиста, в отношении которого осуществляется наставническая работа.
12. Наставник составляет план и проводит оценку эффективности работы молодого специалиста (Приложения № 2).
13. В течение десяти календарных дней по окончании срока наставничества, установленного приказом главного врача МО, молодой специалист готовит отчет об итогах наставничества, который согласовывает заведующий отделением, утверждает у соответствующего заместителя главного врача и представляет главному врачу МО
.При необходимости молодому специалисту, в отношении которого осуществлялось наставничество, даются конкретные рекомендации по дальнейшему повышению профессиональных навыков и умений.
14. Отчет об итогах наставничества после его рассмотрения главным врачом МО приобщается к личному делу молодого специалиста, в отношении которого осуществлялось наставничество.
15. За наставничество выплачивается стимулирующая надбавка к окладу в целях пополнения трудовых коллективов молодыми квалифицированными кадрами, успешного освоения вновь принятыми работниками профессиональных знаний и навыков. Порядок применения надбавки осуществляется в соответствии с Приложением 4 настоящего Положения.
II. ЗАДАЧИ НАСТАВНИЧЕСТВА
1. Организация и проведение работы по оказанию помощи молодым специалистам в становлении индивидуальных профессиональных навыков, овладении нормами медицинской этики и деонтологии, повышении общеобразовательного и культурного уровня, привлечению к участию в общественной жизни МО.
2. Воспитание их на примерах работы лучших работников МО.
3. Ознакомление с историей МО, этапами его деятельности, задачами по оказанию медицинской помощи населению.
4. Организация и проведение праздников (день медицинского работника, юбилейная дата МО или подразделений МО, чествование передовиков и ветеранов здравоохранения).
5. Использование личного примера наставника в воспитании молодых специалистов, в отношении которых осуществляется наставничество.
6. Ознакомление с условиями быта и оказание моральной поддержки молодому специалисту по его просьбе в решении сложных для него проблем.
7. Вовлечение молодых специалистов в выполнение научно-практической работы.
8. Формирование у молодых специалистов высокой ответственности за выполняемую работу, стремления к постоянному совершенствованию, изучению и внедрению в практику новых современных методов профилактики, диагностики и лечения.
9. Постоянное совершенствование форм и методов наставничества.
10. Изучение и внедрение передового опыта наставничества других организаций здравоохранения.
11.Ведение установленной документации (планы, дневник наставника и др.).
12. Подведение итогов работы по наставничеству за год.
III. ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
1. В своей работе наставник руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, настоящим Положением о наставничестве, должностной инструкцией.
2. Наставник обязан:
- максимально индивидуализировать процесс воспитания молодого специалиста;
- составлять план работы с молодым специалистом и оценивать ее эффективность с регистрацией результатов в дневнике;
- просто и доступно обращать внимание молодого специалиста на проблемных для него вопросах и своевременно их устранять, ненавязчиво поддерживать, осуществлять помощь в утверждении профессионального мастерства, уметь выслушать;
- получить представление об отношении молодого специалиста к труду, дисциплине, самопознанию, самоконтролю и иных личностных способностях;
- содействовать ознакомлению молодого специалиста его должностным обязанностям, основным направлениям деятельности, полномочиям и организации работы в учреждении в выполнении распоряжений и указаний, связанных с его служебной деятельностью;
- передавать молодому специалисту накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;
- периодически сообщать заведующему отделением о процессе адаптации молодого специалиста, его дисциплине, результатах его профессионального становления;
- составлять отчет по итогам наставнической работы.
3. Наставник имеет право:
- принимать участие в обсуждении вопросов, связанных со служебной деятельностью, вносить предложения заведующему отделением о поощрении молодого специалиста, применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия, а также по другим вопросам, требующим решения руководителей.
4. Молодой специалист обязан:
- выполнять правила внутреннего трудового распорядка МО и руководствоваться в работе должностной инструкцией;
- в соответствии с поставленными задачами, овладеть необходимыми профессиональными навыками, получить и использовать в работе необходимую информацию о действующих законодательных и нормативных документах, регламентирующих деятельность организации и конкретного специалиста;
- максимально использовать опыт и знания наставника для овладения профессией, ознакомления с особенностями работы в организации;
- проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе;
- дорожить честью своего коллектива, с достоинством вести себя на работе и вне работы, активно участвовать в общественной жизни коллектива.
5. Молодой специалист, в отношении которого осуществляется наставническая работа, имеет право:
- пользоваться имеющейся в МО нормативной, учебно-методической документацией по вопросам служебной деятельности;
- в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным со служебной деятельностью; при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с соответствующим ходатайством о его замене к заведующему структурным подразделением.
6. Права и ответственность наставников и молодых специалистов основываются на правах и ответственности сотрудников учреждения, определенных законодательством Российской Федерации и соответствующими должностными обязанностями.
Приложение № 1 к Положению о наставничестве в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Республики Карелия «Больница скорой медицинской помощи» (ГБУЗ «БСМП»). |
ПЛАН
работы по наставничеству в учреждении на 201__ - 201__ годы
№ п/п | Наименование | Дата проведения | Ответственное лицо | Отметка о выполнении |
1. | Методические рекомендации по наставничеству: составление планов, ведение документации, функции, задачи и роль наставника. | |||
2. | Обсуждение работы совместно с заместителем главного врача, главной медицинской сестрой. | |||
3. | Ознакомление с правилами внутреннего распорядка ГБУЗ «БСМП». | |||
4. | Ознакомление с должностными обязанностями. | |||
5. | Беседы по этике, деонтологии. | |||
6. | Изучение нормативных правовых актов по лечебному процессу, санитарно-противоэпидемическому режиму. | |||
7. | Непрерывный процесс обучения (чтение медицинской литературы, изучение новых технологий, посещение и участие в работе конференций, прослушивание и чтение лекций и др.) | |||
8. | Профессиональное мастерство; отработка технических навыков в соответствии с порядками, стандартами оказания медицинской помощи. | |||
9. | Контроль за работой наставников: оценка выполнения полученных практических навыков, оформления документации. | |||
10. | Совместные беседы наставляемых и наставников: а) о трудностях в работе; б) о повышении профессионального мастерства в практической деятельности; в) обмен опытом работы; | |||
11. | Повышение квалификации, освоение смежных профессий. | |||
12. | Санитарное просвещение. Документация. Профилактическая работа по основам здорового образа жизни. | |||
13. | Подведение итогов работы за год. | |||
14. | Оформление протоколов собраний по наставничеству. | |||
15. | Составление плана работы на следующий год. | |||
16. | Охрана труда, техника безопасности. |
Приложение № 2 к Положению о наставничестве в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Республики Карелия «Больница скорой медицинской помощи» (ГБУЗ «БСМП»). |
План
наставника (ФИО)______________________________________________________________
по работе с молодым специалистом (ФИО)_________________________________________
на 201__-201___ гг.
№ п/п | Мероприятия | Сроки испол- нения | Ответ- ствен- ный | Отметка об исполнении |
1. | Ознакомление с должностной инструкцией и правилами внутреннего распорядка ГБУЗ «БСМП», локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, трудовой дисциплиной в коллективе. | |||
2. | Изучение действующих нормативных документов по: • лечебному процессу, санитарно-противоэпидемическому режиму; • охране труда и технике безопасности; • проблемам организации здравоохранения. Изучение иных приказов, инструкций, методических рекомендаций по организации и выполнению должностных обязанностей данным специалистом. | |||
3. | Освоение и совершенствование практических навыков в работе специалиста. | |||
4. | Специальные навыки по профилю МО. Порядок предоставления отчетов. | |||
5. | Изучение вопросов медицинской этики и деонтологии. | |||
6. | Оказание консультативной помощи в работе по специальности. | |||
7. | Изучение медицинской литературы. | |||
8. | Посещение конференций и семинаров (лекций). | |||
9. | Ознакомление с положением о санитарном просвещении, формами пропаганды здорового образа жизни. | |||
10. | Контроль за своевременным прохождением наставляемыми медицинских осмотров. | |||
11. | Участие в проводимых в МО конкурсах, других общественных мероприятиях (праздники, торжественные даты, спортивные соревнования). | |||
12. | Ведение документации по наставничеству. | |||
13. | Оформление стенда по наставничеству. | |||
14. | Участие в заседаниях совета наставников для координации работы. | |||
15. | Организация работы по оказанию молодым специалистам помощи в овладении профессией, нормами медицинской этики и деонтологии, в повышении общеобразовательного и культурного уровня, привлечение к участию в общественной жизни МО. | |||
Приложение № 3 к Положению о наставничестве в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Республики Карелия «Больница скорой медицинской помощи» (ГБУЗ «БСМП»). |
Итоги индивидуальной подготовки молодого специалиста, в отношении которого осуществлялась наставничество:
Молодой специалист___________________________________________________________
Специальность________________________________________________________________
Наставник____________________________________________________________________
Дата приема на работу__________________________________________________________
№ п/п | Мероприятия по плану | Дата проведения | Оценка |
Итоговая оценка и рекомендации по дальнейшему трудоустройству:
1.
2.
Подписи членов комиссии
Приложение № 4 к Положению о наставничестве в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Республики Карелия «Больница скорой медицинской помощи» (ГБУЗ «БСМП»). |
ПОРЯДОК