Русский язык
Тема: "Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения"
Цель:
– развитие умений различать буквы мягких согласных звуков и твёрдых согласных звуков, обозначения мягкости и твёрдости буквами гласных звуков.
| Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) | ||||||||||
| Ι. Мотивирование к действию: | 4 5 6 1 1 2 3 1 2 3 -Доброе утро, ребята! Меня зовут Анна Рашитовна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я! И начать урок мне бы хотелось с высказывания «Большой успех состоит из маленьких побед». Как вы понимаете это выражение? Действительно ребята, всё самое большое, в том числе и успех состоит из чего-то маленького. И сегодня на уроке у каждого из Вас будет своя маленькая победа, которая обязательно приведет Вас к большому успеху в изучении русского языка. Красиво звучит, не правда ли? Давайте так же красиво обведем эту фразу на ваших листочках, на которых сегодня вы будете работать. Она уже у Вас написана, но пунктирной линией, а вы аккуратно её обведёте. (минутка чистописания) А чтобы получилось ещё лучше, выпрямите спинки, не опускайте голову низко, чтобы глазки не уставали. -Поставьте ручку на локоток, кто справился Ну, что ребята, в путь к нашей маленькой победе! | Познавательные УУД 1.Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. | ||||||||||
| II. Формулиро-вание проблемы, цели деятельности. | 1 3 4 31 2 3 31 4 56
Проблемная ситуация
-Ребята, посмотрите на экран! О каких предметах можно сказать, что они мягкие?
(на экране; диван, подушка, шарф, гора, стул, гвоздь)
-А какие предметы твёрдые?
-Ребята, а что в русском языке тоже может быть твёрдым или мягким? (звуки)
-Итак, о каких звуках сегодня пойдёт речь на уроке? (О твёрдых и мягких)
Тема сегодняшнего нашего урока "Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения"-Сегодня я пришла не одна, а привела к Вам своих друзей. Познакомьтесь, это два брата гном Тим и гном Том. С какого звука начинается имя Тим? (с согласного мягкого [т]).
Действительно, Тим любит всё мягкое, всё то, что начинается с мягкого звука. Он обожает в своем домике лежать на диване, петь песни, смотреть телевизор, и уж очень любит зефир.
А с какого звука начинается имя Том? (с согласного твёрдого [т]) Да, Том любит все, что начинается с согласного твёрдого звука. Том любит конфеты, в домике есть его любимое кресло, он всегда придёт на помощь своему брату.
Сегодня мы с Тимом и Томом поможем Вам вспомнить, как различать твёрдые и мягкие звуки.
Но для начала,давайте посмотрим, как Вы будете оценивать свои успехи на этом уроке
У вас есть табличка, в которой указано, что Вы будете делать сегодня. А рядом пустой столбик. Напротив каждого задания, после его выполнения, Вы будете ставить знакомый Вам смайлик. с улыбочкой, если успешно справились с заданием и оно не вызвало у Вас затруднений. Или грустный смайлик, если затруднялись выполнить задание и не всё получилось.
| Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу. 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. | ||||||||||
| ΙΙI. Развитие умений – применение знания. Физминутка (электронная) | 1 3 4 3 1 21 2 3 4 3 1 2 4 5
1. Актуализация знаний. Дифференциация согласных. Развитие фонематического слуха
Игра "Беговые дорожки"
-Мы сейчас с Вами проверим, кто из гномов спортивнее! Перед вами две дорожки синяя и зелёная. Как вы думаете, по какой дорожке побежит Тим? (по зеленой) А Том (по синей) И ещё у вас на столах фишки белые. Я буду называть слова, а Вы, выделяя про себя согласный первый звук, будете ставить фишки на нужную дорожку. Если звук твердый, то на синюю, если первый звук в слове мягкий, то на зелёную.-Мы подготовили Вам "вкусные" слова: мармелад, земляника, банан, киви, груша, сок, пирожное, зефир, мороженное, пицца, мята. Итак, у кого победил Тим, поднимите руки? Молодцы, ребята, Вы верно определил,что он ещё тот спортсмен!
(заполнение таблицы рефлексии)
2. Работа над словарными словами в паре
А мы, ребята, двигаемся с Вами дальше. Я смотрю, уже многим из вас стало интересно, что же за волшебные конвертики лежат на парте. Так вот
Тим и Том вчера играли
Разбросали Всё кругом:
Книги, ручки, покрывало-
Дом сегодня весь верх дном.
Чтоб на место всё сложить:
Мячик чашки и цветы
Нам придётся вспомнить:
Первый звук,- "Какой же ты?"
-В этих конвертиках лежат части слов. Тим и Том немного повздорили не, могли решить сами, кому какое слово достанется, и поэтому пришлось разделить их на 2 части. Ваша задача составить эти слова. Какие слова у Вас получились?
(берёза, быстро, ворона, весело, дорога, девочка, лягушка, лагерь, пирог, суббота)
-Ребята, кто из вас догадался, что объединяет Все эти слова? (словарные)
- Давайте запишем их, распределив в два столбика. Вместе с соседом по парте распределите, какие слова Тима, а какие Тома, по первому звуку.
Берёза Быстро
Весело Ворона
Девочка Дорога
Лягушка Лагерь
Пирог Суббота
(заполнение таблицы рефлексии)
3.Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Чтение слогов
-Мы записали словарные слова. Давайте посмотрим на столбик Тима. Какая гласная буква в первом слоге идёт после согласного? (е,я,и) Что обозначают эти гласные? (мягкость согласного)
-Какие ещё гласные обозначают мягкость согласного? (ё,ю)
-Давайте посмотрим на столбик Тома. Какая гласная буква в первом слоге идёт после согласного? (ы,о,а,у)
-Что обозначают эти гласные? (твёрдость согласного)
-Какая ещё гласная обозначает твёрдость согласного? (э)
Давайте распределим парами слоги и прочитаем их.
На-ня Во-вё Ру-рю Тэ-те Мы-ми
-Почему согласные звуки в первом столбике звучат твёрдо? (после них стоят гласные а,о.у,э,ы)
Эти гласные дружат с Томом!
-Почему согласные звуки во втором столбике звучат мягко? (после них стоят гласные е,ё,ю,я,и)
А эти гласные дружат с Тимом!
4.Первичное закрепление
Давайте помирим наших гномов, для этого сыграем в игру «Превращение»
Вы должны слоги с твёрдым согласным заменить слогами с парным ему мягким согласным и наоборот. Давайте опробуем.
-Слог «ВА». Согласный в этом слоге твёрдый или мягкий? (твёрдый)
-Почему? (твёрдость обозначена буквой а)
Как заменить слог, чтобы эта же буква давала мягкий согласный? (вя)
Молодцы, продолжите работу самостоятельно.
Ту-тю
Ры-ри
Ме-мэ
Лё-ло
(заполнение таблицы рефлексии)
5.Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция
А теперь попробуем сделать тоже самое, но в словах. Найдем все гласные, поставим под ними красную точку. А потом так же укажите твёрдые согласные синей точкой, мягкие согласные зелёной точкой. Кто затрудняется, смотрите, с какой гласной дружит согласная буква.
Слова: репа, сила, кино, сани, Люба, Луна
Проверка по образцу.
(заполнение таблицы рефлексии)
6.Применение знаний и умений в новой ситуации. (упражение из электр.учебника).Фронатльная работа
Ребята, это упражнение было взято из электронного приложения к вашему учебнику. Чтобы Вам было легче добиться большого успеха, с помощью него Вы сможете добиваться своих маленьких побед в приготовлении к уроку.
Посмотрите, в этом приложении есть все темы, которые Вы будете изучать в этом году.
Выбираете тему, которую Вы хотите повторить или приготовиться заранее к след.теме урока.
Каждая тема содержит анимацию, где Вам расскажут и покажут всё самое основное по этой теме. Также Вы сможете поиграть в игры на закрепление этой темы, подготовиться к работе в рабочей тетради, повторить словарные слова и выполнить проверочную работу по этой теме и сразу получить оценку Вашей работе, а ещё выполненную работу можно будет распечатать и показать Ирине Геннадьевне. А она, возможно, поставит её в журнал, а возможно очень-очень Вас похвалит.
И в конце каждого большого раздела учебника есть очень интересная игра на закрепление и проверку знаний. Вы сможете в неё сыграть в парах, или в группах и сможете самостоятельно проверить друг друга по изученным темам раздела.
Вот с таким замечательным открытием мы Вас сегодня познакомили и дарим Вам два таких диска. Ирина Геннадьевна Вам по очереди их раздаст, Вы загрузите на свой компьютер и будете учиться с ещё большим удовольствием!
| Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | ||||||||||
| ΙV. Итог урока. | 1 2 4 1 2 3 4
-Ребята скажите, о каких согласных мы сегодня говорили с Вами на уроке? (о твёрдых, мягких)
-Какие гласные буквы обозначают мягкость согласного звука и дружат с Тимом? (е,ё,ю,я,и)
Какие гласные буквы обозначают твёрдость согласного звука и дружат с Томом? (а,о,у,э,ы)
В течение всего урока Вы заполняли табличку.
Посмотрите, у кого все улыбочки, кто справился отлично со всеми заданиями? Вы – умницы! У вас всё получилось, а значит на следующем уроке, вам будет легко справиться со всеми заданиями. У кого не все улыбочки, но их больше? Вы тоже молодцы, просто постарайтесь на следующем уроке быть более внимательными. У кого больше грустных смайликов? Не расстраивайтесь, в следующий раз у Вас всё получится. Ведь каждый улыбающийся смайлик – это уже Ваша маленькая победа. Мне было очень приятно побывать у Вас в гостях. Поздравляю Вас с наступающим Новым годом и хочу Вам пожелать, чтобы Дедушка Мороз исполнил все Ваши заветные желания. Спасибо за урок. До свидания! | |||||||||||
| Зона+ Елочка с новогодними шарами! Ребята, скажите, а какие буквы дают всегда мягкий согласный звук (ч,щ,й)? У вас на парте лежат новогодние ёлочные игрушки зелёного цвета, в которых обозначены эти буквы. Ребята, скажите, а какие буквы дают всегда твёрдый согласный звук (ж,щ,ц)? У вас на парте лежат новогодние ёлочные игрушки синего цвета, в которых обозначены эти буквы. Ребята, скажите, а какие буквы дают гласный звук (а,о,у,э,ы,ю,я,и,е,ё)? У вас на парте лежат новогодние ёлочные игрушки красного цвета, в которых обозначены эти буквы. Давайте украсим нашу новогоднюю ёлочку. |
Выбираете тему, которую Вы хотите повторить или приготовиться заранее к след.теме урока.
Каждая тема содержит анимацию, где Вам расскажут и покажут всё самое основное по этой теме. Также Вы сможете поиграть в игры на закрепление этой темы, подготовиться к работе в рабочей тетради, повторить словарные слова и выполнить проверочную работу по этой теме и сразу получить оценку Вашей работе, а ещё выполненную работу можно будет распечатать и показать Ирине Геннадьевне. А она, возможно, поставит её в журнал, а возможно очень-очень Вас похвалит.
И в конце каждого большого раздела учебника есть очень интересная игра на закрепление и проверку знаний. Вы сможете в неё сыграть в парах, или в группах и сможете самостоятельно проверить друг друга по изученным темам раздела.
Вот с таким замечательным открытием мы Вас сегодня познакомили и дарим Вам два таких диска. Ирина Геннадьевна Вам по очереди их раздаст, Вы загрузите на свой компьютер и будете учиться с ещё большим удовольствием!