ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПРОЕКТА
Модуль «Методология исследовательской деятельности»
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2.
ЛОГИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Типология научных психолого-педагогических исследований
1.1. Перечислите основные типы психолого-педагогических исследований (по характеру и содержанию исследования). Дайте обоснование данной классификации.
1.2. Представьте сущностные характеристики разных типов исследования (фундаментальные, прикладные исследования, исследования-разработки).
1.3. Выявите проблематику разных типов современных психолого-педагогических исследований в Вашей предметной области.
Научный аппарат психолого-педагогического исследования
2.1. Охарактеризуйте основные этапы подготовки и проведения психолого-педагогического исследования.
2.2. Перечислите и раскройте основные характеристики научного аппарата исследования.
2.3. Каковы требования к научному аппарату исследования?
2.4. Как соотносятся проблема, объект, предмет и цель исследования? Покажите на примере фрагмента автореферата, представленного для анализа?
2.5. Как определяются задачи исследования?
2.6. Какова взаимосвязь задач исследования, научной новизны, положений, выносимых на защиту?
Задания для подготовки к занятию.
1. Выпишите определения основных понятий темы, вычлените их основные содержательные характеристики.
2. Составьте список педагогических журналов, издаваемых у нас в стране. В статьях, публикуемых в этих журналах, отражены результаты различных педагогических исследований. Приведите примеры на основе анализа названий, текстов статей примеры теоретических и экспериментальных исследований; примеры фундаментальных, прикладных педагогических исследований, исследований-разработок по близкой вам тематике.
|
3. Проанализируйте реализацию основных требований к научному аппарату исследования, представленному во фрагменте автореферата.
4. Определите, что может является предметом педагогического исследования, если объектом исследования являются:
- педагогическое общение,
- познавательная деятельность младших школьников,
- учебно-исследовательская деятельность подростков.
5. Сформулируйте тему педагогического исследования, исходя из предлагаемой цели:
- определить педагогические условия, способствующие формированию правосознания подростков;
- раскрыть научно-теоретические, технологические основания формирования у подростков исследовательского опыта во внеурочной деятельности.
6. Определите цель педагогического исследования, тема которого звучит следующим образом:
- «Развитие у старшеклассников умений делового общения»;
- «Формирование этнокультурной компетентности у учащихся национальной школы».
7. Сформулируйте тему, цель, если известны объект и предмет педагогического исследования:
Тема: _________________________.
Цель: _________________________.
Объект: коммуникативная компетентность учителя.
Предмет: педагогические условия развития коммуникативной компетентности у студентов педагогического колледжа.
8. Определите, о каких аспектах педагогического исследования (база, объект, предмет) идет речь:
- внеурочная учебно-исследовательская деятельность школьников старшего подросткового возраста;
|
- процесс формирования у старших подростков субъектного исследовательского опыта во внеурочной учебно-исследовательской деятельности;
- коллектив педагогов и учащихся гимназии № 5.
9. Выберите одну тему из предлагаемого списка и разработайте методологический аппарат ее исследования:
- Организация учебно-исследовательской деятельности подростков на уроках истории.
- Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей подростков на уроках истории.
- Эстетическое воспитание учащихся на уроках музыки.
- Влияние музыки на эмоциональную сферу личности школьника.
- Тема может быть выбрана самостоятельно.
Литература:
1. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 208 с.
2. Новиков А.М. Как работать над диссертацией: пособие для начинающего педагога-исследователя.3-е изд.М.: Изд-во «Эгвес», 1999.С. 34–55.
3. Безуглов И.Г., Лебединский В.В., Безуглов А.И. Основы научного исследования: учебное пособие для аспирантов и студентов-дипломников. М.: Академический Проект, 2008.
4. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. Учебно-методическое пособие. М.: Синтег, 2007. 662 с. [Электронный ресурс]: https://www.biblioclub.ru/82662_Metodologiya.html
5. Новиков А.М. Методология научного исследования/ А.М. Новиков, Д.А. Новиков. М.: Либроком, 2010. 280с. [Электронный ресурс]: https://www.biblioclub.ru/82773_Metodologiya_nauchnogo_issledovaniya.html.
6. Умнов В.С. Самойлик Н.А. Научное исследование: теория и практика. Новокузнецк: Кузбасская государственная педагогическая академия, 2010. 99 с. [Электронный ресурс]:https://www.biblioclub.ru/88691_Nauchnoe_issledovanie_teoriya_i_praktika.html
Фрагмент диссертационного исследования (для последующего анализа):