Задания для подготовки к занятию.




ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПРОЕКТА

Модуль «Методология исследовательской деятельности»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2.

ЛОГИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Типология научных психолого-педагогических исследований

1.1. Перечислите основные типы психолого-педагогических исследований (по характеру и содержанию исследования). Дайте обоснование данной классификации.

1.2. Представьте сущностные характеристики разных типов исследования (фундаментальные, прикладные исследования, исследования-разработки).

1.3. Выявите проблематику разных типов современных психолого-педагогических исследований в Вашей предметной области.

Научный аппарат психолого-педагогического исследования

2.1. Охарактеризуйте основные этапы подготовки и проведения психолого-педагогического исследования.

2.2. Перечислите и раскройте основные характеристики научного аппарата исследования.

2.3. Каковы требования к научному аппарату исследования?

2.4. Как соотносятся проблема, объект, предмет и цель исследования? Покажите на примере фрагмента автореферата, представленного для анализа?

2.5. Как определяются задачи исследования?

2.6. Какова взаимосвязь задач исследования, научной новизны, положений, выносимых на защиту?

Задания для подготовки к занятию.

1. Выпишите определения основных понятий темы, вычлените их основные содержательные характеристики.

2. Составьте список педагогических журналов, издаваемых у нас в стране. В статьях, публикуемых в этих журналах, отражены результаты различных педагогических исследований. Приведите примеры на основе анализа названий, текстов статей примеры теоретических и экспериментальных исследований; примеры фундаментальных, прикладных педагогических исследований, исследований-разработок по близкой вам тематике.

3. Проанализируйте реализацию основных требований к научному аппарату исследования, представленному во фрагменте автореферата.

4. Определите, что может является предметом педагогического исследования, если объектом исследования являются:

- педагогическое общение,

- познавательная деятельность младших школьников,

- учебно-исследовательская деятельность подростков.

5. Сформулируйте тему педагогического исследования, исходя из предлагаемой цели:

- определить педагогические условия, способствующие формированию правосознания подростков;

- раскрыть научно-теоретические, технологические основания формирования у подростков исследовательского опыта во внеурочной деятельности.

6. Определите цель педагогического исследования, тема которого звучит следующим образом:

- «Развитие у старшеклассников умений делового общения»;

- «Формирование этнокультурной компетентности у учащихся национальной школы».

7. Сформулируйте тему, цель, если известны объект и предмет педагогического исследования:

Тема: _________________________.

Цель: _________________________.

Объект: коммуникативная компетентность учителя.

Предмет: педагогические условия развития коммуникативной компетентности у студентов педагогического колледжа.

8. Определите, о каких аспектах педагогического исследования (база, объект, предмет) идет речь:

- внеурочная учебно-исследовательская деятельность школьников старшего подросткового возраста;

- процесс формирования у старших подростков субъектного исследовательского опыта во внеурочной учебно-исследовательской деятельности;

- коллектив педагогов и учащихся гимназии № 5.

9. Выберите одну тему из предлагаемого списка и разработайте методологический аппарат ее исследования:

- Организация учебно-исследовательской деятельности подростков на уроках истории.

- Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей подростков на уроках истории.

- Эстетическое воспитание учащихся на уроках музыки.

- Влияние музыки на эмоциональную сферу личности школьника.

- Тема может быть выбрана самостоятельно.

 

Литература:

1. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 208 с.

2. Новиков А.М. Как работать над диссертацией: пособие для начинающего педагога-исследователя.3-е изд.М.: Изд-во «Эгвес», 1999.С. 34–55.

3. Безуглов И.Г., Лебединский В.В., Безуглов А.И. Основы научного исследования: учебное пособие для аспирантов и студентов-дипломников. М.: Академический Проект, 2008.

4. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. Учебно-методическое пособие. М.: Синтег, 2007. 662 с. [Электронный ресурс]: https://www.biblioclub.ru/82662_Metodologiya.html

5. Новиков А.М. Методология научного исследования/ А.М. Новиков, Д.А. Новиков. М.: Либроком, 2010. 280с. [Электронный ресурс]: https://www.biblioclub.ru/82773_Metodologiya_nauchnogo_issledovaniya.html.

6. Умнов В.С. Самойлик Н.А. Научное исследование: теория и практика. Новокузнецк: Кузбасская государственная педагогическая академия, 2010. 99 с. [Электронный ресурс]:https://www.biblioclub.ru/88691_Nauchnoe_issledovanie_teoriya_i_praktika.html

Фрагмент диссертационного исследования (для последующего анализа):



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: