Развитие творческого потенциала старших подростков средствами предметов естественнонаучного цикла




Актуальность исследования. Современное общество характеризуется возрастанием роли наукоемких технологий во всех сферах его жизнедеятельности, что предопределяет качественные изменения целей и задач общего образования и введение новых образовательных стандартов.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования второго поколения современное школьное образование организуется так, чтобы в школьные годы каждый обучающийся смог не только реализовать и развить свои способности, но и преумножить свои потенциальные возможности. В данном контексте происходит существенная реорганизация всей системы школьного образования, в том числе и его естественнонаучной составляющей.

Ориентация на повышение доступности, качества и эффективности российского образования становится приоритетным направлением обновления содержания общего образования, приведения его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны. Данные изменения нашли отражение в содержании и образовательных технологиях организации обучения предметам естественнонаучного цикла: достижение метапредметных результатов на уроках всех учебных предметов данной образовательной области, усиление их прикладной и практической направленности, ориентация на развитие самостоятельности и творчества школьников в процессе интеграции учебной и внеучебной деятельности. Этим можно объяснить и современный интерес исследователей к творческой деятельности, которая, с одной стороны, является одним из фундаментальных проявлений личности, а с другой - позволяет наиболее полно и разносторонне развивать личность. Различные аспекты развития творческой личности освещены в работах философов (Н.А.Бердяев, Г.Гегель, И.Кант и др.); психологов (Д.Б.Богоявленская, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, С.Л.Рубинштейн, Е.Л.Яковлева и др.), педагогов (Т.Г.Браже, Л.А.Даринская, С.Н.Дегтярев, Н.А.Рыбакина и др.).

Проблемы развития творческих способностей старших подростков и творческой одаренности, креативности рассматриваются в исследованиях российских (В.И.Абраменко, О.А.Манаенкова, А.Е.Орел, О.А.Павлова, М.И.Фидельман и др.) и зарубежных ученых (Дж.Гилфорд, А.В. Лукановская, Е.П.Торранс и др.).

В контексте нашего исследования особую значимость имеют научные работы О.А.Болденко, О.А.Манаенкова, О.А.Павлова и др., в которых раскрываются отдельные аспекты развития творчества старших подростков (методами и средствами одного из учебных предметов, отдельно взятой технологии и внеклассной работы).

Анализируя результаты международных исследований качества образования российских школьников (PISA, TIMSS), В.А.Болотов и Г.С.Ковалева отмечают невысокое качество знаний и умений по предметам естественнонаучного цикла, неумение школьников использовать образовательный потенциал физики, химии, биологии в реальных жизненных ситуациях, а также недостаточный уровень их естественнонаучной грамотности.

Актуальность исследования и результаты анализа теоретических и экспериментальных научных работ позволяют определить необходимость разрешения противоречий между:

- объективной потребностью современного общества в творчески мыслящих выпускниках школы, способных решать возникающие проблемы, и недостаточным вниманием современной школы к данной проблеме;

- необходимостью организации систематической творческой деятельности школьников и недостаточной психолого-педагогической подготовкой учителей естественнонаучного цикла;

- стремлением многих обучающихся к творческой самореализации в процессе обучения предметам естественнонаучного цикла и фрагментарностью научных исследований учебной деятельности старших подростков в контексте развития их творческого потенциала;

- необходимостью развития творческого потенциала старших подростков средствами предметов естественнонаучного цикла и отсутствием теоретической разработанности и технологического обеспечения данного процесса.

В связи с потребностью в решении вышеизложенных противоречий возникает необходимость в теоретико-экспериментальном обосновании решения научной задачи, включающей определение и обоснование путей развития творческого потенциала старших подростков в учебной деятельности средствами предметов естественнонаучного цикла. Что и обусловило выбор темы диссертационного исследования «Развитие творческого потенциала старших подростков средствами предметов естественнонаучного цикла».

Объект исследования: творческий потенциал старших подростков.

Предмет исследования: развитие творческого потенциала старших подростков средствами предметов естественнонаучного цикла в учебной деятельности.

Цель исследования: выявить и обосновать педагогические возможности предметов естественнонаучного цикла в развитии творческого потенциала старших подростков в учебной деятельности.

Гипотеза исследования. Развитие творческого потенциала старших подростков средствами предметов естественнонаучного цикла в учебной деятельности становится возможным, если:

- структурно-содержательная характеристика процесса развития творческого потенциала старших подростков осмыслена учителями предметов естественнонаучного цикла;

- определены педагогические возможности предметов естественнонаучного цикла в развитии творческого потенциала старших подростков;

- приоритетной при обучении старших подростков предметам естественнонаучного цикла становится личностно-ориентированная развивающая технология организации учебной деятельности, обеспечивающая актуализацию субъектного опыта обучающихся;

- определены интегративный критерий, показатели и методики диагностики оценки уровня развития творческого потенциала старших подростков средствами предметов естественнонаучного цикла в учебной деятельности.

Задачи исследования:

1. Определить содержание, структуру и сущность понятия «творческий потенциал» применительно к возрастной категории старших подростков.

2. Выявить и обосновать педагогические возможности естественнонаучных дисциплин в развитии творческого потенциала старших подростков.

3. Разработать модель развития творческого потенциала старших подростков средствами предметов естественнонаучного цикла.

4. Изучить уровень сформированности творческого потенциала старших подростков в учебной деятельности средствами предметов естественнонаучного цикла.

5. Исследовать процесс реализации модели развития творческого потенциала старших подростков в учебной деятельности средствами предметов естественнонаучного цикла.

Методологическую основу исследования составили: системно-деятельностный подход, предполагающий рассмотрение проблемы развития творческого потенциала старших подростков в учебной деятельности с учетом их индивидуальных особенностей не изолированно, средствами отдельных предметов (физика, химия, биология, физическая география), а в единстве их связей как предметов естественнонаучного цикла, и личностно-развивающий подход, позволяющий исследовать изменения личности старших подростков в учебной деятельности в процессе изучения предметов естественнонаучного цикла.

Теоретической основой исследования являются:

- концептуальные положения о закономерностях развития личности; современные концепции развития личности в образовательном процессе; положения современной психолого-педагогической науки о творческом потенциале и возможностях его развития (А.А.Аронов, Л.В.Выготский,B.В.Давыдов, Е.Л.Яковлева, и др.), что позволило определить методологические ориентиры и целевые установки в развитии творческого потенциала старших подростков;

- теории и особенности естественнонаучного образования (И.Ю.Алексашина, В.Р.Ильиченко, В.В.Лунина, Г.Н.Степанова и др.); модульного обучения (С.Е.Кутейникова, А.Моль и др.); интеграции предметов естественнонаучного цикла (С.Ю.Арефьева, И.В.Бурая, Н.М.Ваулина, Ю.И.Дик,C.В.Лазаревский и др.), которые были учтены при описании модели развития творческого потенциала;

- концепции диагностики творческого потенциала личности (Е.П.Ильин, И.В.Хромова, А.С.Шаров и др.), опираясь на которые были определены методики диагностики оценки уровня развития личности.

Решение поставленных задач и проверка выдвинутой гипотезы обеспечивалась комплексом методов научного исследования: теоретические -изучение и анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; сравнение, обобщение; эмпирические - опросные методы (включенное и косвенное наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа), педагогический эксперимент, моделирование, наблюдение, экспертная оценка, самооценка, изучение результатов и продуктов педагогической деятельности, контент-анализ, методы математической обработки данных и др.

Опытно-экспериментальная база исследования. ГБОУ школа №129 и ГБОУ СОШ №133 Красногвардейского района с углубленным изучением иностранных языков Санкт-Петербурга. В исследовании приняло участие 934 обучающихся и 111 учителей.

Этапы работы над проблемой:

Первый этап (2010-2012 гг.) — изучение и анализ педагогической, психологической, философской, социологической литературы по проблеме исследования; обобщение опыта по развитию творческого потенциала старших подростков средствами предметов естественнонаучного цикла; определение проблемы исследования, цели, задач, методов; уточнение понятийного поля; проведение констатирующего эксперимента. В ходе первого этапа использовались следующие методы: теоретический анализ литературы по теме исследования, анализ рабочих программ предметов естественнонаучного цикла и опыта организации учебной деятельности старших подростков.

Второй этап (2013-2015гг.) — разработка и экспериментальное обоснование модели развития творческого потенциала старших подростков средствами предметов естественнонаучного; определение показателей и уровней развития творческого потенциала старших подростков. В ходе второго этапа использовались следующие методы: тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент, моделирование, наблюдение, анализ продуктов учебной деятельности, контент-анализ.

Третий этап (2016-2017 гг.) — завершение формирующего эксперимента, обработка, обобщение и оформление результатов исследования; анализ и интерпретация экспериментальных данных; определение дальнейших перспектив исследования. На третьем этапе использовались методы диагностики, мониторинг, проведена статистическая обработка, сформулированы выводы.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивалась научной обоснованностью теоретических позиций, результатов исследования одновременно на теоретическом и практическом уровнях; результативностью работы и доказательностью выводов, а также положительными результатами экспериментальной работы и достаточным количеством респондентов, принявших участие в эксперименте.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- впервые процесс развития творческого потенциала старших подростков рассмотрен с позиции включения их в активную учебную деятельность средствами предметов естественнонаучного цикла;

- предложена структурно-содержательная характеристика процесса развития творческого потенциала старших подростков в контексте системно-деятельностного и личностно-развивающего подходов;

- выявлены педагогические возможности предметов естественнонаучного цикла в развитии творческого потенциала старших подростков.

Теоретическая значимость исследования:

- расширены представления о содержании и технологиях развития творческого потенциала личности старших подростков определением сущностных характеристик личностно-ориентированной развивающей технологии организации учебной деятельности по предметам естественнонаучного цикла;

- создана и научно обоснована модель развития творческого потенциала старших подростков средствами предметов естественнонаучного цикла, системообразующим звеном которой является личностно-ориентированная развивающая технология, реализуемая в процессе проектирования комплекса модулей (мотивационно-целевой, познавательно-коммуникативный, регулятивный);

- теоретически обоснованы оценочно-результативный критерий и показатели развития творческого потенциала старшего подростка в учебной деятельности средствами предметов естественнонаучного цикла и выявлены уровни развития творческого потенциала старшего подростка средствами предметов естественнонаучного цикла (стихийный, репродуктивный, частично-поисковый, эвристический).

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что реализация авторской модели способствовала развитию творческого потенциала старших подростков в процессе их обучения предметам естественнонаучного цикла и может найти применение в практической

деятельности учителей; предложенная личностно-ориентированная развивающая технология организации учебной деятельности, которая способствовала обогащению знаний и умений старших подростков по предметам естественнонаучного цикла, может стать ориентиром в организации учебной деятельности; представленное методическое обеспечение процесса развития творческого потенциала старших подростков средствами предметов естественнонаучного цикла может быть использовано в организации учебной деятельности педагогами.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Развитие творческого потенциала старших подростков средствами предметов естественнонаучного цикла.

Развитие творческого потенциала личности старших подростков рассматривается как процесс постепенного изменения их творческих возможностей посредством актуализации внутренних ресурсов в процессе изучения предметов естественнонаучного цикла.

Компонентами развития творческого потенциала старших подростков являются мотивационно-целевой (формирование творческих потребностей целей и мотивов средствами познания явлений природы в процессе решения творческих задач при изучении предметов естественнонаучного цикла); когнитивно-креативный (синтез знаний по биологии, химии, физике и физической географии в контексте реализации идей межпредметной дидактики и выполнения вариативных творческих практических заданий старшими подростками); эмоционально-волевой (включение обучающихся на основе самооценки к творческой деятельности, их творческой инициативности и творческой самостоятельности в проектировании межпредметных проектов и межпредметных недель средствами предметов естественнонаучного цикла); рефлексивно-коммуникативный (поддержка взаимодействия обучающихся и обучающих и рефлексия проблем в совместном творческом поиске; создание ситуации успешности для развития творческих способностей каждого подросткасредствами научно-исследовательской деятельности по предметам естественнонаучного цикла).

2. Модель развития творческого потенциала старших подростков средствами предметов естественнонаучного цикла.

Модель развития творческого потенциала старших подростков средствами предметов естественнонаучного цикла включает следующие компоненты: концептуально-методологический, организационно-педагогический и оценочно-результативный.

Концептуально-методологический компонент определяет взаимосвязь методологических подходов (системно-деятельностный и личностно-развивающий) и концепций развития личности, личностно-ориентированного обучения, развивающего обучения и принципов индивидуализации и дифференциации, интеграции, преемственности, направленных на развитие творческого потенциала старших подростков средствами предметов естественнонаучного цикла.

Организационно-педагогический компонент включает мотивационно-целевой, познавательно-коммуникативный и регулятивный модули. Системообразующим звеном данного компонента является личностно-ориентированная развивающая технология, обеспечивающая актуализацию субъектного опыта старших подростков путем проблематизации и собственного опыта в решении творческих задач средствами дисциплин естественнонаучного цикла.

Оценочно-результативный компонент определяет интегративный критерий и показатели оценки уровня развития творческого потенциала старших подростков средствами предметов естественнонаучного цикла.

3. Интегративный критерий и показатели оценки уровня развития творческого потенциала старших подростков средствами предметов естественнонаучного цикла.

В качестве интегративного критерия оценки уровня развития творческого потенциала старших подростков средствами предметов естественнонаучногоцикла выступает уровень его сформированности. К показателям отнесены: самостоятельность и частота проявления интереса к творческим занятиям (целеустремленность, увлеченность различными видами творчества, активное стремление к участию в конкурсах, соревнованиях, мастер-классах, олимпиадах и т.д.); способность к планированию и производству нестандартного, уникального продукта творческой, добровольно избранной деятельности (сообразительность, оригинальность, вариативность, частота проявления самостоятельности, открытие новых знаний и способов действий, способность предлагать оригинальные способы, варианты решения проблемы); инициативность в сфере избранной деятельности, самостоятельность в выдвижении и решении проблем творческого характера во взаимосвязи предметов естественнонаучно цикла (инициативность самостоятельной творческой деятельности, практические, эвристические, новаторские навыки в процессе разнообразной творческой деятельности).

К уровням развития творческого потенциала старших подростков отнесены: высокий, средний, низкий.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования обсуждены на заседаниях кафедры физико-математического образования АППО СПб и кафедры профессионального педагогического образования и социального управления НовГУ имени Ярослава Мудрого (2014, 2015, 2016, 2017гг.).

Результаты исследования отражены в публикациях, материалы которых освещались на форуме аспирантов и молодых исследователей Северо-Запада, в рамках пятой научной олимпиады аспирантов по педагогическим дисциплинам (Санкт-Петербург, 2011г.); городской научной конференции «Формирование новой образовательной среды в условиях полиэтнической школы: опыт Санкт-Петербурга» (Санкт-Петербург, 2011г.); международных научно-практических конференциях: «Актуальные вопросы преподавания дисциплин естественнонаучного и математического циклов» (Краснодар, 2011г.); «Наука и современность - 2011» (Новосибирск, 2011г.); «Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития» (Санкт-Петербург,2012г.); «Наука и образование в XXI веке» (Москва, 2013г.); «Наука, образование, общество: тенденции и перспективы» (Москва, 2013г.); «Наука и образование в современном обществе: вектор развития» (Москва, 2014г.); «Физика в системе современного образования» (Санкт-Петербург, 2015г.); «Актуальные вопросы психологии, педагогики и образования» (Самара, 2015г.); «Развитие науки и образования в современном мире» (Москва, 2015г.); «Формирование престижа профессии инженера у современных школьников», (Санкт-Петербург, 2016г.); через публикацию материалов исследования в различных научных, научно-методических изданиях. Всего опубликовано 24 работы, в том числе 7 - в периодических изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: