Система работы по духовно – нравственному воспитанию обучающихся в учреждении дополнительного образования




Гражданская ответственность, патриотизм и духовно – нравственная позиция народа, прежде всего молодежи (как будущего России), - одно из важнейших условий социального, политического и экономического развития России, ее продвижения по пути демократического и гражданского общества.

Именно сегодня воспитание гражданина страны – это одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к своей малой родине, Отечеству, планете Земля. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин, с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Неоднократно президент страны Путин В.В. на встречах и форумах с молодежью уделяет большое внимание проблеме духовно-нравственного развития и патриотического воспитания. Он отмечал, что «если нация утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, все и так развалится само по себе» и поставил задачу «укреплять прочную духовно-нравственную основу общества».

В течение довольно долгого времени педагогическое сообщество России ищет эффективные пути духовно-нравственного воспитания молодого поколения. И многие сейчас уже пришли к осознанию, что единственно правильное воспитание основывается на православном понимании смысла жизни, на сохранении христианских ценностей и традиций. И чтобы достигнуть значимых результатов в духовном развитии молодого поколения, необходимо ввести системный подход в духовно-нравственном воспитании не только в основные предметы в школе, но и в системе дополнительного образования.

Очень важно сегодня создать среду, в которой происходит становление личности ребёнка, противостоять той современной среде, которая калечит души наших детей, то есть этот системный подход в духовно-нравственном воспитании распространить на внеурочную работу и деятельность системы учреждений дополнительного образования.

В настоящее время в России обозначенные идеи реализуют в практической деятельности более 15 тысяч учреждений дополнительного образования. Несомненно, в их число входят и учреждения Курской области. Педагогический коллектив каждого из них осознает свою миссию - создание пространства для самоопределения и самореализации личности ребенка, пространства, обеспечивающего социальную защиту и поддержку взросления. Выполнению этой миссии способствует разнонаправленная деятельность: художественная, техническая, естественнонаучная, спортивная, туристско-краеведческая, военно-патриотическая, социально-педагогическая.

В содержании дополнительного образования реализуются различные образовательные, комплексные, целевые воспитательные программы с учетом нравственности, народной культуры и этики региональных традиций, индивидуальных потребностей детей и их родителей, социума.

Дополнительное образование в форме добровольных объединений менее регламентировано и более способно к построению и поддержанию диалогических, субъект-субъектных отношений, где происходит взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей детьми и взрослыми.

Среди задач, которые стоят перед учреждениями дополнительного образования детей, важной является духовно-нравственное воспитание.

Духовно-нравственное воспитание - основа формирования культурной личности, способной к саморазвитию, адаптации в сложной окружающей действительности, умеющей совершенствовать и позитивно реализовать свой творческий потенциал в интересах личности, общества, государства. Именно воспитание такой личности является целью программы «Духовно – нравственное воспитание личности в ОБУДО «Областной центр развития творчества детей и юношества».

Педагогический коллектив Центра в своей работе исходит из понимания того, что духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства. Важен системный подход.

Для того чтобы личность состоялась, нужно, чтобы ее жизнь была пронизана многообразными видами деятельности и была включена в систему позитивных отношений с окружающей действительностью. В разнообразных видах деятельности ребенок приучается создавать материальные и духовные ценности, постепенно переходя из позиции потребителя в позицию производителя материальных и духовных благ. Таким образом осуществляется его активная социализация. Наша главная задача – создать условие для всестороннего развития личности ребенка, раскрытие его нравственного и духовного потенциала. Именно этим целям отвечает воспитательная система нашего Центра. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация соответствующего воспитательного и учебного процессов.

 

В рамках образовательных программ обучающиеся знакомятся с историческим прошлым нашего народа, с яркими страницами истории Отечества истоками народного творчества, воспитывают эстетический вкус, развивают образное мышление, учатся тонко чувствовать и подмечать красоту в обыденном. Знакомясь с творениями художников, композиторов, творчеством актёров, музыкантов обучающиеся приобщаются к миру прекрасного, что, безусловно, позитивно отражается на их духовном развитии.

Духовно-нравственное воспитание традиционно осуществляется педагогами творческих объединений технической, художественной, социально-педагогической, туристко – краеведческой направленностей. Все программы педагогов составлены с учетом того, что знания, умения, навыки получаемые обучающимися в результате обучения в творческих объединения, направлены на практическую профильную деятельность, на развитие творческих способностей ребёнка, его личностных качеств.

Знакомство с декоративно-прикладным творчеством обучающихся является важной стороной общей работы по формированию патриотических, нравственных чувств. Через обучающую деятельность творческих объединений этого направления дети узнают и сохраняют наследие, дошедшее до нашего времени ремесло. По мнению педагогов дополнительного образования декоративно-прикладное творчестве, привлекая детей к полезному труду имеет самые благоприятные возможности воздействия на внутренний мир ребенка. Педагоги стремятся превратить процесс трудового обучения в интересное, познавательное, творческое занятие, духовно обогащающее внутренний мир ребенка. Знакомясь с образцами народного творчества, дети попадают в мир сказочных образов, ярких красок, узоров, орнаментов, выразительных пластических форм, которые наиболее близки и созвучны их эстетическим чувствам и представлениям. Каждое занятие открывает что-то новое, последовательно, ступенька за ступенькой, приближает к пониманию красоты и гармонии.
Значительное влияние на формирование нравственных чувств у детей оказывают занятия музыкой. Поскольку путь приобщения ребенка к музыке, к духовным ценностям есть процесс деликатный, тонкий, требующий времени, профессионального знания, душевной щедрости воспитателя, то мы рассматриваем один из возможных путей к нему в образовательной деятельности как путь «через прекрасное – к доброму». Ввести детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества это благодарная и вместе с тем важная задача педагогов дополнительного образования музыкально – эстетического направления объединений. Через песню, овладевая языком своего народа, его традициями, обычаями, дети получают представление о духовных культуре своего народа. Цель педагогов Центра не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью.

Танцевальное искусство является одной из своеобразных форм духовной культуры народа. По своей доступности, распространенности и охвату большого количества детей занимает ведущее место среди других форм дополнительного образования детей. Велико значение танцевального искусства в формировании вкусов, эстетических, этических запросов молодежи.

Духовная культура каждого человека, его потребности и интересы формируются в борьбе вкусов и мнений, поэтому танцевальному искусству принадлежит важная роль в формировании внутренней культуры молодых, которая выражается не только в эстетическом восприятии, но и в поведении, в отношении к другим людям.

Большую роль в гражданско-патриотическом и духовно – нравсвенном воспитании обучающихся оказывает проведение экскурсий по святым местам родного края, организация походов на художественные, фото выставки «Наш Афон», «О Тебе радуется. Иконы Богоматери из собрания Музея имени Андрея Рублёва» и д.р., в театр и кино, посещение музеев. Экскурсия как форма организации обучения дает возможность обучающимся творческих объединений всех направлений посредством свободно избранной духовно-творческой, физкультурно-спортивной, развлекательной деятельности глубоко и разносторонне познавать жизнь, развивать свои творческие силы, воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

В ходе реализации программы, обучающихся участвуют в проектно – исследовательской деятельности. Осуществляя исследования и проекты, обучающиеся, имеют возможность быть не слушателями и созерцателями представленной им информации, а непосредственными участниками получения и обработки знаний.
Учитывая необходимость использования современных технологий и приобщения, обучающихся к исследовательской деятельности, в практику воспитательной деятельности Центра включены конкурсы проектно - исследовательских работ по направлениям:
- патриотическое воспитание;
- краеведение;
- духовные святыни Родного края;
- здоровый образ жизни и т.д.

Одной из эффективных форм реализации духовно-нравственного воспитания является проведение и участие обучающихся в творческих конкурсах духовно – нравственной направленности, которые способствуют не только творческому развитию, но и приобщению молодого поколения к истокам православных традиций и культуры. Это конкурсы разного направления: декоративно – прикладного, изобразительного, фото, литературного творчества: «Искусство слова», «Рождественская открытка», «Русь православная», «Гренадеры, вперед!», «Патриот Отечества» и др., проводимые среди обучающихся образовательных учреждений Курской области. Большую помощь в духовно-нравственном воспитании обучающихся Центра оказывает участие в международных конкурсных мероприятиях, выставках, конференциях. Обучающиеся вместе со своими наставниками приобщаются к истории и традициям православия, на профессиональном уровне готовят работы для участия во всероссийских мероприятиях. Каждый год свои работы педагоги и воспитанники Центра представляют на Среднерусском экономическом форуме и Курской Коренской ярмарке, которые не только радую глаз посетителей, но и успешно раскупаются всеми желающими. В этом году воспитанники и педагогический состав Центра приняли участие в благотворительная акция «Белый цветок», предоставив боле 100 изделий декоративно прикладного творчества. Участие в различных конкурсах, презентациях делает детей более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты как артиста, художника, поэта, рассказчика и другие. Воспитанники Центра занимают достойные места. В это время формируются нормы и правила поведения, обогащаются нравственные представления и понятия.

Чтобы оградить детей от пагубных развлечений и открыть мир, наполненный светлой радостью, ежегодно в Центре проводятся различные внеклассные мероприятия, направленные на формирование нравственных, эстетических, патриотических качеств, на развитие творческих способностей - это многочисленные концерты (День учителя, День семьи, День матери, 23 февраля, День Победы, День города, День защиты детей и т.д.), это праздники знакомств в начале учебного года и в конце года мероприятия посвященные выпуску учащихся и другие. Все они проводятся с обязательным участием родителей и служат объединению семьи, учат детей дарить свое творчество людям.

В Концепции развития системы дополнительного образования детей (от 4 сентября 2014 г. №1726-р) отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшей задачей воспитания является формирование у молодого поколения гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: