Завести тетрадь – 48 листов в клеточку. Законспектировать лекцию. Проверка конспекта на следующей неделе в среду на 5 уроке.




Проблема духовно-нравственного развития и воспитания детей была актуальна всегда. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Бороться с этим нехорошим воздействием необходимо всем, особенно тем, кто имеет возможность оказывать непосредственное воздействие на подрастающее поколение: педагогам, психологам, воспитателям. Нравственные нормы общественной жизни должны найти свое воплощение в опыте растущего человека уже с ранних лет.

Духовность и нравственность – понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

Духовно-нравственное воспитание содействует формированию у человека:

Нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

Нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);

Нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

Нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Целью духовно-нравственного воспитания должно быть духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития. Эти цели конкретизируются в следующих задачах.

1. Воспитание цельной, целомудренной личности, понимающей и принимающей свои обязанности; способной к правильному оцениванию жизни и себя, своих поступков с точки зрения норм духовно-нравственного поведения; познание себя, своих способностей, возможностей для духовно-нравственного саморазвития, самореализации и самосовершенствования:

формирование традиционного миропонимания и мировоззрения, познание окружающего мира во всем его многообразии, сложности, противоречивости и неоднозначности;-

осознание ценности человеческой жизни и уникальности каждого человека, воспитание бережного отношения к собственной жизни;-

формирование волевого характера, способности преодолевать любые возникающие трудности, быть целеустремленным в достижении поставленной цели;-

утверждение и развитие системы высших, построенных на любви, эталонов чувств и отношений к миру, к другому человеку и к себе.-

2. Восстановление традиционного образа семьи, как величайшей святыни; воспитание традиционной бытовой и семейной культуры, потребности в ответственном и заботливом отношении к членам своей семьи.

3. Оказание помощи ребенку в обретении подлинных способов социального самоутверждения на основе понимания сущности устоев православной культуры, путей духовно-нравственного развития личности. Духовно-нравственное оздоровление и обогащение образовательного пространства школы и социальной среды.

4. Освоение национальной культуры и воспитание чувства национального самосознания, национальной гордости, национального достоинства, воспитание уважения к другим народам и их культурам и умению плодотворно взаимодействовать с ними.

5. Воспитание достойного гражданина России, формирование патриотического сознания и самосознания, потребности в гражданском и духовном служении своему Отечеству, приумножении могущества своей Родины; развитие ее материальной и духовной культуры.

6. Осознание себя органичной частью всего человечества, ответственного за его состояние. Восприятие себя как части мира, несущего ответственность за другого человека, за среду обитания и жизнедеятельность не только человечества, но и всего живого на планете.

7. Уважительное бережное отношение к духовному и историческому наследию своего народа, истории православия, традициям христианской культуры; освоение высших духовных образцов отечественной культуры; укрепление духовных связей с предшествующими и будущими поколениями России; восстановление традиционной российской духовности и нравственности во всех сферах жизнедеятельности детей и молодежи.

В традициях российской школы - создавать ребёнку «социальную ситуацию развития», среду общения, поле деятельности, которые невозможно подменить даже самым интересным уроком. В основе лежит задача самоопределения жизненной позиции детей средствами создания «дружественных общественных сред». На сегодняшний день такой средой является учреждение дополнительного образования. Эта сфера наиболее благоприятна для развития воспитательной работы с учащимися. С помощью грамотно организованного воспитательного процесса дети овладевают разными ролями в сотрудничестве со своими сверстниками, педагогами, увеличивая тем самым свой арсенал познавательных стратегий, приобретают самостоятельность, уверенность, осваивают различные формы и средства познавательной и коммуникативной деятельности. Это приводит к более эффектной самореализации и сохранению его индивидуальности.

В учреждениях дополнительного образования детей ведётся большая работа с родителями, проведение родительских собраний на духовно-нравственные темы, лектории, вечера вопросов и ответов, практикумы, выставки, конкурсы, фестивали, проводится анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания, подготавливаются информационные стенды для родителей, выставки детских работ; совместно с родителями организуются и проводятся всевозможные мероприятия, которые духовно обогащают детей и взрослых, помогают ещё больше сплотить всех членов семьи, объединяют общими интересными делами.

Стимулирование значимых для ребенка эмоций способствует рефлексии, основа развития духовно-нравственной культуры. К стимулам относятся следующее: игра, соревнования, проблемно-поисковый, эмоционально-образный и оценочный и самооценочный. Именно эти педагогические средства более всего ориентированы на воспитание и развитие духовно-нравственной культуры детей и подростков. Несмотря на все сложности нашей жизни, педагог должен уметь понять, принять, простить, ориентировать даже самого трудного ребенка на достижение успехов в учёбе - ведь с этим связано его нравственное самоопределение и осуществление дальнейших жизненных планов.

Воспитание гражданина - одна из важных задач учреждений дополнительного образования. Основная цель воспитания состоит в формировании гражданственности как качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к своей Родине, стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоничное проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Становление гражданственности как качества личности определяется, как усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества – особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества.

Нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека. Большую роль в духовно-нравственном воспитании играет коллектив. Коллектив – это содружество единомышленников, содружество гражданское, идейное, творческое, трудовое, в которое каждый приносит что-то для обогащения его духовной жизни и из общего каждый что-то берёт для полноты своей личной духовной жизни, для полноты своего счастья.

Учреждения дополнительного образования - это большое подспорье в этом семье и школе, ибо именно они способны стать для детей не только мощным заслоном от негативных влияний улицы, но и нравственной школой жизни. Фактор успешности чрезвычайно важен для любого человека, но для ребенка он значим особенно, ведь даже самый небольшой успех в чём-то социально значим и способствует позитивной мотивации личности. Способы формирования позитивной мотивации детей в их реальной и перспективной деятельности в учреждении дополнительного образования могут быть разными, но все они должны ставить целью создание условий для осознанной самостоятельности ребенка и его максимальной успешности как личности.

Практические наблюдения и теоретические обоснования многих учёных свидетельствуют о том, что различные виды искусства: живопись, скульптура, музыка, танец, театр и другие, пробуждая творческую жизненную энергию человека, обладают колоссальными возможностями педагогической и психологической поддержки, стимулируют личностный рост ребёнка, его развития и являются источником физического и нравственного здоровья человека - в этом учреждения дополнительного образования играют большую роль. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из важных задач нашего общества. Ведь, каким будет завтрашний день, завтрашнее общество, какие в нём будут преобладать нравственные ценности, зависит в определённой мере от нас, взрослых: родителей и педагогов.

Нужно стремиться всеми имеющимися средствами воспитывать у ребят общую музыкальную культуру, приобщать детей к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке, воспитывать уважение к нравственным формам морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро, формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций, развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения, обогащать словарный запас, осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, прививать трудовые навыки, нести ответственность за свою жизнь и быть достойным человеком.

Дополнительное образование с его гибкостью, ориентированностью на развитие творческого потенциала каждого ребёнка представляет собой ту сферу, в условиях которой возможно духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, эстетическое воспитание необходимое условие развития духовного мира ребёнка. Искусство способно формировать духовные интересы и потребности, моральные качества, идеалы, характер, влиять на сознание и подсознание, развивать способности, воздействовать на волю человека. Поэтому целью воспитательной системы в учреждениях дополнительного образования является создание условий для поддержки и активизации личностного и духовно-нравственного роста воспитанников.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: