Типичные грамматические ошибки в использовании официально-деловой речи




Задание 1.

Отметьте признаки официально-делового стиля в приведенных статьях Конституции Российской Федерации. Выпишите из них лексику, словосочетания, характерные для данного стиля. Проанализируйте строение предложений, форму выражения сказуемых во всех случаях и сделайте вывод.

 

Глава I. ОСНОВЫКОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ.

Статья 1.

1. Российская Федерация — Россия есть демократическое Федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования «Российская Федерация» и «Россия» равно­значны.

Статья 2.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью в Российской Федерации. Признание, соблюдение и защита не­отъемлемых прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Статья 3.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ Российской Федерации осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим выражением непосредственной власти народа яв­ляется референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Узурпация государственной власти является особо тяжким преступлением.

 

Задание 2.

Прочитайте текст. Можно ли его считать объяснительной запиской? Почему? Какие ошибки вы заметили?

 

Директору школы № 3

Шпак Е.Н

Ученицы 9класса

Лавникович Веры

Объяснительная записка.

Я не поехала с классом 4 ноября в музей им. Горького.

Лавникович

Задание 3.

Прочитайте объяснительную записку и отметьте, какие элементы схемы этого документа пропущены или неверно оформлены.

Объяснительная записка

Я, Дмитриева Ирина, ученица 10 класса Горкинской средней школы № 67 Тульской области, не смогла принять участие в конкурсе “Молодые таланты”, потому что накануне подвернула ногу на соревнованиях. Вот по этой причине я не явилась на этот конкурс.

20 мая 2003 года.

Задание 4.

Заполните данную основу объяснительной записки. Как вы считаете, допустима ли такая форма этой деловой записки?

Директору школы №_____

_______________________ ______________

объяснительная записка.

_________(дата)

Я, ________________________________, (что сделал(а))_________________

(указать причину)__________________________________________________

_________________________________________________________________

подпись ____________

Задание 5.

Выберите ситуацию и напишите объяснительную записку. Представьте что вы…

1) Потеряли библиотечную книгу;

2) Пропустили занятия кружка (секции и т.п.);

3) Опоздали на выездную предметную олимпиаду;

4)Сломали устройство в кабинете физики;

5)Забыли принести в школу заготовленные наглядные пособия для урока биологии.

Задание 6.

Напишите своё заявление. Подчеркните слова, которые доказывают что это заявление.

Задание 7.

Прочитайте текст, проведите его стилистический анализ.

Директору Московского

машиностроительного колледжа

Иванову Петру Борисовичу

Никитина Кирилла Павловича

Заявление.

Прошу допустить меня к вступительным экзаменам в колледже. В 2003 году закончил 11 классов 34-ой средней школы г. Ростов-на-Дону.

К заявлению прилагаю следующие документы:

1. Аттестат о среднем образовании.

2. Копию свидетельства о рождении.

3. Справку о состоянии здоровья.

4. Характеристику.

К.Никитин

5 июля 2002г.

Задание 8.

Принимая во внимание правила написания деловых бумаг, составьте: а)заявление, б) объяснительную, в) доверенность.

Задание 9.

Что это за документы? Правильно ли они составлены?

№1

  Директору МОУ «СОШ №124» Рябушкиной С.П. от Савенкова В.В.
заявление.
Милая Софья Петровна! Я так намаялся в этом учебном году, устал как собака, уж дайте мне отдохнуть пару месяцев, чтобы потом с новыми силами да за работу. Ведь положено по закону! Не откажите. Ваш Василий Васильевич.   №2

 

  Директору Астраханской средней школы Куренкову М.И. Соловьева Виталия Олеговича
заявление.
Прошу принять меня на работу учителем истории. Прошу не отказывать в моей просьбе. Я буду очень стараться. Прилагаю свои фотки. Виталий С.О. 15 августа 2012 год.   №3

Объяснительная.

Добренькая вы наша Татьяна Андреевна! Вчера я не смогла присутствовать на собрании, потому что мне срочно нужно было сбегать к глазнику. Простите меня, пожалуйста, больше этого не повторится.

20 января 2009 г. Мария Степановна Свиридова.

№4

Доверенность.

Пусть Иванову Петьке отдадут мою стипендию. Он как будто человек честный (я его давно знаю) и, надеюсь, денег моих не растратит.

21 февраля 2009 г. Василий Петров.

№5

Объяснительная.

Я, Ремизова Ксюша, вчера не пришла на субботник, так как сильно расхворалась. Не ругайте меня, пожалуйста, Марья Степановна.

22 апреля 2008 г. Ваша Ксюша.

Задание 9.

Орфографическая страничка (работа в тетрадях, 2 ученика у доски).Вставьте пропущенные буквы.

…дм…н…страц…я, з…веду…щий, с…кр…тарь, оф…ц…альный, в…ст…н…вить, уч…реждение, пр…зидент, м…н…стерство, орг…н…зац…я, а…т…б…графия, пр…блем…а, пр…фес…ия, р…путац…я, сп…ц…альность, ин…ц…ативный, к…л…кти…;
иметь (в)виду следу…щее, вп…сле… стви…, (в) течени…, (в) продолжени… мес…ца, (в)виду (не)д…статка мат…р…алов, (по)вид…м…му, к…мп…тентный, д…к…мент, (по)изучени… вопроса, (по)получен… письма.

Задание 10.

Из данных слов и словосочетаний выберите лексику, характерную для деловой речи (стиля). Дополнительно орфографическая работа (выборочно).

Принять необходимые меры, обязать, устранить недостатки, предоставить отпуск, принять решение, решить, в связи с.., из-за того… что, в силу того что, установление контроля, в случае неявки, без уважительной причины, нести ответственность – отвечать, поставить в известность, довести до сведения – сообщить, проявлять инициативу, выразить благодарность – поблагодарить, принять административные меры – наказать, как в воду кануть, принять к сведению, от нечего делать, уведомить, стать в тупик, тётенька, балбес, шляться, барахло, глазник, очаровательный, милый, уважаемый.

Задание 11.

Представьте себе, что вы успешно окончили ВУЗ и решили начать трудовую жизнь: пошли наниматься на работу в престижную фирму. С какой первой деловой бумагой вы столкнетесь?

Выберите правильный ответ:

· расписка,

· заявление,

· характеристика,

· протокол,

· доверенность,

· автобиография,

· резюме,

· удостоверение

Задание 12.

1. Найдите и прочитайте:

· название адресата, к которому обращаются с просьбой,

· должность, фамилия, имя заявителя,

· название документа,

· просьба,

· дата,

· подпись.

Директору

МС(к.)ОУ

школы-интерната

№ 5 г.Тольятти

Старикову А.П.

ученика 6а класса

Иванова Михаила

заявление.

Прошу Вас освободить меня от занятий 13 января в связи с плохим самочувствием.

13 января 2004 г. Иванов

Задание 13.

Назовите части заявления по плану:

· название адресата, к которому обращаются с просьбой,

· должность, фамилия, имя заявителя,

· название документа,

· просьба,

· дата,

· подпись.

Директору МС(к.)ОУ

школы-интерната № 5

г.Тольятти

Старикову А.П.

ученика 6а класса

Иванова Михаила

заявление.

Прошу Вас освободить меня от занятий 13 января в связи с плохим самочувствием.

13 января 2004 г. Иванов.

Задание 14.

Определите падеж существительных.

Директору МС(к.)ОУ

школы-интерната № 5

г.Тольятти

Старикову А.П.

ученика 6а класса

Иванова Михаила

Задание 15.

Дополните предложения местоимениями.

а) Прошу … освободить … от занятий 23 марта в связи с посещением поликлиники.

б) Прошу … разрешить … поехать на вокзал за билетом 26 декабря в 14 часов.

Задание 16.

Объясните значения выделенных слов в следующих предложениях:

•Каждому адресату своевременно доставлять все почтовые отправления.
Адресанту следует возвратить бланк телеграммы, если на нем не указан обратный адрес.
•Каждый абонент имеет право лично выбрать интересующие его книги.
•Все ученики 9 класса приобрели абонементы в плавательный бассейн.
•Наши выводы обоснованы убедительными фактами.
•Наши выводы основаны на неоспоримых фактах.

Задание 17.

Подберите синонимы к словам и словосочетанию.

получатель, послание, человек, отправитель, деловая бумага, название, проверка, сообщение, ходатайство.

Задание 18.

Вместо пропусков подставьте соответствующие глаголы. Мотивируйте свой выбор.


1. Стороны берут на себя обязательство ______ в срок все поставки оборудования и строительных материалов. 2. Торговый депозит – это сумма денег, которую необходимо ______ в качестве особого залога на счет организации, у которой приобретаются товары. 3. Особым распоряжением генерального директора необходимо ______ в штат сотрудников еще одного консультанта.

Задание 19.

Прочитайте заявление, написанное Кондратом Майданниковым при вступлении в колхоз (из книги М. А. Шолохова "Поднятая целина").
Определите, все ли в нем написано по форме. Подумайте, приемлема ли такая форма заявления. Где должно быть указано, от кого оно? Надо ли повторять эту же информацию в начале заявления?
Какие элементы официально- делового стиля встречаются в данном отрывке? Какую деловую бумагу можно было бы составить на основании имеющихся в тексте данных? Напишите текст этой бумаги, отредактировав её.

Товарищу Макару Нагульнову
в ячейку комунистической
гремяченской партии.

Заявление

Я, Кондрат Христофоров Майданников, прошу принять меня в колхоз с моей супругой и детьми, и имуществом, и со всей живностью.

Прошу допустить меня до новой жизни, так как я с ней вполне согласный.

К.Майданников.

Задание 20.

Прочитайте. Найдите ошибки в написании заявления. Перепишите исправленное заявление.

Директору средней школы №425

г. Москвы

Ивановой Е.И.

ученицы 6 класса “Б”

Лукьяновой Ангелины.

 

Заявление

Дорогая Иванова Е. И. прошу вас отпустить меня Лукьянову Ангелину Игоревну пораньше от летних каникул.

02.03.2010 г.

Лукьянова Ангелина Игоревна

Задание 21.

Напишите доверенность на получение стипендии, соблюдая все правила оформления реквизитов документа.

 

Типичные грамматические ошибки в использовании официально-деловой речи

  В деловых бумагах и документах являются типичными следующие грамматические ошибки:
Тип ошибки Пример
Неправильное употребление падежей   Наиболее частым является неправильное употребление существительного в родительном падеже вместо дательного. Например: нельзя писать: согласно, благодаря, вопреки (чего?). Следует писать - согласно, благодаря, вопреки (чему?) соответствующему положению. Следует также помнить: руководитель, начальник (чего?) отдела, кафедры, центра; заведующий (чем?) отделом, кафедрой; руководство (чем?) практикой, институтом.  
Ошибки при склонении фамилии Не склоняются весьма редкие фамилии славянского происхождения на-о, которые в звуковом составе совпадают с неодушевленными предметами. Например: Сало, Шило, Толокно и т. п. Не склоняются фамилии на -аго, -яго, -ых, -их, -ово, -ко(-енко). Например: Дубяго, Седых, Долгих, Дурново, Франко, Шевченко. Как правило, склоняются нерусские фамилии на безударные -а, -я. Например: творчество Пабло Неруды, песни Булата Окуджавы, фильмы Акиры Куросавы. Склоняются русские и иноязычные фамилии на согласный звук, если относятся к мужчинам. Не склоняются, если относятся к женщинам или к супружеской паре. Например: заявление Николая Ремчука; письмо Натальи Ремчук; просьба супругов Ремчук.  
Ошибки при употреблении полной и краткой форм прилагательных Например: Изменение графика отпусков работников отдела нежелательное (нежелательно). В качестве сказуемых краткие формы имен прилагательных более употребительны в официально-деловой речи, чем полные. Полные формы в подобных фразах ощущаются как разговорные и даже просторечные.  
Ошибки при употреблении количественных имен числительных Например: Депутат встретился с шестьюстами семьдесят (семьюдесятью) шестью рабочими завода. Несклонение или неполное склонение сложных и составных числительных является нарушением общелитературной нормы.  
    Нарушение правил употребления деепричастных оборотов   Деепричастным оборотом следует начинать фразу в документах.   Например:   Учитывая...; Считая...; Принимая во внимание...; Руководствуясь... и т. п. Составители деловых бумаг допускают ошибки, не учитывая, что оба действия в предложении с деепричастным оборотом должны осуществляться одним и тем же лицом, и соответственно это лицо и его основное действие должны в предложении отражаться в позициях подлежащего и сказуемого.   Например:   Проработав всего два месяца, у него возникли осложнения с начальником цеха.   Правильный вариант: Проработав всего два месяца, он испортил отношения с начальником цеха.
  Ошибки при использовании предлогов   В деловой речи получили большое распространение словосочетания с предлогомо (вопрос о доверии; решение о кадрах и т. п.). Однако наблюдаются случаи злоупотребления предлогомо. Например: Директор завода отметил о важности поставленной проблемы (отметил важность).  
Ошибки, связанные с неправильным порядком слов в предложении   Например: Для определения фонда оплаты в конце года уточняются расценки на продукцию. В письменной речи информационная роль порядка слов возрастает к концу предложения, потому в заданной фразе непонятно — расценки уточняются в конце года или расценки уточняются для определения фонда оплаты. По-видимому, это предложение должно быть составлено так: Для определения фонда оплаты расценки за продукцию уточняются в конце года.  

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: