Растворение в воде. Плавает и тонет.




1. Что растворяется в воде, а что – нет? Пробирки (баночки) с водой (желательно – прозрачные!). В них (в разные!) на глазах ребенка добавляем: сахар, соль, гречневые зерна, муку, растительное масло, камешки мелкие, песок речной, крупинки пенопласта или пробки. Наблюдаем процессы. Взбалтываем. Наблюдаем процессы снова. Что растворяется? Что плавает на поверхности? Что тонет?

 

2. Растворение в воде сахара и соли: есть ли предел, когда они больше не растворяются?

 

3. Смешивание жидкостей. Вода и растительное масло; вода и томатный сок; вода и варенье.

 

И еще с водой:

https://www.youtube.com/watch?v=mdMAYqQPLqs

https://www.youtube.com/watch?v=wpc63ir_-Rk

 

https://www.youtube.com/watch?v=4MHn9Q5NtdY

https://www.youtube.com/watch?v=uUMH01fD94I

https://www.youtube.com/watch?v=skHMzL95yCk

 

 

Тема: Сказы Хозяйки Медной Горы ( Минералы)

Этот цикл занятий посвящен знакомству детей с миром минералов. Предварительная работа заключается в чтении сказов П.Бажова. Найдите с детьми на карте Уральские горы.

Сначала в группе появляется каменная ящерка. Воспитатель обсуждает с детьми ее появление и высказывает предположение: не сама ли Хозяйка собирается к ним пожаловать? Мы предлагаем вариант проведения занятий преподавателем, которого дети не знают. Она приходит в соответствующем костюме и проводит занятия от лица сказочного персонажа. Обратите, пожалуйста, внимание на то, что персонаж не является случайным: это не Карлсон и не Бабушка-загадушка, а именно тот сказочный герой, который содержательно связан с изучаемой темой.

И вот наконец в гости к детям приходит Хозяйка Медной Горы с чудесной шкатулкой. «Узнала я, что вы ребята любознательные. Решила показать вам свои сокровища - камни-минералы, которые скрыты в наших горах Уральских". Педагог из шкатулки достает по одной вещи, называя, из какого камня она сделана. Когда все будет показано, предложите детям найти изделия, сделанные из одного и того же камня. Названия минералов повторите несколько раз, предложите детям в конце занятия эти названия вспомнить.

В группе остаются все изделия и книга о минералах. Воспитатель закрепляет названия минералов: яшма, нефрит, лазурит, чароит, агат, сердолик, тигровый и кошачий глаз, кварц-горный хрусталь.

Второе занятие Педагог приносит образцы различных природных кристаллов: щетка аметистов, гранатов, кварца, киновари и др. Образцы обработанных кристаллов. Дети рассматривают переливающиеся образцы. "А вы знаете, что очень красивые кристаллы можно увидеть, если посмотреть на самые обычные, казалось бы, предметы. Вы когда-нибудь видели соль? Есть у вас в группе обычная поваренная соль, которой пищу солят? (достает лупу). Вот вам волшебный предмет, называется он – лупа. Это стекло не простое, а выпуклое, и может увеличивать то, на что вы смотрите через нее. Посмотрите на соль через лупу. Видите, она - такой же кристалл, как и кварц.

А вот как выглядит при увеличении снег. Снежинки - это тоже кристаллики, только очень хрупкие.

А хотите вы сами вырастить кристаллы? Из чего? Да вот как раз из соли. Найдется ли у вас баночка? Мы нальем в баночку воды. Кто знает, что будет с солью, если ее опустить в воду? Да, она растворится. Давайте будем растворять соль. Если соли насыпать очень много, то наступит момент, когда она перестанет растворяться. Ученые называют такой раствор насыщенным. Вот, готово. Теперь нужно опустить в баночку что-то, вокруг чего кристалл начнет расти (опускаем, например, бисеринку на ниточке). А теперь наблюдайте, но только не трясите баночку.

Между прочим, то, чем мы с вами занимаемся сегодня, взрослые люди называют химией. Химия – это очень интересная наука. Скажу вам по секрету, что это только к вам я пришла сегодня в своем выходном наряде, как Хозяйка Медной горы. А ведь я бываю и на уроках в школе. Только туда я прихожу в обычном костюме, вот как ваша воспитательница и все думают, что я – учитель химии. Знаете, когда дети вырастают, они, чаще всего, к сожалению, перестают верить в сказки. И я уже не показываюсь им Хозяйкой Медной горы. Но все равно мы проводим интересные опыты. Так что если увидите меня в обычном костюме – не удивляйтесь. Вы-то знаете, кто я на самом деле, правда? А если захотите, я приду к вам еще и мы с вами тоже проведем какие-нибудь интересные опыты.

Я вижу, что вам понравились мои минералы. Вот для вас пригласительный билет в минералогический музей. А эту коллекцию («Кварц») вы рассмотрите вечером в свободное время.

А теперь мне пора. Мне очень понравилось у вас в гостях, я с удовольствием приду к вам еще".

Третье занятие. "Кто знает, что это? (Достает мел). Да, это мел. Им можно рисовать по специальной доске (показ). В состав мела входит замечательный элемент – кальций. Слышали ли вы когда-нибудь такое слово? Вспомните рекламу зубной пасты. Хорошая паста помогает удерживать в наших зубах кальций, без которого зубы ломаются и портятся. А показывали это на примере яичной скорлупы. Она тоже состоит из кал ь ция.

Вот собрание моих камней, в состав которых входит кальций. Вот кусочки мрамора…(рассмотрите образцы). Из мрамора делают прекрасные статуи… им отделывают помещения, станции метро (покажите слайды, открытки).

А это – гипс. У него есть очень интересное свойство – застывать. Поэтому с помощью гипса фиксируют руку или ногу, если человек их повредит. Можно сделать гипсовый слепок руки или ноги. Из гипса делают лепные украшения.

Это – алебастр. Он используется в строительстве. Из него делали вазы.

А это мой любимый камень – селенит. Люди верят, что он сохраняет мир и благополучие в доме. Это – тоже гипс. Вот посмотрите на этот отколотый кусочек.

Из кальция построены не только зубы каждого из нас, но и … кости. Я принесла вам книжку, кто захочет, сможет посмотреть, как устроен скелет человека и разных животных.

Воспитатель включается в занятие. - Хозяйка, я слышу какой-то свист… (достает игрушечного дельфина с подносом, на котором красивые раковины). К нам приплыл дельфин и принес вот этот поднос.

- Спасибо, дельфин. Ты принес как раз то, что нам сейчас очень кстати рассмотреть: ведь ракушки моллюсков тоже состоят из кальция. А у меня в Горе их нет. Вот скелет коралла. А в этом кусочке известняка можно видеть остатки ракушек. А какие же они красивые…

- У нас есть книжку о ракушках, ребята смогут посмотреть ее после встречи с тобой, Хозяйка.

Занятие четвертое. «Есть у меня особый минерал – ни один школьник без него ни дня не обходится. О нем я загадку вам загадаю: черный Ивашка, деревянная рубашка, где гуляет – там след оставляет. Да, это карандаш. А грифель в нем сделан из вещества, которое называется – графит. Вот он, рисует, след оставляет. Так выглядит графит в моей горе.

Хотите убедиться, что графит – тоже кристалл, только очень непрочный? (рассматривание под лупой следа карандаша на шероховатой бумаге).

Графит состоит из углерода. Из углерода состоит красивый минерал, который дороже всего ценится людьми – алмаз. Если алмаз огранить, то получается бриллиант. Он сам – как прозрачная капелька воды. Но когда на него попадает луч света, вдруг в камне начинают играть все цвета радуги. Вот посмотрите… Графит – самый мягкий камень на земле, а алмаз – самый твердый. Все дело в том, какой порядок внутри у того и у другого камня.

Углерод есть во всем живом, что нас окружает. В листьях всех деревьях. Мы с вами выдыхаем углекислый газ, который содержит углерод. А именно его впитывают из воздуха растения. Много-много лет тому назад растения жили и остатки их стволов, ветвей накапливались в земле, сжимались и превратились к в конце концов в уголь. – вот такой, каменный уголь.

Уголь долгое время был главным топливом. Его сжигали в топках первых паровозов. Хорошо знакомый вам художник Виктор Михайлович Васнецов даже нарисовал картину «Три царства». Вот эта картина. Изображены три царевны: два из них представляют золотое и медное царства, а третья царевна, скромно стоящая в стороне, одетая в черное, но все равно прекрасная с точки зрения художника – царевна угольного царства. Вот как оценили люди мой черный горючий камень. Добывают его из моих гор по всей земле круглый год. Да и порисовать углем художники не брезгуют. Ну, руки он, конечно, пачкает.

Вот эти угли оставили около моей горы туристы, которые разводили костер. Вы когда-нибудь разводили костры? Углерод хорошо горит и обугливается, то есть становится черным. Между прочим, уголь можно купить в аптеке в таблетках – смотрите. Ддля чего? Для того, чтобы он впитал в желудкт вредные вещества, если они вдруг туда попали. Я покажу вам опыт (адсорбция).

Вот этот камешек мой – не простой (покажите кусочек каменного угля с отпечатком древнего растения). Он может стать для вас волшебным и помочь отправиться в путешествие во времени в давние-стародавние времена, когда этот кусочек угля был еще удивительным деревом и рассказать о том, какие животные жили тогда.… Людей ведь тогда еще и в помине не было на земле… А я попрощаюсь с вами на некоторое время. Вы пока путешествуйте с моим камешком по времени, не скучайте. До свидания!"В дальнейшем переходите к рассказу о доисторических животных и растениях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: