История русской социологии




Основополагающие социологические теории

Дюркгейм)1858-1917) основополагающие моменты его социологического учения:

1) Дал определение предмета и методов социологии

2) Он создал общую теорию развития социальной среды

3) Является основателем метода структурного

По Дюркгейму социология должна изучать социальную реальность, имеющую особые, только ей присущие качества. Элементами этиой реальности являются социальные факты, которые в совокупности есть общество. Таким образом социология это учение о социальных фактах. К социальным фактам относятся:

1) Коллективные представления людей, которое проявляется в ходе взаимодействия людей. В идее, верованиях, традиции, обычаи,нормы поведения в обществе,язык.

Дюркгейм определяет социальный факт как вещь, то есть существующие объективно. Поэтому социальные факты должны изучаться методами естественных наук (наблюдением, сравнением, опытной проверкой гипотез) Общество это реальность особого род. Общество доминирует над человеком, оно создает человека. И это подтверждается опытом. Из признания специфики общества, как основа реальности делаем вывод, что социальные факты должны объясняться социальной средой. Этот принцип исследования называется социологизм.

Дюркгейм писал, что бы объяснить социальный факт, нужно найти его функцию. Он написал диссертацию о разделении труда, в её основе социальная солидарность-это то, что объединяет людей в обществе.

В истории человечества Дюргейм выделяет два типа общества:
Общество с механической солидарностью (принудительное объединение людей)

Общество с органической солидарностью (добровольное объединение людей)

Между ними существует переходный период-аномия (отрицание норм). В аномии отсутствует четкая моральная регуляция поведения человека.

 

Макс Вебер (1864-1928)

Его социологию называют понимающей. Но кроме понимающей он развивал теорию социального действия и вошел в историю как раскрыватель метода идеальных типов. По Веберу социология-это наука о человеческом поведении. Его взгляды резко расходятся с учениями Конта и Дюркгейма. Он писал, что существующие сегодня в обществе институты не есть данность, а есть результат борьбы действующих индивидов. Таким образом социология должна изучать субъективные аспекты деятельности людей. А именно их интересы, потребности и цели. Центральное понятие его социологии-это социальное действие. Под ним понимается человеческое поведение, отвечающее двум требованиям:

1) Оно должно быть осмысленным

2) Ориентированным на другого человека

Вебер различает 4 типа социального действия:

1) Целерациональное действие

2) Ценностно-рациональное действие

3) Традиционное поведение человека

4) Действия в состоянии аффекта (бессознательные действия)

Главный инструмент познания-это метод идеальных типов. Идеальный тип-это мыслительная, логическая конструкция, создаваемая исследователем. Цели этой конструкции формируются с помощью отдельных черт реальности, которые являются наиболее часто повторяющимися. (типичными).

Вебер писал, что власть в обществе возникает посредством харизмы. Харизма-это мистический дар религиозного пророка античности, это призвание быть вождём. Вебер дает типологию лидерства, пчему одни лидеры, а другие подчиненные. Он выделяет 3 типа лидерства:

1) Традиционный (связан с традицией)

2) Харизматический (связан с верой людей в необыкновенные сверхестественные качества)

3) Рациональный (основан на вере людей в законность, разумность существующей власти)

 

 

Карл Маркс (1818-1883, Германия)

Маркс создает учение об общественно экономической формации, которая состоит из двух частей (базиса и надстройка) Надстройка это государство, религия, мораль, право. А базис общества, который имеет решающее значение в развитии общества, есть способ производства материальных благ, которые есть единство производительных сил и производственных отношений. Конфликт в обществе происходит между производительными силами и производственными отношениями. Производительные силы развиваются,усовершенствуются орудия, средства, инструменты, технологии труда а производственные отношения сковывают развитие производительных сил. По Марксу происходит революция и переход от одной формации к другой. Он дает типологию общества:

1) Первобытное общество (всё было общим)

2) Рабовладеческое общество

3) Феодальное

4) Буржуазное

5) Коммунистическое

Развитие идет по спирали

История русской социологии

В царской России социология считалась крамолой

Направления:

1) Этико субъективная школа социологии (Лавров,П.Л (1821-1900) Михайловский Н.А (1847-1904))

В центре их социологии были личности. Только личность способна к мышлению, как к таковому. Индивидуальность-есть высшая цель прогресса.

Субъективный метод социологии означает что в основе познания не выявление причинно-следственных связей, а оценка нравственного значения. (То что должно быть, а не то что есть)
Идеалом является сам человек.

Географическое направление русской социологии (Мечников Л.Н(1838-1888)

Человеческое общество в развитии проходит 3 этапа:
1) Деспотическая стадия (человек насильно включается в социум)

2)Стадии союзов (одни племена подчиняют другие)

3) Снятие господства. Происходит формирование вольной, свободной социальности.

Таким образом критерием прогресса является переход к добровольности.

Этапы развития цивилизации он связывал с водой:
1) Речная цивилизация

2) Морская цивилизация

3) ---

Данилевский Н.Я (1822-1885) Основная работа «Россия и Европа». Является автором цивилизационно культурологического …… (никакой мировой цивилизации не существует, никакого мирового сообщества нет)

Существуют культурно исторические типы-славянский, европейский, китайский. Он рассматривает извечный вопрос: почему Европа не любит Россию. Он отвечает: совершенно другой исторический тип, другая культура, другая религия.

Культурно исторический тип формируется на основе языка, территории, исторической традиции и особенностей государственного строительства. У каждого культурно-исторического типа свой путь развития

Общество
1) Понятие общества в социологии

2)Общественно-социальные институты
3)Социальный прогресс и регресс

Общество-это устойчивая во времени и пространстве совокупность людей, групп, социальных институтов, объединенных исторически сложившимся формами взаимосвязи и взаимодействия.

Признаки общества:

1) Самая крупная группа людей, не являющиеся частью какой-либо системы

2) Они объединены территорией, которую считают своей

3) Оно обладает собственной системой управления

4) Браки заключаются между представителями данного объединения

5) Это объединение людей существует дольше чем средняя продолжительности жизни отдельного человека

6) Пополняется оно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями

7) У него есть своя система ценностей то есть культуру.

8) У него есть собственное название и собственная история.

12.10.2015

Важнейшая характеристика общества-это его устойчивость.

Дюркгейм видел причины устойчивости в коллективном сознании

Шиллз видел причину в наличии единой системы властных отношений

Р.Мертон видел в наличии общей системы фундаментальных ценностей и норм.

Исторические типы общества

Основные теории деления общества на типы:

1) Марксистская теория общественно экономической формации

В этой теории экономические отношения выделяются как первичные, базовые, определяющие. Маркс вводит все социальные системы к нескольким типам и называет их общественно экономические формации. Это формации:первобытно общинная, рабовладечельская феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Каждая формация есть общество на конкретной ступени развития и таким образом вся история представлена закономерным процессом развития и смены формаций.

2) Теория цивилизаций

Советский социолог Рудкевич. Он описывает 3 исторических типа общества. История человечества после выхода из первобытного состояния есть смена трех этапов

1) Доиндустриальный этап

Доиндустриальное общество это традиционное общество (аграрное)-это самая ранняя стадия развития общества. Основные черты этого общества:

-низкие темпы роста экономики

-медленное развитие производительных сил,техники

-Преобладание натурального хозяйства и сословной иерархии в обществе

-экономика держится на ручном труде, он преобладающий.

-к этому обществу относятся этнические объединения, для которых характерны общинные поселения

-сохранение кровно-родственных связей

-основная масса населения ремесленники и крестьяне.

Традиционное общество характеризируется традиционной экономикой, в которой использование природных ресурсов определяется традициями. Преобладают такие отрасли, как сельское хозяйство, добыча природных ресурсов, торговля, строительство.

Для этого обещства характерны низкая продолжительность жизни, постоянство структуры, низкая социальная мобильность, высокий уровень смертности и в то же время высокий уровень рождаемости. Поведение людей в этом обществе регулируется обычаями, традициями, чаще всего религиозными нормами. Культура и традиции такого общества подавляются проявления индивидуализма.

2) Индустриальный

Этот термин ввел в 19 французский мыслитель Анри Сен-Симон.

Эта эпоха начинается с развития капиталистических отношений в странах Западной Европы (17-18 век). Переход происходит в результате промышленной революции, ускоренного развития науки, техники, образования. Индустриальное общество основано на использовании машин.

Признаки индустриального общества:

-это распад империй и возникновение национальных государств

-разделение законодательной, исполнительной, судебной властей

-всеобщее избирательное право

-развитие права

-формирование гражданского общества и массовой культуры

Для культуры индустриального общества характерно:

-реформирование церкви

-развитие технического и естественного знания

-вводится среднее образование

-возникают средства массовой информации

Развитие экономики идет таким образом, что определяющим являются не добывающие, а перерабатывающие отрасли. На этом этапе повышается жизненный уровень населения, появляется крупное машинное производство, свободная торговля, формируется мировой рынок на основе международного разделения труда. Труд и капитал наемные. работники и капиталисты основные структурные элементы общества. Происходит расслоение общества на капиталистов и пролетариев. Индустриальное общество это, общество основанное на…Для него характерно развитое разделение труда, развитие средств массовой информации, урбанизация, ослаблением позиций церкви в обществе,происходит отделение церкви от государства.

3) Постиндустриальное общество

Сам термин постиндустраиализм был введен ученым А.Кумарасвами. Но применен он был после Второй Мировой. Эта концепция постиндустриального общества была опубликована в 1973 году в книге Д. Бэлла «Грудящее постиндустриальное общество»
Для этого общество характерно переход от механизации труда к автоматизации. Повышение роли науки в обществе. На этом этапе появляются новые виды производства:микроэлектроника, атомная энергетика, роботостроение, нанотехнологии.

Основные черты постиндустриального общества:

-в нем определяющие отрасли не промышленность, а информатика и сфера услуг

-компьютеризация кардинально изменяет обработку информации

-происходит бурное развитие индустрии знаний и рост сферы услуг

-основной фактор развития этого общества это, наука и образование.

-доминирующие фигуры это ученые, научные работники.

3) Коммуникативная теория

Общества делятся на:

1) Восточный тип общества (традиционность)

2) Западный тип общества (рационализм)

Так же они делятся на:

1) Простые (1 уровень управления, нет богатых и бедных, нет начальников и подчиненных)

2) Сложные (имеют несколько уровней управления, для него характерно социальное неравенство, которое закреплено экономически, политически, юридически. Сложные общества возникают в государстве, их возраст примерно 6500 лет.)

Социальные институты

Социальные институты выступают в качестве базисного механизма регулирования отношений между людьми в обществе. Социальные институты это, приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

К основным социальным институтам относятся:

1) Семья

2) Государство

3) Церковь

4) Образование

Функции социальных институтов:

1) Удовлетворение социальных потребностей.

2) Обеспечение устойчивости социальной жизни людей.

3) Регулирование отношений между членами общества путем выработки норм поведения

4) Интеграция стремлений и действий людей, обеспечивающая внутреннюю сплоченность общества.

Социальный прогресс и регресс

Социальный прогресс-глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний к вершинам цивилизационного состояния, основания на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях.

Социальный прогресс есть форма развития общества, основанная на необратимых изменениях, в результате которых осуществляется переход к более высокому уровню материального производства, благосостояния людей, осуществляется творческое развитие человеческой личности.

Основные виды социального прогресса:

1) Реформа

2) Революция

3) Социальные реформы

Революция-это коренное изменение основ существующей социальной системы, переход общества в качественно иное состояние.

Эволюция подразумевает медленные, постепенные изменения в обществе.

Показатели мирового социального прогресса

-рост благосостояния и социальной защищенности людей

-уменьшение количества конфликтов на национальной, религиозной почве.

-утверждение политической демократии в стране.

-повышение уровня нравственной и в целом духовной культуры людей.

-совершенствование самих человеческих отношений

-все большее освобождение человека

Показатели прогресса

-Средняя продолжительность жизни человека (первое место в мире Норвегия и Япония-84 года)

-Рождаемость

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: