Лекция 2
Этапы становления и развития политической науки.
Политика, как и всякая наука имеет свою историю возникновения, становления и развития, без изучения которой невозможен анализ современных политических процессов и явлений.
1. Политическая мысль Древнего Востока
В гос-вах др. Востока сформировались огромные теократические монархии (т.е. монархии, в которых «власть от бога»). След-но и зародившиеся здесь политические доктрины были ограничены рамками господствующих религий. Их основная идея – это божественный первоисточник социально-политических и правовых порядков.
А характерные черты – фатализм (вера в судьбу), покорность и послушание.
В соответствии с общим для всех стран Востока обожествлением фараона, царя, императора…
Политика трактуется в этих странах как выражение божественной воли. Ярчайший пример – Древний Египет, где фараон был не только живым богом, но и наилучшим из всех людей по своим качествам: уму, морали, силе, справедливость, следовательно он был божеством, монархом и верховным судьёй в одном лице. Таким образом, вся система власти строилась на насилии и страхе.
В 1 тыс. до. н.э. начинает проявляться тенденция от первичного религиозно-миологического представления к более рационалистическому взгляду на мир и гос-во.
Др. Китайское гос-во представляло собой разновидность восточной деспотии (глава гос-ва – наследственный монарх, который одновременно явл. первым жрецом и единственным землевладельцем).
Большую роль в формировании политико правовой мысли Китая сыграло конфуцианство.
Конфуций (551-479 гг до н.э.). Конфуций в качестве объекта изучения рассматривал искусство управления гос-вом, которое он отождествлял с искусством моральности. След-но идеал управления – это не принуждения, не нисилия, а сила морального примера. По его мнению преобразование гос-ва необходимо начинать с семьи, в которой должна существовать доминация главы семьи, также особую роль он отводил образованным чиновникам, которые должны вернуть уважение и доверие власти. След-но право на управление гос-вом правители должны утверждать знаниями, способностями и мудростью. Яркими представителями рационализма китайской политической мысли были легисты (законники), учения которых формируется в 6-5в. до н.э. Отбросив конфуцианское представление о гос-ве как большой семье, легисты – главный источник хорошего стоя усматривали в политических и правовых институтах. След-но считая главной задачей создание сильной, централизованной, авторитарной державы, которая могла бы регулировать главные стороны общественной и частной жизни. Они выступали с обоснованием китайской доктрины политики на основании закона.
|
Политико правовая мысль Индии сформировалась и развивалась под влиянием мифологических и религиозных представлений. Жрецы (брахманы) на протяжение многих веков занимали в духовной и социально-политической жизни древне индийского общества доминирующее положение. Зачатки идеологии Брахманизма встречается в ряде до. индийских памятников 2 тыс. до н. э. именуемых ведами. В них говорится о делении общества на 4 сословия (варны):
1. брахманы-жрецы
2. кшатрии-воины
3. вайши (крестьяне, ремесленники торговцы)
4. шудры (свободные низы)
|
рабы находились вне сословий.
Брахманизм получает своё дальнейшее развитие в упанишадах. Согласно ведам и упанишадам все варны должны следовать божественно предустановленной дхарме (закон, долг, обычай). Причём господствующее положение брахманов предопределяло руководящее значение брахманистскихтолкований социального и политико-правового смысла дхармы применительно к членам разных варн.
Прмерно во 2 в до н.э. появляются «законы Ману». В них воспроизводятся и защищаются соответствующее положение ветвей и упоми???? отделение общества на варны. Особое значение предаётся обоснованию руководящего положения брахманов.
Существенная роль в законах Ману отводится наказанию, которое призвано охранять всех живых существ, богов и людей. неравенство прав и обязанностей членов разных варн включает их неравенство перед законом. С критикой ряда основных положений ветвей упанишад и законов Ману, выступал Будда, который отвергал мысль о боге, как верховной личности, нравственном правителе мира и первоисточнике закона. Будда и его последователи подвергали критике принцип неравенства (систему варн).
Заметный отход от идеологии брахманизма в сторону свецких представлений о гос-ве наблюдается в трактате «Артхашастра», автором которого явл. влиятельный советник министра?????. Относя к наукам философию, учения о 3х ведах, учения о хоз-ве и гос-ном упрвлении трактат подчёркивоет, что философия при помощи логических доказательств исследует в ведах законное и не законное, в учении о хоз-ве пользу и вред, а в учении о гос. управлении верную и не верную политику. В Артхашастре наряду с признанием того, что закон основан на истне явное предпочтение отдаётся практической пользе, которая выступает определяющей основой и ведущем принципом политич. действий, соответствующих задачам сильной карающей власти и целями сохранения системы варн.
|
2. Политическая мысль Др. Греции и Рима.
Политическая мысль античности развивалась в принципиально иных условиях, чем на востоке. в ДР. Греции политические идеи обретали форму теории, в них появились признаки целостности и системности. Этому способствовал ряд обстоятельств.:
1. Общественное разделение труда, которое обусловило рост его производительности
2. классовое деление общества на рабов в рабовладельцев, кот. создало возможность определённому слою освободиться от ходяйственной деятельности и заниматься исключительно умственным трудом.
3. активное развитие политических теорий было востребовано Хонисом.
Хонис – город гос-ва с немногочисленным населением и примыкающей к нему сельской местностью, в котором занятия политикой было правом и обязанностью всех свободных граждан, которые в форме голосования в народном собрании участвовали в гос-ной деятельности.
Платон (427-347 гг до н.э.)
Основные работы: Гос-ва, политика, законы. Платон был объективным идеалистом, он полагал, что сам по себе объективно существует вечный и неизменный мир идей, а мир явлений представляет собой лишь его искажённую копию. Общество – отражение вечных идей, которые существуют независимо от людей и окружающей их действительности.
Наиболее важной и непосредственной формой существования общества явл. гос-во. Платон стремился дать картину ИДЕАЛЬНЫХ общества и гос-ва. В работе гос-во Платом нарисовал образ идеального общества, которое состоит из 3х сословий.
1. правители-философы
2. воины-стражи
3. ремесленники и земледельцы
Соответствует 3ём началам чел. души:
1. Разумное
2. Яростное
3. Деловое.
Кождое сословие занято своим делом:
1 – осуществляет справедливое правление, т.к. только им доступно истинное знание.
2- защищает общество
3 – создаёт материальное ср-во жизни.
2 – не имеют не собственности, ни семьи.
Государство регулирует всю жизнь граждан, вплоть до заключения брака и рождения детей.
Истинное знание возможно только при идеальном гос-ве, таким гос-вом Платон считал АРИСТОКРАТИЮ – правление философов-мудрецов, т.к. при ней возможен приход к власти самых лучших и благородных.
Другие 4 НЕ правильные формы гос-ва:
1. тосмократия??? – правление военных
2. олигархия – правление богатых
3. Демократия – правление народа
4. Тирания
Платон 1ым указал на взаимосвязь политики, гос-ва и социального фактора. (разделение труда, появление социального неравенства)
Работа политика – Аристотель
Работы гос-ва – Платон.
Лекция 4
Политическая власть. Теория властных отношений.
1. Политическая и государственная власть. Понятия. Структура. Функции
2. Субъекты и объекты политической власти
3. Ресурсы и основания власти
4. Легитимность и легальность власти
5. Основные концепции происхождения власти.
Понятие власти явл. одним их центральных в политологии. Этимологически понятие «власть» происходит от др. Греч cratos – это управление гражданими и обществом в???
В настоящее время большинство учёных считают, что власть – это исключительно общественное явление. Другие полагают, что власть есть и у животных. Последнее врядли верно, т.к. во-первых, так называемая, власть у животных основана на инстинктах и во-вторых она не использует такой метод достижения своих целей как убеждение. След-но власть – это присущее обществу волевое отношение между людьми.
Понятие власть в обыденной жизни и в научной литературе употребляется в самых разных смыслах:
1. философия – власть над объектами общества
2. социология – власть социальная
3. в экономике – власть хозяйственная
4. в юриспруденции – влать государственная
5. в политологии – власть политическая.
Польский политолог Ежи Вятр насчитывал 6 различных подходов к определению власти:
1. бихевиористский подход – поведение одного человека определяет поведение другого
2. телеологический - власть ради осуществления определённых целей
3. инструменталистский – власть как инструмент достижения цели
4. структуралистский – власть рассматривается как особого рода отношения между управляющими и управляемыми.
5. психологический – власть как влияние, оказываемое на других
6. конфликтный – власть определяется как способ разрешения конфликтных ситуаций.
Можно выделить след. определения категории власти:
Томас Гоббс: власть – это средство достичь блага в будущем
Макс Вебер: власть – это возможность осуществить свою волю вопреки сопротивлению других.
Роберт Даль: власть – это возможность одного человека заставить другого делать то, что он по своей воле не сделал бы.
Лассуэль Каплан: власть – это участие в принятии решений
Парсонс: власть – это система ресурсов, с помощью которых достижимы общие цели.
Необходимо отличать понятия полит. власти и гос власти.
Полит власть всегда носит обществ. характер
Предпологает …традиций морольного влияния, системы идеологических и правовых норм.
Основные признаки политической власти
!. Наличие субъекта и объекта властных отношений
2. Наличие реальной угрозы применения санкций.
3. Наличие механизма реализующего подчинение.
4. Наличие общественных норм закрепляющих полномочия субъекта власти.
Государственная власть – непосредственный продукт политической власти. Носит политических характер т.к. гос-во затрагивает интересы практически всех слоёв населения. Главная задача гос. власти состоит в том, чтобы методами управления и руководства:
1. удержать стабильность
2. обеспечить бескризисное развитие общества
3. не допустить конфликтов в нём.
След-но политическая власть – это система нормативно закреплённых социальных отношений сложившихся на основе реального доминирования той или иной группы. Она использует прерогативы гос-ва для распространения общественных ресурсов в интересах своих членов. След-но политическая власть не сводиться к гос-ной т.к. включает власть и влияние партий, лидеров, общественных организаций и т.д., не государственная к политической т.к. гос-во выполняет и не политические задачи.
Если говорить о структуре политической власти то её необходимо рассматривать с разных позиций:
· в институциональном плане она может быть представлена так: гос-ная власть и, собственно, политическая власть, которая рассматривается, как часть власти партий и иных общественно-политических организаций.
· с позиции сущностной хар-ки политическая власть состоит из: 1. источника власти (Вебер в качестве источников власти рассматривал насилие, авторитет и право). 2. субъект власти, 3. объекты власти, 4. функции власти, 5. механизм осуществления власти.
Власть необходимо отличать от близких, но не тождественных ей категорий: влияние, лидерство, авторитет.
Влияние – способность субъекта тем или иным образом воздействовать на объект. Отличие от власти проявляется: 1. власть отличается более высокой степенью воздействия и способностью добиться подчинения. 2. власть – это не просто воздействие, а и способность добиться изменения объекта. 3. власть способна накладывать санкции, за неисполнение её воли.
Авторитет – высоко ценимые личные кач-ва или общественное положение, позволяющее завоевать власть или распоряжаться ею. След-но, это не власть, а лишь один из видов ресурсов или оснований власти.
Лидерство – это не власть, а скорее те личные кач-ва, которые позволяют её получить. Лишь при условии официального признания такие качества превращаются во власть.
2.
Отношения власти предполагают наличие субъекта и объекта(или второго пассивного субъекта)
К субъектам политической власти относятся:
· гос-во
· социальные общности
· политические партии и организации
· правящая элита, бюрократия, группы давления (лоббизм?)
· групповое и индивидуальное лидерство
· личная власть
· отдельные граждане в условиях выборов и референдумов
· толпа
Первичными субъектами власти явл. индивиды, вторичными – политические организации. Субъектами более высокого уровня – политические элиты и лидеры. Власть всегда представляет собой взаимодействие субъекта и объекта. Или волевластителя и подчинение объекта. Необходимо различать субъекта и носителя власти: субъект осуществляет свою власть посредствам носителей.
3.
Под основаниями власти понимаются средства, которые используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных задач. Ресурс власти – это потенциальное основание власти т.е средства, которые могут быть использованы, но ещё не используются или используются, но не достаточно.
Виды ресурсов (и оснований):
1. Экономические
2. Социальные
3. Информационные
4. Принудительные (силовые)
5. Правовые
След-но, можно сделать вывод, что в рамках самой политической власти и вне зависимости от неё, в обществе в качестве рычагов воздействия на власть сущ. следующие её виды:
1. Экономическая власть
2. Социальная
3. Информационная
4. Принудительная (силовая)
5. Правовая
4.
Для того, чтобы в полной мере использовать ресурсы, политическая власть должна быть право мощной и оправданной в глазах граждан. Иначе говоря, они должны признавать её право на существование и право управлять ими. Такое принятие власти и связанного с нею политического порядка называется легитимностью.
Легитимность следует отличать от легальности, которая предусматривает законный характер власти, её опору на закон. Т.е власть признаётся людьми только по тому, что в основании её лежит закон. С понятием политической легитимности тесно связанно понятие политического господства – Это та форма, которую принимает политическая власть; - это определённая устоявшаяся форма властных отношений.
Господство опирается на опред. политический порядок, систему институтов, правил и социальных ролей т.е социальную иерархию. Иначе говоря политическое господство существует тогда, когда члены общества согласны подчиняться не из-за угрозы насилия, а потому что таков порядок.
Определённый тип политической легитимности служит для обоснования опред. типа политического господства. Макс Вебер выделял 3 основных их типа:
1. Традиционная легитимность и господство
2. Харизматическая легитимность и господство
3. Бюрократическая (рационально-правовая) легитимность и господство.
5.
См. электронный конспект.
Лекция 5
Политическая система общества
Политические режимы
1. Социальные системы. Политика как подсистема общества.
2. Понятие «политическая система»
3. Элементы политической системы.
4. Механизм и функции политической системы.
5. Политические режимы
Для того, чтобы разобраться во взаимоотношениях различных органов власти способах и формах взаимодействия политических структур в политологии используют системную теорию. Которая позволяет рассматривать мир политического как сложно организованную целостность. Состоящую из множества взаимодействующих друг и с другом элементов. Когда изменение характера каждого из них ведёт к изменению качества всей структуры. Аристотель с этой целью использовал понятия «государственное устройство». Алексис Де Токвиль с этой целью вводит в научный оборот понятие политического и госуд. порядка.
Спенсер и Дюргейм – термин «полит система».
Парето для этого же пытался описывать целостность и упорядоченность политической жизни общества через механизмы циркуляции элит.
Макс Вебер через интегрирующую роль гос-ной бюракратии. Дальнейшее развитие исследований в этом направлении позволило создать общую теорию систем. Основы которой сформулировал Людвиг Фон Берталанфи, давший научное определение системы и её важнейших особенностей:
· сложности
· устойчивости
· открытости-закрытости.
Первопроходцами в применении системного анализа в политических исследований стали: Талкотт Парсонс, Девид Истон, Габриэль Алмон и Карт Дойч. Системный подход к изучению политики примененный ими в 50-70 годы 20 века а также разработка концептуальных представлений о политическом мире как системе выполняют важную методологическую роли и в настоящее время. Понятие политической системы позволяет с одной стороны увидеть политическую жизнь, как целостную картину поведения людей, а с другой учесть взаимодействие политики с её окружающей средой. В современной политологии насчитывается более двух десятков определения «политической системы», которые трактуют её как комплекс идей совокупность разнообразных элементов, взаимодействие политики с др. общественными феноменами или сферами. В 80 -90 гг. 20 в. системные подходы утрачивают свою популярность и сегодня они как правило используются как системная методология или технологические приёмы исследований.
В настоящее время большое развитие получили:
· от девелопменталистский подход – обращает внимание на важность для функционирования политической системы, характера зависимостей политики (от динамики социально-экономического развития), её структурной дифференциации. Основное внимание на способности системы к обновлению мобилизации, самосохранению и к равенству политических участников
· «новый институцианализм» - рассматривает гос-во в качестве центра систематизирующего политику общества, однако не отрицает возможность увеличения воздействия на политику институтов власти. Концепцию в которой отрицается главенствующая роль внутренне организующей политику структуры (политической системы) выдвинул Пьер Бурдье. Его теория социального поля, которая состоит из множества практик отдельных субъектов (объектов) теми или иными ресурсами, местом в полит пространстве, позновательными и мотивационными оснваниями действий, рассматривает политический порядок как сложное динамическое взаимодействие этих практик, постоянно изменяющих качество определённого политического пространства.
·
2.
Понятие политическая система получила широкое распространение в 60е годы 20 века. Введение его в научный оборот было вызвано необходимостью комплексного системного осмысления политической реальности и отражало серьёзные изменения, которые произошли в изучении политических явлений, а также открыла новые перспективы анализа политической сферы. Подходы к изучению политической системы:
1. Институциональный подход изучает политическую систему, как совокупность гос-ных и не гос-ных институтов социальных и правовых норм посредствам которых реализуются политико-властные отношения. Предмет исследования – обособленные организационно оформленные центры власти: государства, партии, общественные объединения и подчинённые им структуры.
2. Структурно функциональный подход преодолевает институциональную ограниченность и обращает внимание на всю сферу политической деятельности в обществе. След-но предметом анализа становиться не институт, а политическая система в целом. Основное внимание при этом уделяется взаимосвязи её элементов и подсистем
3. В рамках элитарного подхода основное внимание отводится роли элит, концентрирующих власть над экономическими ресурсами, управлением и правовой системой
4. «Синтезирующий подход» предлагает включать в понятие политической системы не только политические институты, но и политические нормы, политические отношения, политическое сознание и политическую культуру.
(дать собственное определение политическая система)
3.
Модель политической системы Толкотта Парсонса (самостоятельно).
Системная модель Девида Истона:
В Полит Реш- х система ния о д-я д |
требования поддержка |
решения действия |
Политическая система это «совокупные взаимодействия и поведение по средствам которых авторитарно распред-ся ценности и предотвращаются конфликты между членами общества» след-но основной акцент на том, что политическая система это не простое взаимодействине её структур, а постоянно изменяющееся функционирующая, динамическая субстанция, саморегулирующийся и развивающийся организм, реагирующий через вход и выход на поступающие из вне импульсы.
Среда:
1. внешняя (внешняя политическая деятельность гос-ва)
2. внутренняя (внутренняя политика гос-ва)
Политическая система:
1. Вход: а) требования - призваны удовлетворять человеческие потребности, Виды: социальные, политические, духовные и т.д. б) поддержка – имеет практических характер и сопровождается конкретными действиями, с целью достижения скорейшего результата. Она может носить отрицательных характер и выражаться в форме протеста.
2. Выход: а) решения- явл. теоретической реакции на входящую в систему импульсы. Осмысливаются важнейшие общественные проблемы, они соотносятся с интересами различных социальных слоёв, после чего происходит выробатка способов их решений, находящих своё отражение в правовых актах. Б) носят практический характер – т.е. предтворяют в жизнь решения.
3. Обратная связь – круговорот систем т.е то, что получается на выходе, возвращается в систему в виде нового материала и данный процесс продолжается бесконечное кол-во раз (конверсия)
Можно выделить 2 группы функций:
1. Функции входа:
· артикуляция интересов (выражение)
· агрегирование (суммирование) интересов
Функции выхода:
2. разработка норм
3. применение норм
4. применение норм в судебном порядке
5. политическая коммуникация
Функциональная модель политической системы Габриэля Алмонда:
(см рис. 2)
В своей модели Алмон Выделяет 3 аналитических уровня, связывая группы функций с деятельность отдельных институтов групп и индивидов включённых в системную организацию Первый блок – уровень процесса, связан со входом. Т.е. с воздействием среды на политическую систему. Это проявляется в осуществлении политическими институтами след. функций:
1. Аритикуляции интересов (агентов артикуляции интересов – групповые объеднения)
2. Агригирование интересов (политический партии).
3. Выработки политического курса (парламент)
4. Осуществление политики (исполнительная власть)
5. Арбитраж (судебная власть)
Взаимодействие социальной среды с институциональной системой – это динамика политического процесса.
2 Блок – уровень системы. Здесь происходит адаптация общества к политической системе от которой зависят перспективы её стабильного воспроизводства или радикального изменения.
Во-первых это функция социализации индивидов к стандартам и ценностям политической системы. Она связанна с социальными институтами семьи, церкви и школы.
Во-вторых это функция рекрутирования сторонников или противников системы. В-третьих это функция политической коммуникации, которая обеспечивается благодаря деятельности средств массовой информации.
В третьем блоке уровней управления решаются задачи связанные с управлением коллективными ресурсами общества:
1. их добывание (сбор налогов в стране)
2. их структурным регулированием (переброской из одной сферы в другую)
3. их распределение (стипендии, соц. пособия, пенсии)
Далее через механизм обратной связи цикл замыкается. Т.к результаты деятельности блока управления должны изменить социальную среду, что в итоге усилит или ослабит устойчивость политической системы.
Информационно-кибернетическая модель Карла Дойча.
(см Рис 3.)
Дойч исходил из представления о политической системе как процессе управления и координации усилий общества по достижению поставленных целей. Правительство, как основной субъект государственного управления мобилизует политическую систему путём регулирования информационных потоков и коммуникативных взаимодействий между системой и средой, а так же отдельными блоками внутри самой системы. Целями системы явл. обеспечение стабильного развития и динамического равновесия между интересами всех политических групп. В данной модели выделяются 4 блока связанные с различными фазами прохождения информационно-коммуникативных потоков:
1. Получение и отбор информации. Политическая система принимает информацию через внешне-политические и внутренне- политические рецепторы. К которым относятся информационные службы, центры изучения общественного мнения… Здесь происходит селекция, систематизация и первичный анализ поступивших даннах.
2. Обработка и оценка информации. Новая информация Подлежит обработке в рамках блока памяти и ценностей, где она с одной стороны сравнивается с уже имеющейся, а с другой проходит оценивание сквозь призму ценностей, норм и стереотипов
3. Принятие решений. После получения итоговой оценки степени соответствия политической ситуации своим приоритетам и целям, правительство (центр принятия решений) принимает соответствующее решение по регулированию текущего состояния системы
4. Эффекторы (исполнительные органы власти). Реализуют решения, а затем их результаты служат новой информацией через обратную связь для рецепторов.
Дойч выделял 3 основных типа коммуникации в политической системе:
1. Личные не формальные коммуникации (непосредственный контакт депутата с избирателями)
2. Коммуникации через организации. Контакт с правительством осуществляется через политические партии, общественные организации, группы давления.
3. Коммуникация через средства массовой информации.