Психология труда и управления
Мотивация и стимулирование трудовой активности. Теории мотивации.
Лидерство. Теории лидерства.
Стили руководства, их характеристика.
Социально - психологические аспекты управления коллективом. Виды малых групп, социальные нормы, социальная роль, статус, конформизм.
Эффективность управленческой деятельности, функции руководителя
Личность эффективного руководителя, ПВК руководителя
Виды и методы принятия решений
Психология труда и управления
Мотивация и стимулирование трудовой активности. Теории мотивации.
Мотивация (в общем виде) – это процесс формирования побудительных сил работника для достижения личных целей и целей организации (совпадение целей).
Для формирования эффективной системы управления персоналом требуется изучить поведение человека в экономической системе, выявить факторы, влияющие на его производительность и качество труда, деловую активность и творчество. Совокупность средств воздействия на экономическое поведение людей определяет мотивационную основу механизма управления.
34. Лидерство. Теории лидерства.
Самое короткое определение лидерства принадлежит Т.Гэмбл и М.Гэмбл: «Лидерство – это способность влиять на других».
Власть - способность человека влиять на деятельность других лиц, направлять и мотивировать ее
Лидерство - отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений.
По мнению Р.Х. Шакурова власть - «это воздействие на поведение людей, создавая зависимость удовлетворения их потребностей от субъекта власти». Иными словами, власть обретает тот, кто может манипулировать различными ценностями, важными для удовлетворения потребностей окружающих лиц. В зависимости от ценностей выделяют виды власти:
|
1. Официальная власть
1.1. Материальная.
1.2. Административная.
1.3. Правовая
2. Психологическая власть
2.1. Референтная. Власть личности, пользующейся доверием как источник компетентной и объективной информации.
2.2. Моральная. Основана на личном авторитете человека, на уважении и доверии к нему.
2.3. Коммуникативная. Эта власть опирается на потребности личности общаться с привлекательным партнером.
2.4. Информационная. Источником власти становится и информация: можно влиять на мотивацию людей указанием на скрытые, не осознанные ими последствия каких-то действий, намерений или поступков.
3. формы организаторской деятельности
1. Администрирование (все виды официальной власти)
2. лидерство (все виды психологической власти)
3 руководство (все виды и психологической и официальной властей)
Различают:
формальное лидерство — процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;
неформальное лидерство — процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.
Л. может быть одновременно и руководителем группы, а может им и не быть
Теории лидерства
Условно можно выделить три подхода к изучению теория черт, поведенческий подход, ситуационный подход.
1. Теория черт (1930-1950гг.). Лидеры, как правило, отличались интеллектом, а также некоторыми личностными качествами.
2. Поведенческий подход. Важный вклад поведенческого подходи и теорию лидерства заключается в том, что он помог провести анализ и составить классификацию стилей руководства, т.е. того, пни руководитель ведет себя с подчиненными. Учеными предлагается самые разные типологии стиля, из них самой живучей оказалась типология, предложенная К.Левиным руководители на три типа: демократы, автократы и нейтралы (либералы).
|
Теория "X" и теория "У". Анализируя стили руководства, Дуглас МакГрегор, рассмотрел установки руководителей демократического и автократического стиля управления, которые назвал теорией "X" и теорией "V".
Согласно теории "X", которая рассматривает предпосылки автократичного руководителя по отношению к работникам:
• люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы;
• у людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили;
• больше всего люди хотят защищенности;
• чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.
Представления демократичного руководителя о работниках отличаются от представлений автократичного руководителя. Мак Грегор назвал их теорией "У":
• труд - процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней;
• если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и контроль;
• приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели;
• способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.
|
Развивая поведенческий подход, Р.Блейк и Д.Мутон предложили оценивать стиль руководства с помощью двух критериев: забота о человеке и забота о производстве. (управленческая решетка)
3. Ситуационный подход.«Оптимальный стиль» меняется в зависимости от ситуации. Рассмотрим модели Фидлера и Р.Х.Шакурова:
I.Ситуационная модель Фидлера явилась важным вкладом и дальнейшее развитие теории, так как она сосредоточила внимание на ситуации и выявила три фактора, определяющие оптимальный стиль поведения руководителя:
• Отношение между руководителем и членами коллектива. Подразумевают лояльность, проявляемую подчиненными, их доверие к своему руководителю и привлекательность личности руководителя для исполнителей.
• Структура задачи. Подразумевает привычность задачи, чет
кость ее формулировки и ее структуризации, а не расплывчатость и бесструктурность.
• Должностные полномочия. Это объем законной власти, связанной с должностью руководителя, которая позволяет ему использовать вознаграждение, а также уровень поддержки, который оказывает руководителю формальная организация.
2 Модель Р.Х.Шакурова.
факторы, влияющие на эффективность стиля руководства:
1. Отраслевые факторы
Специфика содержания деятельности.
Цена нарушения указаний и инструкций подчиненными.
Наличие времени для коллективных обсуждений.
2. Местная специфика
Уровень зрелости руководимого коллектива. Специфика стилевых ожиданий коллектива. Неформальный авторитет руководителя.