научно-техническими знаниями




Международная торговля товарами

И современные тенденции в ее развитии

Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта).

Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира. Впервые политика фритредерства (свободной торговли) была определена А. Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776г.) при обосновании им теории абсолютного преимущества. А. Смит доказывал, что каждая страна должна специализироваться на производстве товара, который она может производить с наименьшими издержками и с наибольшей прибылью. Однако, если страна может найти за границей все, что нужно за меньшую цену и без ограничений, то что она будет производить и чем будет рассчитываться за свои покупки?

Д. Рикардо в работе «Начала политической экономии и налогообложения» (1817г.) выводит классическую теорию из тупика. Он показывает, что в интересах каждой страны специализироваться на производстве, в котором она имеет наибольшее преимущество или наименьшую слабость и для которого относительная выгода является наибольшей. Его рассуждения нашли свое выражение в теории сравнительных преимуществ.

Джон С. Милль в работе «Основания политической экономии» (1848г.) показал по какой цене осуществляется обмен. Согласно Миллю, цена обмена устанавливается по закону спроса и предложения на таком уровне, что совокупность экспорта каждой страны позволяет оплачивать совокупность ее импорта. Закон международной стоимости или «теория международной стоимости» - важная заслуга Милля.

Основы современных представлений о том, чем определяются направления и структура международных торговых потоков, заложили шведские ученые-экономисты Эли Хекшер и Бертиль Олин, которые сформулировали следующую теорему:

Страны экспортируют продукты интенсивного использования избыточных факторов производства и импортируют продукты интенсивного использования дефицитных для них факторов.

В 1948г. американские экономисты П. Самуэльсон и В. Столпер усовершенствовали доказательство теоремы Хекшера-Олина, представив свою теорему:

В случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает цену факторов производства между странами.

Дальнейшее развитие теория внешней торговли получила в работе американского экономиста В. Леонтьева под названием «Парадокс Леонтьева». Парадокс заключается в том, что В. Леонтьев хотел проверить два предположения:

1) теория Хекшера-Олина справедлива;

2) в экономике США, как повсеместно считалось, капитал в большей степени избыточен, чем у ее торговых партнеров.

Однако, В. Леонтьев показал, что американская экономика в послевоенный период специализировалась на тех видах производства, которые требовали относительно больше труда, чем капитала. В итоге теория сравнительных преимуществ получила дальнейшее развитие. Многие экономисты из разных стран (в том числе и В. Леонтьев) расширили представление о факторах производства, включив в них различные виды труда, природных ресурсов, капитала и т.д.

Другие исследователи проблем внешней торговли пошли не по пути развития теории сравнительных преимуществ, где в качестве объекта анализа выступала отдельная страна, а по пути исследования внешнеторговых операций международных фирм. Объективной основой такого подхода является общепризнанный экономической наукой факт: значительная часть внешнеторговых операций фактически представляет собой внутрифирменный обмен.

Выделив фирму в качестве объекта анализа, исследователи попытались ответить на следующий вопрос: в каких случаях фирме удается выйти на внешний рынок и успешно его завоевать? Одну из первых попыток дать ответ на этот вопрос предпринял американский ученый С. Линдер. С. Линдер делает вывод о том, что технологически сложные изделия создаются фирмой в качестве реакции на уже существующие потребности, т.е. прежде всего потребности внутреннего рынка. Только после очередного расширения производства, после насыщения внутреннего рынка фирма стремится завоевать внешний.

Однако теория С. Линдера была незаконченной, она охватывала только один аспект поставки технологически сложных товаров на внешний рынок. Дальнейшая ее разработка привела к созданию американскими учеными Ч. Киндельбергером, Р. Верноном, Л. Уэльсом теории «цикла жизни продукта», в соответствии с которой товар проходит 5 стадий жизни в международной торговле:

I стадия называется стадией нового продукта. Новый продукт производится и потребляется в возрастающих масштабах в той стране, где он был разработан. Обычно производство начинается с небольших масштабов и полностью ориентировано на внутренний рынок;

II стадия называется стадией роста продукта. Товар совершенствуется, растут его продажи на внутреннем рынке и начинается его экспорт за рубеж. Иностранной конкуренции пока нет, и страна имеет временную монополию в производстве и торговле данным товаром на международном рынке;

III стадия называется стадией зрелости товара. Технология товара отработана уже настолько, что становится неразумным его дальнейшее производство в стране – разработчике товара. Более эффективным оказывается перенести часть уже стандартизированного производства в другие страны с более дешевой рабочей силой. Другие страны начинают производить данный продукт по лицензии для своего внутреннего рынка;

IV – стадия падения производства товара. Используя более дешевую рабочую силу, имитирующая страна начинает не только поставлять товар на свой внутренний рынок, но и продавать его на рынке страны разработавшей товар, вытесняя с него местных производителей. Внутреннее производство в стране, разработавшей товар, быстро падает, экспорт прекращается;

V стадия называется стадией прекращения внутреннего производства товара. Страна – разработчик товара насыщает свой внутренний рынок только за счет импорта и начинает создавать новый товар, неизвестный другим странам.

История научно-технической революции второй половины XX века дает многочисленные подтверждения модели технологического цикла жизни товара. Однако последующие события выявили недостатки теории, некоторое ограничение ее приложения. Во-первых, производство ряда товаров (яхты, автомобили и т.д.) сохранилось в одних странах и не распространялось на другие страны. Во-вторых, теория закрепляла за США лидирующее положение, поскольку они его уже занимали. Вместе с тем некоторые страны (Япония и Германия) смогли догнать и даже перегнать США, специализируясь на определенных видах производства.

Попытку совместить элементы неоклассической теории и теории внешнеторговой деятельности фирм предпринял американский исследователь М. Портер, разработав теорию «международной конкурентоспособности наций». По мнению М. Портера конкурентоспособность страны на мировом рынке определяется четырьмя главными параметрами: факторными условиями; условиями спроса; близкими и обслуживающими отраслями; стратегией фирмы и конкуренцией.

Дополняя учение неоклассической школы, М. Портер признает значимость первого параметра – факторных условий, численность которых увеличивается путем введения новых. Но в отличие от создателей неоклассической теории, он считает, что эти факторы страной не наследуются, а создаются в процессе расширения производства.

Второй параметр – условия спроса – представляет собой требования внутреннего рынка, определяющие развитие фирмы, взаимосвязь с потенциальным развитием мирового рынка.

Третий параметр – близкие и обслуживающие отрасли – характеризует наличие эффективного производственного окружения, непосредственно влияющего на деятельность фирмы. Например, итальянские фирмы, производящие ювелирные изделия, процветают потому, что Италия выступает мировым лидером по производству машин для обработки драгоценных камней и металлов.

Четвертый параметр – стратегия фирмы и конкуренция – связан с фирменной стратегией и организационной структурой. При этом нельзя выделить единую и универсальную систему управления, которая была бы одинаково применена для всех. Например, итальянским фирмам свойственны динамизм, отсутствие жестких форм управления, способность к быстрым изменениям. Для немецких фирм типична жесткая система централизованного управления.

Очень важно присутствие конкурентов на внутреннем рынке, что способствует поиску внешних рынков сбыта продукции. М. Портер категорически отрицает потенциальную полезность концентрации производства на одной национальной фирме, защищенной государственной поддержкой. Большинство таких государственных фирм отличается низкой эффективностью, расточительным использованием природных ресурсов, низкой производительностью.

В западных исследованиях проблем международной торговли широкое распространение получила также теория внешнеторгового мультипликатора. В соответствии с этой теорией: эффект, оказываемый внешней торговлей (в частности, экспортом) на динамику роста национального дохода, на размер занятости, потребление и инвестиционную активность, характеризуется для каждой страны определенными количественными зависимостями и может быть выражена с помощью коэффициента - мультипликатора (множителя).

Для определения величины мультипликатора в открытой экономике, называемого часто «мультипликатором внешней торговли», необходимо решить систему уравнений.

1. Основное тождество национальных счетов, где все переменные выражены в постоянных ценах:

Y = C + I + G + X - M,

где Y - валовый внутренний продукт; С - потребление; I - объем инвестиций; G - государственные закупки; Х - экспорт; М - импорт.

 

 
 

2. Изменение импорта (∆М):

где m – предельная склонность к импортированию; ∆Y – изменение валового внутреннего продукта.

Предельная склонность к импортированию, также как и предельная склонность к сбережению, является “утечкой” из внутреннего потока расходов.

 

 
 

3. Изменение потребления (∆С):

где с – предельная склонность к потреблению.

 
 

4. Изменение валового внутреннего продукта (∆Y):

 
 

где

мультипликатор внешней торговли.

 
 

5. Разделив обе части (4) на доход и переписав члены, отражающие инвестиции и экспорт, получим:

где реальный экономический рост (Y) теперь выражен через взвешенную скорость реального роста инвестиций (I) и экспорта (X).

Значение мультипликатора расходов в открытой экономике меньше, чем в закрытой, поскольку расходы на импорт, как и сбережения, теряются как компонент совокупного спроса на внутренний продукт.

На основании уравнения (5) можно анализировать за счет какого фактора в большей степени – роста экспорта или роста инвестиций – произошел экономический рост. Рост внутреннего совокупного спроса посредством увеличения национального дохода страны может увеличить ее импорт. Это результат мультипликативного процесса описанного выше. Увеличение импорта может ухудшить баланс текущих операций и может явиться фактором, ухудшающим платежный баланс в целом. Но нельзя сказать, что любые факторы, вызывающие рост дохода, автоматически приводят к ухудшению торгового баланса. Необходимо проанализировать три возможных случая:

1. Если наш доход возрастает из-за увеличения расходов, то торговый баланс, вероятно, ухудшится. (Рост внутренних расходов может и улучшить торговый баланс, если предельная склонность к импорту наших товаров у зарубежных стран выше, чем наша предельная склонность к импорту их товаров).

2. Если наш доход возрастает из-за перемещения мирового спроса с зарубежных товаров и услуг на производимые нами (например, из-за изменений вкусов, девальвации национальной валюты, снижения импортных барьеров и т.д.), то торговый баланс страны улучшится.

3. Если наш доход растет в связи с расширением внутреннего производства товаров и услуг, наш торговый баланс, скорее всего, улучшится. Рост совокупного предложения благодаря технологическим нововведениям повышает конкурентоспособность отечественных товаров, ведет к расширению географии экспортных поставок, а также к вытеснению иностранных поставщиков с внутреннего рынка.

Таким образом, активное сальдо торгового баланса оказывает повышающее воздействие на национальный доход пропорционально мультипликатору, расширяя занятость и стимулируя экономическую активность в стране; дефицит торгового баланса действует на экономику депрессивно, вызывая сокращение спроса и занятости до тех пор, пока сокращение импорта не уравновешивает платежный баланс.

 

Со второй половины XX века мировая торговля развивается высокими темпами. По оценке западных специалистов, период между 1950 и 1970 годами можно охарактеризовать как «золотой век» в развитии международной торговли. Именно в этот период был достигнут ежегодный 7 % рост мирового экспорта. Однако уже в 70-е годы он снизился до 5 %, еще больше сократившись в 80-е годы.

После некоторого спада в начале и середине 90-х годов мировой экспорт демонстрирует высокие устойчивые темпы. Характеризуя основные тенденции в географической направленности международной торговли, следует отметить увеличение товарооборота в рамках «большой триады»: США—Западная Европа—Япония. Заметной тенденцией современной международной торговли является увеличение объемов торговли между развивающимися странами, в особенности экспортная экспансия «новых индустриальных стран».

Рассматривая структуру мировой торговли в конце XX века необходимо отметить, что только 1/4 мирового товарооборота приходится на торговлю продовольствием, сырьем и топливом, 3/4 - на торговлю продукцией обрабатывающей промышленности, более 1/3 - это торговля машинами и оборудованием.

На стабильный, устойчивый рост международной торговли оказали влияние ряд факторов:

1) развитие международного разделения труда и интернационализация производства;

2) НТР, способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики;

3) активная деятельность транснациональных корпораций на мировом рынке;

4) регулирование (либерализация) международной торговли посредством мероприятий ГАТТ/ВТО;

5) развитие процессов торгово-экономической интеграции: снижение таможенных пошлин, устранение нетарифных барьеров, формирование зон свободной торговли, общих рынков;

6) появление «новых индустриальных стран» с моделью экономики, ориентированной на внешний рынок и проводящих агрессивную экспортную политику.

Наиболее широко применяемым в большинстве как развитых, так и развивающихся стран методом защиты национальных товаропроизводителей и ограничения иностранной конкуренции на внутреннем рынке является селективный метод защиты определенной номенклатуры товаров национального производства с помощью повышенных (пиковых) ставок импортных таможенных тарифов.

 

Мировой рынок услуг

Услуги - изменение в положении институциональной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей. Услуги делятся на торгуемые и неторгуемые.

К неторгуемым услугам относятся те, которые производятся и потребляются в одной стране. Торгуемые услуги - это услуги, которыми торгуют на международном рынке.

Услуги делятся на:

факторные услуги - платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата, выплаченная нерезидентам);

нефакторные услуги - остальные виды услуг (транспорт, путешествия и прочие нефинансовые услуги).

Услуги, если ими торгуют на мировом рынке, по своей экономической природе ничем не отличаются от обычного торгуемого товара. Поэтому все теории спроса и предложения в международной торговле полностью применяемы и к торговле нефакторными услугами.

Например, в модели сравнительных преимуществ Д.Рикардо классическое сукно и вино, как торгуемые товары, могут быть вполне заменены на страховой полис и транспортную накладную, как торгуемые услуги, если они продаются нерезидентам.

Услуги являются разнородными товарами, что не позволяет объединить их все в одну группу и утверждать, что в области услуг одна страна имеет относительное преимущество перед другой страной.

Ключевым в торговле услугами является то, что в большинстве случаев в какой-то момент должно произойти физическое соприкосновение покупателя и продавца услуги. Существует несколько механизмов совершения сделок в международной торговле услугами.

Мобильность покупателя. Покупатели услуг, являющиеся резидентами одной страны приезжают к продавцу услуг, являющемуся резидентом другой страны. Мобильность покупателя обычно основана на том, что за рубежом он сможет получить услугу, которая либо отсутствует в его стране (туризм), либо качество которой выше (образование, медицинская помощь), либо стоимость ниже (ремонт судов, складирование товаров).

Мобильность продавца. Продавец услуг, являющийся резидентом одной страны, приезжает к покупателю услуг, являющемуся резидентом другой страны. Мобильность продавца обычно основана на том, что его покупатель находится за рубежом и не может переместиться к продавцу (аудиторские и бухгалтерские услуги для предприятий), либо на специфическом характере самой услуги (строительство).

Одновременная мобильность продавца и покупателя или мобильный характер самой услуги. И продавец, и покупатель либо одновременно совместно используют услугу (международный телефонный разговор), либо собираются в третьей стране (международная конференция).

В мировом экспорте услуг более половины стоимостного объема экспорта услуг приходится на международный транспорт (пассажирский и грузовой) и международные частные (туризм) и деловые (командировки) поездки. Около 75 % стоимостного объема услуг экспортируется развитыми странами, 24 % - развивающимися и странами с переходной экономикой, 1% - международными организациями.

В Республике Беларусь устойчивое положительное сальдо баланса услуг. Активное сальдо баланса услуг позволяет компенсировать дефицит торгового баланса: в 1997г. - на 41,5 %, в 1998г. - на 30,4 %, в 1999г. - на 49,7 %.

Основными видами услуг, обеспечивающими положительное сальдо, являются: транспортные услуги, услуги по переработке нефти и строительные услуги. Наибольшее отрицательное сальдо наблюдается по статье «туристические услуги». Экспорт услуг связи приблизительно равняется их импорту. Малый удельный вес в общем объеме экспортируемых и импортируемых услуг занимают страховые, финансовые, компьютерные и информационные услуги, рояли и лицензионные платежи, полиграфические услуги, которые преимущественно импортируются. В Республике Беларусь преобладает импорт лизинговых услуг, при котором машины и оборудование иностранных производителей предоставляются отечественным субъектам хозяйствования. За последние годы наблюдается тенденция снижения положительного сальдо баланса услуг. Это связано со снижением экспортных объемов в основном за счет сокращения услуг по переработке нефти, строительных услуг, транспортных услуг, а также роста импорта туристических услуг, деловых и профессиональных услуг.

Основными инструментами торговой политики, регулирующими доступ иностранных производителей услуг на местный рынок, являются следующие:

1) ограничения на торговлю услугами. В законодательстве многих стран содержатся требования о предоставлении тех или иных видов услуг только национальными компаниями;

2) введение количественных квот на импорт иностранных услуг;

3) ограничения на создание на внутреннем рынке филиалов иностранных компаний;

4) ограничения на передвижение производителей услуг. Обычно принимает форму государственного лицензирования импорта рабочей силы, которое связано для местного импортера с прохождением бюрократических процедур для получения соответствующей лицензии;

5) ограничения на передвижение потребителей услуг. Могут принимать форму лимитирования количества туристических виз, выдаваемых нерезидентам в течение определенного периода времени.

Усилия по либерализации международной торговли услугами предпринимаются как на уровне ГАТТ/ВТО, так и на двустороннем уровне между отдельными странами.

Среди сделок типа купли-продажи услуг видное место занимают арендные отношения.

Международная аренда - это сдача внаем машин и оборудования иностранному контрагенту.

Владелец средств производства сдает их арендатору в исключительное пользование на установленный срок за определенное вознаграждение.

В мировой практике различают краткосрочную аренду, или рентинг, предполагающую сдачу оборудования внаем сроком от нескольких часов до одного года; среднесрочную аренду, или хайринг, на срок от 1 года до 3-5 лет; и долгосрочную аренду, или лизинг, предусматривающую сдачу имущества внаем на 3-5 и более лет.

Наибольшее распространение в международных арендных отношениях получил лизинг. Лизинговые операции выступают в 2-х разновидностях - в виде финансового лизинга и производственного или оперативного лизинга.

Финансовый лизинг предусматривает в течение срока действия соглашения полное возмещение всех расходов арендодателя и обеспечение ему установленной прибыли за счет арендных отчислений. Характерной чертой финансового лизинга является невозможность расторжения договора в течение основного срока аренды. По истечении срока действия соглашения арендатор может вернуть предмет аренды, подписать новое соглашение на аренду, купить этот предмет по остаточной стоимости.

Производственный или оперативный лизинг представляет собой сделку на срок, который меньше амортизационного периода оборудование. По окончании установленного времени предмет аренды возвращается собственнику или арендатор заключает с ним новое соглашение. В производственном лизинге арендные ставки обычно выше, чем в финансовой, так как собственник оборудования, не имея гарантий полной окупаемости затрат, вынужден учитывать возможный коммерческий риск и повышает цены на услуги.

Существует экспортный и импортный лизинг. В первом случае лизинговая компания закупает оборудование у национальной фирмы и предоставляет его зарубежному арендатору. При импортном лизинге происходит обратное действие - лизинговая компания приобретает оборудование у иностранной фирмы и предоставляет его в аренду отечественному предпринимателю.

Инжиниринг - это комплекс услуг коммерческого характера по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, обслуживанию строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов.

Полный набор услуг и поставок, необходимых для сооружения нового объекта, называется комплексным инжинирингом.

Комплексный инжиниринг состоит из следующих видов инженерно-технических услуг:

· консультационный инжиниринг - это предоставление услуг по проектированию объекта, проведению технико-экономического обоснования проекта, разработка планов строительства и контроль за проведением работ;

· технологический инжиниринг связан с передачей заказчику технологии, необходимой для строительства промышленного объекта и его эксплуатации, разработкой проектов по энерго- и водоснабжению, транспорту;

· строительный инжиниринг предполагает поставки оборудования, техники и монтаж установок;

· управленческий инжиниринг означает оказание заказчику услуг по организации производственной структуры и административного руководства предприятием, разработке принципов планирования производства и т.д.

 

Международный обмен

научно-техническими знаниями

Технология - научные методы достижения практических целей. В понятие технологии обычно включаются три группы технологий: технология продуктов, технология процессов, технология управления.

Международная передача технологии - межгосударственное перемещение научно-технических достижений на коммерческой или безвозмездной основе.

В международной экономике носителями технологии могут выступать товары и другие факторы производства: товар - в случае международной торговли высокотехнологичными товарами; капитал - в случае международной торговли высокотехнологичными капиталоемкими товарами; земля - в случае торговли природными ресурсами, для разработки которых использовано новейшее научно-техническое достижение; труд - в случае международной миграции высококвалифицированных научно-технических кадров.

В большинстве стран новая технология защищается одним или несколькими правовыми инструментами - патентами, лицензиями, копирайтом, товарным знаком.

Патент - свидетельство, выдаваемое компетентным правительственным органом изобретателю и удостоверяющее его монопольное право на использование этого изобретения. Патент дает владельцу право собственности на изобретение, которое обычно подкрепляется регистрацией товарного знака и промышленного образца. Для поддержания патента в силе законодательно требуется периодическая уплата весьма высоких патентных пошлин. Поэтому владелец патента зачастую предпочитает переуступать права на его использование той стороне, которая сможет коммерчески использовать изобретение.

Лицензия - разрешение, выдаваемое владельцем технологии (лицензиаром), защищенное или незащищенное патентом, заинтересованной стороне (лицензиату) на использование этой технологии в течение определенного времени и за определенную плату.

Копирайт - эксклюзивное право автора литературного, аудио- или видеопроизведения на показ и воспроизведение своей работы.

Товарная марка - символ определенной организации, который используется для индивидуализации производителя товара и который не может быть использован другими организациями без официального разрешения владельца.

Международная передача технологии осуществляется в следующих основных формах:

· патентные соглашения - международная торговая сделка, по которой владелец патента уступает свои права на использование изобретения покупателю патента;

· лицензионные соглашения - международная торговая сделка, по которой собственник изобретения или технических знаний предоставляет другой стороне разрешение на использование в определенных пределах своих прав на технологию;

· «ноу-хау» - предоставление технического опыта и секретов производства, включающих сведения технологического, экологического, финансового характера, использование которых обеспечивает определенные преимущества;

· инжиниринг - предоставление технологических знаний, необходимых для приобретения, монтажа и использования купленных или арендованных машин и оборудования. Они включают широкий комплекс мероприятий по подготовке технико-экономического обоснования проектов, осуществлению консультаций, надзора, проектирования, испытаний, гарантийного и постгарантийного обслуживания.

Основной формой международной передачи технологии является лицензионная торговля.

Лицензии продаются на основе лицензионного соглашения, которое устанавливает вид лицензии (патентная, беспатентная), характер и объем прав на использование технологии (простая, исключительная, полная), производственную сферу и территориальные границы использования предмета лицензии.

Патентные лицензии - лицензии на использование объектов промышленной собственности, которые имеют патентную защиту в стране лицензиата и в странах, предоставленных ему по лицензионному соглашению.

Беспатентные лицензии - лицензии на использование научно-технических достижений, не имеющих правовой защиты.

Неисключительная (простая) лицензия разрешает лицензиату использовать на определенных условиях объект лицензии, оставляя за лицензиаром право как самостоятельного использования, так и выдачи аналогичных лицензий другим заинтересованным лицам.

По договору исключительной лицензии владелец объектов промышленной собственности передает и разрешает использовать их лицензиату в пределах территориальных ограничений, обусловленных соглашением, и на определенный срок, отказываясь от права продажи третьим лицам и от права самому использовать объект соглашения в тех же пределах, что и лицензиар.

По договору полной лицензии владелец изобретения, ноу-хау, промышленных образцов, товарных знаков и взаимосвязанных с ними научно-технических и других знаний передает и разрешает использовать их лицензиату без каких-либо ограничений на срок действия лицензионного соглашения, полностью отказываясь от их использования на тот же срок.

Лицензионные платежи - вознаграждение лицензиару, выплачиваемое лицензиатом за использование предмета соглашения.

Практикуются несколько основных видов лицензионных платежей:

Роялти - периодические отчисления от дохода покупателя в течение периода действия соглашения, зависящие от размера прибыли, получаемой от коммерческого использования лицензии.

Паушальный платеж - зафиксированный в соглашении единовременный платеж, не связанный во времени с фактическим использованием лицензии, а устанавливаемый заранее на основе экспертных оценок.

Участие в прибыли - отчисления в пользу лицензиара части прибыли, получаемой лицензиатом от коммерческого использования предмета лицензии. Обычно участие лицензиара в прибыли лицензиата фиксируется на уровне до 30 % - при предоставлении исключительной и 10 % - при предоставлении неисключительной лицензии.

Участие в собственности - передача лицензиатом лицензиару части акций своих предприятий в качестве платежа за предоставленную лицензию.

Для оценки объемов технологии, которая передается через торговлю высокотехнологичными товарами, применяется разработанная ЮНКАД классификация технологической емкости торговли.

Технологическая емкость торговли - доля затрат на исследования и разработки в объеме производства и торговли товарами отдельных отраслей.

Высокотехнологически емкой считается торговля аэрокосмическим оборудованием (ТЕТ = 22,7 %), офисным оборудованием и компьютерами (ТЕТ = 17,5 %), электроникой и ее компонентами (ТЕТ = 10,4%).

Среднетехнологически емкой считается торговля автомобилями (2,7 %), химикатами (2,3 %), резиной и пластмассами (1,2 %).

Низкотехнолгически емкой считается торговля кирпичом, глиной, стеклом (0,9 %), продуктами питания, напитками и табаком (0,8 %), текстилем, одеждой и обувью (0,2 %) и т.д. На пути международной передачи технологии стоят серьезные препятствия. Каждая страна стремится удержать технологию в национальных рамках, разрешая или ограничивая вывоз новейшей технологии.

Причины государственного контроля за международными передачами технологии:

1) стремление удержать технологическое лидерство;

2) соображения национальной безопасности. Государственный контроль направлен на предотвращение попадания технологии производства вооружений и технологии «двойного назначения» в страны, правительства которых проводят враждебную политику;

3) условия международных соглашений. Вводится государственный контроль за исполнением многосторонних соглашений по продаже технологии, которая потенциально может быть использована для создания химического, бактериологического, ракетного оружия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: