АКАНТ - украшение в виде стилизованных листьев южного растения на капителях колонн и в различных видах орнамента.




Краткий словарь архитектурных терминов

 

 

АКАНТ - украшение в виде стилизованных листьев южного растения на капителях колонн и в различных видах орнамента.

АКРОТЕРИИ – украшения на углах фронтонов зданий в виде скульптур и орнаментальных мотивов.

АНТ – угол здания, оформленный широкими пилястрами.

АНТАБЛЕМЕНТ - Плоское перекрытие, опирающееся на колонны, столбы, или венчающая часть стены. Состоит из архитрава – нижней балки, фриза и карниза.

АНФИЛАДА – ряд смежных помещений с дверными проемами, размещенными на одной оси.

АПСИДА – выступ в восточной части храма, полукруглый или многогранный в плане, перекрытый полукуполом.

АРАБЕСКИ – симметрично построенный орнамент из стилизованных растительных мотивов или геометрических фигур.

АРКА – криволинейное перекрытие между опорами или проём в стене.

АРКАДА – ряд арочных проемов, прорезанных в стене, либо опирающихся на колонны или столбы.

АРКАТУРА, АРКАТУРНЫЙ ПОЯС, АРКАТУРНЫЙ ФРИЗ – ряд декоративных арок на фасаде здания или на стенах внутри.

АРМАТУРА – декоративная композиция, составленная из доспехов и оружия.

АРХИВОЛЬТ – тяга, обрамляющая арку.

АРХИТРАВ – нижняя часть антаблемента, главная балка в стоечно-балочной системе; опирается непосредственно на колонны.

АТРИУМ – средняя часть древнеиталийского или римского жилища в виде закрытого внутреннего дворика, вокруг которого располагались другие помещения.

АТТИК – декоративная стенка, прямоугольная или ступенчатая, расположенная над карнизом, часто бывает украшена рельефами и надписями.

АРКБУТАН – открытая полуарка, опирающаяся одним концом на стену, а другим на отдельно стоящий устой. Её назначение – погашать боковой распор стены.

 

 

БАЗА – нижняя опорная часть колонны или пилястры.

БАЛЮСТРАДА- ограждение лестниц, террас, балконов из ряда фигурных столбиков, объединенных сверху горизонтальной плитой или перилами.

.

 

 

БАЛЯСИНЫ– фигурные столбики, поддерживающие верхнюю плиту балюстрады или балку перил.

БАРАБАН – венчающая цилиндрическая часть здания, несущая купол, иногда имеет оконные проемы.

БАРЕЛЬЕФ – тип скульптурного декора, части которого выступают основной плоскостью менее чем на половину своего объема.

БЕЛЬВЕДЕР – возвышающаяся над кровлей часть здания в виде беседки или павильона, а также беседка или павильон, расположенные на возвышенности в парке.

БРАНДМАУЭР – глухая стена здания из несгораемого материала.

 

 

ВОЛЮТЫ– архитектурные детали в виде скрученного спиралью завитка с кружком в центре. Являются составной частью капителей колонн или отдельными декоративными украшениями.

 

 

ГАЛЕРЕЯ –длинное крытое помещение, в котором одна из продольных стен заменена колоннами или столбами, длинный балкон.

ГЕРМА – скульптурный бюст на четырехгранном столбе.

ГИПОСТИЛЬНЫЙ ЗАЛ – в архитектуре Древнего Востока (Египта, Ирана) большой зал храма или дворца с многочисленными, тесно поставленными колоннами.

ГРОТЕСК – роспись в виде причудливых сочетаний растительных побегов и завитков с фигурками людей, животных, масками и архитектурными композициями.

 

 

ДЕСЮДЕПОРТ – наддверное украшение, включающее живопись, лепку или резьбу.

ДИПТЕР – тип древнегреческого храма, прямоугольного в храме и окруженного снаружи двумя рядами колонн.

ДОЛЬМЕН – разновидность мегалитического сооружения, состоит из врытых в землю крупных, грубо обработанных (отесанных) камней, накрытых каменной плитой.

ДОНЖОН – главная башня средневекового замка.

 

 

ЗАКОМАРА – в средневековой русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение верхней части церковного здания, повторяющая очертания расположенного за ней свода.

ЗАМКОВЫЙ КАМЕНЬ – верхний средний камень, замыкающий свод или арку. Часто имеет орнаментальную или скульптурную обработку.

ЗУБЧИКИ (ДЕНТИКУЛЫ) – декоративный зубчатый орнамент, поддерживающая часть карниза дорического ордера (дорический тип с зубчиками).

 

 

КАМПАНИЛА – в итальянской архитектуре Средневековья и Возрождения четырехгранная или круглая башня-колокольня, всегда стоит отдельно от храма.

КАННЕЛЮРЫ– вертикальные желобки на стволах колонн или пилястр.

КАПЕЛЛА - в католической и англиканской церковной архитектуре небольшое отдельное сооружение или помещение для молитв одной семьи, хранения реликвий и т.д., домашняя церковь.

КАПИТЕЛЬ – верхняя венчающая часть колонны или пилястры.

КАРИАТИДА – скульптурное изображение стоящей женской фигуры, служащее опорой и несущее перекрытие.

КАРНИЗ – верхняя часть антаблемента, венчающая часть здания в виде горизонтальной выступающей плиты, защищающая стену от дождя и служащая нижней опорой для крыши.

КАРТУШ – скульптурное или графическое украшение в виде декоративного щита, обрамленного завитками, или развернутого свитка.

КЕССОНЫ– квадратные или прямоугольные углубления в потолке между балками, имеющие декоративную обработку.

КОКОШНИК – декоративное завершение верхней части стены здания, полукруглой формы, иногда с заостренным верхом, с профилированным обрамлением, часто располагаются ярусами.

КОЛОННА – вертикальная, круглая в сечении опора в конструкции здания, состоящая из ствола, капители и базы.

КОНСОЛЬ – поддерживающий элемент выступающих частей здания. Может поддерживать карниз, балкон, колонну или служит для установки статуи, вазы.

КОНТРФОРС – устой, поперечная стенка или вертикальный выступ, укрепляющий основную несущую конструкцию (главным образом наружную стену).

КОНХА – полукупол, служащий для перекрытия полуцилиндрических частей (апсид, ниш) здания, часто оформлялась в виде раковины.

КРЕСТОЦВЕТЫ– вертикальные стержни с симметрично расположенными фигурными крючками, подобными свернувшимся листьям.

КРИПТА – подземное или полуподземное помещение (преимущественно под хором) в западноевропейских католических церквах, использовавшееся как почетное место погребения, иногда служившее часовней.

 

 

КРОМЛЕХ – мегалитическое сооружение в виде круговых оград из больших каменных блоков, достигает ста метров в диаметре.

КРОНШТЕЙН– наклонная опора, прикрепленная к стене или столбу, поддерживающая какую-либо тяжесть.

КУРДОНЕР – парадный двор здания, образуемый основным его корпусом и выступающими боковыми крыльями – флигелями. От улицы отделяется оградой с воротами.

 

 

ЛОДЖИЯ – помещение, включенное в общий объем здания, вмещающее вместо наружной стены колоннаду, аркаду или парапет.

ЛОПАТКА - плоский вертикальный и узкий выступ на стене без утончения, базы и капители, делит стену по всей ее высоте.

ЛЮКАРНА – декоративный оконный проем в скате крыши или куполе.

 

 

МАНСАРДНАЯ КРЫША – высокая крыша с переломом, состоящим из двух скатов.

МАШИКУЛИ – расположенные наверху стен и башен крепости навесные бойницы с отверстиями, через которые стреляли, когда неприятель находился у подножия башни или стен крепости.

МЕАНДР – орнамент в виде ломаной или кривой линии с завитками.

МЕНГИРЫ– вертикально поставленные обработанные или необработанные камни.

МЕТОПЫИ ТРИГЛИФЫ– основные элементы дорического фриза. ТРИГЛИФ – выступающий из плоскости стены камень с тремя вертикальными бороздками. МЕТОПА – промежуток квадратной формы между триглифами, обычно имеющий рельефные украшения.

 

 

НАЛИЧНИК – обрамление дверного или оконного проема.

НАОС – главное (единственное) помещение древнегреческого храма, где находилась статуя божества.

НАРТЕКС (ПРИТВОР) – входное помещение христианского храма в виде крытой галереи или открытого портика. Примыкает к западной стороне храма, в нем размещались лица, не допускавшиеся в храм.

НЕРВЮРА – выпуклое ребро свода, характерная деталь архитектурной конструкции готики.

НЕФ – часть пространства базилики, заключенная между рядами опор или между рядом опор и стеной.

 

ОРДЕР – определенное сочетание несущих (колонн) и несомых (антаблемент) частей стоечно-балочной конструкции и их художественная обработка. Основные ордера – дорический, ионический и коринфский.

 

 

ПАДУГА – криволинейный переход от плоского перекрытия к стенам.

ПАЛЬМЕТТА – орнаментальный мотив в виде стилизованного листа.

ПАНДУС – пологий спуск для въезда экипажей, иногда заменяет лестницу снаружи и внутри зданий.

ПАРАПЕТ – ограждение в виде невысокой стенки.

ПАРУС – часть купольного свода в виде вогнутого сферического треугольника.

ПЕРГОЛА – увитая растениями беседка или галерея в парке, состоящая из рядов каменных столбов или легких арок, соединенных сверху решетками.

ПЕРИПТЕР – античный храм, со всех сторон окруженный колоннадой.

ПЕРИСТИЛЬ – одно из помещений жилых и общественных зданий в античной архитектуре – прямоугольный дворик, окруженный крытой колоннадой.

ПИЛОНЫ– массивные, чаще прямоугольные в плане, столбы, поддерживающие перекрытия, арки или оформляющие въезд.

ПИЛЯСТРА – плоский столб, примыкающий к стене. Обычно имеет базу и капитель.

ПОДИУМ – в древнеримской архитектуре высокая прямоугольная платформа, основание храма.

ПОРТАЛ – архитектурно оформленный вход в здание.

ПОРТИК – колоннада, выступающая на фасаде или образующая фасад и завершенная фронтоном или аттиком.

ПРОПИЛЕИ – в древнегреческой архитектуре парадные ворота, оформляющие вход на территорию (например, акрополя) и образованные симметричными портиками и колоннадами.

 

 

РИЗАЛИТ – выступающая часть здания.

РОСТВЕРК – фундамент на свайном основании.

РОТОНДА – круглое здание, чаще всего перекрытое куполом, или круглый зал с куполом.

РУСТ (от латинского – грубый, неотесанный) – тесаный камень, лицевая сторона которого грубо околота, обычно с узким, более гладким кантом по краям.

РУСТИКА, РУСТОВКА – рельефная кладка или облицовка здания камнями с выпуклой поверхностью (рустами).Имитируется разбивкой стены на прямоугольники или полосы. Подражает природной фактуре камня, подчеркивается тяжесть стены и создает впечатление особой ее прочности.

 

 

САНДРИК – архитектурная обработка стены над оконным проемом на фасаде здания (в виде карниза, фронтона и т.п.).

СОЛЕЯ – повышенная часть пола перед алтарем в православном храме.

СТЕРЕОБАТ – в античной архитектуре ступенчатое основание храма или колоннады.

СТИЛОБАТ – верхняя ступень цоколя храма (стереобата), на которой стоит колоннада.

СТРЕЛЬЧАТЫЕ АРКИ – арки, состоящие из двух дуг, пересекающихся в замке под острым углом.

СТЮК – отделочный материал, имитирующий мрамор.

 

 

ТЕКТОНИКА – соотношение несущих и несомых частей в его художественном своеобразии.

ТИМПАН – плоскость, заключенная внутри фронтона.

ТРАНСЕПТ – поперечный неф или несколько нефов, пересекающих под прямым углом основные (продольные) нефы в крестообразных по плану зданиях.

ТРИГЛИФЫ– прямоугольные с вертикальными желобами каменные плиты, которые в чередовании с метопами образуют фриз античного храма.

ТЯГА – поясок, членящий стены или обрамляющий панно и потолок.

 

 

ФИЛЕНКА – декоративная прямоугольная рамка или выемка в поверхности стены или пилястры.

ФОНАРЬ – небольшая башенка на верхушке купола, проемы которой являются источниками верхнего света.

ФРИЗ – средняя горизонтальная часть антаблемента, а также украшающая стену декоративная полоса, часто с рельефом.

ФРОНТОН – венчающая часть фасада, украшенная ордером или треугольное поле под двускатной кровлей здания.

 

 

ХОР – в западноевропейских церквах первоначально место перед алтарем, предназначенное для певчих, позднее – вся восточная (алтарная) часть храма.

 

 

ЦОКОЛЬ – подножие здания или памятника, слегка выступающее вперед.

 

ШАТРОВАЯ КРОВЛЯ – покрытие в виде высокой четырехгранной или многогранной пирамиды.

 

ЩИПЕЦ – верхняя часть торцовой стены, ограниченная двумя скатами.

 

ЭРКЕР – часть внутреннего помещения, выступающая из плоскости стены.

ЭХИН – часть капители дорической колонны в виде круглой в плане подушки с криволинейным краем. Служит переходом от колонны к абаку.

 

 

ЯРУС – горизонтальное членение фасада, обычно соответствующее этажу здания.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: