Краткий словарь архитектурных терминов
АКАНТ - украшение в виде стилизованных листьев южного растения на капителях колонн и в различных видах орнамента.
АКРОТЕРИИ – украшения на углах фронтонов зданий в виде скульптур и орнаментальных мотивов.
АНТ – угол здания, оформленный широкими пилястрами.
АНТАБЛЕМЕНТ - Плоское перекрытие, опирающееся на колонны, столбы, или венчающая часть стены. Состоит из архитрава – нижней балки, фриза и карниза.
АНФИЛАДА – ряд смежных помещений с дверными проемами, размещенными на одной оси.
АПСИДА – выступ в восточной части храма, полукруглый или многогранный в плане, перекрытый полукуполом.
АРАБЕСКИ – симметрично построенный орнамент из стилизованных растительных мотивов или геометрических фигур.
АРКА – криволинейное перекрытие между опорами или проём в стене.
АРКАДА – ряд арочных проемов, прорезанных в стене, либо опирающихся на колонны или столбы.
АРКАТУРА, АРКАТУРНЫЙ ПОЯС, АРКАТУРНЫЙ ФРИЗ – ряд декоративных арок на фасаде здания или на стенах внутри.
АРМАТУРА – декоративная композиция, составленная из доспехов и оружия.
АРХИВОЛЬТ – тяга, обрамляющая арку.
АРХИТРАВ – нижняя часть антаблемента, главная балка в стоечно-балочной системе; опирается непосредственно на колонны.
АТРИУМ – средняя часть древнеиталийского или римского жилища в виде закрытого внутреннего дворика, вокруг которого располагались другие помещения.
АТТИК – декоративная стенка, прямоугольная или ступенчатая, расположенная над карнизом, часто бывает украшена рельефами и надписями.
АРКБУТАН – открытая полуарка, опирающаяся одним концом на стену, а другим на отдельно стоящий устой. Её назначение – погашать боковой распор стены.
БАЗА – нижняя опорная часть колонны или пилястры.
БАЛЮСТРАДА- ограждение лестниц, террас, балконов из ряда фигурных столбиков, объединенных сверху горизонтальной плитой или перилами.
.
БАЛЯСИНЫ– фигурные столбики, поддерживающие верхнюю плиту балюстрады или балку перил.
БАРАБАН – венчающая цилиндрическая часть здания, несущая купол, иногда имеет оконные проемы.
БАРЕЛЬЕФ – тип скульптурного декора, части которого выступают основной плоскостью менее чем на половину своего объема.
БЕЛЬВЕДЕР – возвышающаяся над кровлей часть здания в виде беседки или павильона, а также беседка или павильон, расположенные на возвышенности в парке.
БРАНДМАУЭР – глухая стена здания из несгораемого материала.
ВОЛЮТЫ– архитектурные детали в виде скрученного спиралью завитка с кружком в центре. Являются составной частью капителей колонн или отдельными декоративными украшениями.
ГАЛЕРЕЯ –длинное крытое помещение, в котором одна из продольных стен заменена колоннами или столбами, длинный балкон.
ГЕРМА – скульптурный бюст на четырехгранном столбе.
ГИПОСТИЛЬНЫЙ ЗАЛ – в архитектуре Древнего Востока (Египта, Ирана) большой зал храма или дворца с многочисленными, тесно поставленными колоннами.
ГРОТЕСК – роспись в виде причудливых сочетаний растительных побегов и завитков с фигурками людей, животных, масками и архитектурными композициями.
ДЕСЮДЕПОРТ – наддверное украшение, включающее живопись, лепку или резьбу.
ДИПТЕР – тип древнегреческого храма, прямоугольного в храме и окруженного снаружи двумя рядами колонн.
ДОЛЬМЕН – разновидность мегалитического сооружения, состоит из врытых в землю крупных, грубо обработанных (отесанных) камней, накрытых каменной плитой.
ДОНЖОН – главная башня средневекового замка.
ЗАКОМАРА – в средневековой русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение верхней части церковного здания, повторяющая очертания расположенного за ней свода.
ЗАМКОВЫЙ КАМЕНЬ – верхний средний камень, замыкающий свод или арку. Часто имеет орнаментальную или скульптурную обработку.
ЗУБЧИКИ (ДЕНТИКУЛЫ) – декоративный зубчатый орнамент, поддерживающая часть карниза дорического ордера (дорический тип с зубчиками).
КАМПАНИЛА – в итальянской архитектуре Средневековья и Возрождения четырехгранная или круглая башня-колокольня, всегда стоит отдельно от храма.
КАННЕЛЮРЫ– вертикальные желобки на стволах колонн или пилястр.
КАПЕЛЛА - в католической и англиканской церковной архитектуре небольшое отдельное сооружение или помещение для молитв одной семьи, хранения реликвий и т.д., домашняя церковь.
КАПИТЕЛЬ – верхняя венчающая часть колонны или пилястры.
КАРИАТИДА – скульптурное изображение стоящей женской фигуры, служащее опорой и несущее перекрытие.
КАРНИЗ – верхняя часть антаблемента, венчающая часть здания в виде горизонтальной выступающей плиты, защищающая стену от дождя и служащая нижней опорой для крыши.
КАРТУШ – скульптурное или графическое украшение в виде декоративного щита, обрамленного завитками, или развернутого свитка.
КЕССОНЫ– квадратные или прямоугольные углубления в потолке между балками, имеющие декоративную обработку.
КОКОШНИК – декоративное завершение верхней части стены здания, полукруглой формы, иногда с заостренным верхом, с профилированным обрамлением, часто располагаются ярусами.
КОЛОННА – вертикальная, круглая в сечении опора в конструкции здания, состоящая из ствола, капители и базы.
КОНСОЛЬ – поддерживающий элемент выступающих частей здания. Может поддерживать карниз, балкон, колонну или служит для установки статуи, вазы.
КОНТРФОРС – устой, поперечная стенка или вертикальный выступ, укрепляющий основную несущую конструкцию (главным образом наружную стену).
КОНХА – полукупол, служащий для перекрытия полуцилиндрических частей (апсид, ниш) здания, часто оформлялась в виде раковины.
КРЕСТОЦВЕТЫ– вертикальные стержни с симметрично расположенными фигурными крючками, подобными свернувшимся листьям.
КРИПТА – подземное или полуподземное помещение (преимущественно под хором) в западноевропейских католических церквах, использовавшееся как почетное место погребения, иногда служившее часовней.
КРОМЛЕХ – мегалитическое сооружение в виде круговых оград из больших каменных блоков, достигает ста метров в диаметре.
КРОНШТЕЙН– наклонная опора, прикрепленная к стене или столбу, поддерживающая какую-либо тяжесть.
КУРДОНЕР – парадный двор здания, образуемый основным его корпусом и выступающими боковыми крыльями – флигелями. От улицы отделяется оградой с воротами.
ЛОДЖИЯ – помещение, включенное в общий объем здания, вмещающее вместо наружной стены колоннаду, аркаду или парапет.
ЛОПАТКА - плоский вертикальный и узкий выступ на стене без утончения, базы и капители, делит стену по всей ее высоте.
ЛЮКАРНА – декоративный оконный проем в скате крыши или куполе.
МАНСАРДНАЯ КРЫША – высокая крыша с переломом, состоящим из двух скатов.
МАШИКУЛИ – расположенные наверху стен и башен крепости навесные бойницы с отверстиями, через которые стреляли, когда неприятель находился у подножия башни или стен крепости.
МЕАНДР – орнамент в виде ломаной или кривой линии с завитками.
МЕНГИРЫ– вертикально поставленные обработанные или необработанные камни.
МЕТОПЫИ ТРИГЛИФЫ– основные элементы дорического фриза. ТРИГЛИФ – выступающий из плоскости стены камень с тремя вертикальными бороздками. МЕТОПА – промежуток квадратной формы между триглифами, обычно имеющий рельефные украшения.
НАЛИЧНИК – обрамление дверного или оконного проема.
НАОС – главное (единственное) помещение древнегреческого храма, где находилась статуя божества.
НАРТЕКС (ПРИТВОР) – входное помещение христианского храма в виде крытой галереи или открытого портика. Примыкает к западной стороне храма, в нем размещались лица, не допускавшиеся в храм.
НЕРВЮРА – выпуклое ребро свода, характерная деталь архитектурной конструкции готики.
НЕФ – часть пространства базилики, заключенная между рядами опор или между рядом опор и стеной.
ОРДЕР – определенное сочетание несущих (колонн) и несомых (антаблемент) частей стоечно-балочной конструкции и их художественная обработка. Основные ордера – дорический, ионический и коринфский.
ПАДУГА – криволинейный переход от плоского перекрытия к стенам.
ПАЛЬМЕТТА – орнаментальный мотив в виде стилизованного листа.
ПАНДУС – пологий спуск для въезда экипажей, иногда заменяет лестницу снаружи и внутри зданий.
ПАРАПЕТ – ограждение в виде невысокой стенки.
ПАРУС – часть купольного свода в виде вогнутого сферического треугольника.
ПЕРГОЛА – увитая растениями беседка или галерея в парке, состоящая из рядов каменных столбов или легких арок, соединенных сверху решетками.
ПЕРИПТЕР – античный храм, со всех сторон окруженный колоннадой.
ПЕРИСТИЛЬ – одно из помещений жилых и общественных зданий в античной архитектуре – прямоугольный дворик, окруженный крытой колоннадой.
ПИЛОНЫ– массивные, чаще прямоугольные в плане, столбы, поддерживающие перекрытия, арки или оформляющие въезд.
ПИЛЯСТРА – плоский столб, примыкающий к стене. Обычно имеет базу и капитель.
ПОДИУМ – в древнеримской архитектуре высокая прямоугольная платформа, основание храма.
ПОРТАЛ – архитектурно оформленный вход в здание.
ПОРТИК – колоннада, выступающая на фасаде или образующая фасад и завершенная фронтоном или аттиком.
ПРОПИЛЕИ – в древнегреческой архитектуре парадные ворота, оформляющие вход на территорию (например, акрополя) и образованные симметричными портиками и колоннадами.
РИЗАЛИТ – выступающая часть здания.
РОСТВЕРК – фундамент на свайном основании.
РОТОНДА – круглое здание, чаще всего перекрытое куполом, или круглый зал с куполом.
РУСТ (от латинского – грубый, неотесанный) – тесаный камень, лицевая сторона которого грубо околота, обычно с узким, более гладким кантом по краям.
РУСТИКА, РУСТОВКА – рельефная кладка или облицовка здания камнями с выпуклой поверхностью (рустами).Имитируется разбивкой стены на прямоугольники или полосы. Подражает природной фактуре камня, подчеркивается тяжесть стены и создает впечатление особой ее прочности.
САНДРИК – архитектурная обработка стены над оконным проемом на фасаде здания (в виде карниза, фронтона и т.п.).
СОЛЕЯ – повышенная часть пола перед алтарем в православном храме.
СТЕРЕОБАТ – в античной архитектуре ступенчатое основание храма или колоннады.
СТИЛОБАТ – верхняя ступень цоколя храма (стереобата), на которой стоит колоннада.
СТРЕЛЬЧАТЫЕ АРКИ – арки, состоящие из двух дуг, пересекающихся в замке под острым углом.
СТЮК – отделочный материал, имитирующий мрамор.
ТЕКТОНИКА – соотношение несущих и несомых частей в его художественном своеобразии.
ТИМПАН – плоскость, заключенная внутри фронтона.
ТРАНСЕПТ – поперечный неф или несколько нефов, пересекающих под прямым углом основные (продольные) нефы в крестообразных по плану зданиях.
ТРИГЛИФЫ– прямоугольные с вертикальными желобами каменные плиты, которые в чередовании с метопами образуют фриз античного храма.
ТЯГА – поясок, членящий стены или обрамляющий панно и потолок.
ФИЛЕНКА – декоративная прямоугольная рамка или выемка в поверхности стены или пилястры.
ФОНАРЬ – небольшая башенка на верхушке купола, проемы которой являются источниками верхнего света.
ФРИЗ – средняя горизонтальная часть антаблемента, а также украшающая стену декоративная полоса, часто с рельефом.
ФРОНТОН – венчающая часть фасада, украшенная ордером или треугольное поле под двускатной кровлей здания.
ХОР – в западноевропейских церквах первоначально место перед алтарем, предназначенное для певчих, позднее – вся восточная (алтарная) часть храма.
ЦОКОЛЬ – подножие здания или памятника, слегка выступающее вперед.
ШАТРОВАЯ КРОВЛЯ – покрытие в виде высокой четырехгранной или многогранной пирамиды.
ЩИПЕЦ – верхняя часть торцовой стены, ограниченная двумя скатами.
ЭРКЕР – часть внутреннего помещения, выступающая из плоскости стены.
ЭХИН – часть капители дорической колонны в виде круглой в плане подушки с криволинейным краем. Служит переходом от колонны к абаку.
ЯРУС – горизонтальное членение фасада, обычно соответствующее этажу здания.