1. Укажите период, когда Россией правил император Александр II.
1) 1801-1825 гг.
2) 1825-1855 гг.
3) 1855-1881 гг.
4) 1881-1894 гг.
2. Создание губернских и уездных земских учреждений относится к
1) 1849 г.
2) 1855 г.
3) 1864 г.
4) 1882 г.
3. Какое из перечисленных ниже положений соответствуют содержанию «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» от 19 февраля 1861 г.?
1) ликвидация барщины
2) временнообязанное положение крестьян до заключения выкупной сделки
3) выкуп крестьянами личной свободы у помещиков
4) освобождение всех крестьян без земли
4. В ходе военной реформы 1874 г.
1) введена рекрутская система комплектования армии
2) срок службы увеличивался до 25 лет
3) введена всеобщая воинская повинность
4) созданы стрелецкие полки
5. Что было одной из характерных черт внутренней политики в начале царствования Александра II?
1) предоставление дворянству новых привилегий
2) ужесточение преследования либералов
3) смягчение цензуры
4) отказ от преобразований из-за страха перед революционным движением
6. Укажите положение Судебной реформы 1864 г.
1) отмена телесных наказаний для крестьян
2) участие в судебном процессе присяжных заседателей
3) введение сословных судов
4) отмена высшей судебной власти Сената
7. Что из названного ниже является результатом либеральных реформ 60-70-х гг.
1) укрепление сословного строя
2) увеличение количества чиновников
3) ограничение монархической власти
4) развитие предпринимательства
8. Что из перечисленного ниже относится к политике М. Т. Лорис-Меликова, названной современниками «диктатурой сердца»?
1) ослабление цензуры
2) создание военных поселений
3) ликвидация III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии
4) расширение самостоятельности земств
9. Кто возглавил Редакционные комиссии при Главном комитете, которые занимались подготовкой крестьянской реформы?
1) Я.И. Ростовцев
2) М.М. Сперанский
3) С.С. Ланской
4) Д.А. Милютин
10. Ежегодные платежи крестьян за землю, которые крестьяне возвращали государству в течение 49 лет, — это
1) платёжные рассрочки
2) выкупные платежи
3) покупные свободы
4) крестьянские займы
11. Что из перечисленного получили крестьяне по реформе Александра II?
1) право на все земли помещиков
2) право избирать государя
3) право избирать депутатов Государственной думы
4) личную свободу
12. Отметьте один из недостатков Крестьянской реформы 1861 г.
1) сохранение крупных помещичьих земельных владений
2) быстрое разрушение крестьянской общины
3) отсутствие личной свободы у крестьян
4) невозможность для крестьянина перейти в другое сословие
13. Стремление изменить существующие порядки в Российской империи путём осуществления серии бунтов было свойственно взглядам
1) П. Н. Ткачёва
2) П. Л. Лаврова
3) Г. В. Плеханова
4) М. А. Бакунина
14. Прочтите фрагмент из текста и укажите, о ком идёт речь.
«…апостол анархизма, идеолог бунтарского направления. Личность яркая, неординарная… гроза авторитетов и властей, дерзкий революционер и вечный изгнанник… За участие в Дрезденском восстании 1848 г. был приговорён к смертной казни, находился в заточении в тюрьмах Австрии и России, идейный противник Маркса и Энгельса».
1) М. А. Бакунин
2) П. Л. Лавров
3) П. Н. Ткачёв
4) Н. Г. Чернышевский
15. Утверждение о неизбежности перехода от капитализма к социализму путём социалистической революции, движущей силой которой будет рабочий класс, было характерно для
1) А. И. Герцена
2) К. Маркса
3) М. А. Бакунина
4) К. П. Победоносцева
16. Укажите одну из целей внешней политики Александра II.
1) увеличение российских владений в Европе
2) создание антифранцузской коалиции
3) выход из международной изоляции после Парижского мирного договора
4) расширение российских территорий в Маньчжурии
17. В каком году Российская империя продала территорию, Аляски Соединённым Штатам Америки?
1) 1861 г.
2) 1867 г.
3) 1875 г.
4) 1881 г.
18. Какие три государства подписали в 1873 г. договор, известный как «Союз трёх императоров»? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Англия
2) Россия
3) Германия
4) Италия
5) Бельгия
6) Австро-Венгрия
19. Какие положения относятся к характерным чертам внутренней политики Александра II в начале его правления? Найдите в приведённом ниже списке три положения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) объявление амнистии политическим заключённым
2) ограничительные меры против периодической печати
3) ликвидация военных поселений
4) ослабление цензуры, издание новых журналов
5) бескомпромиссная борьба с революционным движением
6) кодификация Российского законодательства
20. Прочтите отрывок из стихотворного обращения к министру иностранных дел А. М. Горчакову (1870 г.) и укажите название моря, в нём упомянутого.
«Да, Вы сдержали ваше слово:
Не двинув пушки, ни рубля,
В свои права вступает снова
Родная русская земля.
И нам завещанное море
Опять свободною волной,
О кратком позабыв позоре,
Лобзает берег свой родной».
1) Чёрное
2) Каспийское
3) Балтийское
4) Азовское
21. В каком городе проходила конференция, на которой была официально закреплена договором отмена нейтрализации Чёрного моря?
1) Париже
2) Лондоне
3) Стамбуле
4) Мадриде
22. Расположите в хронологическом порядке исторические события. Запишите ответ в виде правильной последовательности цифр, которыми обозначены исторические события.
1) реформа городского самоуправления
2) отмена крепостного права
3) введение всеобщей воинской повинности
4) судебная реформа
23. Какую реформу Александр II не проводил?
1) Земскую
2) В области образования
3) В области цензуры
4) Медицинскую
5) Денежную
6) Крестьянскую
7) Военную
8) Судебную
24.Установите соответствие между положениями судебной реформы 1864 г. и принципами, которые эти положения отражают: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПОЛОЖЕНИЯ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ | ПРИНЦИПЫ | |
А) О делах, производившихся в публичных заседаниях судебных мест, дозволяется печатать для всеобщего сведения. Б) Судебная власть… распространяется на всех и на все дела, как гражданские, так и уголовные. В) В судебном разбирательстве участвуют представители защиты и обвинения. | 1) независимость суда 2) всесословность суда 3) гласность суда 4) состязательность процесса |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В |
25. Прочтите отрывок из исторического документа и выполните задания.
Используйте в ответах информацию источника, а также знания из курса истории.
Из воспоминаний Б. Н. Чичерина «Это известие всех страшно поразило, огорчило, ошеломило. Подробности о совершённом злодеянии исполнили всех ужасом. Во всех слоях народа грусть, страх и изумление овладели людьми. Покойного государя любили, обожали освобождённые крестьяне и бывшие дворовые люди; но душевно были к нему расположены и преданы в обществе все его знавшие и те, которые слышали о его сердечной доброте, о его всегдашнем расположении ко всему доброму делу. Едва ли кто из русских самодержцев был так любим, как … Всякий русский с чувством от души говорил: «Вечная тебе память!»
1. Используя текст источника, укажите, о каком историческом событии идёт речь. Точно укажите дату.
2. Назовите предполагаемое название революционной организации, причастной к этому событию, и её лидеров.
3. Подведите итоги правления российского государя, о котором идёт речь.
4. Предположите причины появления в России терроризма.