Итак, внимательный анализ альтернативистской литературы обнаруживает, что «пунктов схождения» насчитывается ровно пять. И именно они составляют основные условия спасения от катастрофы на путях перехода к альтернативной цивилизации. [3, c. 117] Такой точки зрения придерживается и Бестужев-Лада.
Во-первых, это «низкая энергетика», т.е. энергетика, минимально загрязняющая окружающую среду, надежно обеспеченная автоматически восполняющимися ресурсами и сама обеспечивающая достаточно высокий уровень и качество жизни людей на далекую перспективу. Переход к альтернативной цивилизации невозможен без восстановления на качественно новой основе серьезно нарушенного к нашему времени глобального топливно-энергетического и зависимого от него материально-сырьевого баланса. Согласно Бестужеву-Ладе, «альтернативная энергетика –….десятка так называемых чистых, восполняющихся источников энергии…. Это энергия Солнца, в том числе транслируемая из ближайшего космоса на Землю микроволновыми передатчиками, водных потоков на реках, приливов и отливов, волн, ветра, в том числе в верхних слоях атмосферы, подземного тепла Земли, внутреннего тепла морей, температурных перепадов на море и на суше, не говоря уже о таких колоссальных, но плохо изученных источниках, как атмосферное электричество и земной магнетизм». [1, c. 59]
Во-вторых, это высокая устойчивость. Понятие «устойчивость» является для альтернативистики не просто важным, а ключевым, определяющим. В широком смысле «устойчивость » связывается обычно с системой глобальных, региональных и локальных балансов, которых насчитывается более десятка: топливно-энергетический, материально-сырьевой, продовольственный, транспортный, торговый, экологический, демографический, иногда сюда же добавляются межотраслевой, коммуникационный (производство и потребление информации), экономический (доходы и расходы), жилищный (строительство и распределение жилья), образовательный (прием и выпуск учащихся), военный (вооруженные силы) и др. Один из важнейших в этом ряду – демографический баланс.
|
По оценке демографов, численность населения земного шара по сравнению с сегодняшним днем удвоится уже к 2030 году! [4] Бестужев-Лада видит выход из сложившейся ситуации в переходе от многодетной и малодетной семьи к «среднедетной», т.е. в среднем к трем детям на каждую женщину детородного возраста.
В-третьих, альтернативная цивилизация предполагает «натуральность» или «экологическую чистоту». Основные направления природнозагрязнительной деятельности человека (загрязнение воздушной и водной среды, ландшафтов, включая эрозию почв, радиационное, тепловое, шумовое, химическое загрязнение, загрязнение земной поверхности твердыми отходами, мусором) Бестужев-Лада называет «восемью конями Апокалипсиса». [1, c. 130] Не ответом ли на эту тенденцию еще в XVIII столетии стали призывы великого философа Жан-Жака Руссо «назад к природе»? Выход, согласно Бестужеву-Ладе, состоит в том, чтобы «… сбросить балласт псевдопотребителей, ослабить тем самым индустриальную нагрузку на природную среду и вернуться к экологической чистоте первозданного мира». [1, c. 163]
В-четвертых, альтернативная цивилизация предполагает «всеобщее разоружение» или «полную демилитаризацию». Ведь в современных условиях любая попытка решить какой бы то ни было конфликт (будь то межнациональный, межгосударственный конфликт или какой-то еще) с позиции силы может привести к уничтожению всей земной цивилизации в целом. Альтернативой тотальному уничтожению человечества в ядерной катастрофе мыслится идея мирового правительства.
|
В истории эта идея возникала не единожды. Так, достаточно вспомнить поиски и размышления по этому поводу Эразма Роттердамского, Яна Амоса Коменского, Ж.-Ж. Руссо, В. Пенна, И. Канта, В. Малиновского, Г. Кларка.
При этом Бестужев-Лада признает, что вечной антитезой идее мирового правительства служит идея национального суверенитета. И ставит вопрос о смещении акцента на суверенизацию личности. Что же касается формирования мировых законодательных органов, то, согласно Бестужеву-Ладе, в основу должна быть положена Ассамблея ООН и принцип консенсуса.
Очень помогло бы, на его взгляд, формирование федераций и конфедераций по типу Европейского Сообщества. Совет Безопасности ООН – основа геоминистерства внутренних (земных) дел с достаточно сильным корпусом «голубых касок», чтобы призвать к порядку «любого Саддама». [1, c. 218]
Есть ЮНЕСКО – готовая основа Министерства образования, науки и культуры, МВФ – основа Министерства финансов и так далее в том же духе.
Наконец, существует Международный Суд. Все дело только за тем, чтобы дать ему такие прерогативы, чтобы любой Буш уважал его больше, чем Конгресс США.
И, в-пятых, одной из важнейших характеристик альтернативной цивилизации, которой уделяется наибольшее внимание, является «подлинная человечность». Под ней подразумевается, прежде всего, естественное образование (т.е. образование, основывающееся прежде всего на воспитательном потенциале семьи), подлинная культура и преодоление антикультуры. Согласно Бестужеву-Ладе, альтернативой антикультуре и бездуховности может стать «клуб по интересам». Досуговый клуб по интересам – высшая форма организации досуга. Низшая – это рынок досуга (по аналогии с рынком труда). Промежуточная – кружок по интересам. «Есть и сегодня группки людей, составляющие фактически те самые клубы по интересам…. Вопрос в том, чтобы такая социальная организация охватила общество в целом». [1, c. 294] Интересы – личные, групповые, корпоративные и т.д., без сомнения, являются побудительным мотивом человеческой жизнедеятельности. Интерес к чему-либо – серьезное основание для объединения людей в более или менее постоянные коллективы.
|
Таким образом, альтернативную цивилизацию Бестужева-Лады характеризуют низкая энергетика, высокая устойчивость, натуральность, полная демилитаризация и подлинная человечность – на этих «пяти китах» основано будущее человечества, выживание человеческой цивилизации на планете Земля.