Ни для кого не является секретом, что семья играет важнейшую роль в жизни общества. Рассмотрению вопросов становления и укрепления института семьи, как основной ячейки альтернативной цивилизации, Бестужев-Лада уделил большое внимание в своей работе, потому остановимся на этом аспекте более подробно.
Семья – это особого рода социальная малая группа, предназначенная для оптимального удовлетворения потребности в самосохранении (главным образом в продолжении рода) и в самоутверждении (уважении со стороны окружающих и на этом основании в самоуважении). [2, c. 294] Однако это изначальное предназначение в жизни бесконечно извращается.
Сложная и многопоколенная семья является идеальным социальным организмом для полноценного воспроизводства поколений. В этом смысле ей нет альтернатив. Согласно Бестужеву-Ладе, пока отношения между людьми регулировала семья, полностью господствовавшая в жизни человека, опасность «легкого поведения» молодежи минимизировалась. Но вот семья стала рушиться, или уже рухнула…. Нет смысла описывать то, что из этого получилось – преступность, наркомания, алкоголизм, проституция –все это следствия прежде всего утраты семейных ценностей. Утрата семейных ценностей для европейской цивилизации привела к тому, что воспитанный в таком духе человек делает потрясающее открытие – «дети не нужны». [1, c. 108] Большинство семей обзаводятся только одним ребенком, все его балуют, откупаются подарками, а вот уделить ему хотя бы минуту – недосуг. В результате «массовым тиражом произрастает редкий прежде инфантил,... даже 60-летний совсем немолодой человек с психологией избалованного ребенка…. заведомо не работник…, заведомо не семьянин, и заведомо не гражданин». [1, c. 110] Это человек с подорванными стимулами к жизни. И растущий процент «выбрасывается на обочину»: уходит в богему, ударяется в наркоманию, кончает самоубийством. Кроме того, катастрофически ломается возрастная структура общества. Кто будет кормить растущую армию пенсионеров?
|
Как уже упоминалось выше, выход из создавшейся ситуации Бестужев-Лада видит в переходе общества к «среднедетной» семье, в которой на каждую женщину приходится в среднем по 3 ребенка. Один ребенок идет на замену матери, другой – отца, а третий компенсирует нехватку детей в однодетных, двухдетных и бездетных семьях. Именно таким способом в обществе достигается «демографический оптимум».
Для знакомства молодых людей и создания семей Бестужев предлагает организовать «клубы по интересам». Следует также создать и соответствующие условия для сохранения семьи, т.е. для минимизации разводов. Для этого предполагается широкая программа муниципального строительства дешевых квартир специально для молодоженов, которые получают их в рассрочку на 20-30 лет, с частичным автоматическим погашением долга по мере появления детей. Создаются стимулы для обзаведения 3-4 детьми в виде льготных кредитов на жилье вплоть для полного аннулирования долга при рождении третьего, или четвертого ребенка.
Подавляющее большинство женщин пытаются совместить производственные ценности с семейными. Нужно помочь им в этом. Достигается это продлением полностью оплаченного пред- и послеродового отпуска в идеале до достижения ребенком трехлетнего возраста, а также распространением еще лет на 7-10 половинчатой рабочей недели с полной оплатой, либо половинной же, но с высоким пособием на ребенка. [1, c. 121]
|
Семья словно нарочито создана для упорядочения быта и досуга человека, а также для оптимального удовлетворения половых потребностей людей. И самое главное – семья создана для оптимального воспроизводства поколений и в количественном, и особенно в качественном отношении: «Вечными остаются только Семья, Дети, Ученики. В них, и только в них сосредоточивается смысл жизни. Трудиться для них. Думать о них. Жить их жизнью. Это и есть полноценная человеческая жизнь. Все остальное –либо средство для нее, либо фанатический бред». [1, c. 123] Сегодня впору говорить о семье, как о точке опоры, чтобы земной шар не перевернулся. Есть серьезные основания полагать, что именно семья станет гарантом устойчивости альтернативной цивилизации, тем Римом, куда в XXI веке будут вести все дороги.
Заключение
Ужаснее фильма ужасов – такое определение получила в одной из рецензий книга Бестужева-Лады «Альтернативная цивилизация». Посвятив более сорока лет исследованиям в области прогнозирования и глобалистики, детально изучив все аспекты глобальных проблем современности, обобщив труды своих предшественников - футурологов и альтернативистов XX века, российский ученый оказался перед неотвратимостью новой реальности – альтернативной цивилизации – низкоэнергетической (в смысле экономичности потребления энергии), высокоустойчивой (в плане восстановления глобальных балансов, на которых зиждется человеческая цивилизация), экологически чистой, полностью демилитаризованной и подлинно человечной. При этом основной ячейкой общества становится семья, как содружество любящих, или хотя бы симпатизирующих друг другу людей – идеальная организация для нормального воспроизводства населения и в количественном, и в качественном отношении. На пороге нового тысячелетия вполне естественны попытки человечества приоткрыть дверь в будущее, решить назревшие проблемы современности, оставить следующим поколениям хотя бы рецепт процветающего общества, лишенного тех бед, с которыми приходится сталкиваться современному обществу ежедневно, ежечасно и ежесекундно. Безусловно, некоторые идеи ученого выглядят утопичными, большинству из них требуется достаточно долгое время, необходимого для коренной перестройки общества. Но как знать, может именно в них, в идеях Бестужева-Лада и заключается рецепт светлого будущего наших детей, внуков и правнуков?…