Для студентов 2 курса ЗДО-18
Форма обучения: заочная
1. Понятие о детской литературе. Специфика детской литературы. Основные функции детской книги. Круг чтения ребенка дошкольного возраста.
2. Особенности восприятия детьми художественных произведений: младший, средний, старший дошкольный возраст. Отбор книг для детского чтения с учетом возрастных особенностей и индивидуальных читательских интересов ребенка.
3. Понятие о детском фольклоре. Состав детского фольклора: произведения взрослых для детей, заимствования из взрослого фольклора, творчество самих детей. Роль фольклора в приобщении ребенка к национальной культуре.
4. Малые жанры фольклора. Многообразие жанров. Тематика. Система образов. Художественные особенности. Роль малых жанров в воспитании физически здорового, жизнерадостного, любознательного ребенка.
5. Сказка как жанр фольклора. Виды русских народных сказок. Сказка-«активное и эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка, его ум, чувства, воображение, волю.
6. Сказки о животных. Иносказательное изображение человеческих характеров. Резкое разграничение положительного и отрицательного. Представления об уме и глупости, хитрости и прямодушии, о добре и зле, храбрости и трусости и др.
7. Волшебные сказки. Борьба за победу справедливости. Идеализированный герой. Конфликт с волшебными и социальными силами. Сложный драматический сюжет. Чудесные помощники. Особые поэтические формулы.
8. Социально-бытовые сказки. Картины труда и быта русского народа. Сжатый сюжет. Юмористический и сатирический характер сказок.
9. Былина как жанр фольклора. Понятие о героической этике. Уроки служения Родине и народу. Образы былинных богатырей, воплощение в них народных идеалов. Повествовательное начало. Приемы гиперболизации.
|
10. Мифология древних славян. Миф как жанр фольклора. Тотемизм и обожествление стихий как характерные черты славянской мифологии. Роль славянских мифов в приобщении ребенка к традициям народной культуры.
11. Возникновение детской литературы. Основные этапы развития детской литературы(9-18в.в.) Формирование круга детского чтения: жанры Поучения, Жития, Беседы. Азбуки, буквари, потешные книги, энциклопедии, журналы. Научно-познавательный, учебно-дидактический характер первых детских книг.
12. Русская детская литература 19 века. В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов о детской литературе и детском чтении. Многообразие жанров в литературе для детей: исторические книги, детские журналы, сказки, рассказы, стихи, басни.
13. Литературная сказка в творчестве русских писателей 19века.: А.С.Пушкина, П.П.Ершова, В.И.Даля, В.А.Жуковского, А.Погорельского, В.Ф.Одоевского, С.Т.Аксакова.
Гуманизм идей, красота внутреннего мира человека. Динамизм сюжета, игровой характер повествования,богатство изобразительно-выразительных средств.
14. Произведения А.С.Пушкина, вошедшие в круг детского чтения: стихотворения, отрывки из поэм, сказки. Роль произведений А.С.Пушкина в нравственно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.
15. Пейзажная лирика поэтов 19века.Человек и природа в стихах В.А.Жуковского, Н.А.Некрасова, А.К.Толстого, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева, А.Н.Майкова, А.Н.Плещеева и д.р. Роль стихов в воспитании у ребенка интереса и любви к лирической поэзии.
|
16. Произведения К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого для детей. Многообразие тем и жанров. Единство педагогического замысла и его литературного воплощения. Своеобразие стиля авторов. Нравственное воспитание и развитие эмоциональной сферы ребенка.
17. Литература конца 19-начала 20веков.Гуманистические идеи произведений Д.Н.Мамина-Сибиряка,В.Гаршина,Н.Телешова,А.Чехова,А.Куприна,Л.Чарской и д. р. Знание детской психологии. Интерес к ребенку, его личности, социальному положению и образованию.
18. Поэзия конца 19-начала 20 веков. Картины природы в стихах А.Блока, С.Городецкого, И.Бунина, К.Бальмонта, С.Есенина и д. р. Богатство изобразительно-выразительных средств. Стихи поэтов как средство развития эстетического чувства ребенка.
19. Литература 20 века. Основные тенденции развития детской литературы. Новая концепция человека в литературе «советского» периода. Изменение пафоса детской прозы и поэзии. Многообразие тем и жанров. Установка на психологию ребенка. Поиски новых средств выразительности.
20. Литературная сказка 20 века. Романтические идеалы и ценности эпохи преобразований и веры в социальную справедливость. Рождение новых героев. Развитие жанра сказки в творчестве К.Чуковского, С.Маршака, М.Горького, Ю.Олеши, А.Волкова, А.Толстого, Е.Щварца, В.Катаева и д. р.
21. Литературная сказка в современной русской литературе для детей. Юмористическая сказка в творчестве Н.Носова. Сказка-жизнь в творчестве Э.Успенского.Остроумные сказки Г.Остера. Философские сказки Г.Цыферова, С.Козлова, Н.Абрамцевой, Т.Александровой и др.
|
22. Поэзия 20 века. Тематическое и жанровое многообразие. Развитие русской детской поэзии в творчестве К.Чуковского, С.Маршака, А.Барто, С.Михалкова, В.Берестова и др. Доминирование игровой, лирической направленности. Роль стихов в развитии личности ребенка-дошкольника.
23. Игровая авторская поэзия в творчестве ОБЭРИУ и современных поэтов.Шутки, перевертыши, загадки, считалки, дразнилки, скороговорки и др. Приемы словесной игры. Эксперименты со словом, образами, жанрами. Особый взгляд на мир, нестандартное детское мировидение и миропонимание в стихах Д.Хармса, М.Бородицкой, О.Григорьева, Г.Сапгира,Т.Собакина, Э.Мошковской и др.
24. Природоведческая книга для детей. Научно-популярные и художественные произведения для детей. Философские рассказы М.Пришвина, К.Паустовского. Научная сказка В.Бианки. Анималистическая книжка-картинка Е.Чарушина. Произведения Н.Сладкого, В.Сахарного, Н.Романовой и др. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
25. Юмористические рассказы для детей. Литературный смех и его разновидности в детской книге. Комизм характеров. Комизм ситуаций. Комизм слова. Сочетание смешного и серьезного. Творчество Н.Носова, В.Драгунского, В.Голявкина и др. - превосходная школа юмора для детей.
26. Зарубежная литература для детей. Этапы развития. Возникновение собственно детской литературы в 17-18 в.в. Дидактический характер книг для детей. Идеализация детства писателями-романтиками в 19 веке. Рост реалистических тенденций, углубление психологизма, отражение социальных контрастов и современных проблем в детской литературе 20века.
27. Фольклор народов мира Малые жанры. Сказки. Мифы. Знания о мире, нравственных ценностях народа, его культуре, традициях. Художественные особенности произведений фольклора для детей. Фольклор в чтении детям дошкольного возраста.
28. Библия как величайший памятник культуры человечества. Отражение в мифах, легендах сказаниях представлений о происхождении мира и человека, о судьбе народа и народного героя. Роль библейских легенд в духовном и культурном воспитании ребенка.
29. Литературная сказка в творчестве зарубежных писателей. Включение в круг детского чтения сказок Ш.Перро, братьев Гримм, Г.Х.Андерсена, В.Гауфа, Р.Киплинга, А.Милна, Д.Родари, А.Линдгрен, У.Диснея, Д.Хьюза, Э.Хогарта и др. Гуманистическое отношение к Миру. Нравственные проблемы. Занимательность сюжета. Особенности стиля.
30. Зарубежная поэзия. Многообразие жанров в творчестве Э.Лира, Л.Кэррола, А.Милна, Д.Чиарди, В.Смитта, М.Карема, Ю.Тувима, Я.Бжехвы, Э.Фарджон и др. Фантазия и юмор. Игра в слова и со словами. Познание ребенком мира и самого себя.
31. Зарубежная проза. Прозаические произведения Р.Маклоски, Э.Яниковской, Б.Лидгрен, О.Панку-Яша, С.Топпсона, У.Кушерона и др. Мир детства, взаимоотношения детей и взрослых. Богатство познавательного материала. Воспитание в ребенке любви ко всему живому. Решение детских проблем. Юмор. Занимательность сюжета.
32. Литературно-художественный и исполнительский анализ текста. Выявление художественных особенностей произведения: тема, идея, сюжет, язык, стилевые особенности и др. Определение сверхзадачи чтения и средств выразительного чтения.
33. Особенности исполнения произведений разных жанров. Выразительное чтение фольклорных произведений. Выразительное чтение авторских прозаических и поэтических произведений. Особенности исполнения произведений в детской аудитории.
34. Разные подходы к ознакомлению ребенка с книгой в традиционных и альтернативных программах по дошкольному образованию. Многообразие форм работы: ритуал чтения, уголок детской книги, занятия, рассказ о писателе, инсценирование, литературные праздники, игры, путешествия, концерты и др.
Практические задания
1. Анализ художественного произведения для детей писателя 19в. (по выбору).
2. Анализ цикла поэтических произведений А.Барто («Снегирь», «Есть такие мальчики», «Мы с Тамарой», «Братишки», «Я живу в Москве», «Из пестрых страниц», «Все учатся», Хорошая табуретка», «Вовка – добрая
3. Анализ малых жанров устного народного творчества.
4. Анализ русских народных сказок.
5. Анализ произведений С.Маршака для младших школьников из разных циклов (героических, юмористических, сатирических, лирических).
6. Анализ басен И.А. Крылова.
7. Анализ стихотворений А.С.Пушкина, вошедших в круг детского чтения.
8. Анализ справочной литературы для детей.
9. Анализ сказок А.С.Пушкина.
10. Анализ сказок А.Погорельского и В.Ф.Одоевского (фольклорные традиции и поэтика авторской сказки).
11. Анализ сказок П.Ершова и С.Аксакова (фольклорные традиции и поэтика авторской сказки).
12. Анализ стихотворений В.В.Маяковского для детей.
13. Анализ поэтических произведений 19 века (Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова, А.К.Толстого – по выбору).
14. Краткий анализ басен, сказок и рассказов Л.Н.Толстого для детей.
15. Краткий анализ басен, сказок и рассказов К.Д.Ушинского для детей.
16. Анализ сказок В.М.Гаршина (этическая и эстетическая их ценность).
17. Анализ рассказов А.П.Чехова о животных («Белолобый», «Каштанка»).
18.Анализ поэтических произведений С.Я.Маршака для младшего школьного возраста.
19.Чтение-рассматривание книги Б.С.Житкова «Что я видел».
20. Анализ цикла рассказов Б.Житкова: «Рассказы о животных», «Морские истории», «О смелых людях», «Рассказы о технике» (по выбору).
21. Анализ повести-сказки «Кладовая солнца» М.Пришвина.
22. Анализ сказок Ш.Перро.
23.Анализ книги В.В.Бианки «Лесная газета».
24.Анализ цикла рассказов Е. Чарушина («Про охоту», «Про меня самого», «Про ребят», «Про Томку», «Про зверей» - по выбору).
25 Анализ сказок Г.Х.Андерсена.
26. Методический анализ детской книги (Р.Киплинг).
27. Методический анализ детской книги (М.Джалиль).
28. Анализ стихотворений астраханских поэтов для детей.
29. Анализ сказок В.А.Жуковского.
30. Анализ справочной литературы для детей.
32. Анализ цикла поэтических произведений А.Барто («Снегирь», «Есть такие мальчики», «Мы с Тамарой», «Братишки», «Я живу в Москве», «Из пестрых страниц», «Все учатся», Хорошая табуретка», «Вовка – добрая душа», «Звездочки в лесу», «Дедушкина внучка», «Младший брат», «Звенигород», «Вам не нужна сорока?» - по выбору).
33. Анализ произведений С.Маршака для младших школьников из разных циклов (героических, юмористических, сатирических, лирических).