ПРАКТИКУМ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ЗАДАНИЕ 1: Разработка программы развития социально-психологических компетенций педагога. Осуществляется по следующему ориентировочному плану:
1. Пояснительная записка
- Актуальность программы.
- Целевая группа (возраст, пол, количественный состав, психологические и др. особенности).
- Цель программы(формулируется конкретно и позитивно, в терминах развития, формирования определенных качеств личности и способностей).
- Задачи (диагностические, методические, воспитательные, развивающие, коррекционно-оценочные и др).
- Ожидаемые результаты (они же – критерии достижения цели).
- Необходимые ресурсы.
- Продолжительность программы.
2. Теоретические положения или глоссарий (приводятся определения основных понятий).
3. Тематический план занятий
№ п/п | Наименование раздела, модуля, темы | Количество часов |
4.Содержание программы по разделам, модулям, темам
Тема занятия:
Цель:
Основное содержание:
Формы и методы работы:
Реквизит:
5. Методические материалы и список используемой литературы
Приложения
ПРАКТИКУМ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
ЗАДАНИЕ 2: Анализ динамики развития детского коллектива (на примере книги А.С. Макаренко «Педагогическая поэма»), определение содержания педагогического сопровождения на каждом этапе развития детского коллектива.
Этапы развития детского коллектива (А.Н. Лутошкин) | Основные события | Социально-психологические характеристики коллектива | Проявления социально-психологических характеристик коллектива | Педагогические задачи по сопровождению развития детского коллектива |
1. «Песчаная россыпь» (с момента организации до «колки дров») | отсутствие коллектива | Организация жизнедеятельности в коллективе (предъявление основных требований): 1) 2) 3) | ||
2. «Мягкая глина» (с момента «колки дров» до первых форм организации коллектива) | Дифференциация коллектива преобладает над интеграцией | Объединение в единый коллектив (в том числе, через организацию совместной деятельности): 1) 2) 3) | ||
3. «Мерцающий маяк» (с создания первых форм организации коллектива до задержания Макаренко) | Сплочение коллектива | Предъявление социально значимых ценностей, целей, перспектив развития коллектива. 1) 2) 3) Организация совместной деятельности, направленной на достижение этих целей. 1) 2) 3) | ||
Благоприятный социально-психологический климат коллектива | ||||
«Индивидуальность» коллектива | ||||
4. «Алый парус» (с обыска до вступления в комсомол, до переселения в Трепке) | Структура и самоорганизация коллектива | Стимулирование внутригрупповой и межгрупповой активности 1) 2) 3) | ||
5. «Горящий факел» (с активизации интереса крестьян до переселения в Куряж) | Коллективное принятие жизненно важных решений. | …. 1) 2) 3) | ||
Появление новых перспектив. | … 1) 2) 3) | |||
Распространение опыта | ….. 1) 2) 3) | |||
Творческий уровень деятельности | …. 1) 2) 3) |
ПРАКТИКУМ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ
ЗАДАНИЕ 3:
1. Разработка и презентация проекта предметных компетенций учащихся (по определенному предмету, разделу, теме).
2. Разработка и презентация личностных компетенций учащихся.
3. Разработка и презентация проекта метапредметных компетенций учащихся:
− познавательных;
− коммуникативных;
− регулятивных.
Опираясь на ФГОС основного общего образования и таксономию целей Б. Блума (см. материалы к заданию 1)
1. Сформулировать возможные цели (результаты) обучения «под» материал конкретной темы, параграфа (указать предмет, авторов учебника, название предмета, тему, параграф).
2. Описать действия-критерии достижения результатов обучения в каждой сфере.
3. Ориентировочно наметить (на перспективу) «образовательные продукты», методы обучения, позволяющие достигнуть желаемых результатов.
Форма представления выбирается самостоятельно.
Возможные формы представления:
Цели (результаты) обучения | Действия – критерии достижения цели | Методы обучения | «Образовательный продукт» |
1. Личностные: | |||
2. Метапредметные познавательные | |||
Метапредметные Регулятивные: умение организовывать свое рабочее место | Достал нужный учебник и тетрадь (заранее) Рационально расположил предметы на парте Убрал лишние предметы Поддерживает порядок на парте в течение урока Быстро ориентируется в расположении предметов….. Помогает другим учащися организовывать их рабочие места | Личный пример Объяснение, иллюстрация, демонстрация Поощрения | Памятка по организации рабочего места Рисунок Схема |
Метапредметные коммуникативные | |||
3. Предметные |