Словарь основных терминов




Предисловие

 

Вниманию специалистов предлагается первый научно-практический (постатейный) комментарий Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" N 193-ФЗ от 27 июля 2010 года. Как известно, с 1 января 2011 года в Российской Федерации вводятся в действие правила, регламентирующие процедуру внесудебного урегулирования правовых споров - процедуру медиации.

Развитие примирительных процедур является одним из приоритетных направлений совершенствования существующих в Российской Федерации механизмов разрешения споров и защиты нарушенных субъективных прав. Преимущества внедрения медиации и иных альтернативных традиционному судопроизводству способов урегулирования конфликтов очевидны как в отношении государства, так и участников спорного правоотношения. Примирение сторон на ранних стадиях процесса и, тем более, до его начала влечет снижение количества дел, рассматриваемых судами, как следствие, обеспечивает повышение качества отправляемого правосудия. Между тем, в силу своей гибкости и диспозитивности альтернативные способы урегулирования споров позволяют выработать оптимальное решение возникшей проблемы, способствуют укреплению партнерских отношений, формированию культуры мирного конструктивного самостоятельного разрешения конфликтных ситуаций участниками гражданского оборота.

Указанный закон создает правовые основания для становления и развития медиации в России, определяет условия и основания применимости медиации как самостоятельного способа урегулирования правовых споров, что является практическим шагом к реализации мероприятий по внедрению примирительных процедур, предусмотренных Федеральной целевой программой "Развитие судебной системы России на 2007-2011 годы", действие которой продлено до 2012 года.

В законе закрепляется частная модель медиации как самостоятельный институт урегулирования правовых споров, в том числе переданных на рассмотрение и разрешение в государственный или третейский суд. В то же время необходимо отметить, что большая часть положений этого закона идентична нормам, предложенным в Проекте N 126244-5 Федерального закона "О примирительной процедуре с участием посредника (медиации)", который был разработан группой ученых под руководством профессора Е.И. Носыревой на основе Типового закона ЮНСИТРАЛ "О международной коммерческой согласительной процедуре", получил одобрение международных экспертов, а также широкую поддержку российских специалистов, исследующих проблемы примирительных процедур. Разработка похожих проектов законов о медиации вместо совершенствования имеющихся разработок свидетельствует об экстенсивном подходе к законотворческой деятельности, который вряд ли можно назвать наиболее эффективным. В частности, многие формулировки норм, содержащиеся в Проекте N 126244-5, представляются более выверенными с точки зрения юридической техники по сравнению с аналогичными положениями принятого закона.

В целом же перспективы у нового института очевидны. Медиационные технологии могут быть применимы в различных сферах юридической деятельности. Медиация, как особый вид деятельности, может быть воспринята представителями различных юридических практик: адвокатами, судьями, нотариусами, судебными приставами-исполнителями.

Настоящий Комментарий подготовлен учеными кафедры гражданского процесса УрГЮА, которые являются практикующими медиаторами, аккредитованными при Центре правовых технологий и примирительных процедур (медиации) Уральской государственной юридической академии. Представители уральской процессуальной школы занимаются проблемами внесудебного урегулирования споров с середины 80-х годов ХХ века, и данный Комментарий является продолжением этих традиций*(1). При написании Комментария авторами использовались современные научные разработки в области альтернативного разрешения спора, примирительных процедур, труды отечественных и зарубежных ученых, а также практика Центра правовых технологий и примирительных процедур (медиации) Уральской государственной юридической академии по урегулированию правовых споров с применением процедуры медиации.

Медиация активно применяется в международной практике, а также в юридической практике многих зарубежных государств. Поэтому при работе над Комментарием использовались Согласительный Регламент ЮНСИТРАЛ от 23 июля 1980 года, Типовой закон ЮНСИТРАЛ "О международной коммерческой согласительной процедуре" от 24 июня 2002 года, рекомендации Комитета министров Совета Европы 16 сентября 1986 года N R (86) 12 "О мерах по недопущению и сокращению чрезмерной нагрузки на суды"; Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза от 21 мая 2008 года N 2008/52/ЕС "Относительно некоторых аспектов медиации в гражданских и коммерческих делах", а также законодательные акты иностранных государств по вопросам применения медиации.

Уверены, что настоящий Комментарий будет полезен для практикующих медиаторов, судей, нотариусов, адвокатов, иных категорий практикующих юристов, так или иначе соприкасающихся с практикой медиации, а также для студентов и преподавателей юридических и иных вузов в рамках изучения вопросов альтернативных способов разрешения правовых споров.

 

Словарь основных терминов

 

Ассоциация (союз) - некоммерческая организация, создаваемая коммерческими организациями в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов.

Государственная гражданская служба - это вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

Деятельность по проведению процедуры медиации (в узком смысле) - осуществление медиатором действий по проведению непосредственно самой процедуры медиации.

Деятельность по проведению процедуры медиации (в широком смысле) - комплекс мероприятий, проводимых организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.

Коллективный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Коммерческая организация - юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Корпоративный спор - спор, связанный с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, являющемся коммерческой организацией, а также в некоммерческом партнерстве, ассоциации (союзе) коммерческих организаций, иной некоммерческой организации, объединяющей коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей, некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации в соответствии с федеральным законом.

Медиабельность спора - свойство правового спора, в силу которого он может быть урегулирован в процедуре медиации.

Медиативное соглашение - соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме.

Медиатор, медиаторы - независимое физическое лицо, независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.

Медиационные компетентности - совокупность профессиональных знаний и навыков в области медиации, эффективной коммуникации, в анализе структуры конфликта, в организации и ведении переговоров.

Медиация (для целей Европейского кодекса поведения медиаторов) - любой процесс, при котором две и более стороны соглашаются на привлечение третьей стороны (медиатора) для оказания им помощи при разрешении их спора путем достижения согласия без судебного решения независимо от того, как этот процесс может называться или характеризоваться в общепринятом смысле в каждой из стран-членов.

Медиация (п. (а) ст. 3 Европейской Директивы относительно некоторых аспектов медиации в гражданских и коммерческих делах) - любой процесс вне зависимости от его обозначения, в котором две или более стороны спора прибегают к помощи третьей стороны с целью достижения соглашения о развитии их спора, и вне зависимости от того, был ли этот процесс инициирован сторонами, предложен или назначен судом или предписывается национальным законодательством государства-члена ЕС.

Муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Должность муниципальной службы - это должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Некоммерческое партнерство - основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, указанных в п. 2 ст. 2 ФЗоНО.

Организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации - юридическое лицо, одним из основных видов деятельности которого является деятельность по организации проведения процедуры медиации, а также осуществление иных действий, предусмотренных Федеральным законом "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)".

Отложение судебного разбирательства - это временная краткосрочная остановка судебного разбирательства, когда одно заседание оканчивается в незавершенном состоянии и назначается время очередного полностью возобновляемого заседания.

Предпринимательская деятельность - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Принцип добровольности - правило, согласно которому начало и проведение примирительной процедуры, а также заключение и исполнение медиативного соглашения осуществляется на основе взаимного волеизъявления участников медиации.

Принцип конфиденциальности - правило, согласно которому сам факт проведения процедуры медиации, а также сведения и документы (в том числе устная информация), используемые при проведении медиации, не подлежат раскрытию, если иное не установлено соглашением сторон.

Принцип независимости и беспристрастности медиатора - правило, согласно которому медиатор в ходе проведения примирительной процедуры стремится к равному и справедливому отношению к сторонам, а также не находится в организационной, функциональной и (или) иной прямой или опосредованной зависимости от сторон.

Принцип профессионализма - правило, согласно которому медиатор проводит альтернативные процедуры на профессиональной основе, т.е. владеет медиационными компетентностями, позволяющими ему обеспечить квалифицированное и качественное проведение медиации.

Принцип равноправия сторон - правило, согласно которому ни одна из сторон не имеет преимуществ по отношению к другой стороне, стороны имеют равные возможности на совершение всех процедурных действий.

Принцип самостоятельности - правило, согласно которому стороны по собственному усмотрению определяют порядок проведения, содержание и конечный результат медиации.

Принцип сотрудничества - правило, согласно которому стороны при осуществлении поиска вариантов урегулирования спора должны содействовать друг другу с целью достижения конечного результата.

Принципы проведения медиации - фундаментальные, наиболее общие начала организации и осуществления примирительной процедуры с участием посредника.

Процедура медиации - способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения (ст. 2 Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)").

Процессуальный срок - срок для совершения действий, который определяется точной календарной датой, указанием на событие, которое обязательно должно наступить, или периодом времени, в течение которого процессуальное действие может быть совершено.

Публичный интерес - государственный и общественный интерес, когда Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в правоотношениях как публично-правовые образования.

Реестр саморегулируемых организаций - федеральная информационная система, содержащая зафиксированные на материальном носителе в соответствии с законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации сведения о некоммерческих организациях, получивших статус СРО, в соответствующей сфере деятельности.

Саморегулирование - самостоятельная и инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности, содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

Саморегулируемые организации - некоммерческие организации, созданные в целях саморегулирования, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

Согласительная процедура - процедура, которая может именоваться согласительной, посреднической или обозначаться термином аналогичного смысла и в рамках которой стороны просят третье лицо достичь мирного урегулирования их спора, возникшего из договорных или иных правоотношений либо в связи с ними.

Соглашение о применении процедуры медиации - соглашение сторон, заключенное в письменной форме до возникновения спора или споров (медиативная оговорка) либо после его или их возникновения, об урегулировании с применением процедуры медиации спора или споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением.

Соглашение о проведении процедуры медиации - соглашение сторон, с момента заключения которого начинает применяться процедура медиации в отношении спора или споров, возникших между сторонами.

Споры, возникающие из гражданских правоотношений - вид правовых споров, возникающих из отношений, регулируемых гражданским законодательством. В соответствии с п. 1 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Споры, возникающие из семейных правоотношений - вид правовых споров, возникающих из отношений, регулируемых семейным законодательством. В соответствии со ст. 2 СК РФ семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Споры, возникающие из трудовых правоотношений - вид правовых споров, возникающих из отношений, регулируемых трудовым законодательством. В соответствии со ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности - требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации.

Стороны медиации - желающие урегулировать спор с помощью процедуры медиации субъекты отношений, указанных в ст. 1 Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)".

Третьи лица, не участвующие в процедуре медиации - иные, помимо сторон спора (субъектов спорного материального правоотношения), участники, на чьи права и обязанности может повлиять принимаемое медиативное соглашение.

Юридическое лицо - организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

 

Статья 1. Предмет регулирования и сфера действия настоящего Федерального закона

1. ФЗоПМ созданы условия для интеграции медиации в российскую правовую культуру. Законодатель институализировал процедуру медиации как легитимный способ урегулирования правовых споров, что является основанием для ее дальнейшего применения в различных сферах юрисдикционной деятельности.

В ч. 1 комментируемой статьи отражены цели принятия настоящего федерального закона.

1) Одна из главных целей заключается в создании правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора (процедуры медиации). В этом отражается значимость закона для практической юриспруденции. Можно выделить следующие правовые последствия реализации обозначенной цели.

Во-первых, законодатель признает за процедурой медиации статус законного способа урегулирования правовых споров, существующего наряду с судебным порядком, процедурой разрешения споров в третейском суде, в комиссиях по трудовым спорам, нотариальной процедурой. С 1 января 2011 г. система допустимых государством способов урегулирования споров пополняется еще одним - процедурой медиации. Особенность этого способа урегулирования правовых споров заключается в том, что он может применяться как альтернатива существующим юрисдикционным механизмам, так и наряду с ними. В частности, если участники правового спора обратились в суд, в третейский суд с заявлением о разрешении спора, это не исключает возможность обращения к медиатору с просьбой об его урегулировании с применением процедуры медиации. Так же как и урегулирование спора посредством медиации не исключает права на обращение за судебной защитой. Предлагаемый законодателем способ урегулирования спора не подменяет собой уже существующие институты, а дополняет их, предоставляя участникам гражданского оборота новые возможности в мирном урегулировании возникших разногласий. Это подтверждается и практикой.

Так, за 2010 г. Центром правовых технологий и примирительных процедур (медиации) УрГЮА было рассмотрено 27 заявок о проведении процедуры медиации. Из них 7 заявлений (что составляет около 26% от общего числа обращений) поступили в период, когда стороны решили урегулировать спор до обращения в суд. В 18 случаях, что составляет около 67% от общего числа обращений, процедура медиации проводилась, когда спор находился на рассмотрении на различных стадиях гражданского или арбитражного процесса. В 2 случаях (около 7% от общего числа заявок) спор был урегулирован в период реализации мер принудительного исполнения судебных актов.

Во-вторых, легитимируя процедуру медиации, государство признает и результаты этой процедуры - медиативное соглашение. Поскольку в рамках процедуры медиации стороны урегулируют спор исходя из своих интересов, а не на основе правоприменения, то принимаемое сторонами медиативное соглашение может содержать положения, не только регулируемые правом, но и выходящие за пределы правового регулирования. По общему правилу в медиативное соглашение могут быть включены любые условия, главное, чтобы они не противоречили действующему законодательству и не нарушали прав третьих лиц (т.е. лиц, не привлеченных к участию в процедуре медиации). Если медиативное соглашение не противоречит действующему законодательству, не нарушает прав третьих лиц, то оно должно признаваться органами государственной власти, местного самоуправления, другими гражданами, в том числе органами, осуществляющими гражданскую юрисдикцию. В частности, такое соглашение может быть удостоверено нотариусом, утверждено в качестве мирового соглашения в суде, третейском суде и т.д.

В-третьих, в связи с принятием закона можно вести речь о формировании в Российской Федерации новой системы урегулирования и разрешения правовых споров. До этого времени участники гражданского оборота имели возможность разрешать свои споры в рамках одной части такой системы - подсистемы, объединяющей деятельность органов гражданской юрисдикции (государственные суды, третейские суды, органы нотариата, комиссии по трудовым спорам и др.). В связи с принятием ФЗоПМ можно говорить о том, что законодателем сделаны шаги в направлении формирования внеюрисдикционной подсистемы урегулирования правовых споров, к которой следует отнести процедуру медиации. Основное отличие юрисдикционных от внеюрисдикционных способов урегулирования и разрешения правовых споров заключается в том, что в рамках первых уполномоченные лица выносят обязательное для участников правового спора решение, осуществляя свою деятельность в рамках правоприменительной деятельности, в то время как медиатор не обладает полномочиями по принятию обязательного решения, он строит свою деятельность по организации переговоров между спорящими сторонами, основываясь на их интересах. Медиатор не занимается правоприменением, его задача заключается в организации совместной работы участников спора по решению возникшей проблемы, оказание помощи в достижении взаимоприемлемого соглашения*(2).

Общепринято рассматривать медиацию в двух аспектах: 1) частная медиация, которая выступает как самостоятельный вид профессиональной деятельности по урегулированию правовых споров; 2) интегрированная медиация, являющаяся составной частью деятельности юрисдикционных органов (судов, нотариата, судебных приставов-исполнителей и т.д.). Выделение данных видов медиации имеет большое практическое значение, так как является основанием для дифференциации подходов в правовом регулировании.

Как правило, частная модель медиации закрепляется в отдельных законодательных актах, в которых регламентируются общие положения о медиации как альтернативной процедуре, раскрываются принципы, устанавливаются правовые гарантии института медиации, определяются требования, предъявляемые к медиаторам и организациям, оказывающим помощь в урегулировании споров посредством медиации. В частности, такие специальные законы приняты в Австрии, Словении, США и других странах.

Поскольку интегрированная медиация рассматривается как одна из дополнительных профессиональных компетентностей лиц, реализующих юрисдикционную деятельность, то правовое регулирование интегрированной медиации осуществляется в рамках отраслевого законодательства, которое регламентирует деятельность того или иного юрисдикционного органа. Если медиацией занимаются суды, то такая функция и процедура регулируется процессуальным законодательством; если нотариусы, - то соответствующими законами о нотариате; если служба судебных приставов-исполнителей, - в законах, регламентирующих деятельность этой службы. Именно по такому пути идет развитие интегрированной медиации в США, европейских странах.

В настоящее время в связи с принятием закона о медиации можно констатировать, что российский законодатель пошел по аналогичному пути, разграничивая частную и интегрированную модели медиации. В законе о медиации закрепляется модель частной медиации, которая позволяет формировать новый институт урегулирования правовых споров. В этой связи рассматриваемый закон в рамках реализации цели по созданию правовых условий для применения процедуры медиации направлен на решение следующих задач:

1) включить медиацию в систему допустимых способов урегулирования правовых споров;

2) создать условия для развития медиации как самостоятельного способа и института урегулирования правовых споров;

3) предусмотреть правовые гарантии обеспечения функционирования этого института;

4) определить общие правила проведения процедуры медиации;

5) создать условия для формирования независимого профессионального корпуса медиаторов, в том числе в сфере саморегулирования деятельности медиаторов и организаций, оказывающих содействие в обеспечении проведения процедуры медиации.

В ч. 1 комментируемой статьи отмечается, что процедура медиации рассматривается законодателем как альтернативная процедура урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора. В этой связи представляется важным определить контексты термина "альтернативный". В пояснительной записке к закону указывается, что процедура медиации рассматривается как альтернативный неюрисдикционный способ урегулирования споров, направленный на снижение судебной нагрузки. Такой подход законодателя представляется оправданным и является логичным продолжением ранее принятых положений, закрепленных в целевой программе развития судебной системы Российской Федерации на 2007-2011 гг.*(3), продленной до 2012 г., в Стратегии развития финансового рынка России на период до 2020 г.*(4)

Аналогичный подход к определению медиации как альтернативного по сравнению с публичным судебным порядком способа разрешения споров был реализован в США, где впервые и был введен термин ADR-Alternative Dispute Resolution, что в переводе означает "альтернативное разрешение споров" (АРС)*(5). Условно в развитии медиации как альтернативного способа разрешения споров можно выделить следующие направления:

1) создание альтернативы публичному порядку рассмотрения споров в государственных судах;

2) создание альтернативы между несудебными процедурами рассмотрения споров;

3) интегрирование АРС в процедуру рассмотрения споров государственными судами, в деятельность иных юрисдикционных органов, с сохранением альтернативы урегулирования споров в досудебном порядке.

В настоящее время в связи с широким применением медиации в юридической практике многих зарубежных государств, активным применением ее в международном обороте, предлагается заменить термин "альтернативное разрешение споров" на другие: "additional dispute resolution" ("дополнительная" (к судебной) система разрешения спора); "amicable dispute resolution" (дружественное урегулирование конфликтов); "accelerated dispute resolution" (ускоренное урегулирование споров); "appropriate dispute resolution" (надлежащее разрешение споров); "better dispute resolution" (лучшее разрешение споров); "innovative dispute resolution" (инновационное разрешение споров); "effective dispute resolution" (эффективное разрешение споров); "primary dispute resolution" (основной способ разрешения споров)*(6).

Исходя из этого, отдельными специалистами предлагается отказаться от использования прилагательного "альтернативные" и рассматривать всю совокупность способов разрешения (урегулирования) споров в качестве единой системы, включающей наравне с судебным разбирательством иные юрисдикционные, а также неюрисдикционные механизмы разрешения и урегулирования споров. В этом смысле процедура медиация будет являться одним из элементов данной системы*(7).

2) В качестве еще одной цели интеграции института медиации в практическую юриспруденцию законодатель называет содействие развитию партнерских отношений и формированию этики делового оборота. Эта цель вытекает из самой природы медиации, заключающейся в том, чтобы помочь спорящим сторонам выйти из состояния конфликта и перейти в состояние сотрудничества. В отличие от судебного разбирательства, в медиации нет выигравшей и проигравшей стороны. Особенность урегулирования спора с применением процедуры медиации заключается в том, что по ее итогам все участники находятся в состоянии "выигрыш-выигрыш", так как заключенное медиативное соглашение в равной мере учитывает интересы как одной, так и другой спорящих сторон. Принимаемое сторонами решение основывается на их интересах, и это является важным мотивом для добровольного его исполнения. Сама медиация, основанная на процедуре ведения переговоров, базирующихся на интересах сторон, способствует сохранению партнерских отношений между ними и формирует этику разрешения разногласий, возникающих в сфере гражданского оборота.

Развитие цивилизованных рыночных отношений неминуемо приведет к осознанию необходимости мирного урегулирования конфликтов. Стремление к сотрудничеству должно быть не только в построении бизнес-отношений, но и при разрешении возникающих из этих отношений разногласий. В этой связи философия многих крупных зарубежных компаний сегодня строится на поиске мирных путей урегулирования споров, без обращения в суд*(8). На необходимость формирования политики безконфликтных отношений обращается внимание на высших уровнях власти нашего государства*(9).

Следует отметить, что закрепляя указанную цель в ч. 1 ст. 1 комментируемого закона, законодатель тем самым формирует целый комплекс мер, направленный на создание условий формирования этики деловых отношений. Эти законодательные положения в совокупности с аналогичными целями, которые поставлены перед арбитражными судами (п. 6 ст. 2 АПК РФ) создают широкие возможности для сохранения и укрепления бизнес-связей, что является основой для формирования стабильной экономики государства.

3) Также в качестве цели принятия закона законодатель отмечает гармонизацию социальных отношений. Процедура медиации носит универсальный характер. Она не только направлена на урегулирование правовых споров, но и может стать основой для социокультурного развития общества, в том числе социальных отношений. При возрастающем осознании необходимости выстраивания с окружающими отношения сотрудничества, а не борьбы, будут укрепляться социальные связи в обществе. Медиация применима не только как способ урегулирования правовых споров, но и может стать основой для урегулирования большинства межличностных конфликтов.

2. В ч. 2 ст. 1 законодатель определяет предмет (определенный вид общественных отношений), на который направлено регулятивное воздействие настоящего закона. В комментируемой норме закрепляется общее правило, определяющее предмет регулирования и тем самым очерчивающее его рамки. Так, медиация, как самостоятельный способ урегулирования конфликтов применяется к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также по спорам, возникающим из трудовых и семейных правоотношений. Из данного правила можно выделить следующие особенности предмета регулирования настоящего закона.

Во-первых, медиация как эффективный способ разрешения различных конфликтов (социальных, политических, межличностных и др.) в настоящем законе рассматривается как способ урегулирования правовых споров. Государственная политика в области обеспечения доступности и качества правосудия предопределила и особый подход законодателя к определению предмета регулирования процедуры медиации: в соответствии с настоящим законом она рассматривается как способ урегулирования только правовых споров. Урегулирование споров, носящих неправовой характер (т.е. возникающих не в связи с реализацией прав и обязанностей участников правоотношений), не регламентируется настоящим законом. Означает ли это, что участники конфликта, возникающего в иной сфере, помимо права, не могут применять процедуру медиации? Представляется, что нет. Медиация имеет глубокие социокультурные основания, которые позволяют обращаться к этой процедуре для урегулирования различного типа конфликтов, возникающих не только в сфере действия права. Но такие ситуации выходят за рамки настоящего закона.

Во-вторых, законодателем применение медиации связано прежде всего со спорами, возникающими в сфере частноправового регулирования (гражданские, семейные, трудовые). Закон не регулирует применение медиации при рассмотрении уголовных дел, и в настоящее время она не может применяться по таким делам. Данный подход законодателя представляется оправданным, так как применение медиации в сфере уголовного судопроизводства имеет существенную специфику, которая должна определяться с учетом действующего уголовного, уголовно-процессуального законодательства. Во многих государствах вопросы применения медиации по уголовным делам регулируются специальными законами.

Например, в Финляндии с 1 января 2006 г. действуют Закон о судебной медиации по гражданским делам и Закон о медиации в уголовных и некоторых спорных делах. В соответствии с законом о медиации по уголовным делам в 2006 г. было проведено 3749 процедур, в 2007 г. - 10015, в 2008 г. - 11249. Среди категорий уголовных дел, по которым чаще всего проводятся процедуры медиации, выделяются дела об оскорблении чести и достоинства, нарушении тишины и покоя граждан, избиении, семейном насилии, кражах, нанесении ущерба, насильственных преступлениях. В 2008 г. в 74% случаев заявления о проведении медиации по уголовным делам поступали из полиции; в 22% случаев - из прокуратуры, в 0,2% случаев - по инициативе родителей. Медиацию по уголовным делам проводят добровольные медиаторы, аккредитованные при службах медиации*(10).

Особенности законодательной конструкции комментируемой части показывают, что при определении сферы правовой регламентации законодатель ориентировался на подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции, арбитражным судам.<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: