Безделье как наркотик
- Ученые сообщают, что человечество неудержимо теряет мозги.
- С чем это связано и чем нам грозит, Сергей Вячеславович?
Не все с этим согласны, но за последние 150 тысяч лег человек потерял минимум 250 граммов от массы мозга неандертальцев и кроманьонцев. То есть первобытные люди имели больший мозг, чем современные. Средний мозг у них весил около 1650 граммов, а мозг современного человека весит в среднем 1330 граммов. Это разница на массу целого мозга у небольших шимпанзе бонобо, на минуточку.
- Может быть, причина в том, что 150 тысяч лет назад человечество начало активно специализироваться? Кто пошел в земледельцы, кто в охотники…
- Дело в другом. Причина утери мозгов - искусственный отбор, который мы устроили сами себе. Все началось, когда люди стали жить большими социальными группами. Что нужно для спокойного существования такой группы? Однородность - чтобы никто не выделялся из серой массы, не качал права, не будоражил неожиданными идеями. А потому на протяжении веков человечество планомерно выдавливало из своей среды всех, кто не укладывается в понятие «среднее» - самых агрессивных, но и самых интеллектуальных. Потому что они доставляют максимум беспокойства.
Особенно очевидны плоды искусственного отбора на примере Европы. Гонения на еретиков, сжигание на кострах, инквизиция, которая просуществовала почти 700 лет, - все это механизмы искусственного отбора. И если в огромной России вольнодумным людям всегда было куда скрыться и где отсидеться - в леса Сибири, на Тихий Дон, то в тесной маленькой Европе куда денешься. Приходили местные крестоносцы - у кого было больше шансов выжить, у честных и благородных? Нет, конечно, - у того, кто успевал первым предать соседа, настучать на родственников. Вот такие подлецы выживали, получали долю чужого добра за предательство и продлевали свои гены в потомстве. В итоге сегодня Европа населена социально адаптированными конформистами.
Мы удивляемся, что они, не пикнув, сдаются на милость мигрантов. А чего удивляться - они много веков учились не сопротивляться, а приспосабливаться под обстоятельства.
Чересчур творческие, чересчур способные, с особыми свойствами поведения люди обычно не выживают. Из любой среды их стараются выкинуть и уничтожить. На них приходятся первые гонения. А вот посредственные серые мышки, убогонькие адаптанты - они безопасны. Именно этот насеко- марий и дает плодовитое потомство. Таким образом, человечество проводит на себе эксперимент, являясь одновременно экспериментатором и подопытным кроликом.
- Но, может, не так все страшно с этим уменьшением? Ведь мы все равно используем мозг только на 10 процентов.
- Это такая глупость, придуманная психологами еще в прошлом веке, но очень живучая. Бред! Если мозг будет работать на 10 процентов, то человек моментально умрет. Мозг работает всегда и полностью - и когда мы спим, и когда бодрствуем, благодаря этому мы дышим, мышцы работают, сердце бьется, тело находится в тонусе. Даже если вы ничего не делаете, просто лежите на диване и смотрите телевизор, в вашем мозге все равно образуются между нейронами новые связи и разрушаются старые. Этот процесс не останавливается до самой смерти.
Другой вопрос, что мозг наш старается сделать все, чтобы его не заставляли мыслить. Когда вы ни о чем не думаете, мозг тратит примерно 9 процентов энергии от энергии всего организма. А если вы начинаете активно размышлять, расходование достигает 25 процентов. Это гигантские траты. Орган, который весит лишь пятидесятую часть тела, пожирает четверть всей энергии тела. Ужасное расточительство, поэтому организм всячески пытается избежать мыслительного процесса. Для этого существует механизм поощрения. Если вы занимаетесь безмятежным бездельем, ваш мозг вырабатывает вам на радость замечательные соединения: канабиоиды, опи- оиды, эндорфины - целый комплекс внутренних наркотиков. И вы получаете кайф.
- Разве пень - не свойство характера?
- Если говорить о мышлении, то - нет. Мозг ленив, это специальное биологическое ограничение, чтобы мы не истощили его ресурсы. Вы начинаете решать какую-то умственную задачу, но вскоре отвлекаетесь, потому что возникает внезапное желание вынести мусор, приготовить еду, позвонить маме - в общем, сотворить миллион дел, лишь бы не думать. Думать энергетически невыгодно, вот организм и пытается избежать этого процесса. В этом парадокс: наш крупный мозг приспособлен решать очень сложные задачи, но он этого категорически не хочет.
- А если ему показать битком набитый холодильник: мол, я тебя прокормлю!
- Человечество миллионы лет жило под угрозой голодной смерти. В Англии карточки отменили только в 70-е годы прошлого века. Так что - не поверит.
- Но для чего тогда природа наделила нас возможностью мыслить? Если это затратно, небиологично и только мешает?
- Я уже сказал, что наш мозг имеет свойство образовывать новые связи. Мы думаем не за счет того, что электрохимические сигналы бегают, как уверены простодушные инженеры, создающие искусственный интеллект. Нет, гам другой принцип - морфогенез. Вы что-то пишете - и вдруг озарило. Это что произошло? В какой-то области мозга увеличилось кровообращение, нейроны наелись и образовали новые контакты. Возникла связь, которой раньше не было. Вот это и есть процесс мышления.
Так вот, пока головной мозг наших предков был маленький, а нейронов было немного, свойства нервных клеток образовывать новые связи приводили только к элементарному запоминанию и сравнению результатов своей активности. Но потом, очевидно, среда стала нестабильной, и это продолжалось довольно долго. Потребовались нестандартные решения, новые модели поведения. Головной мозг наших предков начал увеличиваться, решая эти задачи, связи нейронов стали исчисляться миллиардами. Так появилось мышление. Но эго не постоянное свойство человека, а дорогая резервная система на случай нестандартной ситуации. Так было миллионы лет назад, так остается и сейчас. Наш мозг сформировался не для того, чтобы рассуждать на философские темы, а чтобы решать три банальные задачи: раздобыть еду, размножиться и продемонстрировать свою доминантность. Вот если возникнет угроза вашей жизни, вашему потомству или вашему социальному статусу, тут, поверьте, мозг уговаривать не придется, он сам включится в борьбу за то, чтобы все это сохранить. Но прочие причины для интенсивных размышлений мозг считает неубедительными и мастерски их саботирует. Вплоть до симуляции кишечно-желудочных расстройств - лишь бы отвлечь неразумного хозяина от идиотской мысли тратить мозговые ресурсы.
- Только у человека мозг настолько энергетически прожорлив?
- Нет, что вы. Абсолютно так же обстоит дело у обезьян. Есть известные эксперименты, когда самку гориллы обучали языку глухонемых. Она осваивала язык очень успешно, выказала понимание абстрактных понятий, способность сопереживать животным других видов. Выпрашивая у экспериментатора губную помаду, самка гориллы мотивировала просьбу тем, что, намазав губы, станет намного красивее. Показывая на лошадь, запряженную уздечкой с металлическими деталями, она с сочувствием объясняла, что лошади больно во рту. Но! Сеанс разговора длился всего 40 минут, а потом обезьяна сутки лежала без сил, в огромном физическом истощении, и отказывалась работать с экспериментатором.
Кстати, если взять самое головастое животное по соотношению массы мозга к телу, то это колибри. У нее мозги занимают одну двенадцатую часть тела. Чтобы такой мозг прокормить, ей надо непрерывно принимать глюкозу. Крохотная птичка ест нектара в два раза больше своего веса, и все равно не хватает. Поэтому колибри периодически отключает мозги: садится на ветку и впадает в прострацию, которая называется торпидностью - временным анабиозом. У нее снижается температура тела, замедляются все жизненные процессы - такая природная сис тема защиты от перерасхода энергии. Но я не думаю, что нас с вами устроило бы подобное биологическое решение.
Лимбическая сила
- Скажите, почему наша память просыпается поздно - лет с пяти? И то вначале это сплошные отрывки в обрывках.
- Потому что мозг ребенка обрабатывает гигантское количество информации. Вся она записывается в синаптических связях. Но чтобы связи стали устойчивыми - то есть чтобы что-то в памяти сохранилось, к одной и той же информации надо возвращаться постоянно. А на ребенка идет вал разнородных сведений, и все связи полностью перестраиваются снова и снова. Лишь к пяти годам возникает что-то мало-мальски устойчивое, тогда и начинаются первые воспоминания. Если - раньше, то это отдельные события, связанные с какими-то потрясениями. Девочки обычно запоминают события, связанные с сильным страхом, а мальчики - с самореализацией.
По этой причине я считаю огромной глупостью отправлять детей в школу в шесть лет. Они все равно ничего не запомнят. Полная перестройка связей продолжается до семи лет, так что обучение лучше всего начинать в восемь лет.
- А вот психологи утверждают, что мы помним себя чуть ли не с внутриутробного существования, и эти воспоминания влияют на всю нашу последующую жизнь.
- Психологи не знают мозга. Все их рассуждения построены на словах, в которых нет ни одного признака науки. Фрейд, Юнг - о чем вообще разговор? Что мог придумать человек, у которого за всю жизнь было девять больных? Все эти выдумки про сознательное, подсознательное, бессознательное... А спроси у психолога, где все это в мозгах помещается, он не ответит, но зальет тебя новым потоком слов.
- Но у нас ведь действительно есть подсознательные решения - их подсказывает интуиция, хотя рассудок говорит: так не делай. Интуитивными решениями обычно козыряют женщины: я так чувствую. Интуиция - это что? Где ее место в мозге?
- Поскольку я, в отличие от психологов, мозги видел своими глазами и своими руками многократно помещал их под микроскоп для исследований, то могу ответить совершенно конкретно. Наш мозг устроен парадоксально. В нем есть противоречие между двумя системами. У человека имеется древний мозг, доставшийся нам еще от рептилий. Это лимбическая система, та, что контролирует дыхание, глотание, зевание, моргание и еще целый комплекс жизненно необходимых рефлексов, которым нас не надо учить, мы это и так умеем с рождения. Лимбическая система содержит набор инстинктивно-гормональных форм поведения.
Этой древней системе противостоит неокортекс - новая кора полушарий переднего мозга. Она возникла намного позже, это центр рассудочного поведения, которое часто противоречит эмоционально-гормональным инстинктам. Неокортекс - наше «я», именно там хранятся личные достижения человека, туда записываются все социальные правила и условности, которым его обучили. И эти формы поведения часто идут вразрез с видовым опытом, записанным в лимбической системе. Если упростить ситуацию, то противоречия между лимбической системой и неокортексом сводятся к противоречиям между «надо» и «хочу».
Самый конфликт начинается, когда возникает нестандартная ситуация. Дело в том, что наш замечательный, набитый разными сведениями неокортекс всегда предлагает несколько решений. Человек начинает колебаться - а что же выбрать? Это вызывает беспокойство, неуверенность в себе. Процесс принятия решения превращается в интеллектуальные страдания. Зато лимбическая система всегда сует одно-един- ственное решение. Поэтому, устав от колебаний, человек зачастую перестает рассуждать и со словами «мне так кажется» отдается на произвол лимбической системе.
- И это решение самое верное?
- И это решение всегда будет обезьяньим по сути - недальновидным и эгоистичным, но самым выгодным в данный момент. Интуитивное решение - не вековая мудрость, а выбор бабуина, стоящего на страже уже упомянутых трех главных ценностей: еды, потомства и доминантности.
Вот почему женщины так любят полагаться на интуицию - они по природе своей более биологичны, им детенышей растить. Мне жаль женщин - они заложники своего гормонального фона, живут инстинктами, даже когда не подозревают о том.
Вот для чего они взгромождаются на 15-сантиметровые каблуки, хотя это чревато невероятными проблемами с позвоночником в будущем? По очень простой причине: во всем ряду приматов удлинение голени самки сигнализирует, что она готова к размножению. Знает об этом девушка на каблуках? Да понятия не имеет. Но инстинкт подсказывает, что эго верный способ приманить самца. По той же самой причине девушки так любят шубы. Казалось бы, что за глупая идея - носить пальто мехом наружу? Теплее, если мех будет внутри! Но девушка чувствует, что мехом наружу - соблазнительней, и правильно, ведь это получается имитация обезьяньей шерсти. Самка шерстиста, а значит, здорова. По этой же причине девушки распускают волосы.
- А мужчины, можно подумать, свободны от инстинктивных «заманух»?
- Нет, конечно, мужчины тоже пользуются подсознательными намеками, не отдавая себе в том отчета. Скажем, когда мужчина проявляет интерес к женщине, то обычно дарит цветы. Между тем цветы - это половые органы растений. Если мужчина напрямую скажет, чего хочет от женщины, то может и в лоб получить. А вот вручение вязанки разноцветных «пиписек» воспринимается женщиной благосклонно. Несмотря на странность происходящего, эта анекдотичная ситуация повторяется тысячелетиями и точно отражает основную цель половых взаимодействий - размножение.
Там, где размер - не главное
- Так все-таки о размерах мозга. Насколько это влияет на интеллект?
- Мозг человека - один из самых изменчивых органов. Ученые очень давно взялись взвешивать человеческие мозги в попытке обнаружить связь между размером и умом. Измеряли содержимое черепов людей самых разных социальных групп, наклонностей и реализованных способностей. И выяснили, что очевидных связей между массой мозга и одаренностью не прослеживается. Скажем, мозг большой массы - 1650 граммов, 1770 граммов и 1925 граммов - был обнаружен у людей без особых способностей.
- Мозг Эйнштейна не взвешивали?
- Взвешивали - он потянул на 1230 граммов, что намного меньше средних показателей по планете. Это очень разочаровало исследователей. У Эйнштейна при жизни была вечно всклокоченная шевелюра, она создавала обманчивое ощущение, что гам, под волосами, располагается внушительных размеров мозг. А тут всего 1230 граммов, притом что гениальность Эйнштейна не вызывает сомнений. Вообще чем больше проводилось взвешиваний, тем меньше становилось понятно, как истолковывать результаты. Скажем, у двух писателей, Тургенева и Франса, разница в весе мозга оказалась в два раза: у Тургенева он весил 2012 граммов, а у Франса - 1017! А ведь их литературный дар примерно одного уровня. У политика Кромвеля мозг оказался весом 2000 граммов, а у великого химика Менделеева - лишь 1570 граммов - ну не странно ли? У поэта Маяковского мозг оказался больше, чем у физика Ландау: 1700 граммов против 1580 граммов.
- Мозг Франса весом в кило - как такое возможно вообще? Разве это не вес мозга идиота?
- Нет, но это нижняя граница возможного. Подсчитано, что у женщин способность вести полноценную социальную жизнь сохраняется при массе мозга 800 г, у мужчин - 960 г. Что касается максимальной границы, наибольшая масса мозга у мужчин и женщин без неврологических патологий составляет 2200-2300 граммов. Выше - это уже плохо, это говорит о серьезных болезнях. Скажем, максимальная масса мозга в 2850 граммов была обнаружена у 21 -летнего идиота, страдавшего эпилепсией. Но и в рамках, когда мы говорим о здоровом человеке, вариабельность массы головного мозга человека просто невероятна. 2,5 раза - это очень большая изменчивость.
Однако главное - не вес. Главное - это количественные и качественные различия в структуре коры головного мозга у разных людей. Это потрясающее открытие было сделано в 30-е годы прошлого века в стенах советского Института мозга. И тут мы обязаны большевикам, которые после смерти Ленина задались целью - найти материальные основы гениальности и одаренности людей. Идея принадлежала Феликсу Дзержинскому и Отто Шмитту. Пускай историки оценивают их деяния в историческом плане, я же скажу как специалист по мозгу: науке они оказали неоценимую услугу. В нищей стране, в условиях тотальной разрухи стала собираться уникальная коллекция мозга советских политиков, писателей, поэтов, музыкантов и ученых. Продавались бесценные произведения искусства, чтобы закупить аппаратуру для изучения этой коллекции. Задумка была колоссальной - создать Пантеон мозгов выдающихся людей, который должен был помещаться в голове гигантской статуи Ленина на крыше Дворца Советов.
В итоге были сделаны открытия, благодаря которым мы теперь знаем, что одаренность зависит от размеров и числа полей и подполей коры головного мозга. Размеры полей определяют конкретные функции: если поле большое - значит, и функции могут быть лучше. Скажем, у вас два десятка зрительных полей, и они огромны - значит, из вас выйдет отличный художник. А у меня этих полей намного меньше, и площадь их крохотная - я рисовать не умею вообще. Зато у меня большие речевые поля, и я пишу романы. Подобная разница между структурами мозга разных людей может достигать 40 крат. Ну представьте, что у вас руки в 40 раз больше, чем у меня. Или ноги. Или вы просто выше в 40 раз. Это немыслимые различия - как нам соревноваться? Да как нам просто договориться?
И вот эта индивидуальная изменчивость мозга перекрывает любые расовые различия. Ничего подобного в животном и растительном мире нет. Масштабы этой изменчивости таковы, что между двумя людьми разница может быть больше, чем между разными видами животных. Вог - волк и енот. Они не могут размножаться между собой и давать потомство - это разные животные. А некоторые люди не похожи друг на друга по строению мозга сильней, чем волк и енот. Что это значит? Это значит, что с негром, выросшим в совершенно другой среде, но имеющим мозги, по структуре схожими с вашими, вы можете договориться быстрей, чем с соседом, у которого мозги не похожи на ваши. Если у человека другая структура мозга, вы друг друга не поймете никогда.
- А можно про эти поля на примере?
- Возьмем Маяковского. Все его знают как поэта. Между тем исследование мозга Маяковского после смерти показало, что у него были кое-какие задатки, чтобы стать художником, и ни малейших - чтобы стать поэтом. Речевые поля у Маяковского были очень плохо развиты - это факт. Область Брока в его обоих полушариях на треть меньше, чем показатели в группе из 12 полушарий мозга, полученных от шести человек, не занимавшихся поэзией вообще. Эта картина выглядит еще более удручающей, если учесть различия в массе мозга: у Маяковского он был очень крупный, 1700 граммов.
Как известно, Маяковский и не собирался быть поэтом - он в 1911 году поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Там подружился с Давидом Бурлюком. Хитрый Бурлюк опасался прямой конкуренции с буйным Маяковским, вот и убедил его, что для дела революции важней писать стихи, что у Маяковского к поэзии талант. И Маяковский через большие мучения подключил моторные центры, чтобы сочинять. У него даже письменного стола толком не было, он придумал способ - непрерывно ходить, и под ритм этой маршировки подбирал рифмы.
Дело в том, что во время активной ходьбы кровоток в мозге перераспределяется в соответствии с метаболической нагрузкой. Правомерна формула - «что нагружается, то и кровоснабжается». Сенсомоторные центры и их неокортикальное окружение получали в прогулках поэта почти в два раза больше крови, чем другие области мозга. В итоге Маяковский получал в пользование огромную возбужденную моторную кору, которую частично рекрутировал для решения поэтических задач. Такая мобилизация интеллектуальных ресурсов позволяла ему находить своеобразные решения в схеме стихосложения и глубокие оригинальные метафоры. Вот что можно сделать даже без соответствующих задатков, если проявить невероятную волю и подключить к делу весь мозг!
Тем не менее поэтические задатки-то отсутствовали - отсюда вечная паническая неуверенность Маяковского в своем таланте, постоянная творческая истерия. Слабость речевых центров заставляла его непрерывно бороться с собой на открытых диспутах. Он интуитивно шел на то, чтобы развить свои скромные речевые возможности в условиях нервно-гормонального стресса. Это давалось с огромным трудом, вот почему Маяковский быстро терял контроль и переходил к прямым оскорблениям оппонентов.
К сожалению, если мозг велик, но не имеет ярко выраженной детерминации, как у Маяковского, это становится для его хозяина настоящей трагедией. Человеку постоянно хочется выделиться, но он не знает, куда себя приложить. Как известно, характер у Маяковского был невероятно тяжелым, он все время шел на скандал, жаждал славы любой ценой, пребывал в состоянии вечной неудовлетворенности и в конце концов покончил с собой. При исследовании его мозга было обнаружено в нижней лобной доле дополнительное подполе. У всех людей пять подполей в этом месте, а у него было шесть. Назначение его остается загадкой. Но понятно, что такое уникальное подполе, а также другие особенности мозга (небольшие поля с гипертрофированными участками) стали причиной необычных форм поведения Маяковского.
Зато если мы возьмем в качестве примера мозг Богданова Александра Александровича, то вопросов не будет. По его структуре сразу можно сказать: этот человек имел отличные задатки для занятий гуманитарными и точными науками. Так оно и было: Богданов был яркой, неординарной личностью. Он открыл первый в мире Институт переливания крови, написал знаменитый труд по кибернетике, опередив на 50 лет Норберга Винера. Он создал идеологию экономики стран социализма, и Ленин без стеснения у него списывал. Умер Богданов во время неудачного переливания крови, проводя над собой очередной медицинский опыт. Мозг его, достаточно крупного размера, имел все поля и под пол я, характерные для сбалансированного мозга крупного философа.
- А что показал мозг Ленина?
- Тут исследователи попали в трудную ситуацию. Мозг Ленина оказался по своей структуре абсолютно заурядным, что неудивительно. Хитрость политика, его ловкость, его самые блестящие победы по подавлению противников не имеют отношения к одаренности. Это просто проявление одного из трех животных инстинктов - стремления к доминантности. Инстинктивная форма поведения, доставшаяся нам от приматов. Политика - это квинтэссенция доминантности, цель политика - стать главным бабуином в стаде, будь то император, президент, патриарх или папа римский. Ленин был чрезвычайно изощренным политиком - но это проявление естественных животных инстинктов не имеет отношения к человеческой гениальности. Степень бабуинизации и гениальность - разные темы.
Читая отчет сотрудников Института мозга, который был отправлен с выводами в ЦИК СССР, я представлял весь ужас положения несчастных ученых. Вместо того чтобы открыть механизм, как на конвейере ковать гениев во славу страны, они обнаружили такие качественные и количественные различия мозга, которые поставили крест на краеугольных коммунистических идеях равенства и братства. Выяснилось, что: а) каждый мозг индивидуален, как отпечаток пальца; б) эти индивидуальные особенности столь разительны, что можно говорить о разных видах людей.
По сути дела коммунисты сами доказали, что концепция идеального человеческого общества невозможна по биологическим причинам. Но вывод этот они тогда не осознали и сделали ставку на воспитание - мол, создадим нового человека с помощью вколачивания в него правильных истин. Время показало, что против законов биологии не попрешь. Три главные ценности бабуина - еда, размножение и доминантность - все равно прорастут через любые благие намерения.
- Помню, как в советские времена под насмешливую присказку «все вокруг колхозное, все вокруг мое» народ без стеснения растаскивал казенное имущество. С пищевых комбинатов воровали еду, с производственных - гвозди и инструменты, и даже с проектных институтов персонал крал бумагу, ластики, карандаши - хотя ну кому они были нужны? Знакомый сотрудник тюрьмы выносил и складывал в гараже про запас совершенно ненужную ему колючую проволоку...
- Ну видите? И никакой моральный кодекс строителя коммунизма не помеха. Создать нового человека можно, но для этого надо отобрать людей с одинаковыми мозгами, а остальных перебить, чтобы не мешали строить идеальное общество. И все равно - структура мозгов не передается по наследству, и уже в следующем поколении эту сортировку пришлось бы проводить заново. Так что коммунизм никогда не будет построен. На его пути всегда будут стоять наши животные инстинкты.
От педолога слышу
- И все-таки! Вот вы говорите, что мозг наш ленив и стремится к праздности. Но есть же люди, беск орыстно двигающие вперед науку, создающие потрясающие произведения искусства.
- А это гении - они работают по своим особым законам. Мы говорили о двух системах мышления: инстинктивно-гормональной и рассудочной, которые определяют всю мыслительную деятельность обычного человека. Но у гениев тут встраивается третья система принятия решений - абсолютно нестандартная: благодаря наличию особой комбинации полей и подполей, определяющих их сверхспособности.
Эта третья система сильно отвлекает гения еще с детства, не дает ему покоя. У нас двойственность сознания, вечные колебания между инстинктами и рассудком (поработать или украсть? быть верным жене или завести любовницу?). А у гениев - тройственность сознания. Есть такая поговорка: надо помогать талантам, бездари пробьются сами. На самом деле гении всегда пробьются сами. Они просто иначе не могут, им надо обязательно свой дар реализовать.
- Тогда почему некоторые гении в детстве были двоечниками? Тот же Эйнштейн, например.
- Гениям очень тяжело жить в нашей системе социальных координат. Такой человек плохо вписывается в общество, часто выглядит странным, немного помешанным и немного идиотом. Тем не менее если мозг у гения большой, как у Жоржа Кювье, например, величайшего зоолога Франции, - 1861 грамм, то он способен симулировать свою социальность, прикидываться таким, как все. И тогда ему проще реализоваться. Но если мозг у гения маленький, то это совершенно асоциальный тип. У него просто не хватает участков мозга на то, чтобы скрывать свою инаковость, чтобы пытаться вписаться в общество. Все гении с маленьким мозгом - известные скандалисты, неуживчивые и странные люди. Вот у Циолковского был мозг - 1372 грамма, и все биографы отмечали его отвратительный, очень жесткий, совершенно нетерпимый характер.
- Можно пи одаренность человека выявить по тесту ай-кью - ведь это тест на уровень интеллекта?
- Нет. Тест ай-кью не имеет никакого отношения к интеллекту, об этом даже сам Айзенк говорил. Это сделано посредственностями для отбора посредственностей. Американцы, широко внедрявшие тестирование
с помощью индекса ай-кью, всех способных и талантливых в итоге отправили в тюрьму, а всех идиотов - в политику и науку. В 90-е годы они наконец сообразили, что натворили, и тестирование запретили. Но поздно - теперь приходится скупать мозги по всему миру. У нас в России попытки сортировать детей с помощью тестов широко предпринимались в 30-е годы прошлого века. Это делали педологи, адепты лженауки, измеряющей все анкетами и опросами. Однако деятельность их была пресечена довольно быстро. Был принят указ «О педологических извращениях в системе Наркомпроса», в нем говорилось, что методы педологов представляют собой форменное издевательство над учащимися, противоречащее здравому смыслу. Ребенку 6-7 лет задавались стандартные казуистические вопросы, после чего определялся его так называемый «педологический» возраст и степень его умственной одаренности.
В итоге огромное количество детей было зачислено в категории умственно отсталых и «трудных». В общем, разогнали тогда педологов, отменили тестирование, вернулись к царской системе. И это сразу дало плеяду блестящих инженеров, поднявших разрушенную экономику. Но грянул 21 век - и живучая педология вернулась делать свое черное дело в виде ЕГЭ. Я преподавал в высшей школе, и как только туда пришли первые выпускники, сдавшие ЕГЭ, ушел оттуда навсегда.
На самом деле способ, как определить одаренность человека, только один - пропустить его через пока еще не существующий томограф и прижизненно посмотреть структуру его мозга: какие поля и подполя у него развиты хорошо. Тогда ему можно подсказать верную дорогу в жизни. Но, к сожалению, пока что томографов такого высокого разрешения нигде не создают.