Прародина индоевропейцев




В первом томе указанной работы исследуется структура индоевропейского праязыка, его звуковая система, чередование гласных, строение корневой основы, древнейшие грамматические категории имени и глагола и способы их выражения, порядок грамматических элементов в предложении, диалектные особенности сходных языков и многое другое. А второй том этого исследования представляет собой во многом уникальный опыт реконструкции словаря индоевропейского праязыка, что дает возможность реконструировать также и соответствующую культуру его носителей.

Помимо всего прочего, фундаментальное исследование Т. Гамкрелидзе и В. Иванова позволило уточнить хронологические рамки бытования единого праязыка. Нижней границей его существования был признан период Ш-II тысячелетий до н.э., так как именно к этому времени относятся самые ранние свидетельства о хеттском и лувийском языках. Скрупулезный анализ клинописных табличек малой Азии позволил авторам сделать вывод, что выделение хеттского и лувийского языков из единой индоевропейской общности произошло не позднее IV тысячелетия до н.э. Именно этот период был признан верхней, то есть самой древней границей возникновения индоевропейского праязыка.

С той датировкой полностью согласуется и недавно обнаруженные древние свидетельства отделения от общего праязыка группы греческо-армяно-индоиранской языковой общности. К ней относится и особый индоиранский язык, существовавший, по данным хеттской клинописной библиотеки, не позднее середины II тысячелетия до н.э. в государстве Митанни (юго-восточные границы Малой Азии). А с ХV в. до н.э. становятся известными древнейшие крито-микенские тексты, написанные на особом диалекте греческого языка и расшифрованные в 1953 г.

Предложенная В.Т. Гамкрелидзе и В.В. Ивановым реконструкция словаря индоевропейского праязыка позволила им с достаточной степенью достоверности описать и саму прародину индоевропейцев. Она представляет собой область с горным ландшафтом, о чем свидетельствуют многочисленные описания горных вершин, отвесных скал, возвышенностей, ущелий, горных склонов и т.д. Этому описанию вполне соответствуют мифологические сюжеты, упоминающие горные реки, озера, водопады, бурные потоки, а также произрастающие на их берегах горные дубы, кустарники и другие растения, характерные для высокогорных областей.

В словаре индоевропейского праязыка есть слова, обозначающие березу, бук, граб, ясень, осину, иву, тис, сосну, пихту, грецкий орех, вереск, мох и т.д. Такая картина праиндоевропейского ландшафта, по мнению авторов этой теории, едва ли может относиться к равнинным районам Центральной или Восточной Европы, не говоря уже о Северном Причерноморье. Весь этот растительный мир больше напоминает северную часть Ближнего Востока, а также некоторые районы Балканского полуострова.

Тщательное изучение древнейших терминов дает основание предположить, что у древних индоевропейцев было развитое земледелие и скотоводство. Это нашло свое отражение в общих названиях домашних животных – конь, осел, бык, корова, овца, баран, ягненок, коза, собака, свинья, поросенок и т.д. В общем словаре индоевропейских народов немало терминов, связанных с пастушеством, причем даже для названия древних богов часто используется слово westoros, в чем можно без труда узнать знакомое нам слово «пастор».

Кстати сказать, именно в районе Закавказья выдающийся русский ученый Н.И.Вавилов находит родину древнего земледелия и называет его «плодородным полумесяцем». По его мнению, в районе Восточной Анатолии и Верхней Месопотамии находится наиболее благоприятные географические и природно-климатические условия для зарождения земледелия и появления первых цивилизаций. Именно там он долгие годы собирал дикие злаки, давшие начало культурным растениям.

Для определения индоевропейской прародины едва ли не решающее значение имеет терминология колесного транспорта. Ведь для длительных миграций требуется прежде всего колесный транспорт, без которого долгие переселения были бы практически невозможны. В результате кропотливых исследований было установлено, что подавляющее большинство названий колесных повозок, лошадиной сбруи, тягловой силы, а также плавки металла, из которого могли делать отдельные части имеют непосредственное отношение к территории от Балканского полуострова до Иранского нагорья, включая Верхнюю Месопотамию.

В этом же районе в IV тысячелетии до н.э. произошло одомашнивание лошади и других тягловых животных, а позже возникает общий для всех индоевропейских народов культовый погребальный обряд, в котором впервые используется колесница. Примерно в Ш тысячелетии до н.э. колесные повозки начинают появляться на Балканском полуострове и в степных районах Евразии, включая Северной Причерноморье. Правда, многие российские историки оспаривают эту точку зрения, считая, что одомашнивание лошади произошло на территории Северного Причерноморья (Краснухин).

Во времена существования Хеттской империи в середине II тысячелетия до н.э. хетты жили по соседству с морской державой Аххиява, одно название которой напоминает о существовании древних ахейцев, переселившихся на острова Эгейского моря и создавших первые греческие государства. В это же время хетты интенсивно контактировали смитаннийцами, язык которых, как и греческий, восходит к прагреческо-армяно-арийской общности. Анализ клинописных табличек, а также археологические данные свидетельствуют о том, что во II тысячелетии до н.э. на севере Передней Азии жили древние народы, говорившие на нескольких индоевропейских языках – хеттском, лувийском, хурритском, урартском, греческом, митаннийском, арийском и др. Многие из них со временем стали продвигаться на запад и заселять Балканский полуостров и острова Эгейского моря, включая материковую Грецию. Примерно в это же время две группы носителей индоиранских диалектов отправились на восток. Одна осела в горах современного Афганистана и вплоть до сегодняшнего дня, как отметил в свое время Н.И.Вавилов, сохранила в своих нуристанских (кафирских) языках оригинальные реликты прошлых времен.

Другая группа индоиранцев пошла на восток более южным путем и осела в тех районах, которые сейчас занимают Иран и Северная Индия. Самая ранняя форма древнеиндийского языка известна нам по сборникам священных гимнов «Вед», из которых наиболее древним считается «Ригведа». В эти гимнах упоминается доарийское население долины реки Инд, которое отчасти вымерло в результате наследственных заболеваний, а отчасти было покорено или истреблено вторгшимися в страну арийскими племенами. Любопытно, что арийские племена, как правило, не смешивались с покоренными народами из-за прочной системы кастового строя, запрещавшего смешанные браки, и именно поэтому сохранились до настоящего времени. Кроме того, они обладали врожденным иммунитетом от тропической малярии, который можно было приобрести только в болотистых районах Передней Азии, а не в более северных районах, где раньше видели прародину индоевропейцев.

Согласно предположению Т.В. Гамкрелидзе и В.В.Иванова, древние иранские племена, отделившись от митаннийских арийцев, направились в Среднюю Азию, где раскололись на две большие группы. Первая из них осталась на востоке и дала начало тохарским языкам, распространившимся почти до Китая. Другая группа по неизвестным причинам повернула на запад и положила начало формированию древних европейцев. Стоит заметить, что впервые тохарские языки досконально исследовал выдающийся британский востоковед Хеннинг, который высказал предположение, что прародиной тохарцев были плоскогорья Передней Азии, расположенные неподалеку от современного озера Урмия. Потом они пересекли Иранское плоскогорье и после долгих мытарств осели в районе современного Восточного Туркестана. Со временем тохарские народы распространились на огромных пространствах Евразии вплоть до Северного Причерноморья, где обрели себе вторичную родину.

Много лет назад известный американский языковед Сэпир открыл очень интересное явление, ставшее для многих лингвистов путеводной звездой. Первоначальная территория возникновения некоей языковой семьи позднее характеризуется очень большой диалектной дробностью. Иными словами, чем больше диалектов и наречий обнаруживается в каком-то определенном районе, тем больше вероятность, что именно эта территория является первоначальной родиной их формирования.

Что же касается прародины древних европейцев, то вполне можно допустить, что на самом деле их было две. Первая из них была расположена в горных районах Передней Азии, а второй стали степные районы Северного Причерноморья. Именно там продолжали формироваться древние европейские народы до того, как окончательно переселиться в Европу. Оттуда в Ш-I тысячелетии до н.э. племена киммерийцев, кельтов, иллирийцев, италиков, греков, германцев, балто-славян и многих других народов постепенно расселялись по Европе, интенсивно смешиваясь между собой и порождая совершенно новые этнические образования. Правда, нельзя исключать, что многие древнеевропейские народы и прежде всего греки и италики добрались до Европы южным путем, используя для этого острова Эгейского моря и переправу через Босфор и Дарданеллы.

Таким образом, концепция В.Т. Гамкрелидзе и В.В.Иванова предлагает своеобразный компромисс между сторонниками «циркумпонтийской» теории (причерноморской) и теми, кто давно уже считает прародиной индоевропейцев те или иные районы Передней Азии. Что касается первой из них, то она получила очередное подтверждение на Международной конференции по сравнительному языкознанию, которая прошла под эгидой МГУ в Москве в марте 2008 г. Одним из самых обсуждаемых докладов по теме «Языковые контакты в аспекте истории» стал доклад профессора К. Г. Красухина» «Лошади, ослы и индоевропейцы в Малой Азии», где была предпринята еще одна попытка установить прародину индоевропейцев. Проанализировав комплекс лингвистических, исторических и археологических данных, автор доклада пришел к выводу, что прародиной индоевропейской общности мог стать только тот район, где впервые была одомашнена лошадь. Таким районом, по его мнению, могло быть только Южное Поднепровье, где вплоть до середины ХIХ в. времени водились тарпаны – дикие лошади, которые стали прародителями домашних лошадей. Они были приручены в IV тысячелетии до н.э. и стали главным фактором распространения индоевропейцев по окрестным территориям, включая Переднюю Азию, где обитавшие там семитские народы называли лошадей «ослами с гор». По всей видимости, они уже успели одомашнить ослов, но еще не знали, что такое лошадь.

Еще более смелую гипотезу выдвинули украинские ученые во главе с известным археологом Ю.А.Шиловым. Подробно изучив археологические данные, полученные при раскопках Каменной могилы, на острове Хортица и в других местах Северного Причерноморья, они сделали сенсационный вывод о том, что вскоре после Всемирного потопа на этой территории образовалось древнейшее праиндоевропейское государство Аратта (VI-IV тыс. до н.э.), которое частично совпадает с так называемой Трипольской культурой. По их мнению, именно сюда переселились древнейшие жители Анатолии в VI тыс. до н.э., спасаясь от поразившей их засухи. Получив там определенные навыки примитивного земледелия и скотоводства, они добились существенного прогресса и фактически образовали новую общность индоевропейских народов, которая некоторое время спустя распалась на ряд отдельных групп и народов (арийских, европейских и т.д.).

Существует достаточно серьезное предположение, что вопрос о происхождении древних языков всегда останется без ответа. Тайна лингвогенеза может навсегда остаться так называемым «философским вопросом», то есть вопросом, который человечество всегда будет задавать, без какой бы то ни было надежды получить на него конкретный ответ. Оказалось, что люди могут легко перенять чужой язык, даже не отдавая себе отчета в том, что при этом они навсегда теряют свою этническую самобытность и вливаются в другую культуру. Иначе говоря, те или иные народы могут легко менять язык завоевателей и вместе с ним свой менталитет, сохраняя при этом неустранимые последствия архетипов.

Таким образом, язык древних народов постоянно сталкивается с другой этнической культурой и до поры до времени соперничает с ней, не имея никаких шансов на успех. Язык всегда побеждает этногенную культуру, навязывая ей собственные образцы поведения и мышления. Иначе говоря, пассионарный этнос может навязать свой язык покоренному народу, изменив его ментальность, но и покоренный этнос может с такой же легкостью воспринять чужой язык, стараясь приспособиться к победившему этносу. Именно в этом и заключается главная тайна древних языков и культур. Одни из них сохранились до настоящего времени, пережив невероятные исторические перипетии, а другие навсегда исчезли, передав свое наследие другим народам.

Подводя итог, можно сказать, что за последние десятилетия исследование индоевропейских проблем продвинулись далеко вперед, предложив ряд новых и довольно плодотворных гипотез. Однако в целом индоевропеистика находится в зачаточном состоянии не осмеливается дать окончательное решение тех проблем, которые были поставлены еще в античные времена. При этом исследователи ХХI в. возлагают большие надежды на современные компьютерные технологии и машинные способы обработки огромных массивов информации. Нет никаких сомнений, что в будущем многие проблемы индоевропеистики будут решены с помощью компьютерного моделирования лингвистических и этнографических процессов.

Контрольные вопросы

1. Какие варианты определения праязыка существуют на сегодняшний день?

2. Что такое «ностратическая» макросемья языков?

3. Кто впервые выдвинул идею ностратической общности? Кто обосновал эту научную идею?

4. Что такое «глоттохронология»? Для чего служит компаративный анализ, лежащий в основе глоттохронологии?

5. Где находилась прародина индоевропейцев, по мнению первых исследователей этой проблемы?

6. Какие хронологические рамки бытования единого праязыка были установлены Т. Гамкрелидзе и В. Ивановым?

7. Какие выводы позволила сделать реконструкция словаря индоевропейского праязыка?

8. Где находился открытый Н.И.Вавиловым «плодородный полумесяц»?

9. Какие пути продвижения древних народов были выявлены учеными на основе анализа клинописных табличек и других исследований?

10. Какие существуют мнения по поводу местонахождения прародины древних европейцев?

11. Почему вопрос о происхождении древних языков может остаться «философским»?

 

Задание: Проверь себя!

 

Вспомните и объясните, что означают следующие слова:

 

Ересь, зодиак, идеограмма, идиллия, иероглиф, индиго, инкрустация, инкубация, инцест. Ипотека, ипподром, календарь, Кассандра, кентавры, колосс, консул, копия, корона, косметика, ксенофобия, культ, культура, куратор, лабиринт, лексикография, лета, литургия, логистика, Люцифер

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: