Женская и мужская татарская национальная одежда




Завивайся, плетень

В игре «Плетень» девочки становились в ряд, взявшись за руки. Одна из них, запевала, начинала «плести плетень», вела за собой вереницу девочек, подныривая под руки двух самых последних участниц в ряду. Эта пара разворачивалась, а ведущая подныривала под руки следующей пары, и так до конца ряда. Потом «плетень» развивали, начиная движение в обратном направлении. Во время игры пели специальную песню: «Вейся, вейся, плетень, завивайся…»

Аулак – татарские посиделки

Для татар аулак (молодежные посиделки) – это синоним праздника и веселья. Аулак не обходился без игр. Особенно популярной была «Йозек» («Колечко»). Правила игры были несложными: все участники садились в ряд со сложенными, как для приветствия, ладонями. Выбирали двух ведущих, один из них обходил каждого участника и, прикасаясь к их рукам, старался незаметно вложить в них колечко. Иногда он делал обманный маневр, задерживаясь возле кого-то, чтобы отвлечь внимание второго ведущего, которому полагалось сказать, у кого находится колечко. Если он угадывал, обладателю украшения полагалось исполнить шутливый «приказ» - спеть, станцевать, что-то изобразить.

Татарская изба

В отличие от других тюркских народов, казанские татары столетиями жили не в юртах и кибитках, а в избах. Правда, в соответствии с общетюркскими традициями у татар сохранился способ отделения женской половины и кухни особым занавесом – чаршау. Передняя стена избы от угла до угла была занята широкими нарами, на которых покоились мягкие пуховики, перины и подушки, у бедняков заменяемые войлоками. Нары в моде и по сей день, ибо за ними традиционно было закреплено почетное место. Кроме того, они универсальны по своим функциям: могут служить местом работы, приема пищи, отдыха. Обязательным атрибутом интерьера были красные или зеленые сундуки. По обычаю, они составляли непременную часть приданого невесты. Следующий атрибут интерьера татарских сельских жилищ являлся яркой национальной особенностью, причем характерной только для мусульман. Это популярный и повсеместно почитаемый шамаиль, т.е. написанный на стекле или бумаге и вставленный в раму текст из Корана с пожеланиями мира и благополучия семье. Характерной деталью интерьера татарского жилища также были цветы на подоконниках.

Татарские национальные украшения

Пышное нагрудное украшение изю, которое нашивается на платье. Представляет собой широкую ленту галуна, унизанную металлическими бляхами, брошками, монетами, самоцветами и бухарскими пряжками. Это украшение носят преимущественно замужние женщины. Довольно оригинальным украшением является хаситэ. Она представляет сплошь унизанный металлическими украшениями пояс, на котором висят: пряжки, брошки, медальоны, разные подвески, монеты и т.д. Носится хаситэ перевязью, через правое плечо, с таким рассчетом, чтобы под сердцем у татарки как раз приходился особый кармашек, в который вкладывается футляр с молитвой. К оригинальным украшениям татарок относятся накосники, бляхи, пряжки, застежки, перстни, массивные серьги, кольца, ожерелья, пуговицы, браслеты, амулеты и многие другие занятные безделушки, выполненные с большой любовью и вкусом. По своему производству, все эти предметы ювелирного характера выполнялись казанскими татарами и даже татарками, некоторые же привозились из Бухары, Кавказа и Стамбула, худшие же, для бедноты, изготовлялись в Рыбной слободе русскими кустарями.

Религия татар

Традиционная религия татар – ислам суннитского толка.

Традиционные занятия

В основе традиционного хозяйства волго-уральских татар в 19 - начале 20 века было пашенное земледелие. Выращивали озимую рожь, овес, ячмень, чечевицу, просо, полбу, лен, коноплю. Также занимались огородничеством, бахчеводством. Пастбищно-стойловое животноводство некоторыми чертами напоминало кочевое. Например, лошади в отдельных районах целый год паслись на подножном корму. Охотой всерьез занимались только мишари. Высокого уровня развития достигали ремесленное и мануфактурное производство (ювелирное дело, валяльно-войлочное, скорняжное, ткацкое и золотошвейное), работали кожевенные и суконнные заводы, была развита торговля.

Национальный костюм

Традиционный татарский костюм мужчин и женщин состоял из шаровар с широким шагом и рубашки, на которую надевалась безрукавка, часто расшитая. Женский костюм татар отличался обилием украшений из серебра, раковин каури, стекляруса. Верхней одеждой служил казакин, а зимой - стеганый бешмет или шуба. На голове мужчины носили тюбетейку, а поверх нее меховую шапку или шляпу из войлока. Женщины носили расшитую бархатную шапочку и платок. Традиционная обувь татар - кожаные ичиги на мягкой подошве, поверх которых надевали галоши.

Женская и мужская татарская национальная одежда

Основополагающие элементы одежды были общими для всех татар. Общим признаком татарского национального костюма была его трапециевидная форма. Татары носили длинные широкие туникообразные рубахи и распашную верхнюю одежду со сплошной приталенной спинкой.

Основу татарского костюма у мужчин и женщин составляли рубаха (кулмек) и штаны (ыштан).

Вплоть до середины XIX века общераспространенной у татар была древняя туникообразная рубаха, шилась она из прямого, перегнутого поперек полотнища, без плечевых швов, с ластовицами, вставными боковыми клиньями и разрезом по центру груди. У казанских татар преобладала рубаха с воротником-стойкой.

От других туникообразных рубах татарская рубаха отличалась своей длиной и шириной. Она была очень свободной, длиной до колен, с длинными широкими рукавами и никогда не подпоясывалась.

Женская рубаха отличалась от мужской только длиной – она доходила почти до щиколоток.

Состоятельные татарки могли позволить себе шить рубахи из дорогих покупных тканей – шелка, шерсти, хлопчатобумажной ткани и парчи. Такие рубахи украшались воланами, разноцветными лентами, кружевом, тесьмой.

Неотъемлемой частью женской древней рубахи был нижний нагрудник (кукрекче, тешелдрек). Он надевался вниз под рубаху с глубоким вырезом, чтобы скрыть распахивающийся при движении вырез на груди.

Штаны (ыштан) представляют собой широко распространенную форму тюркской поясной одежды "штаны с широким шагом".

Мужские штаны шились обычно из полосатой ткани (пестряди), женщины носили однотонные. Нарядные праздничные или свадебные мужские штаны шились из домотканой ткани с мелкими яркими узорами.

Верхняя одежда татар была распашной. Шилась она из фабричной ткани (х/б, шерсть), сукна, холста, домотканой ткани и из меха. Верхняя одежда шилась с цельной приталенной спинкой, с клиньями по бокам и правосторонним запахом. К такой одежде можно отнести (безрукавный или с коротким рукавом) камзол, являвшийся разновидностью домашней одежды, казакин – вид демисезонной одежды, бишмет – зимняя верхняя одежда утепленная ватой или овечьей шерстью, чабулы чикмен – рабочая одежда из домотканого сукна, чабулы тун – меховая шуба, нередко крытая тканью. Для посещения мечети мужчины носили чапан.

Неотъемлемым атрибутом верхней одежды татар был пояс. Использовались пояса из домотканой материи, из фабричной ткани, реже – вязаные.

Женская верхняя одежда отличалась от мужской лишь декоративными деталями. При пошиве женской одежды использовали отделку мехом, вышивкой, позументом, декоративной строчкой.

Часто женщины носили поверх рубахи камзол. Камзол считался летней домашней или выходной одеждой, в зависимости от отделки. Камзолы шили длинными до колен или короткими до бедер, с рукавами и без, с высоким воротом или с глубоким вырезом на груди. Края подола, проймы рукавов, ворот камзола украшали позументом, полосками галуна, птичьими перьями и мехом. Затем в восточных районах камзол стали украшать монетками.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: